Письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича)
Впервые опубликовано:
Начала. Религиозно-философский журнал № 1–4. Имяславие. Вып. I (М., 1996).
179–182.
Христос посреде нас.
Ваше Императорское Величество, Державный
Государь!
Господь говорит: "ищите и обрящете,
толцыте и отверзется вам" — и потому я снова дерзаю напомнить Вашему
Величеству о Имени Господнем, которое доселе официально похулено, и о бедствующих
иноках Афонских, которые доселе гонимы, лишаются в епархиях Святого Причастия,
и далее понуждаются к отречению, и, невзирая на монашеский сан, (некоторые)
забираются на войну, причем есть такие, которые уже и души свои в бою положили
(монах Исидор, Иордан и др.). Но Ваше Величество, такая вопиющая несправедливость
оскорбляет Бога, прогневляет Его, в особенности же греховно уничижать Имя
Господне и отнимать от него то Божественное достоинство, в которое искони
веровала наша Церковь и которое ныне официально отвергнуто Синодом — по какому-то
вражьему наваждению. Но — "се ныне время благоприятное, се ныне день
спасения". Не настал ли и ныне час исправить глубокую и вопиющую на небо
ошибку в Афонском деле? Вспомните, Ваше Величество, как щедро наградил Вас
Господь, когда Вы сломили упорство Синода в нежелании его прославлять Св.
Иоанна Тобольского: в тот самый миг, как Синод соизволил, Господь предал в
руки Ваши совершенно неожиданно с малыми потерями неприступный Эрзерум, а
весной, когда Св. Синод обнародовал чин прославления, начались наши неожиданно
необычайные успехи на Волыни и к югу. Вспомните и противоположные совпадения:
поражение третьей армии совпало с тем моментом, когда Вы изволили удостоить
особо милостивой грамотой архиепископа Антония Харьковского, и затем, дивное
дело, противник остановился тогда, когда взял Почаевскую Лавру, ту самую Лавру,
из которой раздались первые хулы архиепископа Антония Харьковского на Имя
Господне, ибо там впервые были напечатаны в журнале "Русский Инок"
мерзкие о Имени Господнем слова, будто "верить во Имя Господне только
на руку хлыстам", которые назовут какого-нибудь "чувственного мужика
— Иисусом, а бабу — Богородицею, и потом будут сваливаться в свальном грехе"...
Неужели же столь облагодатствованное место могло было быть Богом предано на
осквернение врагу, если бы на нем не был особый гнев Божий? Ужели враг не
мог быть остановлен, с помощию благодати Божией, хотя в нескольких верстах
от Почаева? Но враг только взял Почаев и там остановился!.. Припомните еще
гибель лодки Донца: она первая погибла в Одесском рейде, потопленная турецким
миноносцем, не успев сделать и выстрела!.. Нынешние люди не верят в эти знамения,
но Ваша жизнь так полна этими чудесными предзнаменованиями, что Вы, Державный
Государь, не можете не верить им. Смертельная рана, которую хотел Вам нанести
сын диавола в Японии, не предуказывала ли Японскую войну и ужасный 1905 год?
Но благодать Божия чудесно сохранила и Вас, и Россию. Кровопролитное празднество
в день коронования не предуказывало ли кровопролитность Вашего царствования?
Не предуказывало ли и на эту страшную войну, которая должна утвердить Ваше
воцарение над всем православным Востоком? Ваше рождение в день праведного
Иова не предзнаменовало ли это тот крест терпения, который Вам готовила судьба,
и славный конец, которым вы будете награждены за Ваше терпение? Теперь промысел
Божий ЖДЕТ ТОГО, ЧТОБЫ предать Вам Царьград, но УДОВЛЕТВОРИТЕ ЖЕ ПРАВОСУДИЕ
БОЖИЕ И ВОССТАНОВИТЕ ЖЕ ПОРУГАННУЮ ЧЕСТЬ ИМЕНИ ГОСПОДНЯ! Предстоит еще
упорнейшая, упорнейшая борьба, и не только с немцами, но и по взятии Царьграда
— с союзниками. Потщитесь стяжать помощь Божию и благодать.
Я подаю Обер-Прокурору прилагаемые при
сем две докладные записки и прошу его о пересмотре этого дела по богословской
хотя только стороне. Это единственный выход из создавшегося ныне положения.
Но выход и простой и легкий. Необходимо было бы назначить комиссию из нескольких
достойных иерархов и ученых, которые разобрали бы наши исповедания и Синодальное
послание от 18 мая 1913 г. Нет сомнения в том, что они не нашли бы в нас никакой
ереси, и противные мнения были бы приведены к православному единомыслию, и
дело приняло бы естественное течение, и по окончанию войны иноки имели бы
возможность быть возвращены на Святую Гору.
Без прямого изъявления воли Вашего Императорского
Величества о том, чтобы такая комиссия была назначена, она, конечно, не состоится,
и поэтому я снова припадаю к стопам Вашего Величества и не ради себя, и не
ради бедствующих иноков, но ради православия России и БЛАГА ВАШЕГО
И РОССИИ, молю, приклоните ухо Ваше к молению моему и обратите Ваше царственное
внимание на мою смиренную и благую просьбу.
Многогрешный раб Божий,
но усерднейший и искреннейший молитвенник
за державу, здравие и спасение Вашего Величества
Иеросхимонах Антоний.
Приписка, сделанная о. Антонием на копии двух его писем Государю, очевидно, уже после революции:
Не внял Государь благому духовному совету и духовному предупреждению. Не возымел мужества пойти в этом деле вразрез с верховными синодалами, не настоял на том, чтобы спорный вопрос об Имени Божием получил беспристрастное, авторитетное и независимое от лицеприятия рассмотрение; и ограничившись лишь несколькими слабыми полумерами, и добившись лишь некоторого послабления в церковном гонении против - "имябожников", — оставил в официальном похулении державное и зиждительное Имя Господне... Я не выдаю себя ни за пророка, ни за прозорливца, однако, иногда и "Саул бывает во пророцех", а в данном случае и мои слова оказались пророческими, ибо — "не удовлетворено было правосудие Божие", — "не восстановлена поруганная честь Имени Господня", и "отступление от истинных догматов навлекло на страну и на народ великий гнев Божий и тяжкие кары", о которых я с такой болью в сердце предупреждал Государя, предчувствуя неизбежность их, ибо разве могло остаться безнаказанным посягательство Пастырей Христовых на Святыню Имени Его! Особенно знаменательно то, что переворот совершился именно в неделю Св. Григория Паламы, боровшегося против Варлаама, которого мнения повторяют ныне имяборцы и пресловутое Синодальное Послание. Знаменательно также, что и имя — "Волынь", от первопастыря которой изошли первые хулы на Имя Господне, — и это имя оказалось первенствующим в перевороте, ибо весь этот стихийный переворот начат и произведен был — "Волынским" полком... Имеяй уши да слышит и о той страшной каре, которой подвергся митропол. Владимир, больше всех ответственный за все Афонское дело, как первопастырь, санкционировавший все преступнейшие действия арх. Никона на Афоне, согласившийся с совершенно неправославными мнениями арх. Антония, и упорно до самого последнего времени противившийся тому, чтобы Афонское дело было авторитетно пересмотрено и разобрано... И вот, подобно Иерусалиму, распявшему Иисуса, и в России, распявшей Имя Его, — камня на камне ныне не остается. Закрыты клеветавшие против нас и хулившие Имя Господне издания, и даже типографии их отняты!.. Но и еще "рука Его простерта"!.. — аще не потщатся иерархи воздать должную честь и исповедание державному и зиждительному, и достойному боголепного почитания Имени Господню... И тогда в силах Господь паки пробавить милость любящим Его, и паки возградить разрушенный оплот Православия, и Царьград в руки православных предать, и крест на Св. Софии водрузить! Буди — аминь.
Иеросхимонах Антоний