Примечания к XI главе: СОБОР, РЕВОЛЮЦИЯ, ПОДПОЛЬЕ
1 Забытые страницы русского имяславия. С. 294-295 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 34-38об.).
2 Там же. С. 297-298 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 34-38об.).
3 Там же. С. 300-301 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 34-38об.).
4 Там же. С. 302-305 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 38об.^0).
5 Там же. С. 308 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 43).
7 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 351-352.
8 См. речь Л. К. Артамонова на закрытии третьей сессии Собора 7 (20) сентября 1918 г. в кн.: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. Т. П.М.,2000. С. 239-240.
9ГАРФ. Φ. 3431.ΟΠ. 1.Д. 358. Л. 17.
10ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1.Д. 358. Л. 1-1об.
11 КравецкийА. Г. К истории спора о почитании Имени Божия. С. 160-162.
12 См. список участников заседания в: ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 7.
13 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 6-боб.
14 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. боб.
15 Письма С. Н. Булгакова о. Павлу Флоренскому (1918г.). - Начала № 4, 1993. С. 86.
16 Впоследствии архиепископ Псковский и Порховский, с 1935 г. - митрополит Нижегородский; расстрелян в 1937 г. О нем см. ъ:Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы. Кн. 1. Тверь, 1992. С. 140-142.
17 Полный список включает еще два имени, однако они написаны неразборчиво. См: ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 14.
18 В архиве священника Павла Флоренского сохранилось письмо схимонаха Досифея и монаха Пантелеймона, содержащее просьбу передать оба прошения на Поместный Собор. См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 574-575.
19 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 9-9об.
20 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 10. 21ГАРФ. Ф. 3431. On. 1.Д. 358. Л. Юоб-11.
22 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 8.
23 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 8-8об.
24ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 8об.
25 Опубликован в 1997 году А. Г. Кравецким. См.: Василий (Зеленцов), епископ Прилукский, Общая картина отношений русской высшей церковной власти к имя-божникам в связи с вероучением об имени Божием. - Богословские труды № 33. М., 1997. С. 165-203.
26 Стратилатов К., священник. Собрание церковных поучений для простого народа. СПб., 1903. С. 96.
27ГАРФ. Ф. 3431.Оп. 1.Д. 358. Л. 13.
28 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 13об.
29 Цит. по: Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. - Начала № 1-4, 1998. С. 182. Здесь и далее в цитатах из "Обращения" курсивом выделены места, напечатанные в оригинале прописными буквами.
30 Там же. С. 182-184.
31 Там же. С. 187.
32 Там же.
33 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Том 11. С. 245.
34 См. его "Философию Имени". Речь об этом труде Булгакова пойдет в Главе XII.
35 Свидетельство о несостоятельности (лат.).
36 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 183.
37 4 марта Булатович встречался с С. Н. Булгаковым, который "из короткого разговора
понял, какой он гусар и как много гусарства должно быть во внешнем ходе афонского дела". См.: Переписка священника Павла Александровича Флоренского со священником Сергием Николаевичем Булгаковым. Под общей редакцией игумена Андроника (Трубачева). Томск, 2001. С. 154-155.
38 См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви: заявление иеросхимонаха Свято-Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. -Начала № 1-4, 1998. С. 178.
59 Там же. С. 178-179.
40 Там же. С. 179.
41 Постановление Св. Патриарха и Св. Синода Российской Церкви от 8-21 октября 1918г. (машинопись из архива о. Павла Флоренского).
42 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви: заявление <...> об отложении от духовного общения с церковною властью. С. 181-182.
43 Кацнельсон И. С. А. К. Булатович - гусар, землепроходец, схимник. С. 31.
44 См. примечания игумена Андроника (Трубачева) в кн.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 556-557.
45 Впоследствии архиепископ Курский, с 1923 по 1926 гг. в ссылке на Соловках, с 1928 по 1936-й - архиепископ Рязанский и Шацкий. Расстрелян в 1937 г.
46 Η. Μ. Соловьев - математик, член имяславческого кружка.
47 В. А. Симанский - отец будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, с 1891 г. сотрудник канцелярии Святейшего Синода. О нем см. в: Одинцов М. И., Буевский А. С. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. - Православная энциклопедия. Т. I (А-Алексий Студит). М., 2000. С. 676-677.
48 Монах Ириней (Цуриков) - в прошлом насельник Андреевского скита на Афоне.
49 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 557-558. Игумен Андроник (Трубачев), впервые опубликовавший данное письмо, считает его адресованным Патриарху Тихону, однако содержащееся в письме обращение "Ваше Высокопреосвященство" скорее заставляет предполагать, что адресатом письма был кто-либо из высших иерархов, членов Священного Синода.
50 Тахо-Годи А. Л.Лосев. М., 1997. С. 110-111.
51 См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558.
52 Цит. по: Капитанчук В. Имяславие. - Царь-Колокол № 6, 1990. С. 36-37.
53 Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558-560.
54 Там же. С. 561- 562.
55 Лескин Д. Ю. Философия имени в России. С. 127.
56 Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558.
57 Там же. С. 246.
58 Там же. С. 241.
59 Цит. по: Там же. С. 249-251.
60 Там же. С. 575.
61 Там же. С. 354.
62 Там же. С. 355-356.
63 Там же. С. 226.
64 Там же. С. 357.
65 Там же. С. 358.
66 Ин. 4:25. 67Деян. 7:22-31.
68 Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 358-359.
69 Об этом мнении Троицкого см. в Главе IX нашей работы.
70 Здесь и далее цитируется по: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 252-287.
71 Там же. С. 269-270.
72 Там же. С. 270-271.
73 Андроник (Трубачев), игумен. Афонский спор об имени Божием. С. 267-268. Об имяславии как "заключительном этапе вопроса о синергетическом объединении божества и человечества" см. также: Горский А. К., Сегпницкий Н. А. Смертобожничество. Корень ересей, разделений и извращений истинного учения Церкви. Догматические очерки. Ч. 1. Борьба словом. - Горский А. К.., Сегпницкий Н. А. Сочинения. Издание Е. Н. Берковской (Сетницкой) и А. Г. Гачевой. М., 1995. С. 85.
74 Тахо-Годи А. А. А. Ф. Лосев. Целостность жизни и творчества. В кн.: Лосев А. Ф. Самое само. М., 1999. С. 5.
75 Тахо-Годи А. А. Лосев. М., 1997. С. 109.
76 Там же. С. 123.
77 Там же.
78 Тахо-Годи А. А. Из истории создания и печатания рукописей А.Ф. Лосева. В кн.: Лосев А. Ф. Имя. СПб., 1997. С. X.
79 Тезисы докладов опубликованы в журнале "Начала" № 1-4, 1995. С. 206- 273. Наиболее полная подборка материалов Лосева по имяславию сделана уже после смерти философа его женой А. А. Тахо-Годи. См.: Лосев А. Ф. Имя. СПб., 1997.
80 Книга впервые издана в 1927 году.
81 См.: Лосев А. Ф. План книги об Именах Божиих. - Начала № 1-4, 1995. С. 245-246.
82 Тахо-Годи А. А. Из истории создания и печатания рукописей А. Ф. Лосева. С. VII.
83 Здесь и далее статья цитируется по книге Лосева "Имя" (СПб., 1997). С. 7-17.
84 Лосев А. Ф. Имя. С. 7-8.
85 Там же. С. 8-9.
86 Там же. С. 9-10. 87 Там же. С. 10-11.
88Там же. С. 14. 89Там же. С. 14-15.
90 Там же. С. 15: Имя Божие есть Бог и именно Сам Бог, но Бог не есть ни имя [вообще], ни имя Его Самого (греч.).
91 Лосев А. Ф. Имя. С. 15-16.
92 В предисловии к "Апологии" Булатовича.
93 См.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 860-873. Данный труд Лосева был написан в 1928 году. Об амбивалентности отношения Лосева к платонизму см. в: Гоготишвши Л. А. Платонизм в Зазеркалье XX века, или Вниз по лестнице, идущей вверх. - Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 939-942.
94 Лосев А. Ф. Имя. С. 16-17.
95 Там же. С. 58.
96 Поправка карандашом со слова "явленный": "являющий себя из твари, - конечной".
97 Над словом "различия" карандашом написано "разделения".
98 Поправка карандашом: "сущность Божия".
99 Исправлено карандашом на "откровение".
100 Тот же тезис, исправленный о. Иринеем: "Отсюда следует, что по бытию и сущности своей имена Божий неотделимы от непостижимого существа Божия и суть сам Бог, но для человеческого познания они разумеваемы верою, поскольку Бог, будучи недоступен нам в своей сущности, открывается, однако, в своих именах".
101 О. Иринеем исправлено на "боголепного".
102 вставка о Иринея после слова "поскольку": "ум человека не обращен к Богу и имеется в виду" и т. д.
103 Вариант о. Иринея: "Но поскольку ум человека обращен к Богу, - именование действенно, и постольку оно творится по активной вере и искренней преданности Богу".
104 Тезисы приведены по изд. в книге: Лосев А. Ф. Имя. С. 59-61. В том же издании на с. 56-58 приведен другой, черновой вариант тезисов. Оба варианта имеют незаконченный характер, так как предполагался еще отдельный пункт об имени "Иисус". Помимо богословских тезисов у Лосева были еще и "чисто философские", которые он также хотел направить Флоренскому (Там же. С. 58-59).
105 Сергия (Клименко), монахиня. Минувшее развертывает свиток... С. 9.
106 Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 578.
107Там же. С. 362-363.
108 Там же. С. 363.
109 Там же.
100 Истинно-православные в Воронежской епархии. Публикация М. В. Шкаровского. - Минувшее. Вып. 19. М.-СПб., 1996. С. 343.
111 Гулыга А. В. Диалектика жизни. - Родина № 10, 1989. С. 94.
112 Егоров Дмитрий Федорович (1889-1931) - математик, глава московской математической школы, член-корреспондент Академии наук, профессор МГУ. О его отношении к имяславию см. в: Демидов С. С. Профессор Московского Университета Д. Ф. Егоров и имеславие в России в первой трети XX столетия. - Историко-математические исследования. Вып. 4 (39). М., 1999. С. 123-145.
113 Там же. Наличие в обвинительном заключении информации о том, что имяславцы якобы находились в связи с митрополитом Антонием (Храповицким), наиболее ярым противником имяславия, лишний раз подтверждает тот факт, что обвинение было от начала до конца сфабрикованным.
114 Чинякова Г. П. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). М., 1996. С. 24; Сергия (Клименко), монахиня. Минувшее развертывает свиток... С. 56.
115 Польский Михаил, протопресвитер. Новые мученики российские. Т. 2. Джор-данвилль, 1957. С. 248. О П. Григоровиче см. также в: Забытые страницы русского имяславия. С. 11-12.
116 Сергия (Клименко), монахиня. Минувшее развертывает свиток... С. 12.
117 ПоловневИ. Страна Псху. Сухум, 1931. С. 25.
118 Там же. С. 86.
119 Там же. С. 84.
120 цит по: "Свете тихий". Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Том 1. М, 1996. С. 486.
121 Вменихомся яко овцы заколения. - Православная Абхазия № 21, май 1996 г. С. 4-5.
122 Половнев И. Страна Псху. С. 84.
123 Чинякова Г. П. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). С. 24.
124 Пришвина В. Д. Иеромонах Онисим (Поль) (1899-1930). - Человек № 5, 1991. С. 112.
125 Названо по имени бывшего Ленинградского митрополита Иосифа (Петровых), расстрелянного в 1937 году. Об этом движении см.: Штровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999. С. 217-242.
126 Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С. 233.
127 См.: Андроник (Трубачев), игумен. Предисловие к кн.: Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992. С. 8; Андроник (Трубачев), игумен. Жизнь и судьба. Предисловие к кн.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1994. С. 35.
128 См.: ПолищукЕ. Михаил Александрович Новоселов и его "Письма к друзьям". В кн.: Новоселов М. А. Письма к друзьям. М., 1994. С. LI.
129 Митрополит Вениамин является одним из выдающихся иерархов Русской Церкви XX века, автором многочисленных книг, в числе которых "На рубеже двух эпох", "Небо на земле" (о Божественной Литургии), монография об о. Иоанне Кронштадтском и др. Родился в 1880 году в крестьянской семье. Среднее образование получил в Тамбовском духовном училище, затем в Тамбовской семинарии, которую окончил в 1903 году. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии в 1907 году был оставлен там профессорским стипендиатом по кафедре библейской истории. С 1911 по 1914 год занимал должность инспектора Таврической семинарии, с 1914 по 1917 - ректора Тверской семинарии; в 1917- 1919 годах был ректором Таврической семинарии. В феврале 1919 года рукоположен в сан епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В
1920 году вступил в Белое движение, возглавил военное духовенство армии Врангеля. В конце 1920 года вместе с остатками армии Врангеля бежал в Константинополь, оттуда в Сербию. В 1925-1931 годах преподавал в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. В 1930-40-е годы оставался одним из немногих архиереев русской эмиграции, сохранявших верность митрополиту Сергию (Страгородскому). В 1933 году назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским. С 1938 года - митрополит. В 1947 году вернулся на родину, где возглавил сначала Рижскую и Латвийскую кафедру, затем Ростовскую и Новочеркасскую. Последней кафедрой митрополита Вениамина была Саратовская. Умер в 1961 году на покое в Псково-Печерском монастыре.
130 Предполагаем, что по содержанию та часть доклада, которая была посвящена изложению воззрений св. Иоанна Кронштадтского, соответствует материалу за подписью митрополита Вениамина, опубликованному в журнале "Начала" (№ 1-4, 1998) под названием "Имяславие" (данный материал сохранился в архиве о. Павла Флоренского).
131 Письмо м. Вениамина м. Сергию от 10.06.1938.
132 Письмо м. Сергия м. Вениамину от 9.04.1938.
133 Письмо м. Сергия м. Вениамину от 26.10.1938.
134 Письмо м. Сергия м. Вениамину от 9.04.1938.
135 Письмо м. Сергия м. Вениамину от 26.10.1938.
136 Письмом. Сергия м. Вениамину от 30.11.1938.
137 Письмо м. Вениамина м. Сергию от 4/17.08.1938.
138 Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. С. 119-120.
139 Цит. по: Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С. 232-233.
140 Каргашинский Д. Из Краснодарской епархии. - Журнал Московской Патриархии № 1, 1948. С. 76-77.
141 См.: Атеистический словарь. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 1985. С. 170-171 ("Имяславцы - сектантское течение, возникшее в 1910- 1912 годах в русских православных монастырях Афона <...> Имяславцы утверждали, что человек из-за своей греховности может славить в молитвах не самого бога, а лишь его имя <...> Успехи строительства социализма в нашей стране привели к распаду этого сектантского движения. В настоящее время численность его последователей незначительна"). Составители словаря имели, как кажется, самое приблизительное представление об имяславии.
142 О современных кавказских отшельниках см.: Меркурий, монах. В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя. М., 1996.
143 См.: Меркурий, монах. В горах Кавказа. С. 131-132.
Еп. Иларион (Алфеев). СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т 2.