Владимир,
мне думается, что когда человек встает на путь жизни о Христе, он неизбежно приходит к необходимости осмысления вопросов, о которых Вы говорите. Вот мысли, которые для меня являются вобщем-то некоторым ответом на эти вопросы. Не знаю, получится ли написать цельно.
Получение, добывание полного ответа подразумевает длительный подвиг христианской жизни, длиною скорей всего в целую жизнь.
Справиться, совладать с неукротимостью естества , особенно молодому человеку, это потребует от человека много подвига. Об этом в житиях Иоанна Многострадального, Моисея Угрина, Моисея Мурина. Добиться совладания с плотью и какого-то подчинения ее духу можно только взыскуя помощи Божией и обретя ее. Об этом ясно пишут отцы, только одна помощь Божия может укротить разгорячение крови, сам никто никогда не может с этим справиться. Из наших современников у ст. о.Иосифа Исихаста и его учеников, у арх.Софрония Сахарова в письмах к арх.Димитрию Бальфуру написано об этой брани против плоти.
Зачем мне подчинять духу естество? Затем что зовет мое сердце Христос. Ради него желаю преодолеть всякую свою немощь.
Потому не хочу я уподобляться скоту бессловесному естеством, а напор его таков, что если отпустить поводья, то ему я как раз и уподобляюсь. Этот напор, как говорят о том отцы, не только от природной неукоризненной страсти, но разгорячение крови влагается и бесом. Блудной брани неизбежно подвергаются все, она есть и часть монашеского искуса, и монашествующим, отказавшимся от семейных отношений, эта брань вменяется в мученичество. В мученичество! Отцы говорят, эта брань не оставляет человека до глубокой старости. Природа и бесовская брань - кто устоит против этих сил, если не прийдет помощь Божия и не выведет в успокоение от страсти?
Цель жизни подвижника - стяжать Любовь Божию. У греков для обозначения разных оттенков смысла слова любовь используется несколько слов, одно из них - эрос. Довелось читать, ст.Паисий Святогорец писал про эту главную задачу монашеской жизни - стяжать Божественный Эрос. Это было открытием, в смысле что греки употребляют слово эрос, говоря о любви к Богу. Но не мне тут о чем-то рассуждать.
Господь дал нам человеческую природу, и следствие этого - взаимное вожделение полов. Возвращаясь к цитатам Писания, которые уже привел Григорий,
скажем, что в этом смысле цитаты из Евангелия
4 ... не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
(Матф.19:4-6)
и из Апостола
2 Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.(1Кор.7:2,5)
показывают честное оправдание, указывают на Божие благословение отношений внутри семьи.
Однако неизбежен вывод, что Господь благословил половые отношения как снисхождение к немощи человека, происходящей от природы, от естества. Половая любовь внутри семейных отношений - отблеск "любви будущего века".
Апостол в своем послании продолжает:
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. (1Кор.7:6,7)
и Евангелия
11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит. (Матф.19:10-12)
Не все могут, немногие могут вместить. Приходится выбирать каждому человеку - какого пути он ищет, жизни в браке, или монашества, и эти пути в православии утверждаются равночестными.
В заключение всего сказанного, приведу последнюю выдержку:
"Св.Максим Исповедник говорит о пяти препятствиях, которые не смог преодолеть Адам, и которые теперь преодолевает человек с помощью Нового Адама: Христа.
Это противоречия между
- нетварным и тварным
- мысленным и чувственным
- Раем и Вселенной
- небесным и земным
- мужским полом и женским.
От преодоления последнего он приходит к преодолению первого, противоречия нетварного и тварного.
Истинно монашеская жизнь есть постоянное подражание Христу. Монах, стремящийся к совершенству, проходит все ступени Христова пути: Господь в нем чудодействует, претерпевает скорбь и поругание, распинается, воскресает и возносится. Поскольку в душе монаха Христос, ему удается объединить свой внутренний мир с внешним. Таким образом святой человек всего себя и весь мир приводит к Богу, и в силу этого является величайшим благодетелем человечества."