Один из посетителей Старого Афона обратил внимание на то, что слово «искушение» не сходит с языка афонцев и встречается у них чуть ли не в каждой фразе. И это не без причины. Тот же посетитель сам признался, что нигде в мире он не встречал такой серьезности в отношении к делу спасения своей души, какую он встретил на Афоне. Этим следует объяснить и пристрастие афонцев к слову «искушение». Что же такое искушение?
Во-первых, искушением называют все тяжелые, неприятные для души переживания, приходящие к человеку извне, по Божию попустительству — в наказание, для исправления, для испытания в вере. Сюда будут относиться болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей.
Во-вторых, искушением называется состояние души, когда ей непосредственно темной силой или через слова людей навязываются мысли, а сердцу чувства или пожелания, нарушающие душевный мир или влекущие к нарушению Божественных заповедей, требований совести и разума. Подобное искушение неизбежно для каждого человека, пока он живет на земле. Сам Господь в пустыне «был искушаем от диавола» (Мф. 1-11). Почему же Господь допускает искушения и говорит, что «надобно придти соблазнам»?
На этот вопрос так отвечал святой праведный отец Иоанн Кронштадтский: «В жизни христианской необходимы искушения, пробы для испытания нашего духовного состояния. Как для пробы каких-либо вещей, например, серебра, нужны инструменты, так и для пробы или испытания души нужны люди, которые намеренно или вовсе неумышленно своими поступками в отношении к нам делали бы явным и для нас и для других — покорны ли мы Божиим повелениям, объяв ленным нам в Евангелии, или нет — «по духу ли мы живем или по плоти?»
Вот почему диаволу непосредственно или через людей попускается искушать всякого человека. Как пишет преподобный Варсонофий Великий одному из своих учеников: «Неужели ты думаешь, что диавол перестанет искушать кого-либо». Действительно, наш искуситель — сатана и его воинство в течение тысячелетий не устают изощряться в искушениях людей — каждой человеческой души.
http://www.library.pravpiter.ru/book_4/10.htm