СОДЕРЖАНИЕ

Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах ИЛАРИОН

На горах Кавказа

ГЛАВА 10 

Вечная жизнь всегда была и есть в Сыне Божием. Для того, чтоб быть ея участником, необходимо соединиться своею душею с Источником ея - Сыном Божиим. Во-первых - верою в Него, яко своего Спасителя, Сына Божия и Бога и таинствами Святой Церкви; - во-вторых, принятием, и, лишь по силам, исполнением Его Евангельскаго учения. Потом достойным приобщением Его Пречистаго Тела и Святейшия Крови - в таинстве Евхаристии.

Затем, чтоб всезиждительное имя Его, Божеству сопричастное, всегда носить во устах своих, во уме же и сердце, присно глаголя: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Без сего соединения с Сыном Божиим, спасение для нас не возможно: ибо Он есть единственная дверь в вечную жизнь (Ин.10:9) и единственный путь ко Отцу Небесному (Ин.14:6). Помимо Его нет туда ни пути, ни входа.

Но чтоб всегда иметь сие спасительное единение наших душ с Господом, к сему весьма способствует память Божия или молитва Иисусова, которая, по своей краткословности, удобно может быть произносима нами всегда, во всякое время, при всяком занятии и на всяком месте,- днём и ночью - непрестанно, только бы было к этому наше усердие.

Она есть как бы златая вервь, держащая нашу душу и все ея силы, желания и чувства соединенными с Господом и оттуда почерпающими на себя освящение, силу и крепость.

Она есть как бы невидимая духовная струя, непрерывно льющая силу Божию - святую благодать Его - в нашу душу от приснотекущаго Источника - Спаса Христа, Сына Божия, никогда же оскудевающаго, но, по мере расширения нашей духовной вместимости, умножающаго свои благодатныя струи.

Молитву св. Григорий Синаит не убоялся назвать Богом [См. в его книге главы о заповедях, догматах и пр. 113, 5-й том Рус. Добротолюбия, Еп. Феофана.]. Потому, без сомнения, что в ней он ощущал страшное присутствие Всемогущаго, вездесущаго, вседержавнаго Бога; и, пребывая в молитве, по необходимости, прикасался духом ума своего к Богу, по слову святого Апостола, и обожался, делаясь причастником Божественного естества (2 Пет.1:4).

Не по этому ли самому и имя Иисус Христово страшно для всякой твари. Пишется, что Его трепещет ад, содрогаются адския узилища, бежит в страхе и трепете злая, богоборная отступническая сила от места того, где произносится верующими и любящими Бога сие превеликое имя.

Без всякаго прекословия и сомнения, это от того, что в имени сем находится Своим присутствием Сам Господь Иисус Христос - Бог великий, и дивный, и страшный, Иже созда Небо, и Землю, и море, и все, еже в них.

Господь Бог наш, будучи вездесущ, как Дух чистейший и безпредельный, всё наполняет Своим бытием, находясь весь на всяком месте владычества Своего. Точно также Он находится всем Своим бытием в Святом Своем имени "Иисус Христос", как это даётся явственно ощутить сердцем тем благоговейно молящимся людям, кои, живя свято - во смирении, любви ко ближним и в целомудрии, носят сие святое, превеликое и преславное имя по среди персей своих, как Божию святыню, ею питаются, ею наслаждаются, её имея источником блаженства, соединяясь в ней с самым Сыном Божиим - Иисусом Христом.

Вот теперь и посмотрите - какая честь, похвала и достоинство неотъемлемо принадлежит тому человеку, который всегда носит превеликое имя сие, хотя бы только во устах, ещё не имея сил держать его в сердце, во глубине души. И в этом состоянии он страшен сопротивной сил диавольской, ради Господа Иисуса Христа сокрушившаго державу вражию, имя котораго произносится человеком.

Знали силу имени Иисус Христова святые и Богоносные Отцы и источались в слове, восхваляя молитву именем Иисус Христовым, которая обыкновенно называется Иисусовою.

Но увы! в нынешнее время сия священная молитва предана всеконечному забвению; почти нигде нет следов ея, а если где и проявится признак ея, то стараются подавить и погасить,- конечно, потому, чтобы этим не нарушился их греховный покой, во мраке и сени смертней сущий.

Но это нас не оправдает пред Богом, а нужно всем и каждому всегда читать молитву Иисусову, при всяком занятии, во всякое время и на всяком мест, имея её непрерывною, как своё дыхание. Как и научают о сем все Божественнии отцы.

Слышим в Евангелии Владычный глас Господень, с Отеческою любовию и как бы молением, обращённый ко всему человеческому роду: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Видите - как милостивно, кротко и любовно зовёт нас к себе Владыка наш Господь Создатель и Промыслитель. И зовёт затем, чтоб успокоить нас от зол и бедствий, в коих мы погружены, по своему душевному и телесному состоянию, как рыба в море. А он есть покой, радость и блаженство.

Пучина милости, щедрот и человеколюбия. Есть свет невечерний, вечный, незаходимый; сияние Божественной славы и образ Ипостасей Его; - и Он озарит нас светом Лица Своего, просветит (сущую) в нас греховную тьму, которая изчезнившу, даст в сердцах наших сиять святынь Божией, блистаниями Небесной радости, причастными ощущениям Божества. И в этом состоянии мы найдём для себя вечный покой и Царство Небесное.

Путь же к сему есть, при исполнении Евангельских заповедей и вообще всего Христова учения, память Божия или любовь ко Спасителю, выражаемая непрестанною к Нему молитвою, что самое и производит вселение Божие в нашу душу. Как, согласно сему говорит св. Исаак Сирский, что вселение Божие в нашу душу, есть вселение памяти Божией, а память Божия и молитва есть одно и то же.

Она есть одно дело Ангелов и человеков и последних возвышает до степени небесных чиноначалий, когда в глубоком сокрушении и сердечной печали о грехах и во смирении действуемая, молитва, поставляя и держа нас пред лицем Божиим, даёт возможность уму нашему являть собою подобие ангельских чинов, выну предстоящих престолу Трисолнечнаго Божества, и непрестанно возносящих хвалебныя песнопения в честь и славу неисповедимаго Божества.

Только, конечно, великое различие между человеками и Ангелами. Сии, последние, будучи не вещественны и преисполнены Божественною силою, как многоразлично ей причастные, не имеют утомления и перерыва в своём ко Господу Богу служении, а мы, будучи плотяны, вещественны и, что всего хуже, обременённые грехом, отнюдь не можем подражать им в постоянстве и неусыпности их непрерывных славословий. Но на малое время возвысивши ум к Богу, снова низвергаемся долу тяжестию телесною и слабостию ума, сюда невольно увлекаемые. Но душелюбец Господь, Иже любит сущая вся и ничесоже гнушается, яже сотворил, приемлет и сие наше малое приношение, яко жертву в воню благоухания духовнаго, смотря на доброе произведение наших сердец, которое Он прежде всего взыскает от нас. А когда усмотрит оное, то преизобильно изливает на нас щедроты своей благости и вся Божественныя силы, яже к животу и благо-честию.

И так, насколько возможно будем устремлять к Источнику духовных благ - всемогущему Богу - свои внутренния силы, ум, волю и сердечное чувство, на которых отпечатлен образ Божий, всегда влекущий нас к блаженному и вечному единению с Ним, отображения котораго состоят в явлении (отражении) на себе Божиих совершенств и в подражании Божиим свойствам.

Сия Божественная, священнейшая молитва потому для нас драгоценна, что, при своей краткости, удобно может быть нами произносима навсегда, а по силе Божественной, в ней заключенной, вполне утоляет нашу духовную алчбу и жажду причастием Божества, котораго ищет дух наш, как насущнаго хлеба. Хорошо знают приобщившиеся святыни ея усердные молитвенники, какие источники благостыни изливаются в сердце наше от Господа Иисуса Христа, сущаго в сей молитве!!?... Какая Небесная, восхищающая, ни с чем несравнимая радость возсиявает в духе нашем, когда святая молитва сия, держимая достодолжным настроением души, войдёт в наше сердце. Здесь тогда воистину наступает праздник Божий - весёлый и радостный, потому что светом Божиим озаряются вся внутренняя наша, прогоняется прирожденный мрак души,- сердце, сочетавшись с Господьом, изменяет свою естественную дебелость в духовное свойство желание искончавается и входит человек во дворы Господни, пред лице Бога Иаковля, воспевая песнь богокрасную.

Нет сомнения, что для успешнаго производства молитвы, требуется всю жизнь свою изменить на лучшее, стараясь, сколько для нас возможно, пребывать во исполнении Евангельских заповедей, в особенности храня ко всем любовь, милосердие и сострадание, пребывая в чистоте помыслов и душевных чувств и целомудрии тела, смиряясь пред всеми в сердце своём и держа себя ниже всех - и образом, и видом в помыслах своих, движениях и во всём своём поведении.

Все ревнители о спасении, кто бы ни был,- могутъ приступать к занятию Иисусовою молитвою. Сначала Господь всякому даёт вкусить ея духовную сладость. Но потом бываетъ и так, что отступает духовное утъшение, сердце делается жестоким, холодным и не только не расположенным к заняттю молитвою, но даже как бы враждебным к сему, ум неудержимо наполняется помыслами всевозможнаго свойства. Состояние тяжкое, безотрадное.

Здесь многие из начавших молитву Иисусову не выдерживают, а, оставляя её, по-прежнему начинают быть в суете ума и в праздных суетных мыслях, в чём пребывают и все сынове века сего, преданные суете и земному попечению.

Но это трудное состояние необходимо нужно пережить. И хотя, быть может - по случаю совершенной расточённости ума и сердечнаго упорства - и можно оставить молитву на время, но, всеконечно, оставлять её не следует. Следует долгим временем, трудом и усердием стяжать мало помалу духовное сокровище молитвы, которая соединяет нас с Богом, причастными творя вечной жизни. А без молитвы, как пишут Божественнии отцы, соединиться с Богомъ невозможно.

Обыкновенно говорят: “разве молитва разсеянная, невнимательная, исполненная всевозможных помыслов угодна Богу?!...”

Но ведь нужно знать, что сразу делать хорошо никакое дело невозможно. Всякий знает по опыту - сколько времени - трудов и заботы стоило каждому из нас научиться делу своему, коим занимаемся в своей жизни. Так и молитва, которая есть высочайшая наука,- Небесная, Божественная, священнолепная, как непосредственно соединяющая нас с Создателем нашим, необходимо должна пройти первыя степени своего к ней обучения и навыкновения, в состоянии крайне слабом, несоответствующем ея великому достоинству. Но это не должно служить для нас причиною и предлогом ея оставления и пренебрежения.

Потому что иначе нельзя. Но когда мы, при помощи Божией, пребудем прилежно и старательно, насколько сие возможно для нас, в ея первыхъ степенях, то этим откроем себе путь в дальнейшия ея стези, кои хранятся на ея высочайших степенях. Но сих высоких мер преждевременно желать и искать никак не должно. Это будетъ посягательством на Божию святыню и незаконным вторжением в сокровищницу духовных благ, кои даются Богом, по Его усмотрению и праведному воздаянию, за труды по деятельному очищению себя от страстей и за усердное упражнение в первых степенях молитвы.

Видится, что великое зло происходит, когда неопытные молитвенники, не утвердивши себя в чувствах покаяния, не сознавши своего всецело растленнаго грехом состояния, не прочувствовавшие всеконечной слабости своих сил для делания добра, устремляются без опытнаго руководства, а самочинно и самонадеянно в духовную область.

Их постигает гнев Божий, и они впадают, в так называемую на монашеском языке, бесовскую прелесть, которая есть самообольщение, то есть почитают истиною то, что есть сущая ложь. Себя считают праведниками, будучи за самомнение отчуждены от жизни Божией; не нуждаются, а даже презирают советы старших, что хуже сего. О сем учение святых Отец таковое: нужно прежде совершить предыдущее, а потом переходит к последующему. Каждая добродетель - есть матерь следующей за нею. Если оставишь матерь, рождающую добродетели, и устремишься ко взысканию дщерей, прежде стяжания матери их,- то добродетели эти соделываются ехидными для души. Если не отвергнешь их от себя - скоро умрёшь. Так говорит, великий во отцах и подвижничестве, святый Исаак Сирин.

Из сего видится, что требуется постепенное восхождение на высоту добродетели, от низшаго к высшему, а не наоборот.

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
http://www.hesychasm.ru/index.htm
 

 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru