Исихазм

Автор Тема: "Цветник" священноинока Дорофея  (Прочитано 43507 раз)

Симеон

  • Гость
"Цветник" священноинока Дорофея
« : 31 Октябрь 2004, 09:49:14 »
Отцы, братия и сестры.

Несколько лет назад на Святой Горе Афон в ворохе старых русских  журналов нашёл я в журнале "Русский инок" за 1914 год № 8 несколько глав из "Цветника" Священноинока Дорофея. Их сила просто заворожила меня. Я перефотографировал эти страницы, но больше номеров с остальными главами мне доступно не было. На сайте "Russian Inoc" также нет этих номеров.

У этой книги интересная судьба.
Автор, священноинок Дорофей, жил в 17 веке. Его книга имела очень широкое хождение на руках, издавалась несколько раз в 18 веке. позже, по моим сведениям, не издавалась. Её очень ценили прп. Амвросий Оптинский, Паисий Величковский со учениками, свт. Феофан Затворник и свт. Игнатий (Брянчанинов). Последний ставил её на одном уровне с трудами Исаака Сирина. Обращена она к ищущим умного делания, притрудного и строгого подвижнического жития. По ней научился умной молитве Иосаф Белгородский.
Но найти её невозможно, на что и свят. Игнатий указывал, что в его время эта книга редка, а потом она и вообще исчезнет - наверное, из-за отсутствия делателей.


Может кто-то где-то встречал?
Большинство ссылок в Интернете- на те же частые цитаты из "Цветника" у свт. Игнатия.
Имеющиеся несколько глав я отправил Михаилу А., с позволением выложить на этом сайте.

С надеждой на понимание

Симеон.

Симеон

  • Гость
"Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #1 : 31 Октябрь 2004, 09:55:46 »
Для представления, что же это такое- несколько цитат:

"...Зачем ты ищешь помощи и услуг в болезни и в больнице? Не много ли лучше возложить упование на Бога? И зачем ты желаешь и добиваешься жить много лет? Не тогда ли ты умер, когда ушел из мира и не тогда ли ты назвался мертвецом, когда отринул человеческую помощь и возложил надежду на Бога. Ты помышлял тогда отложить попечение, как несуществующий. Бог, давший и сотворивший тело, душу и жизнь, подаст и терпение в скорбях и исцеление в недугах и здоровье, и нужное для жизни и что нам потребно в пищу и одежду; от нас же требуется только добровольное соизволение на благое и непрестанный подвиг и молитва.


Не должно нам бояться напастей и лишения потребного для существования ни самой смерти, работая для безсмертной жизни, как сказал Господь: не заботьтесь о том, что вам есть или что пить, или во что одеваться, потому, что всего этого язычники, некрещённые, не знающие Бога. О вас же знает Отец ваш небесный, что вы нуждаетесь во всём этом. Ищите прежде царствия Божия…

Если же кто дерзнёт иметь безмолвие и уединение, т. е. жить в пустыне, не имея ничего, ни пищи, ни одежды, ни человеческой помощи, ни даже теплой веры, то и таких не оставляет Бог. Если же ты нарочно приготовишься, и будешь усердно верить, и будешь иметь потребное для тела, то потом, если и оскудеет это и случится тебе умереть от голода, надеясь на живого Бога, а не на тленное имущество, то Господь причтёт тебя к мученикам, ибо ты пришёл не для покоя и сытости, но на искание царствия небесного.
Однако мы все должны верить, что не оставит нас Господь, выведший некогда из Египта многочисленный народ, столь много промышлявший о нём, сильно умучивший египтян наведением на них 10 казней, проведший возлюбленный народ чрез Чермное море и потопивший фараона. Не оставит нас Господь, столько народа питавший в пустыне без хлеба и покоривший язычников в 40 лет. И никогда и ни в чём не оставляет Бог несомненно надеющихся на Него. Только положи в залог крепкую веру и знай, что не напрасно ты умираешь, но как веровал, идёшь в след Христа и ни о чём не заботься. Имей Христа, как должника, и иди во след Его, ожидая помощи во всякой нужде. Если же и придётся пострадать в настоящем веке, не будем удивляться, но будем ожидать покоя в будущей жизни. Никто не получает от Бога помощи, если в ней нет нужды; никто не укрепляется в вере без своевременно оказанной ему Божией помощи, и не спасается без веры. Если же скончаемся, то украшенные многим терпением, потому, что ради Бога во благих делах скончали жизнь, то совершили благое течение.
Короче сказать, один час и смертный конец и затем все человеческое испытывается или в добрых делах, или в злых; в чем смерть застанет человека, в том Бог и будет судить его, а что же больше того, чтобы, пострадав ради Бога, скончаться, Я не нахожу ничего выше, славного и блаженного, как пострадать ради Бога и скончаться во благих и духовных делах и получить будущие блага и райское наслаждение, покой, пребывание с ангелами и наследие Богом данной безконечной жизни. Благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава и прежде и ныне и всегда, и во веки веков, аминь.

AlexS

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

"Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #2 : 31 Октябрь 2004, 11:41:49 »
Где-то я читал, что конспект «Цветника» под названием
«Крины сельные» составил некто Диомид Серков, а
сокращенным вариантом «кринов» пользовались в обители
преп. Паисия Величковского. Собственно этот сокращенный
вариант несколько раз переиздавался и в интернете выложен
по адресу http://www.pagez.ru/olb/042.php
Но Вам, должно быть это и самому известно.

Симеон

  • Гость
"Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #3 : 31 Октябрь 2004, 21:12:27 »
Цитата: AlexS
Где-то я читал, что конспект «Цветника» под названием
«Крины сельные» составил некто Диомид Серков, а
сокращенным вариантом «кринов» пользовались в обители
преп. Паисия Величковского. Собственно этот сокращенный
вариант несколько раз переиздавался и в интернете выложен
по адресу http://www.pagez.ru/olb/042.php
Но Вам, должно быть это и самому известно.



Нет, мне это не было известно, спаси Господи. Сокращённый вариант я посмотрю, но свт. Игнатий, например, цитировал 56 главу об общежитии. Т.о. их как минимум 56, а "Крины сельные" имеют меньше.

Симеон

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

"Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #4 : 01 Ноябрь 2004, 14:15:37 »
Отрывок из "Цветника", приведенный Симеоном, раскрывает слова Господа:

Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.
(Лук.12:29-31)

Интересно, что святитель Иоасаф Белгородский за начало своих подвигов (сбежал от учебы, затворничество, сухоядение) взял именно отношение священноинока Дорофея. И в конце своей недолгой жизни святитель говорил, что "суровые подвиги в начале не дают веку дожить..."

***...Зачем ты ищешь помощи и услуг в болезни и в больнице? Не много ли лучше возложить упование на Бога?***

Какой взвешенный ответ можно дать на этот вопрос? Если мы всецело возлагаем упование на Бога, то уже не можем заниматься попустительством. Если мы разрешаем болезням преждевременно разлагать наше тело, не обращаясь во врачебницы, то это - наш грех, ибо Господь дает нам лекарей наших телес и соответствующие лекарства. Если мы берем на себя непосильные подвиги, то и это - наш грех, за который мы наказываемся от Господа немощью и болезнями. Уповая на Господа, мы принимаем от Него с благодарностью все, что Он дает нам: болезни и больницы, где эти болезни лечаться, подвиги и разум, чтобы эти подвиги исполнить.

Причтет ли Господь к мученикам тех, кто настолько не верно распорядится данным ему талантом, что преждевременно умрет от голода и болезней, которые можно было избежать? Может ли быть благословлено мученичество отчасти от неразумия и слепой веры?

Симеон

  • Гость
"Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #5 : 16 Ноябрь 2004, 01:28:54 »
Цитировать
Причтет ли Господь к мученикам тех, кто настолько не верно распорядится данным ему талантом, что преждевременно умрет от голода и болезней, которые можно было избежать? Может ли быть благословлено мученичество отчасти от неразумия и слепой веры?


Отцы и братия.
Здесь http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=34584 результат аналогичной темы, открытой мной на форуме о. Андрея Кураева.

Несколько слов по вопросу, поднятому Александром.
Совершенно не желая вступать в спор, тем более, что я согласен с заботой Александра о необходимости поверения ревности рассуждением, всё же мне кажется, и не только мне, что лучше человек по ревности переделает и ошибётся  и  падёт, чем по боязни падения вообще ничего не делать.
Как говориться,  лучший  способ,  чтобы  слова не расходились с делами это молчать  и  ничего  не делать.
Исаак Сирин говорит, что если человек возымеет  ревность  как у святых, и умрёт, но если бы он остался жив и эта  ревность  через много лет соделала  бы  из него одного из великих святых Божиих,то перед Богом он и почтётся наравне с этими святыми.

Не тот потому и спасается, кто не падает. А тот, кто встаёт и падает и
снова встаёт. И снова падает. Но и снова встаёт.
И Господь, видящий всё и сказавший - СЫНЕ, ДАЖДЬ МИ СЕРДЦЕ, видит это и мы имеем уверение от него самого, что не оставит и поможет.

Не  потому  что  должен.  Бог АБСОЛЮТНО свободная личность. И помогает нам,  потому что Сам этого желает. Из Любви, которая он и есть. Из той любви, которая в сердце грядущего к нему, которую он и вселил. Твоя от Твоих...
И ждёт, что и человек, которому он даровал таже свободную волю также свободно возлюбит Его и послужит Ему.

Мне  как-то  в  голову  пришёл  один образ. Представьте себе пчелу,  прилетевшую  на запах мёда и севшая на него. Но, сев, она сразу
стала  вязнуть в нём и тонуть. И чем больше трепыхается, тем сильнее внём увязает.
 Такова и наша жизнь и"борьба".

Но  и человек, когда увидит трепыхающуюся пчёлку, может и пожалеть её, взять и вытащить.

Так и мы. Тонем во грехах, и чем больше прилагаем своих человеческих усилий, тем вернее вязнем. Но Господь, как личность абсолютно свободная, видя наше произволение, глядишь, и пожалеет нас и спасёт.

Так что главная наша задача - ТРЕПЫХАТЬСЯ.

И понимать, что эти наши движения никакого спасения сами по себе не приносят.

Господу важно наше произволение. Ведь если мы ЕГО любим и идем к НЕМУ и падаем на пути, то куда мы падаем? Мы ЕМУ  в ножки падаем.

Потому  и важна борьба за произволение. К чему сердце человеческое склониться.  ЧТО  человек готов оставить ради Господа своего? Готов ли он  конфету  не  сьесть  -  ради  Господа.  Вот  мерило  его  любви и произволения  -  конфета. Готов ли помысел не принять? Вот мерило его любви  -  помысел. И говорит тогда человек - пусть я умру, но не приму помысел.  Пусть я проживу день и час этот, как Ты хочешь и умру, но не приму помысел.
 
И многие святые говорят, что начало духовного подвига это решимость на смерть ради Господа и заповедей его.
Как говорил прп. Симеон Новый Богослов:"Желаю умереть за Тебя, Господи, зная, что я не умру".

Ревность и произволение.

А  их  так  легко  потерять  при  неправильной  духовной  жизни  и при
неправильном духовном руководстве -  и в миру и в монастыре.  Пыл прошёл, свеча потухла, а второй свечи зажечь не успели. И хорошо, когда  человек понимает, что это болезнь, что это плохо, а не начинает говорить, что  время такое  и "неча выделываться"... Живи как все вокруг и не высовывайся.  "Не обещайся Богу"...

Охохонюшки :((

При том,конечно, что, как показывает практика, правильно устроенная обитель и правильное духовное руководство каку раз и призваны обеспечить "сублимацию" этой ревности в нужном направлении и её безопастное проявление. Но это - о другом, да и подразумевает, что она есть.


Простите за сумбур.

Расскажу одну историю в духе как раз приведёной цитаты из "Цветника".
Случилась она несколько лет назад. Жили-были в Оптиной два послушника. И вот решили они уйти в пустыню на Алтай, откуда один из них родом. Отец Илий их нехотя отпускал. Приехали они на место. За летний сезон подьяли большие труды - дом подняли, хозяйство. В начале осени тот, который местный и говорит:
- Пойду отцу помогу картошку выкопать (поселились они недалеко от их родной деревни). Через две недели, до первого снега,приду.
Но пришёл он только через месяц. Приходит, а его собрат в избе мёртвый лежит. А на груди у него книжка.
Оказывается, вскоре после его ухода у его собрата отнялись ноги. Так он и лежал на кровати, а в книжке пометки делал, о том что с ним происходило.
А  за пару дней до смерти,согласно дневнику,  ему Матерь Божия явилась.
Вот и думайте. Хорошо ли он умер или плохо? Никто этого не скажет определённо. Но он ХОТЕЛ и ДЕЛАЛ, была у него ревность до смерти. А остальное - суды Божии.
Конечно, можно много говорить о том, что бесы могут обмануть нерассудительного и тщеславного и толкнуть его на чрезмерные подвиги, чтобы подвижник ослабел и о необходимости вечного балансирования между чрезмерным подвигом и расслаблением с нерадением. Но эти разговоры, опять же имеют смысл тогда, когда  есть готовность вести скорбную и притрудную жизнь ради Господа.

Простите
Симеон

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

"Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #6 : 16 Ноябрь 2004, 01:56:54 »
Я согласен с Вами, Симеон!

Особенно с этими словами:
***Не тот потому и спасается, кто не падает. А тот, кто встаёт и падает и снова встаёт. и снова падает. Но и снова встаёт.***

Искренность, устремленность, ревность, рассуждение, послушание, смирение, мужество - как много талантов требуется для шествия по пути спасения, и этот список нужно продолжать и расширять. И можно ли спастись, имея немногие таланты? Господь отвечает в притче так:

в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего
 
Лишь бы талант не был зарыт в землю...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: "Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #7 : 29 Январь 2005, 17:59:00 »
Симеон, Александру удалось найти полный текст "Цветника" в ввиде файла. Если ещё нужно, пишите.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

"Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #8 : 29 Январь 2005, 19:49:39 »
Насколько я знаю, у Симеона уже есть этот текст.

Симеон

  • Гость
"Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #9 : 19 Август 2005, 14:51:22 »
Христос Воскресе!

Это бывший "Симеон", ныне иеродиакон Клеопа. Я и бывший участник форума Михаил. А., ныне монах Петр, теперь насельники монастыря Петрас, Греция. Отвечать на личные сообщения не имею сейчас никакой возможности, поэтому всех прошу звонить и слать смс на мой номер +30 6995683014 (помните, что это Греция). У нас всё отлично, Пётр счастлив. Александр, со статьёй сейчас ничего не получается, простите

Прихожанин

  • Гость
"Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #10 : 19 Август 2005, 16:18:14 »
О. Клеопа, рад за своего друга, бывшего Михаила. Пошлю Вам sms.

Лена

  • Гость
"Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #11 : 19 Август 2005, 16:42:07 »
Простите овцу, а где найти текст?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

"Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #12 : 19 Август 2005, 17:56:40 »
Цитата: Лена
Простите овцу, а где найти текст?


Лена, зарегистрируйтесь на форуме или напишите (\пошлите мне по почте) свой е-мейл, я Вам перешлю текст.

Лена

  • Гость
"Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #13 : 19 Август 2005, 18:05:01 »
К своему стыду, я не умею, уже пыталась. В понедельник придёт програмист, может поможет, комп на работе в кабинете.
е-мейл: kuqal 78 собака(не знаю, где)mail.ru

Лена

  • Гость
"Цветник" священноинока Дорофея
« Ответ #14 : 19 Август 2005, 18:11:50 »
До понедельника машина не будет работать.