Причтет ли Господь к мученикам тех, кто настолько не верно распорядится данным ему талантом, что преждевременно умрет от голода и болезней, которые можно было избежать? Может ли быть благословлено мученичество отчасти от неразумия и слепой веры?
Отцы и братия.
Здесь
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=34584 результат аналогичной темы, открытой мной на форуме о. Андрея Кураева.
Несколько слов по вопросу, поднятому Александром.
Совершенно не желая вступать в спор, тем более, что я согласен с заботой Александра о необходимости поверения ревности рассуждением, всё же мне кажется, и не только мне, что лучше человек по ревности переделает и ошибётся и падёт, чем по боязни падения вообще ничего не делать.
Как говориться, лучший способ, чтобы слова не расходились с делами это молчать и ничего не делать.
Исаак Сирин говорит, что если человек возымеет ревность как у святых, и умрёт, но если бы он остался жив и эта ревность через много лет соделала бы из него одного из великих святых Божиих,то перед Богом он и почтётся наравне с этими святыми.
Не тот потому и спасается, кто не падает. А тот, кто встаёт и падает и
снова встаёт. И снова падает. Но и снова встаёт.
И Господь, видящий всё и сказавший - СЫНЕ, ДАЖДЬ МИ СЕРДЦЕ, видит это и мы имеем уверение от него самого, что не оставит и поможет.
Не потому что должен. Бог АБСОЛЮТНО свободная личность. И помогает нам, потому что Сам этого желает. Из Любви, которая он и есть. Из той любви, которая в сердце грядущего к нему, которую он и вселил.
Твоя от Твоих...И ждёт, что и человек, которому он даровал таже свободную волю также свободно возлюбит Его и послужит Ему.
Мне как-то в голову пришёл один образ. Представьте себе пчелу, прилетевшую на запах мёда и севшая на него. Но, сев, она сразу
стала вязнуть в нём и тонуть. И чем больше трепыхается, тем сильнее внём увязает.
Такова и наша жизнь и"борьба".
Но и человек, когда увидит трепыхающуюся пчёлку, может и пожалеть её, взять и вытащить.
Так и мы. Тонем во грехах, и чем больше прилагаем своих человеческих усилий, тем вернее вязнем. Но Господь, как личность абсолютно свободная, видя наше произволение, глядишь, и пожалеет нас и спасёт.
Так что главная наша задача - ТРЕПЫХАТЬСЯ.
И понимать, что эти наши движения никакого спасения сами по себе не приносят.
Господу важно наше произволение. Ведь если мы ЕГО любим и идем к НЕМУ и падаем на пути, то куда мы падаем? Мы ЕМУ в ножки падаем.
Потому и важна борьба за произволение. К чему сердце человеческое склониться. ЧТО человек готов оставить ради Господа своего? Готов ли он конфету не сьесть - ради Господа. Вот мерило его любви и произволения - конфета. Готов ли помысел не принять? Вот мерило его любви - помысел. И говорит тогда человек - пусть я умру, но не приму помысел. Пусть я проживу день и час этот, как Ты хочешь и умру, но не приму помысел.
И многие святые говорят, что начало духовного подвига это решимость на смерть ради Господа и заповедей его.
Как говорил прп. Симеон Новый Богослов:
"Желаю умереть за Тебя, Господи, зная, что я не умру".
Ревность и произволение.
А их так легко потерять при неправильной духовной жизни и при
неправильном духовном руководстве - и в миру и в монастыре. Пыл прошёл, свеча потухла, а второй свечи зажечь не успели. И хорошо, когда человек понимает, что это болезнь, что это плохо, а не начинает говорить, что время такое и "неча выделываться"... Живи как все вокруг и не высовывайся. "Не обещайся Богу"...
Охохонюшки
(
При том,конечно, что, как показывает практика, правильно устроенная обитель и правильное духовное руководство каку раз и призваны обеспечить "сублимацию" этой ревности в нужном направлении и её безопастное проявление. Но это - о другом, да и подразумевает, что она есть.
Простите за сумбур.
Расскажу одну историю в духе как раз приведёной цитаты из "Цветника".
Случилась она несколько лет назад. Жили-были в Оптиной два послушника. И вот решили они уйти в пустыню на Алтай, откуда один из них родом. Отец Илий их нехотя отпускал. Приехали они на место. За летний сезон подьяли большие труды - дом подняли, хозяйство. В начале осени тот, который местный и говорит:
- Пойду отцу помогу картошку выкопать (поселились они недалеко от их родной деревни). Через две недели, до первого снега,приду.
Но пришёл он только через месяц. Приходит, а его собрат в избе мёртвый лежит. А на груди у него книжка.
Оказывается, вскоре после его ухода у его собрата отнялись ноги. Так он и лежал на кровати, а в книжке пометки делал, о том что с ним происходило.
А за пару дней до смерти,согласно дневнику, ему Матерь Божия явилась.
Вот и думайте. Хорошо ли он умер или плохо? Никто этого не скажет определённо. Но он ХОТЕЛ и ДЕЛАЛ, была у него ревность до смерти. А остальное - суды Божии.
Конечно, можно много говорить о том, что бесы могут обмануть нерассудительного и тщеславного и толкнуть его на чрезмерные подвиги, чтобы подвижник ослабел и о необходимости вечного балансирования между чрезмерным подвигом и расслаблением с нерадением. Но эти разговоры, опять же имеют смысл тогда, когда есть готовность вести скорбную и притрудную жизнь ради Господа.
Простите
Симеон