Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах ИЛАРИОН На горах Кавказа |
ГЛАВА 15
Нужно знать, что молитва Иисусова нуждается в руководстве опытным наставником и в достаточной подготовке, которой главная сила, при многом другом, состоит именно в том, чтобы человек погрузился в смиренные о себе чувства, считая себя, по примеру праотца Авраама и праведнаго Иова, пылью и пеплом (Быт. 18:27 и Иов. 42:6) и увидел во глубине своей духовной нищеты и греховнаго состояния всё своё безсилие в деле добра и неизбежную нужду в Божией помощи. Вместе с сим, с молитвою всегда должно быть неразлучно внимание и трезвение, глубокое чувство самоуничижения и вообще покаянное настроение души.
Всё это и есть та благотворная и живительная стихия, в которой только и может развиваться и расти спасительное древо Иисусовой молитвы.
Но как теперь наставников почти нет, а хотя может быть где и есть, но найти их трудно - то руководство сему Боголепному и спасительному делу нужно искать в духовном писании свв.Отец. Если же и сие, может быть, для кого будет трудным, по причине его непонимания или по неразвитости своих умственных способностей, то всего лучше, безопаснее и благонадёжнее поступить так: читать в простоте сердца устную Иисусову молитву безо всяких умствований, или какого-либо ожидания явлений, воображений и разных представлений,- словом -не принимать и не верить ничему, что бывает у неразумных...
Читать легко, свободно, не натужаясь и не нажимая умом ни на что внутри себя, а также свободно, как идёт наше дыхание. Эта лёгкость и свободность не будет отталкивать от сего дела, а будет привлекать к нему. И сие необходимо нужно по причине ещё нашего к ней ненавыкновения.
Нужно иметь несомненную надежду, что Господь, за доброе изволение сердца, со временем сподобит стать и на истинныя стези сердечной молитвы и узреть обетованную землю - наследие всех святых.
Конечно, было бы хорошо призывать имя Господа Своего с благоговением, усердием и с великим вниманием, но если же сего мы ещё не можем, по слабости своих душевных сил, то можно сказать, что Господь не гневается на нашу и нечистую молитву, но приемлет благое наше произволение и вменяет его в наше спасение. Поэтому-то и сказали Отцы: "молись, как можешь, своею нечистою молитвою, а по времени Господь даст тебе и чистую молитву". Ибо написано: "даяй молитву молящемуся" (Пс.93:10; 1 Царь.2:9).
Посему, всякому можно, в надежде на Бога, благонадёжно приступать к сему преславному делу - занятию Иисусовой молитвою: в покаянном настроении души, во смирении и самоуничижении, по примеру Евангельскаго мытаря, в глубоком сокрушении сердца о грехах своих, в чувстве своей пред Богом виновности,- и Бог не уничижит: "Но начный дело благо, и совершит е даже до дне Господа Иисуса Христа" (Фил. 1:6).
Пришлось узнать, что будто бы потому вообще мало видится в людях усердия к занятию Иисусовою молитвою, что устрашает их высота ея, о которой так много написано повсюду в духовных книгах. Но о ней написано с мудрою целию, именно, чтобы расположить и побудить всех и каждаго к занятию священным делом - вспоминать и произносить Божественныя имена Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа.
Потом ещё многих не располагают к сему занятию труды, необходимо при сем требующиеся. Но всего более служит тому препоною враг диавол, которому особенно ненавистно это священное дело, как опаляющее его огнём Божества.
Конечно, без труда не бывает возможно совершать никакого дела, даже и в мирском житии. Но здесь, по важности дела, высоте, ничем незаменимости, без сомнения нужны труды - постоянные, усердные, много-летние,- потому что и не малаго дела предположили ими достигнуть, а соединения с Богом,- в чём и состоит наша вечная жизнь.
Нельзя сказать, чтоб сии труды, по временам, не растворялись благодатными утешениями, проникающими даже в сердце. И хотя они бывают кратковременны, но и своим минутным озарением оставляют в нашей душе следы незабвеннаго, благодатнаго посещения, так как дают вкусит сладость Господней близости, с которою ничто в мире сем сравнится не может. И сие благодатное ощущение, как залог нашего с Христом предобручения, утешает нас радостною надеждою, что не всуе будут наши труды, но со временем, при помощи Божией, достигнем сердечнаго с Господом Иисусом соединения - и тогда нашей вечной радости никтоже возмет от нас. Как и говорит о сем Сам Господь Иисус Христос (Ин.16:22).
Нужно знать и то, что бывает нередко, особенно в начале, при занятии Иисисовою молитвою, что человек читает её без всякаго внимания и хотя бы какого-либо малейшаго ощущения приятности; без надежды трудно, как будто бы тяжёлым молотом разбивать камни. Целыя тучи помыслов всевозможнаго свойства и между ними скаредныя, богохульныя, неизобразимыя бьют во ум, как волны морския - скалу.
А враг лукавый постоянно внушает ему: разве твоя такая молитва угодна Богу?!... Только напрасно бьёшь воздух; посмотри и вокруг себя на людей, ведь никто же ею не занимается, хотя они и старше по жизни и опыт-не тебя. А ты разве лучше всех, что берёшься за непрестанную молитву. Было-де время, когда занимались ею св. Отцы, но теперь это дело стало невозможно; брось и живи, как и все живут. А тут ещё бывает, что откуда ни возмись и наставник такой же, что как раз говорит то же самое, что и у нас на мысли, вложенной диаволом, на что мы уже пожалуй и сами готовы. И вот тут-то бывает всякому пробный камень и горнило искушения, которое необходимо перейти каждому из званных на сию Божию службу.
Нужно ни слушать, ни смотреть ни на что, зная, что по причине великаго дела, отовсюду и препоны великия воздвизаются на него, а начавши, нужно продолжать неленостно, как возможно по силам, не тяготясь необычностию дела и непривычкою к нему - и не смотря вокруг себя ни на кого. Всякий своему Господу стоит или падает (Рим. 14:4), зная, что хорошаго всегда бывает мало.
Но перейдёт, Бог даст, скорбная пора и узришь радостное утро Христова Воскресения. Божий свет возсияет со временем и в твоём сердце и озарит вся внутренняя твоя невечерними лучами Небеснаго радования, и узришь зарю вечной жизни несомненно в чувствах сердца своего; только начавши это Божественное и святолепное дело, не оставляй, как и сейчас говорится, сколько можешь по силам твоим, но простирайся вперёд, с надеждою на Бога - радостно и охотно.
Конечно, того нельзя сказать, чтоб не оставлять, но здесь разумеется всеконечное неоставление. Бывает на день, два и более, подавленный делами или суетою, неизбежными в нашей жизни, не возможешь вспомнит Господа Бога, но когда возвратится сознание и успокоение, то и опять начинай спасительное занятие, веселящее сердце и питающее душу Небесным хлебом - в живот вечный.
Великое во истину и преславное дело, Богу угодное и нам спасительное, состоит в том, чтоб только хотя одними устами произносить Божественныя имена Спасителя нашего. Нам как будто не видится от этого никакой пользы. А между тем и устное произношение имени Господа Иисуса Христа устрашает демонов; опаляет их огонь Божества и бегут от того места, где его слышат.
Ещё: имя Божие, будучи свято само в себе, освящает наши уста, язык и воздух и всё нас окружающее. Святыми Отцами замечено и то, что при упражнении Иисусовою молитвою, особенно при начале ея, бывает иногда у нас усиленное воскипение страстей, так что человек видит себя не в пример худшим того, нежели тогда, как не занимался молитвою, и отсюда, по неопытности, другой приходит в сомнение, относительно ея святыни, пользы и необходимости.
Но это происходит естественно, порядком необходимости. Свет молитвенной благодати, исходя от Божества Иисус Христова и проникая во тьму души, устраняет и гонит спокойно дотоле пребывавшую там злую силу, и она, встревоженная, приводит в движение все страсти, бывшия в покое. Епископ Игнатий о сем пишет так: "сие да будет признаком, что молитва наша начала производит свойственное, принадлежащее ей действо. Поэтому, не устрашимся, а ободримся надеждою, что молитва наша идёт должнм порядком и вступила в свои законные права, ко изгнанию нечистой силы".
Пример сему можно видеть в Евангелии. Когда Господь, Иисус Христос, по прошению отца беснуемаго отрока: "запрети духу нечистому, глаголя ему: душе немый и глухий, Аз ти повелеваю: изыди из него, и ктому не вниди в него. И возопив и много пружався,- изыде и бысть, яко мертв" (Мк. 9:25-26).
Видите, как бьётся и сокрушает человека богоборная и нечистая, отступническая сила, когда изгонима бывает силою Христовою от места своего?
У святых Отцев о сем пишется так: "умоляю вас, братие,- говорит Божественный Златоуст,- никогда не оставлять правила молитвы, или понебречь о нём. Ибо я слышал некогда Отцев, которые говорили: "какой это монах, если он небрежёт о правиле или попирает его". Но он должен ест ли, или пиет, сидит ли дома, или пу-тём шествует, или другое что делает,- непрестанно взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго - дабы это поминание имени Господа нашего Иисуса Христа раздражало на брань против нас врага.
Поминанием сим душа, нудящая себя на то, может разыскать в себе всё - и худое и доброе; прежде имеет она увидеть внутри, в сердце своём, худое, а потом и доброе; поминание сие имеет привести в движение змия; поминание сие может обличить живущий в нас грех и поминание сие может и потребить его. Поминание сие может подвигнуть всю силу вражию в сердце, и поминание сие может победить и искоренить её мало-помалу; имя Господа Иисуса Христа, сходя в глубину сердца, змия держащаго пажити ея смирить, душу же спасет и оживотворит.
Непрестанно убо пребудь с именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце,- и будут два в едино. Впрочем дело сие не есть дело одного дня или двух - но многих лет и долгаго времени, ибо великий требуется подвиг и многолетний,- да извергнется враг и вселится Христос".
Св. Лествичник говорит: "не будем удивлятся тому, если увидим, что в начале своего монашескаго жития мы бываем боримы страстями более, нежели когда жили в миру. Сначала необходимо возникнуть всем причинам болезней, а потом последовать исцелению. Нужно, чтоб сие море взволновалось, избушевалось и волнами извергнуло из себя всё, что было внутри его".
То же самое бывает иногда и при начале упражнения Иисусовою молитвою. Нередко воскипают страсти, подобием волнующагося моря, целыя тучи помыслов всевозможнаго свойства - скаредныя, нечистыя, богохульныя нападают на душу и повергают человека в безнадёжие и почти в отчаяние.
Это служит, как и сейчас говорили, несомненным признаком, что враг, дотоле спокойно в нас пребывавший, потревожен страшным для него именем Иисус Христовым и, не терпя онаго, исходит, но исходя, произвёл бунт и возмущение. Поэтому не нужно обращать на сие никакого внимания, а всё читать и читать Иисусову молитву, хотя бы только и устную, за неспособностию лучшаго; и стараться, чтоб ею наполнять всё течение своей жизни, не говоря свободное, но и во время работ и занятий, особенно когда оне производятся телесными силами. Труд, время и в особенности Божие содействие пересилят греховныя свойства и склонности нашей падшей природы, и со временем возсияет сия молитва, якоже Солнце в силе своей, как и называется в Писании Господь Иисус Солнцем правды.
Ничего не может быть для человека настолько обязательнаго и приличнаго его положению на лице Земли, между всеми созданиями, как почтенному образом Божиим и украшенному высокими дарами - разумом и свободою - спасительнаго ему, радостнаго для сердца его и угоднаго Богу, как то,- чтобы помнить Создателя своего, познавать Его и любит Его.
Сие благо превыше всего; Сам Господь объявил о сем, когда, шествуя на волную страсть, творил Отцу Небесному, яко Первосвященник, Свою искупительную молитву за весь род человеческий. Здесь Он познание Бога называет "животом вечным". Се же есть живот вечный, да знают Тебе Единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисуса Христа (Ин.17:3).
Знание Бога, по слову Апостола, даётся любящему Бога. Кто любит Бога,- говорит святый Апостол Павел,- тому даётся знание Его (1 Кор. 8:3). Любовь не может быть без памятования того, кого любим, а память Божия и непрестанная молитва - одно и то же. И вот сию память Божию или любовь Его мы и выражаем непрестанною Иисусовою молитвою, говоря так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных". И сия молитва даёт нам познание Сына Божия, соединяя нас с Ним самым тесным и ближайшим образом, и в сем единении делает нас причастными вечнаго живота, который и находится, по Апостолу, в Сыне Божием. В Том живот бе (Ин.1:4).
Здесь же видится исполнение самопервейшей заповеди Христа Спасителя,- когда Он на вопрос книжника: кая заповедь больше в законе ответил: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею крепостнию твоею и всем разумением твоим (Мк.12:30).
Искренняя любовь более всего страшится того, чтобы чем-нибудь не оскорбить любимаго, а чтобы было сие возможно,- настоит необходимая нужда исполнять волю любимаго.
Как и говорит Господь: кто любит Мя, слово Мое соблюдает. А не любяй Мя, словес Моих не соблюдает (Ин.14:24).
Поэтому для того, чтоб не отпасть от любви Божией и достигнуть чрез молитву благодатнаго и таинственнаго единения с Господом Иисусом Христом, необходимо исполнять Святую Его волю, возвещённую Им во св. Евангелии, или жить по святым Его заповедям.
Произносить устами и языком Имя Господа Иисуса Христа имеет в нашей жизни великое значение, прежде всего являя пред лице Господа наше к Нему стремление. И хотя оно ещё безсильное, развлекаемое помыслами, злыми пожеланиями, прерываемое порывами злых страстей,- но силен Господь дать нам и чистое к Нему влечение; разогнать сущую в нас греховную тьму и просветить наше сердце светом лица своего. Ибо, по учению св. Макария Египетскаго, Он только и взыскует от нас именно сего добраго произволения, а чтобы привести его во исполнение,- это есть дело Божией силы, мы к этому не имеем собственных сил.
Потом, когда Господь видит наше безсилие в молитве и что мы не можем стать пред Ним достодолжно, в чистоте помыслов и с горящим сердцем, то понуждаемый своим обычным милосердием и безконечною благостию, ущедряет нас Своею Отеческою милостию; приходит к нам и обитель Свою в нас творит, по своему Божественному слову:
Имеяй заповиди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам (Ин.14:21).
Поэтому, творя устную молитву, хотя бы и разсеянную, мы можем питать несомненную надежду, что со временем дастся нам молитва чистая, благодати причастная, и пойдём, по Божественному Давиду, во свет лица Божия и о имени Его возрадуемся (Псал.88).
А если же не будет у нас устной молитвы, то как можем надеятся на получение благодатной молитвы? Кто не посеял на своей ниве, тому не может быть ожидания жатвы. А кто посеял, хотя бы и нечистое жито и небрежно, и неусердно, всё-таки что-нибудь да вырастет в пищу ему,- так и здесь.
Но и при такой молитве, как это знают те, кто занимается ею,- бывают, хотя и не часто, в сердце духовные восторги и минутныя озарения благодати, как искры Божественнаго огня, падающия от присносущнаго Источника вечной жизни - Превечнаго Света - Христа, Сына Божия, Который просвещает,- по Апостолу,- всякого человека, грядущаго в Мир (Ин.1:9).
Когда же мы живём в сем веце совершенно без молитвы, то глубокая тьма покрывает нашу бедную душу, как осенняя ночь без звезд и Луны, ничто из духовнаго мира не проникает в сей непробудный мрак наших душ.
И тогда мыслями и чувствами своего сердца и всею душею мы уныло и жалостно влачимся по лицу Земли, совершенно отторгнувши себя от Небесной отчизны.
Молитва ко Господу Иисусу Христу есть как бы луч из горняго, Небеснаго Мира: возсиявши своим благодатным светом во мраке души, она в одно и то же время, как исполняет нас радостию великою и неизреченною, так и веселит нас надеждою вечной жизни, искры ея показуя в сиянии молитвеннаго света.
Устная молитва ко Господу Иисусу Христу тем для нас драгоценна, что, при своей краткости, всегда можно читать её, чем бы мы не были заняты (кроме греха) во всякое время и на всяком месте; но не смотря на свою краткость, она заключает Божественную, всемогущую силу в имени Иисус Христовом, Которым и совершались все чудеса в Церкви от времён Апостольских и до наших дней. Силу духовную в молитве Иисусовой может временами чувствовать и всякий делатель ея, хотя бы и слабый. Ибо неложно слово Господа: "всякого грядущаго ко Мне не изжену вон".
Пусть не смущаются те из нас, кои при сем занятии своём чувствуют сухость, тяжесть, неохоту, леность и прочее, скопище сопротивнаго, ввергающее их в безнадёжие, уныние и отчаяние - всякое дело, в мире сем делаемое, сразу не может быть хорошо делаемо.
А сколько требуется трудов и времени, чтоб навыкнуть какому-нибудь искусству, художеству, ремеслу или же достигнуть высокой науки, над которой иногда трудятся во всю свою жизнь, но в конце должны бывают сознаться, если только искренни к себе и добросовестны, что без высшаго озарения нет возможности познать истину и узреть пределы духовнаго ведения.
Если так трудны для нас наши земныя дела, то не тем ли труднее Небесная наука - внутренняя ко Господу Иисусу молитва, и в ней таинственное единение с Ним наших душ. Это самое, согласно от святых Отцев, называется наукою из наук, искусством из искусств и таинством из таинств. Поэтому всякий, вступивший в подвиг упражнения Иисусовою молитвою, хотя бы и не видел никакого плода, даже бы и в продолжении многих лет, пусть не смущается и не приходит в безнадежие, что суетен труд его. Семя жизни о Христе пребывает внутри его, и, конечно, пока ещё только во внешнем человеке, но на верном пути ко внутреннему. И всяко - придут те блаженныя времена тишины и отрады, когда Солнце Правды озарит горизонт его жизни невечерними лучами вечнаго света. И он, ставши на верныя стези, свободно взойдёт в Небесные чертоги, имея в сердце своём светильники, горящие Божественным огнём.
Никто не будет спорить о том, что Господь Иисус Христос есть Спаситель наш и что мы должны вселить Его в сердце своё ещё прежде изшествия из сей жизни в будущую, соединившись с Ним единением таинственным, духовным, внутренним, сердечным. Для сего, по разуму св. Отец, два пути: деятельный и умозрительный; первый состоит в исполнении всех Христовых заповедей, а второй в зрении Бога умом,- где зримый Бог истребляет в нас всю греховную нечистоту.
Как и говорит св. Иоанн Златоустый: "одного умнаго Боговидения достаточно к тому, чтобы сокрушить всю сопротивную силу". Сей последний путь кратчайший, потому что он прямо и непосредственно поставляет нас пред Лице Божие, а первый продолжительный, утомительный и не столь удобный. О сем святой Григорий Синаит говорит так: "Бога стяжаваем или деланием и трудом, или художным призыванием имени Иисусова".
Поэтому всякий может благонадёжно приступать к занятию Иисусовою молитвою - во смирении, покаянном настроении души, в чувстве виновности пред Богом в грехах своих, никого не оскорбляя и не осуждая, а себя почитая худшим всех, и дело его спасения будет идти спешно, радостно и благонадёжно.
Прежде всего, пусть терпливо пребывает в устном упражнении Иисусовою молитвою, не скучая и не тяготясь, хотя бы только языком и устами мог произносить Божественное имя Спасителя нашего. - Тут нет ни внимания, ни усердия, ни охоты, ни сердца. Не смущайся! Это так по началу, а далее будет лучше, только не бросай, а, пребывая во смирении, трудись и непременно достигнешь блаженнаго состояния.
Последнее же слово об упражнении всякому Иисусовою молитвою состоит в том: как бы человек не занимался ею, душеполезно, спасительно и невыразимо хорошо, потому что показует его благое произволение, пребывать устремлением своей души в высочайшем деле, которое неотъемлемо даёт ему честь, похвалу и уважение. То не служит ему уничижением, что он, по слабости своих сил и по непривычке к делу сему, ещё не может достодолжно пребывать в сей Божественной службе.
Приемлется его произволение, а немощь - это наше природное свойство, исцеляемое единственно Господнею благодатию. Поэтому не будем смущатся тем, что не можем молиться чистым умом и горящим сердцем, а как можем.
Будем читать Иисусову молитву, хотя бы и море помыслов нас обуревало и сердце кипело злосмрадными страстьми. Бог даёт, всё пройдёт и исчезнет, изгонится из душ наших прирождённое зло, а вселится Божия святыня, мир и любовь, и узрим свет вечной жизни о Христе Иисусе.
СОДЕРЖАНИЕ |