Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах ИЛАРИОН На горах Кавказа |
ГЛАВА 41 О ПОМЫСЛАХ
Вопрос: как удерживать помыслы?
Ответ: дело это не есть силы человеческой; хотя мы, по слову Спасителя, и вообще без Него не можем творити ничесоже, но это дело особенно является трудным по причине быстродвижности ума нашего и его неудержимой стремительности, потому что он в естественном своём состоянии разлит по всему миру, и, как тысячеглавая гидра, куда ни приклонит свою голову, там и развивает свою пагубную деятельность. Нет на Земле ни силы, ни науки, ни средства коими бы можно было помочь этому несчастному делу. Кто из живущих на Земле похвалится иметь чистым ум свой от суетных помыслов!... И как во время молитвы и не хотящим нам, многажды страждем, одолеваемые срамными помыслы!!... А безмолвник в пустыне ведёт с ними, можно сказать, непрекращаемую брань, пока благодатию Христовою не очистится его ум и не войдёт в область чистоты и света Божия.
Ум по природе имеет всегдашнее движение, а будучи таковым, он ни в чём из предметов мира сего, яко текущих, не может быть удержан, а только в одном Боге. Но и Бог благоволит нам являть Себя в нашем же сердце. Поэтому-то и нужно ум заключать в сердце и держать его пред лицом Божиим без всякаго образа, вида и мечтания - совершенно голым; - словом сказать, что дело сие всецело и неотъемлемо принадлежит Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божию - Всемогущему Спасителю нашему и Богу, Который содержит всю тварь видимую и невидимую и носит, по слову Святого Апостола, всяческая глаголом силы Своея (Евр.1:3). Поэтому-то всякому желающему достигнуть сердечной чистоты, в которой зрим бывает Бог, по слову Господа: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.5:8), необходимо приобщить сердце своё Ипостасному Слову Божию, чрез непрестанную сию священную молитву - "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".
Он должен говорить: "Ты бо еси Бог мой, содержай, ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистые, но в Тебе, Творце моем, да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя".
Святой Исаак Сирский весьма похваляет того подвижника, который молитвою пресекает всякую беседу с помыслами: "Неискусен тот,- говорит он,- кто вступает с ними в борьбу, хотя он и победит, но смрад от зловония помыслов надолго пребудет в ноздрях его".
Лучше всего при нашествии помыслов усердно читать Иисусову молитву, а ум заключать в слова молитвы, когда ещё не открылось сердце.
Согласно этому говорит и Исихий Пресвитер: "Якоже невозможно Солнцу возсияти без света, сице невозможно очиститися сердцу от скверных и губительных помыслов, кроме молитвы Иисусова имени".
Ещё: "как Чёрному морю,- говорит он же,- невозможно быть посреде звезд, и как невозможно человеку, живущему на Земле, не дышать воздухом, так невозможно, кроме имени Иисус Христова, избавится от скверных помыслов".
Он же: "Если это истинно, как вижу на опыте, то будем возглашать сие имя так же часто, как дышим. Ибо оно свет, а те (помыслы скверные) тьма; и Он, призываемый Иисус, есть Бог и Владыка, а те слуги демонские. Если истинно хочешь покрыть стыдом помыслы, достодолжно безмолвствовать и без труда трезвенствовать сердцем, да прильнет к дыханию твоему молитва Иисусова - и в немного дней увидишь это на деле" (Исихий Пресвитер).
Ум, погрузившись в Имя Божие, не имеет в себе места для принятия сторонних помыслов - худые ли то будут или добрые. Ум, соединяясь в молитве или в Имени Божием с Господом, теряет свою естественную грубость, делается чистым, как Небесный свет; он издалёка видит приближаюшийся помысл и, будучи силен о Господе, даже не обращает на него и внимания, как занятый важным делом - беседою с Царём царствующих и Господом Господствующих.
Вот, видите: куда бы человек ни обратился, на всякую сопротивную вещь победа - есть Имя Божие. Потому-то и говорится, что молитва есть мать, глава и царица всем добродетелям. Господь Иисус Христос есть и называется Избавитель; и никто, точию Он Един, может нас избавить от многих помыслов, коими страждет всякий, необновленный Христовою благодатию, человек.
СОДЕРЖАНИЕ |