Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах ИЛАРИОН На горах Кавказа |
Предисловие автора
Старческое слово к юным подвижникам
Общее замечание о Иисусовой молитве
Предисловие автора ко 2-му изданию
Книга сия написана при помощи Божьей с единственною целию возможно полнаго объяснения Иисусовой молитвы, которая, по согласному всех Святых Отец учению, есть корень и основание духовной жизни и вместе ея верх и совершенство. А потому и в нашем произведении вся сила речи преимущественно и направлена на разъяснение сего предмета. Молитву мы везде ставим выше всех добродетелей, между которыми равнаго ей, конечно на ея высших степенях, нет ничего. Она соединяет нас с Богом таким тесным и ближайшим союзом, что в ней мы бываем с Ним, по слову св. Апостола,"един дух" (1 Кор.6:17) и делаемся "общниками Божественного естества" (2 Пет.1:4). Конечно, такой близости и такого крайняго единения нашего духа с Богом не может быть нигде, кроме как в молитве, и ещё в достойном приобщении святых, животворящих, безсмертных Христовых Тайн.
Достигши благодатной, непрестанной молитвы, человек достигает, по учению св. Исаака Сирскаго, конца всех добродетелей, делаясь жилищем Святаго Духа:"пребывает в Боге и Бог в нем пребывает" (1 Ин.4:15- 16). Далее идти некуда и не за чем, потому что в Боге - конец всем нашим стремлениям, желаниям, чаяниям и ожиданиям. В Нём вечная жизнь и безконечное блаженство,- цель стремления всех разумных Существ.
Молитвою Иисусовою мы называем не иное что, как благоговейное призывание спасительнаго имени Господа нашего Иисуса Христа - во всякое время, при всяком занятии и во всяком месте, кому и как можно, по своим силам, усердию и произволению. Сие бывает возможно нам всем - всякаго звания, пола, возраста и состояния. "Несть бо на лица зрения у Бога" (Рим.2:11). Как о сем сказано в житии Фессалоникийскаго Святителя Григория Паламы (См. Русское Добротолюбие Епископа Феофана, 5-й том - на 3-х последних страницах). Только при этом требуется, елико по силе, благочестивая жизнь, так как, по слову Писания, в злохудожную душу не внидет Премудрость. Сие спасительное призывание имени Иисус Христова, действуемое в чувствах глубокаго покаяния, смиренном сердце и чистом помысле, даёт нам возможность пребывать во исполнении первейшей заповеди Господней - в Его Божественной любви.
В действии своем молитва Иисусова есть таинственное общение и единение наших душ с Господом Иисусом Христом - Источником живота,- в чём собственно и состоит наша истинная жизнь - временная и по преимуществу вечная. А по своей внутренней силе она есть любовь Божия, освящение сердца, примирение с Богом, исповедание веры,- пища души и наше блаженство.
Но у многих естественно может возникнуть вопрос: "почему же именно выставляется здесь молитва Иисусова, то есть ко Господу Иисусу Христу, когда составлено святыми отцами множество других молитв, употребляемых святою Церковию - во спасение верных чад ея"?
Это не потому, чтобы: Сын Божий преимуществовал в тройческом единстве Божества, но потому, что Он стяжал нас Богу и Отцу честною Кровию Своею и есть наш Спаситель и Примиритель с Божественною правдою. Он принял в свою Божественную личность наше естество, искупил нас от грехов наших своею жизнию, смертию и воскресением; понёс за нас наказание, которое неотложно лежало на нас за наши грехи - прародительские и свои личные. Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр.2:18).
А потому, по всей справедливости, и мы должны прежде молится к Нему.
Помимо Его недейственна и должна быть признаваема суетною всякая наша молитва. Во всех молитвах, возносимых от Земли на Небо, Он есть Посредник, Ходатай и Примиритель; только Им и через Него наши молитвы получают силу, и мы имеем доступ к Отцу Небесному и к Престолу благодати. И еже аще что просите от Отца во имя Мое - то сотворю: да прославится Отец в Сыне. И аще чего просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин.14:13-14).
Мы, плотию рожденные на Земле, теперь имеем дерзновение называть Всемогущаго Бога Отцем Своим, тогда как ранее Пришествия на Землю Сына Божия никто не смел и отнюдь не имел права так называть Его. Но Сын Божий, соделавшись Сыном Человеческим, доставил нам это высочайшее благо. Все Апостолы особенно стараются внушить нам это чувство нашего сыновства к Богу.
Святой Апостол Иоанн Богослов учит: смотрите, какую любовь дал нам Отец, да чада Божия наречемся и будем (I Ин.3:1).
Про святаго Григория Синаита пишется в Добротолюбии, что он, прилежно прочитавши писания всех святых отец и тщательно всё разсмотрев, обсудив и сообразив, ещё же и в опыте своей жизни увидев несравненное превосходство Иисусовой молитвы, сокрытую в ней преизобильную Божественную силу, полное всецелое удовлетворение ею высших потребностей духа и совершенный покой своего сердца, что, конечно всё сие бывает от соединения нашей души с Господом,- заповедует всем, кто только желает быть участником вечной жизни, иметь всё усердие и старание о ея производстве приобретении.
Он сообщает, что многие из св. угодников Божиих, во всю свою жизнь занимались псалмопением, то есть, своё молитвенное служение Господу они исполняли чтением молитв, псалмов, канонов, тропарей и проч.; но к концу своей жизни, когда подходили к совершенству, то оставляли читательную молитву и всё ея разнообразие, а занимались исключительно Иисусовою молитвою, как собирающею воедино ум и все силы и чувства души и непосредственно соединяющею с Господом. Добавляет, что сие последнее, то есть Иисусова молитва, есть кратчайший и ближайший путь к Богу, а первый продолжительный, утомительный и не столь удобный.
И все писавшие о духовной жизни св. отцы и угодники Божии, не находили слов к достойному изображению всей высоты и необходимости молитвы. И это конечно потому, что при ея правильном производстве, когда она творится в покаянных чувствах, от сокрушеннаго сердца, в сознании своей духовной нищеты и виновности пред Богом и в чаянии Его Небесной помощи, бывает сочетание нашего сердца с Господом. А сочетание сие, по разуму св. отец, есть самая высшая степень на пути к вечному спасению, потому что, сочетавшись своим внутренним существом, посредством молитвы, с Господом, в Котором источник живота, мы уже не можем быть лишены вечной жизни, имея в самих себе саможивот и самосущее жизненное начало. Потому-то Симеон Новый Богослов, и говорит, что если мы здесь, в этой жизни не увидим Господа, то и никогда не увидим; если здесь не соединимся с Ним, то и никогда не соединимся. Но увидеть Господа и соединиться с Ним нельзя без благодатной молитвы.
Нет сомнения, что и всякая другая молитва, составленная святыми отцами, Богодухновенна, Божественна и причастна благодатной силы, по мере нашего должнаго к ней отношения; но при своей, более или менее многосложности, не имеет той лёгкой удобности, чтобы можно было читать её постоянно, во всякое время, при всяком занятии и на всяком месте. Не смотря на свою краткость, молитва Иисусова заключает в себе естество, принадлежащее Сыну Божию как по домостроительству нашего спасения, так и по Его Божественному, Ипостасному состоянию.
Исповедуя Его Господом и Сыном Божиим, мы признаём Его истинным Богом, единосущным Отцу и Святому Духу, а называя "Иисусом Христом" и прося: "помилуй нас", исповедуем таинство домостроительства, которое было благоугодно Ему совершить, нас ради человек и нашего ради спасения; признаём Его своим Спасителем, Который только один и может спасти нас. А в этом, как известно, и состоит вся сущность нашей Христианской веры, Евангелия и всего Христова учения. Св. Иоанн Богослов, оканчивая своё Евангелие, говорит: "сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос, Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его" (Ин.20:31). Словом,- молитва Иисусова соединяет нас с Сыном Божиим ближайшим образом и в Нём делает причастными вечной жизни, которая по слову св. Апостола и заключается в Сыне Божием "в Том живот бе" (Ин.1:4).
Но всем, доселе сказанным в похвалу Иисусовой молитвы, по-видимому как будто охуждается всякий иной вид нашего моления, прошения, молитвословия, церковнаго последования, псалмопения и проч. К тому же и Апостол говорит: "всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом" (Еф.6:18).
На всё это в книге Паисия Величковскаго на странице 80 написано так: "Не мни же сего, благочестивый читателю, яко отводяще нас святии Отцы от многаго внешняго пения и повелевающе умному деланию обучатися, наносят порок псалмам и канонам. Не буди то; зане от Духа Святаго предана суть сия Святей Церкви, в Ней же вся священнодействия хиротониею оглавляется, и всё таинство смотрнния Бога Слова, даже до второго Его пришествия, купно же и нашего воскресения, в себе носят. И несть что в церемонии церковной человеческо, но всё благодати Божия дело, не имущее достоинствам нашим приложения, ни паки грехов ради наших коего умаления. Но нам слово не о чинех Святыя Церкви, но о еже во особности коегождо от монахов правил же и жительстве есть, сие есть о умной молитве, яже тщанием, и сердечною правостию обыче привлекати благодать Духа Святаго, а ни едиными словесы псаломскими, кроме внимания умнаго устнами точию и языком поемыми. Якоже рече Апостол; хощу пять словес умом моим рещи, нежели тму языком. Подобает бо первое таковыми пяточисленными словесами очищати ум и сердце, глаголящи присно во глубине сердечней: Господи Иисусе Христе Боже наш, Богородицы ради помилуй мя, грешнаго, и тако восходити на пение разумно: понеже всяк новоначальный и страстный может разумно сию молитву в блюдении сердца действовати, пения же никако, дондеже не предочистится сею. Сего ради сей святый Григорий Синаит, всех святых жития и писания и художества духовныя паче всех живущим в нём Святым Духом тонкочастне испытав и разсудив, всё тщание о молитве уставляет имети. И паки, той же Дух и дар имущи, святый Симеон, Солинский Архиепископ, заповедует и советует Архиереям, Священникам, монахам же и мирским всем, на всякое время и час глаголати и дыхати сию священную молитву: нест бо,- рече со Апостолом," крепчайшаго оружия ни на Небеси, ни на Земли, паче имени Иисус Христова".
Церковь Христова, назданная на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу (Еф.2:20), имеет стоять непоколебимо до скончания века на Своём вечном основании, которое есть Иисус Христос. Всё в Ней учреждённое Духом Святым, должно быть исполняемо нами безпрекословно, как дело Божие, установленное нашего ради спасения.
Вне Церкви спасения нет нигде и никому, как и во время всемирнаго потопа нигде было нельзя спастись от смерти, как только в одном Ноевом Ковчеге.
Молитва Иисусова, как внутреннее общение нашей души с Господом Иисусом Христом, таинственное единение с Ним нашего духа, отнюдь не идёт в разрез сему, но всё сие утверждает и проницает своим духовным влиянием; на всё проливает силу, свет и жизнь, содержит на себе, будучи всему этому основанием, Господь Иисус Христос, призываемый сею молитвою, есть Царь и Божественный Основатель Святой нашей Церкви и всех Ея чинов, уставов и последований. Сам во всём присутствует и управляет и на всех изливает вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию. А потому, кто призывает Его всемогущее, зиждительное имя, нося его посреди сердца своего, тот, будучи утверждён на том же основании, как и Церковь, необходимо связан с Нею вечным союзом.
Но говоря о молитве, мы не утверждаем того, что одной ея достаточно для спасения, а жить - как хочешь живи - в волях сердца своего и в похотях плоти своей. Нет, так нельзя!... Для этого нужно, по силе возможности, жить благочестиво, исполняя весь закон Евангельский, коего главная сила в любви Бога и ближних. Нужно веровать в Сына Божия - Спасителя нашего,- яко в Бога истинна, от Бога истинна, единосущна Отцу, Имже вся быша, пришедшаго в мир грешныя спасти; приобщатися Святейшаго Тела Его и Пречистыя Крови Его, и всезиждительное имя Его всегда носить во устех своих, ум же и сердце присно глаголя: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, Богородицы ради помилуй мя, грешнаго".
Нужно молить Господа о том, чтобы дал нам увидеть своё бедственное, греховное состояние, в котором находимся мы все; всю свою нищету духовную, убожество и своё совершенное безсилие в деле добра; чтобы дал нам иметь о сем сокрушенное и болезненное сердце и чувство нужды в Его Божественной всесильной помощи, которую и просить непрестанною молитвою.
Признаемся, что вся забота наша была, при составлении сей книги, о чём и молим Господа Бога - выразить всю нужду, важность и необходимость упражнения Иису-совою молитвою в деле вечнаго спасения для всякаго человека. Потому что, помимо Господа Иисуса - Спасителя Мира, спасение для нас невозможно. Но, как при жизни Спасителя на Земле, мало было людей, веровавших в Него, как Бога и Спасителя Мира, и понимавших Его действительное достоинство; так и теперь мало людей, кои бы от всей души были преданы сему спасительному занятию, знали его истинное достоинство, цену и любили его всею душею, кроме разве только тех избранных от людей, коим дано от десницы Вышняго ощутить сердцем сокрытую в сем делании Божественную силу и Небесное блаженство.
К великому прискорбию нужно признатся, что почти всегда мы замечали, во всю свою жизнь, где бы только не открывали слова о сей молитве, всенепременно встречали вражду от некоторых лиц и даже ожесточённую... Тотчас начинают возражать - почему не говорится о том и о том, а всё о молитве; разве одна молитва спасёт?! Будут укорят, хотя и не в глаза, а после на стороне, но только пред теми людьми, коим преподавалась молитва в слабости жизни, непостоянстве; словом - стараются всесильно ослабить усердие к учителю, и тем подавить желание заниматься Иисусовою молитвою. Видится, что самая речь о ней им неприятна. Они в это время чувствуют себя нехорошо, а потому и стараются, чтобы совсем о ней и не слышать.
Неприязнь на Иисусову молитву, как и всякому понятно, есть дело бесовское. Господь Иисус Христос пришёл в мир разрушит дела диавола, а потому он и старается всевозможно противодействовать сему. Ибо знает лукавый, что молитва соединяет человека с Богом и всецело исторгает его из тёмной власти его; а потому, по свидетельству вел. Макария, ни о чём так не старается, как только, чтобы не допустить человека до молитвы: она для него есть огнепламенный меч.
Но это самое противодействие молитве и ожесточённая борьба злой силы и показывает Божественное достоинство молитвы и ея спасительное на нас действие. Если бы сего не было, то не возставал бы лукавый таким ярым неистовством на молитвенников, кои, как давно замечено, подвергаются особенному гонению и преследованию от нелюбителей сего Божия дела.
Насколько нам пришлось узнать во всё время своей довольно продолжительной жизни в монастыре и пустыне, как от бесед с людьми духоносными, вполне постигшими духовную жизнь в ея коренных основаниях и в ея глубоком внутреннем течении, никому же от людей зримому, а только Всевидцу Богу и самому человеку, имущему в себе сие Божественное течение в вечную жизнь, также от чтения святоотеческих книг и частию от своего опыта, что без молитвы ко Господу Иисусу Христу отнюдь не может быть в нас духовной жизни, ея движения, развития и образования наших внутренних сил, потому что неистощимый Источник всему этому, корень и основание - есть всесильный и вседержавный Господь Иисус Христос, "Един имяй безсмертие, во свете живый неприступнем, Его же никтоже видел есть от человек, ни же видети может" (1 Тим.6:16).
Делая возможно подробное объяснение Иисусовой молитве, слово нашего писания встретило неизбежную нужду коснутся и значения имени "Иисус" единственнаго над Солнцем, о Нем же подобает спастися нам (Деян.4:12), Того имени, коему, по слову Апостола,поклоняется всякое колено Небесных, земных и преисподних (Фил.2:10) и которое, заключая в себе всемогущую силу, сим свидетельствует, что в имени сем, призываемом верующими, пребывает Сам Единородный, воплотившийся нас ради Сын Божий.
Но и здесь опять тоже может быть вопрос: почему-же наше объяснение остановилось на имени "Иисус", когда Сыну Божию принадлежит безчисленное множество имён, и, конечно, все они равны между собою?
Это потому, что имя "Иисус" значит Спаситель, а Он так близок к роду человеческому, нужен ему и составляет для него такую исключительную неизбежность, что без Него даже и помыслить нельзя о возможности нашего спасения. Как Солнце живит и радует в видимой природе всё причастное жизни, так в несказанно большей мере и Господь Иисус Христос оживляет всякую верующую Ему душу Своим животворящим вдохновением, живит и мертвит, низводит во ад и возводит, и всё творит по совету воли Своея. - А воля Его,- по св. Апостолу,- есть святость наша (1 Сол.4:3). Отнимите Солнце от природы, и всё в ней погибнет, замрёт всякая жизнь; - отнимите Господа Иисуса Христа от душ наших,- и они будут мертвы в существе своём, как глыба Земли, имущая только бытие, но чуждая жизни.
В имени "Иисус" находится Своим присутствием Сам Господь Иисус Христос, сладчайший наш Искупитель. А если бы кто пожелал ближе уверится в этом, то ему можно указать слово Господа Иисуса, когда Он, доказывая иудеям истину Своего учения, говорил: всякий, кто хощет творити волю Божию, разумеет о учении сем (Ин.7:17). то есть: из своего опыта; так и здесь,- войди в подвиг делания Иисусовой молитвы, достижение которой, конечно, и возможно только при доброй жизни и при исполнении Евангельских заповедей - достигни живаго Богообщения, соединись своим сердцем с Господом Иисусом Христом; - и тогда увидишь в себе это таинство, недоступное земному ведению и никакой науке мира сего; отнимите Божество от имени Иисус Христосова и оно будет, как и имя всякаго из нас. Тогда какое же преимущество будет сему имени, превознесенному выше всякой твари?.. Но оно дорого нам, как имя Спасителя своего, единение с Ним есть наша вечная жизнь.
Ведение сие особенно нужно для тех из нас, кои вступают в подвиг упражнения Иисусовою молитвою, потому что, при сознании сего, невольно возникает в нас страх Божий, благоговение, внимание и, елико возможно, должное отношение к делу. А это, как нельзя более, способствует правильному течению молитвы и ея утверждению в нашем сердце. Очень великое дело состоит в том, чтобы в имени "Иисус" ощутить действительное присутствие Сына Божия. И это есть высочайшее таинство духовной жизни, которая, как известно, имея своим основанием общение со Христом и единение с Ним духа нашего, от сознания сего как бы естественно получает силу Божественную, всезиждительнию и оживляющую. Словом - воскрешающую её от мертвых. От чего мы вообще бываем немощны, слабы и безсильны в нашем служении ко Господу и во всех наших духовных делах и исправлениях?.. От того, что нет у нас этого спасительнаго, всеоживляющаго сознания. Не только не хотим, но и страшимся сознать присутствие Сына Божия в молитвах к Нему, побуждаемые злыми помыслами и не должным настроением своего внутренняго состояния.
А между тем при сознании, и тем более, когда Господь даст, при ощущеннии того, что в имени своём Он Сам, Божественный Спаситель наш находится Своим страшным присутствием, молитва наша вступает в должный чин. Душа, потрясённая и содержимая страхом присутствия Божия, враз останавливается в своём неудержимом скитании по лицу Земли, собирается в себя всеми своими силами и чувствами, так что там уже нет места злым помыслам и разсеянности ума; а необходимо бывает внимание, благоговение, страх святый, трезвенность и весь собор благочестиваго и добраго настроения. Сердце, как воск от огня растаевает от ощущения близости Сына Божия и от прикосновения к Нему умом и сердцем, как говорит о сем великий Макарий Египтянин. Естественная грубость и дебелость сердца претворяется в духовное свойство - и сочетание его с Господом бывает лживое, действенное и легчайшее: любовь Божия, как внутренний союз, связует дух наш с Богом. Тогда человек увидит в себе дивное изменение: обновление своих внутренних сил, оживление духа, воскресает к истинной жизни, быв дотоле подавлен ея душевно-телесными движениями, входит во свете лица Божия, причащается Святыни Господней, вкушает, яко благ Господь, и живет состоянием премирных сил.
Плотской разум сего положения, что в имени "Иисус" находится Сам Господь Иисус Христос, принять не может, как узнали мы, обращаясь ко многим лицам по сему предмету, потому что он закон Божий читает телесно и не может разуметь, яже суть Духа Божия (I Кор.2:14). Но может ли он отнять сие Божественное чувство у ума верующаго, который зрит Бога, сущаго во всей твари, на Небеси и на Земли, в морях и во всех безднах. Нет ни самомалейшей линии в пространстве, ни единаго мгновения во времени: но все сущее в видимом и невидимом мире - полно присутствием Божества. Как Дух чистейший и безпредельный, Господь весь находится повсюду всем Своим Существом. И без сомнения пребывает им и во святом Своем имени.
Только нужно помнить, говорится в Богословии, что хотя "действие вездеприсутствия Божия является везде, но не на всех степенях сотвореннаго одинаково: иначе оно является в безличных существах и в ином виде в личных; иначе в благочестивых, иначе в злочестивых, там и здесь сообразно с приемлемостию тварей". И вот, может быть истинная причина, по которой не хотят имени "Иисус" давать Божественное достоинство и иметь сие имя как бы и Самого Сына Божия.
Всё Божие для нас непостижимо. Можем ли понять святейшую тайну Евхаристии, в которой Сам Господь Иисус Христос, находясь Своим присутствием, претворяет хлеб и вино в истинное Тело Свое и честную Кровь Свою, то самое Тело, которое родилось от Преблагословенной Девы Марии, жило на Земле, было распято на кресте и страдало,- и ту самую Кровь, которая была пролита на Живоносном древе за живот мира. Вкушая с верою и благоговением сего Святейшаго Таинства, мы приобщаемся духом Божества Христова, а устами и вкушением - Его всепречистаго Тела и Крови. Но всё это верою. Разум и понятие здесь места не имеют.
Святой Апостол говорит, что иудеи распяли Господа Славы (I Кор.2:8). Но понятно всякому, что Господа Славы не только не можно распять, но даже и воззреть на него не может ни одна тварь, по причине неприступнаго света, окружающаго престол Его. Евреи распяли Иисуса Сына Иосифова, Иже от Назарета. Между тем - сей Иисус "Сын Иосифов", действительно есть Царь Славы, но сокрывший её в образе человеческом. Так в Богочеловеке, по причине двух естеств, Божескаго и человеческаго; иногда свойство одного естества берётся в смысл другого, потому что они в одном лице Богочеловека.
Но плотской разум, не признавая за именем Иисус Христовым Божественнаго достоинства, по необходимости, сим низводит его на степень обыкновеннаго имени. И мы вопрошаем его: "На что же ты призываеш сие имя в молитвах своих, начто поклоняешься ему? Чего ради, о имени сем,- по слову Апостола,- поклоняется всякое колено Небесных, земных и преисподних (Фил.2:9-11). И может ли быть что-либо без имени"? Имя выражает самую сущность предмета и неотделимо от него. Так имя "Иисус" значит Спаситель. "Глагол сей имя "Иисус",- говорится в 50-й главе книги Каллиста и Игнатия Ксанфопулов,- мужи, достигшие живаго Богообщения, объемлют и лобызают, как полное делание молитвы, будучи исполняемы радости, превысшей всякаго разума". Почему? Конечно потому, что имя сие есть для них как бы Сам Господь Иисус Христос. Соединяясь с Ним духом своим, они слышат в себе вечную жизнь, а потому и радуются радостию великою и неизреченною.
Имя Божие превознесено повсюду в Писании превыше всего, так как это свойственно и прилично Самому Богу: От восток Солнца до запад,- восклицает в Божественном восторге Богоотец Пророк Давид,- хвально имя Господне; высок над всеми языки Господь, на Небеси слава Его. Кто, яко Господь Бог наш на высоких живый (Пс.112: 3-5). Возвеличил еси над всем имя святое Твое (Пс.и37:2).
Но здесь кто-нибудь может сказать, что не сие имя Иисус так возвеличено и прославлено, а другое, Божеское имя - Ему принадлежащее. Все имена, принадлежащая Богу, равны между собою. Между ними ни ни одного ни большаго, ни меньшаго, как во святей Троице всё одно: и Божество, и величие, и слава, и свойство и сила.
Молитва во имя Христа Спасителя, действуемая во смирении, покаянии, сердечном сокрушении и чистом помысле, соединяет с Ним нашу душу и, находясь в центре, или, что то же, составляя корень и основание духовной жизни, даёт человеку возможность не только видеть, но и содержать, как бы в объятиях, духовную жизнь во всей ея полноте и необъятных пространствах; в ея таинственных глубинах и неизследованных пучинах и во всех ея коренных основаниях, потому что здесь, от единения с Господом, подаются человеку все Божественныя силы, непосредственно почерпаемыя из самого Источника.
Господь Иисус Христос есть Царь Духовнаго Мира, конечно, и всего сущаго: - соединяясь с Ним в молитве духовным общением, мы (некоторым образом), по Его безконечной к нам благости, причастными делаемся всех благ в Нём заключенных, вкушая в самом Источнике вечную жизнь и Небесное блаженство, которое, по разуму церковных учителей, будет состоять в лицезрении Бога и в причастии Его благого Существа.
Господь Иисус Христос есть свет, по Его Божественному о Себе слову: Аз есмь свет мирови (Ин.8:12). Входя молитвою, которая есть устремление ума и сердца нашего к Богу, в сей Божественный свет, мы делаемся, по неизбежности своего с Ним общения, причастными Его невечерних озарений. Тогда Солнце правды просвещает нашу грешную душу блистаниями присносущнаго света... Так что здесь до конца исполняется слово Апостола Иоанна Богослова; свет во тьме (нашего греховнаго состояния) светится и тьма его не объят (Ин.1:5).
Ни сомнения, что можно молиться к Сыну Божию и кроме так называемой Иисусовой молитвы, другими молениями, молитвами и воздыханиями, и даже кто может, без слов,- одним внутренним устремлением духа - чувством сердца. Но сие последнее есть достояние преуспевших; для большинства людей оно не возможно. Как бы ни молились к Сыну Божию, но имя "Иисус Христос" не может быть исключено из наших мо-литв, какого бы свойства и содержания они ни были. Между всеми именами, какия в священном Писании принадлежат Сыну Божию, имя "Иисус" для нас грешных жителей Земли есть самое ближайшее, необходимейшее, наилюбезнйшее и решительно от нас неотступное, и ни в каком разе отнятым от нас быть не могущее, как имя единственное: "о Нем же подобает спастися нам" (Деян.4:14). И по какой бы причине мы стали лишать себя сего имени, когда Сын Божий благоволил возложить его на Себя, принявши в Свою личность наше естество. Если во плоти Христа, по Апостолу, обитала вся полнота Божества, то сие же самое необходимо принадлежит и Его Пребожественному имени - Иисус Христос.
Всё наши молитвы, моления, благодарения и вся Церковь с Своими уставами, чинами, доследованиями и законоположениями, основанием своим имеют Иисуса Христа. Как говорит св. Апостол: "основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащего. Еже есть Иисус Христос" (1 Кор.3:11).
Потому Господь, Иисус Христос, есть краеугольный камень, в деле домостроительства нашего спасения:"егоже не брегоша зиждущий". Как и Апостол говорит :"Камень же бе Христос" (1 Кор.10:4). И на сем камени зиждется святая Церковь, Которую, по слову Господа и врата адова не одолеют. Поэтому, чтобы внити в живот, видится вся неизбежност единения наших душ с Господом.
Достопоклоняемое величие имени "Иисус" и его несравнимое превосходство, Небесная высота и воистину Божественное достоинство показано в словах Апостола Павла. Как для Сына Божия равенство с Богом Отцом не было похищением Божеской чести, то и дарова Ему Бог имя, еже паче всякого имени, да о имени Иисусове всякое колено поклонится Небесных; земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Фил.2:9-11). Здесь, как поклонение и исповедание, так и имя Его и Сам Он, Господь Иисус Христос, представлено Алостолом в одном совокупном положении нераздельно.
Для верующаго, любящаго Господа и всегда к Нему молящагося, имя Господа Иисуса Христа есть как бы Сам Он, Божественный Спаситель наш. И действительно, в производстве умно-сердечной Иисусовой молитвы всего лучше ощущается эта высокая истина. Как и говорит о сем св. Иоанн Златоустый; "Непрестанно пребудь в имени Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и будут два едино". Видите,- как он сливает во едино имя Господа с Господом, и говорит - нераздельно и совокупно, потому что оно так и есть. И нет возможности отделить в сознании и духовном чувстве сие имя от лица Богочеловека: - при таком разделении вышло бы нечто, совсем несообразное: имя Господа Иисуса было бы далече где-то от Него. Но такая раздельность не даёт нам в духе своём правильнаго ко Господу приближения и сердечнаго с Ним соединения. Ибо, где разделение, там не может быть единства жизни, а где - отсутствие единства и разложение, там нет и истинной жизни.
Когда святой Апостол Пётр исповедал Христа Сыном Бога живаго, то Господь сказал ему, что на сем исповедании Он созиждет Свою Церковь. "Как Я, действительно, есмь Сын Божий и Бог всемогущий, то и созижду её на Себе Самом".
Что же? Разве по плотскому разуму нужно Сыну Божию телесно лечь в основание Церкви... Никак!.. но всё это понимается, видится и чувствуется духовно-невещественно, умозрительно. Бог, имя Его святое и души наши суть мысленные Существа, и всё действо между нами происходит мысленно и не вещественно; но однако же действительно и для духовнаго чувства вполне ощутительно.
Но и помимо всего прочаго, нельзя отделять имени Иисус Христова от святейшаго лица Его - по величию, власти и вседержительству Того, Кому оно принадлежит. Ибо честь имени необходимо относится к лицу, сие имя носящему. Святии мученики страдали за имя Христово. Кто из них отрицался сего имени, тот отрицался Самого Христа и был чужд всего христианства, переходил на сторону врага и был Богоотступник, лишь бы только похулил имя Христово.
Видите - какое отношение имеет имя к Лицу, Коему оно принадлежит. Пожалуй, если смотреть на сие дело с внешней только стороны, то оно так и показуется. Но ведь нужно знать,что в духовном мире всё и понимается, и видится, и чувствуется духовно. Разум здесь имеет свойство не созидающее, а разрушающее, потому что препятствует своими плотскими понятиями непосредственной чистоте духовнаго созерцания, потому-то Апостол и повелевает покорить его в послушание веры. Святой Исаак Сирин говорит: "Если телом, то есть очами плоти, хочешь видеть духов, то к чему и очищение, подвиги и освящение ?!..."
Правду сказать, что только познавший силу имени Иисус Христова и в нём приобщающийся Божества, носящий сие превеликое имя посреди персей своих, как величайшую пренебесную святыню, есть наследник обетованной Земли, ибо семя ея в нем пребывает, и не имать умрети во веки, имея в самом себе присносущный Источник вечной жизни.
Говоря о необходимости Иисусовой молитвы в деле нашего вечнаго спасения, конечно, предполагается, что всякий, желающий войти в подвиг сего упражнения, уже знаком с Христианскою верою и уставами Святой Церкви и, по мере возможности, пребывает в исполнении Христовых заповедей. А потому обо всём этом, как не входящем в план нашего сочинения, мы и не говорим ничего.
Охотно, сознаёмся, что всё сие наше произведение всецело односторонне. Но мы отнюдь и не имели намерения подробно писать о духовной жизни, почитая это дело далеко выше своих сил, тем более, что о нём писано обстоятельно людьми духовными и причастными высшаго ведения и мудрости. Наша цель в своём труде была, как и выше говорено, дать должное место в духовном преуспеянии Иисусовой молитве, показать ея необходимость, важность, высоту и ея воистину Божественное достоинство, непризнаваемое людьми века сего, и даже можно сказать, да, не поставит нам сего Господь, Праведный судия, во грех осуждения, и большинством монашествующаго мира.
Сделан в этом писании краткий очерк Личности Христа Спасителя. Это для того, чтобы всякий, молящийся к Сыну Божию, имел возможность тут же видеть и Его образ, хотя и написанный красками бледными, всеконечно и всецело недостаточными, но усердно и с благим намерением, которое Господь только и взыскует от нас. Приложена статья о Евангелии и о притчах Господних, где доказывается Божественное достоинство Христа, Сына Божия,- особенно разсмотрением Его спасительнаго учения.
Книга сия отнюдь не претендует на учёность, и совершенно не старается о том, чтобы выполнить все требования современной науки относительно логическаго изложения мысли, правильнаго сопоставления периодов и красоты речи. Правда, кто может сие сделать, хорошо, но думается, что и без этого духовный предмет не потерпит урона, если в полной и правдивой речи будет дано ему объяснение, не стесняемое правилами науки.
А потому признаемся, что в нашей книге нет ни систематическаго порядка, ни последовательности предметов; а в некоторых местах даже весьма страдает и грамматическая речь.
Ещё и то в сей книге нашей не совсем одобрительно, что встречаются частыя повторения одного и того же. Это от искренняго желания сильнее напечатлеть в ум читающих всё то, о чём пишется. Всё же, передаваемое от сердечнаго убеждения и личнаго опыта, должно иметь живейший интерес: тем более драгоценный в нынешния времена, что повсюду видится крайнее оскудение всяких стремлений в области духовной жизни.
Вообще же относительно сего находим нужным заметить, что книга наша предназначается не для учёнаго мира - людям, которым действительно повторения досадны, как совершенно не нужныя, потому что они, вследствии развития своего ума, могут хорошо понимать предметы и в их единичном разъяснении. Но не так бывает с людьми простого состояния. Они не только не отягощаются повторениями, но даже встречают их радостно, потому что, не понявши в одном месте, могут понять в другом, в 3-м и в 4-м. И достигнута будет цель книги, которая и писалась, при помощи Божией, не для того, чтоб показать выполнение логических правил, явить красоту и изящество речи, и быть в учёном мире видным членом. Совсем нет. А единственно так или иначе,- как и выше говорили о сем, всевозможными и разнообразными способами и многократными повторениями, именно - уяснить способ производства Иисусовой молитвы; показать всю ея нужду и необходимость в деле нашего духовнаго Богу служения, явить сокрытую в ней полноту духовной жизни. Словом - напомнить, как современному монашеству, так и всем ищущим пути в вечную жизнь древле отеческое учение о умном делании, почти всецело оставленное в нынешнее время и забитое суетою и вещественным житием.
Но и то нужно сказать, что повторение того, что любезно сердцу, не должно быть тяжёлым для человека, любящаго Господа своего. Если человек многократным повторением одного и того же, наконец, уразумет искомый предмет, то не думается, чтоб он стал скорбть о том, что много раз читал одно и то же, а будет благодарен, что постиг желаемое.
К тому же имеем свидетельство св. Апостола Павла. Так он говорит в одном месте: "подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу" (I Кор.11:1). А в другом: "таяжде бо писати вам мне убо не леностно, вам же твердо" (Фил.3:1).
Ведь и нам не трудно повторять одно и то же Божественное Имя Сладчайшаго Искупителя нашего - Господа Иисуса Христа, в единословной Иисусовой молитве, потому что сие имя любезно сердцу и составляет его радость, покой и нетленную пищу.
А потому, вследствии сказаннаго, признаемся, что во 2-м издании своей книги мы отнюдь не вынесли из нея повторения, а оставили их неприкосновенными на своих местах.
Не видится при этом излишним сказать ещё и то, что духовное учение, в ходе своего движения, не имеет нужды покорять себя под научныя правила. Потому что этим необходимо придётся стеснять его неограниченную свободу и влагать в тесныя рамки литературнаго закона его духовную полноту жизни. Но духа связывать нельзя: он необходимо идёт своим собственным путём, превысшим всякаго земного узаконения и отнюдь от него не зависящим. Ведь было бы нечто несообразное и для духа оскорбительное, когда бы в угоду литературных правил, принятых людьми, мы стали удерживать его выспренние порывы и Небесныя стремления, полныя духовною силою, как глубины морския.
Есть в творениях Епископа Феофана мнение подобное сему. Святитель пишет в одном месте, что "учение о молитве не должно подлежать никакой системе, потому что духовное дело, подчиняясь системе, необходимо должно терпеть усечение, лишаться своей безграничной свободы, свойственной духу, находящемуся под действием и управлением Духа Божия, а не человеческаго узаконения".
Известно, что и Апостол предостерегает Христиан (Колосских), чтоб кто не увлёк их философиею, по преданию человеческому, по стихиям мира,а не по Христу (Кол.2:8). Ибо,по его же слову, мудрость мира сего есть буйство у Бога.
Святой Исихий пресвитер говорит: мы, что знаем, передаём чрез писание, и что видели, проходя путём,- о том свидетельствуем желающим, если захотите принять сказуемое вам; се - Сам Господь сказал: "аше кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсшет: и собирают ю, и во огнь влагают и сгорает. А иже будет во Мне, и Аз - в нем, той сотворит плод мног" (Ин.15:5-6).
А святой Лествичник похваляет человека, который, идя путём, заблудил и, попавши в болотное место, погруз по шею. И, сидя в сей тине, кричит всем проходящим этим же путём; "Не ходите сюда! а то утонете в грязи, как и я погряз в ней по самую шею". И Господь, видя его благое произволение, избавил и его от беды сей.
Без сомнения, всякий человек заслуживает честь, похвалу, одобрение, который передаёт другим то, что видел и встречал в своей жизни хорошаго и полезнаго, и вместе предостерегает от всего плохого и вреднаго. Потому что намерение его свято, цель его благая и плод дела его - польза ближним. Посему и принадлежить ему неотъемлемо титул и название благодетеля, как другу человечества.
Господь же, по его доброму произволению сердца, благоутробно приемлет и малое его приношение, якоже две лепты вдовицы, понеже от лишения своего принесе все, елико имеяше в своем умном и сердечнем сокровище, усердно им собранном во всё время жития своего.
СТАРЧЕСКОЕ СЛОВО К ЮНЫМ ПОДВИЖНИКАМ
"Аще узриши юнаго, своею волею восходяща
на Небо, то ими его за нозе его, и верзи долу:
будет ему полезно сие" (От старчества).
Святии Отцы, как видим в их Богодухновенных писаниях, всего более опасались и потому предостерегали от преждевременнаго стремления на безмолвную жизнь - в пустыне ли то будет или в монастыре. К чему всего более бывают расположены, не по разуму ревнующие о духовном преуспеянии, молодые монахи и послушники.
Но как мы в сей книге своей похвалили - вопреки похвальному обычаю св. Отец - пустыню, показавши ея духовную красоту, то находим нужным - в противовес сему - сказать для предостережения несколько слов.
Как не созревший плод, будучи преждевременно сорван с дерева, бывает негоден для употребления и пропадает вся его добротностт, сладостт и приятностт, необходимо ему принадлежащия, по качеству его природы, если б он, созревши, получил свою полноту; так погубляет инок или послушник доброту души своей, преждевременно выходящий в пустыню на высокое, безмолвное житие, в котором сокрыто, по Лествичнику, целое море, недоведомых таин.
Святии Отцы учат: прежде нежели человек не возобладает собою, никак нельзя ему пойти в пустыню на безмолвное житие.
Что же значит возобладать собою?... Это, по их святому разуму, состоит в том, чтобы достигнуть глубокаго смирения, которое приобретается искренним послушанием своему духовному отцу (руководителю), которому необходимо и должен подчинить себя всякий, приходящий в монашескую жизнь - в монастыре ли он будет жить или в пустынном безмолвии. Ибо, как для школьника совершенно необходим наставник, так равно и для новоначальнаго в монашестве.
И находясь в полном повиновении у старца, новопоступивший в монашество должен слушать его во всём, всецело отсекая пред ним свою волю, свое разумение; не верить, как говорится в монашеском мире, своему разуму; а всё делать по совету своего старца, отнюдь не преступая его приказаний.
Должен иметь к своему старцу чистое откровение, не утаивая от него ни одного помысла, а тем более - всего своего душевнаго состояния. Без благословения своего старца не должен делать или предпринимать положительно ничего. Без ропота терпеть всё скорбное.
Вообще же смирение приобретается глубоким самопознанием своей всецело растленной грехом природы.
Отсюда естественно должна происходить глубокая скорбь о грехах своих, выражающая себя во всегдаш-нем покаянном настроении души, изливаемая в сердечных слезах умиления, кои, по учению святых Отец, имеют свойство пожинать грехи, как огонь солому. Простираясь далее, нужно, по чувству недоверия к себе, утверждать в себе постоянное самоосуждение, самоукорение, стараясь о том, чтоб увидеть себя худшим всей твари; всех людей почитая лучшими себя, а себя худшим всех.
Это познание дороже и выше всякаго другого; - потому что оно поставляет нас на правильный путь в отношении к Богу и делает невозбранным к нам шествие силы Божией.
Но и при всём этом, смирение даётся нам только Божиею силою и милосердием, сами собою мы не можем приобрести его никаками способами и средствами. Вся причина нашего непреуспеяния в добродетели, застоя и неподвижности в духовном делании состоит именно в том, что нет в нас благотворнаго сознания своей нищеты, и нет призывания Божией помощи. "Не имате,- говорит Апостол,- зане не просите" (Иак. 4:2). А не просем потому, что по своей гордости не хотим чувствовать нужды в Божией помощи. Ибо возможно ли подумать, чтобы всещедрый Господь Бог, хотящий нам спасения более, нежели мы сами себе, отказал нам в помощи, когда мы просим ея, искренно сознавши свою духовную нищету, безсилие и неможение. Вот в этом-то и состоит наше правильное внутреннее устроение: познать своё нравственное безсилие и неизбежную нужду в Божией помощи. Но если бы, при несознании сего, была нам оказываема Небесная помощь, то явно сие бы не послужило нам на пользу, потому что не сознавая нужды в Божией помощи, мы бы себе приписывали успехи в добре. А тут была бы явная неправда, в которой Бог быть не может, как Бог правды и истины.
Для того, чтобы с пользою жить в пустыне, нужно обучатся мысленной брани, которая превосходно объясняется в книг св. Пресвитера Исихия. За разъяснением ея туда и отсылаем желающих узнать - в чём она состоит.
В особенности без благословения своего старца, отнюдь никто не должен выходит в пустыню на безмолвную жизнь.
Старцу должна быть известна вся жизнь идущаго в пустыню; но и здесь, на первых порах, сей последний должен подчинить себя старцу. Всего этого требуют коренные законы монашескаго жития, выработанные ты-сящалетними опытами святых подвижников - подражателей Христовых.
Но к великому прискорбию, и нужно сказать откровенно как и замечено давно, что ныне старцев, истинно понимающих духовную жизнь, найти трудно, ради оскудения их, то нужно, по учению Нила Сорскаго и старца Паисия Величковскаго, руководствоваться писанием святых Отец, препровождая царский путь, который, по Лествичнику, состоит в том, чтобы соединиться во едино - двум или трём человекам, и соединённым усилием разсматривать спасительный путь, указанный св. Отцами. И это для живущих в пустыне, а в монастыре - свой устав.
Очень печальное явление мы видим в опыте, находясь в среде современнаго пустынножительства. И припоминается нам случай, описанный в отечнике.
Пришёл в монастырь молодой послушник, и, запершись в келии, говорит: "уже отшельствую". Богомудрые же Отцы тоя обители, изведши его из келии его, заставили его входить в келию каждаго отца и говорить: "простите меня, отцы; я не отшельник, а послушник"!...
В духовном деле, не соделавши предшествующаго, нельзя переходить к последующему. Скачки здесь невозможны; всё равно, как и в телесном возрастании, всё идёт постепенно.
Кроме сего нужно иметь в виду, что живущаго в пустыне встречают скорби особеннаго рода - чрезвычайныя, ужасныя и частовременныя, кои и передать в точности нет возможности. Не говоря о лишениях телесных, кои переносить трудно, враг мучит тем убийственным унынием, о коем не живущие в монастыре и понятия не имеют. И правду говорит св. Лествичник, что здесь могут жить только те из монахов, кои имеют Божественное утешение, коим они удобно и отражают все разженныя стрелы сопротивнаго. И ещё он же говорит: "да не прельстит нас неразумное и предерзкое усердие; и да не взыщем желаемаго прежде своего времени, чтоб не лишится нам того, что можно будет получить в свою пору".
Ту же истину он поясняет другим примером. "Не безбедно воину, не искусному в единоборстве, отделиться от своего ополчения и вступить в единоборство со врагом; не безбедно и иноку начать безмолвие, не искусив себя и не обучив себя в обуздании страстей долгим обучением, тот гибнет телесно,- сей душевно. Ибо путь истиннаго безмолвия есть путь мудрых и тех только, которые в трудном своём подвиге стяжали Божественное утешение и бранную помощь".
Великий Варсонофий, когда один из братии прочитал ему в Патерик, что истинно желающий спастися должен прежде пожить в братстве, перенести, по примеру Господа, досаждения, поношения и безчестие, и прочее и потом уже идти на совершенное безмолвие, которое есть возшествие на крест, то есть умерщвление себя всему земному и морскому,- ответил на это: "верно сказали отцы, иначе и быть не может". А другому сказал: "прежде, нежели человек не войдёт в себя самого и не возобладает собою,- безмолвие пораждает высокоумие; а обладает собою тот, кто совершен в смирении". А ещё сказал: "если дерзнёшь ступить за свою меру или черту - знай, что потеряешь и то, что имел. Но держись средины и внимай воле Божией. Ибо кто захочет обез-печалится и прежде времени сложить с себя всякую заботу внешнюю и дела,- тому общий враг подготовит гораздо боле смущения, чем покоя, и доведёт его до того, что вынужден будет сказать: "лучше бы мне не родится".
ОБЩЕЕ ЗАМЕЧАНИЕ О ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ, НЕОБХОДИМО НУЖНОЕ К СВЕДЕНИЮ РЕВНИТЕЛЯМ О ЕЯ ПРИОБРЕТЕНИИ
Очень худо и не правильно (во вред себе) поступают те из подвижников, ревнующие о духовном,- кои в молитв Иисусовой ищут исключительно одних только духовных утешений, внутренних озарений, сердечных восхищений Богу; словом - высоких состояний.
Всё сие строго запрещено св. Отцами, как показующее в человек пагубное высокоумие, по которому он считает себя достойным сих высоких мер. Таковому будет полезнее вовсе не заниматься постоянною Иисусовою молитвою, а довольствоватся только общецерковною и своим келейным правилом.
Молитва Иисусова обязательно должна быть погружена в покаянныя чувства; каковое настроение должно быть не прекращаемым во всю нашу жизнь, согласно учению о сем предмете всех святых Отец. При упражнении молитвою, нужно иметь целию, чтоб сокрушением, слезами и умилением очистить сердце от грехов и земных пристрастий,- и сим уготовить себя для принятая Господа Иисуса в чистой, Небесной неразвлекаемой молитве, в которой и составляется наше с Ним примирение и духовное общение. И только здесь, именно в чистом сердце и глубоком искреннем смирении, с любовию ко ближним и могут состоятся и действовать высшия меры истинной сердечной молитвы, соединяющей нас с Богом, дающей нам вкусить в Нём вечный живот.
Вот теперь и смотрите,- как не похвально и предосудительно, и как вполне неуважительно к высочайшему предмету молитвы - поступают те ревнующие о сем, кои, не быв в горниле покаяния, и не перегоревши, так сказать, в чувствах тяжкой виновности своей пред Богом, и не омывши греховных скверн слезами искренняго сокрушения, стремятся безстудно туда, где только чистые сердцем зрят Бога. Божие, говорят Отцы, приходит само собою. Это - правда. Но только нужно, чтоб место для приятия Его было чисто.
Если святые Отцы иногда в своих писаниях и запрещают Иисусову молитву, то это тогда только, когда она исходит из неправильных побуждений, то есть когда ищут в ней одних только духовных восторгов; потому что так молящиеся приобретают гордое о себе мнение, и этим наносят унижение на молитву; чему отнюдь не молитва виновна, а их неправильное к ней отношение. Но молитву, производимую в покаянии, смирении, с целию примирения с Богом, умилостивления Его и потом соединения с Ним, везде выставляют, как необходимое нужное средство к вечному спасению. И это не только одним монахам, но и мирским, как сказано на 1-й странице сей нашей книги.
СОДЕРЖАНИЕ |