Письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича)
священнику Павлу Флоренскому от 2 декабря 1912 г.
Впервые опубликовано:
Священник ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ, Переписка священника Павла Александровича Флоренского
и Михаила Александровича Новоселова с присоединением писем иеросхимонаха Германа
Зосимовского, иеросхимонаха Антония (Булатовича), иеромонаха Пантелеимона (Успенского),
В. М. Васнецова, Ф. Д. Самарина, Ф. К. Андреева, С. Н. Дурылина, И. П. Щербова
/ Общая ред. игум. АНДРОНИКА (ТРУБАЧЕВА) (Томск, 1998) 77–79.
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ ПОМОГАЙ НАМ!
Всечестнейший Батюшка! Отец Павел.
Благословите! Спаси Вас Господи! Дай Вам
Господи процветать и цвести благодатию Божиею на многая лета на пользу Церкви!
Очень обрадовали Вы меня Вашим сочувствием великом Церковному сему делу. Впрочем,
я и не сомневался, что Господь пошлет защитников Имени Своего. Слово Божие всегда
есть живое и действенное, также и слова, которые благодать Божия влагает в ум
человека; слово же мое не есть мое, но дано мне благодатию Божиею, и это я испытано
вижу! Слава Богу и благодарю Его, что Он, сподобив меня некогда подвизаться
в передовых отрядах конницы, которыми мне доводилось предводительствовать на
войне, ныне сподобил меня еще безмерно большей милости подвизаться в передовом
отряде защитников Имени Господня. Не сомневаюсь, что за нами вслед двинутся
и главные Божие силы и великие в Церкви Его. Тогда мы, как то полагается в тактике,
аще уцелеем к тому времени, опять стушуемся и, смиренно уступив фронт, отступим
за фланг. Простите мне мои метафоры.
Вы высказываете мысль, что Имя Иисус есть
Бог вместе со звуками Его. Я очень охотно готов этому верить, но пока не имею
достаточных данных, чтобы это утверждать. У Св. Симеона Н. Б. ясно названа Богом
— Истина Божия. Звуки по строению своему не суть не существо, ни вещество, но
дрожание воздушной волны, следовательно, о предложении сего колебания во Христа
едва ли может быть речь. Наконец, звуки не суть принадлежность необходимая Имени
Господня и вообще слова, ибо слово действуется в уме и беззвучно. Поэтому я
скорей склонен смотреть на звуки так же, как на буквы, т. е. как на условные
знаки. Но Истина Божия во Имени есть Сам Бог ПО СУЩЕСТВУ, КАК СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ
БОЖЕСТВА. Впрочем, если Вы в силах найти у Св. Отцев свидетельства, что и звуки
суть — БОГ, то я охотно к Вам присоединяюсь. Конечно, звуки гласа Божияго, как
напр. на Фаворе и на Синае СУТЬ БОГ, ибо суть действие Его. Но наши звуки нашего
голоса едва ли можно признать Богом, хотя они и воспроизводят звуки Имени Божияго,
ибо они суть действия человеческого голоса.
Весьма скорблю, что доселе не получена первая
часть. Очевидно, ее захватили на таможне, ибо там было несколько резких выражений
против Архиепископа Антония. Теперь пишу и переписываю копию с первой части,
но с этим пароходом не успею. Решаюсь с благословения своего старца О. Парфения
со следующим пароходом ехать в Россию к Вам в Москву, чтобы ускорить дело издания.
Если Михаил Александрович не пожелает печатать отдельной книгой, то я решаюсь
сам напечатать хотя маленьким изданьицем, чтобы удовлетворить настоятельную
нужду осведомить с этим вопросом кого следует… вообще православных христиан.
Уповаю, что ради Имени Божия и вы мне несколько поможете в редакции и в совете,
а может быть, и не потребуется от меня этого и Вы с Михаил Александровичем издадите,
но во всяком случае думаю, что мое личное присутствие не помешает делу. Вы спрашиваете
меня об о. Парфении — это один из последних могиканов на Св. Горе, хотя его
и отрекомендовал Св. Синод как неблагонадежного по клевете священника одного
села, куда по просьбе одной рабы Божией о. Парфений послал Икону Св. Пантелеймона
со вложением в нее Св. Мощей сего Великомученика. Священник же донес, что о.
Парфений торгует подложными мощами! Св. Синод дал веру клевете, а Бог прославил
икону с мощами чудесами и исцелениями, и теперь из окрестностей съезжаются на
поклонение чудотворной иконы с мощами, и тот же священник обирает доходы с молебнов,
но продолжает хулить. За это Бог поразил болезнью его жену. Синод же до сих
пор не посылает денег о. Парфению и удерживает адресованные на него жертвы у
себя! Книгу Преподобного Нила посылаю Вам с просьбой принять ее от меня в дар
и знак единомысленной о Христе любви.
Еще присылаю в сем письме Слово на Обрезание
Господне. Весьма осчастливили бы Вы меня и всех нас исповедников Имени Господня,
если бы напечатали ее в январском Вашем номере. Гонорара мне не надо, а попрошу,
во-первых, Вас проредактировать статью и оплатить свои труды, мне же сделать
отдельны оттисков 5000 тысяч, за кои я особо заплачу, когда приеду на Рождество
к вам в Сергиевскую Пустынь.
Если не будет возможности напечатать сию статью в Вашем Журнале, то не найдете
ли ей места в какой-либо большой Московской, или другой газете? — Буди воля
Божия.
Первую часть я, вероятно, Вам пошлю по прибытии
в Одессу со следующим пароходом. Покорнейше бы просил немедленно по получении
приступить к печатанию от имени ли Новоселова, или от моего имени. Если от моего,
то достаточно будет 2000 экз. Мне как можно скорее хотелось бы окончить это
дело и, выпустив книгу, возвратиться на Афон. Из Одессы я заеду к моей матушке
сначала, и потому все что надо писать мне до Рождества по следующему адресу:
Г. Сумы. Гранд-Отель. Ее Превосходит. Евгении Андреевне Булатович, для передачи
о. Антонию.
Простите. Грешный Антоний.
2 декабря 1912 г.
Св. Гора.