Примечания к 7 главе: ИМЯСЛАВЦЫ

1 Философов Д. Афонская распря. - Русское слово, 29.05.1913 (№ 122). Д. Философов - известный деятель русского религиозного ренессанса, один из "членов-учредителей" (наряду с Д. Мережковским, В. Розановым, В. Миролюбовым и В. Терманцевым) петербургских "Религиозно-философских собраний" начала XX века.

2 См.: Кацнельсон И. С. А. К. Булатович - гусар, землепроходец, схимник. В кн: Булатович А. К. С войсками Менелика II. М., 1971. С. 3-31.

3 См.: Ильф И., Петров Е. 12 стульев. Золотой теленок. М., 2000. С. 88-89: "Блестящий гусар, граф Алексей Буланов <...> был <...> героем аристократического Петербурга <...> Граф был красив, молод, богат, счастлив в любви, счастлив в картах и в наследовании имущества <...> Он был дерзок и смел. Он помогал абиссинскому негусу Менелику в его войне с итальянцами. Он сидел под большими абиссинскими звездами, закутавшись в белый бурнус, глядя в трехверстную карту местности <...> У ног его сидел новый друг, абиссинский мальчик Васька. Разгромив войска итальянского короля, граф вернулся в Петербург вместе с абиссинцем Васькой. Петербург встретил героя цветами и шампанским. Граф Алексей снова погрузился в беспечную пучину наслаждений, как это говорится в великосветских романах. О нем продолжали говорить с удвоенным восхищением, женщины травились из-за него, мужчины завидовали. На запятках графской кареты, пролетавшей по Миллионной, неизменно стоял абиссинец, вызывая своей чернотой и тонким станом изумление прохожих. И внезапно все кончилось. Граф Алексей Буланов исчез. Княгиня Белорусско-Балтийская, последняя пассия графа, была безутешна. Исчезновение графа наделало много шуму. Газеты были полны догадками. Сыщики сбились с ног. Но все было тщетно. Следы графа не находились. Когда шум уже затихал, из Аверкиевой пустыни пришло письмо, все объяснившее. Блестящий граф, герой аристократического Петербурга, Валтасар XIX века, принял схиму. Передавали ужасающие подробности. Говорили, что граф-монах носит вериги в несколько пудов, что он, привыкший к тонкой французской кухне, питается теперь только картофельной шелухой. Поднялся вихрь предположений. Говорили, что графу было видение умершей матери <...> Говорили, что это временное помешательство на религиозной почве. Утверждали, что граф бежал от долгов. Передавали, что виною всему - несчастный роман. А на самом деле гусар пошел в монахи, чтобы постичь жизнь. Назад он не вернулся. Мало-помалу о нем забыли. Княгиня Балтийская познакомилась с итальянским певцом, а абиссинец Васька уехал на родину". В этом повествовании, основанном на статье о Булатовиче, помещенной в 9-м номере газеты "Искра" (приложение к "Русскому слову") за 1914 год (см.: Кацнелъ-сон И. С., Терехова Г. И. По неизведанным землям Эфиопии. М., 1975. С. 185), лишь некоторые детали взяты из биографии Булатовича. Последний действительно был гусаром, действительно помогал негусу Менелику и привез с собой в Россию мальчика-абиссинца, которого назвал Васькой и который вернулся в Абиссинию после того, как Булатович стал монахом. Все остальное, в том числе по-нествование о роскошной жизни блестящего графа и о его любовных похождениях, а также продолжение рассказа, в котором гусар-схимник после двадцати лет затвора уходит из монастыря и становится "кучером конной базы Московского коммунального хозяйства", - чистейший вымысел.

4 Саин-Булат-Бекбулатович, царь касимовский, в 1563 году принял христианство с именем Симеон и получил от Ивана Грозного титул "царя всея Русии". В 1606 г., по приказу Лжедимитрия, был пострижен в монахи с именем Стефан. Умер в 1616г. в Кирилло-Белозерском монастыре. См.: Панкратов ЛгГерой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожцами). - Биржевые ведомости, 12.04.1914 (№ 14 097).

5 Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. Истинная история гусара-схимника. - Родина № 9, 1999. С. 64.

6 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 5.

7 Там же. С. 7.

8 Там же. С. 8.

9 Панкратов А. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожца-ми). - Биржевые ведомости, 15.04.1914 (№ 14 101).

10 Там же.

11 Там же. Ташка - кожаный карман на отлете гусарского мундира.

12 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 5.

13 Там же. С. 13.

14 Там же. С. 21.

15 Булатович А. От Энтото до реки Баро. В кн.: С войсками Менелика П. М., 1971. С. 32.

16 Рубцов М. Василий Васильевич Болотов. Тверь, 1900. С. 79.

17 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 22.

18 Там же. С. 23-24.

19 Криндач Ф. Е. Русский кавалерист в Абиссинии. Из Джибути в Харар. СПб., 1898. С. 12-13.

20 Кацнелъсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 29.

21 Там же. С. 31.

22 Там же. С. 61.

23 Булатович А. От Энтото до реки Баро. В кн.: С войсками Менелика П. С. 51.

24 Кацнелъсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 63-64.

25 Там же. С. 137-138.

26 Панкратов А. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожца-ми).-Биржевые ведомости, 15.04.1914 (№ 14 101).

27 Булатович А. От Энтото до реки Баро. Отчет о путешествии в юго-западные области Эфиопской империи в 1896-1897 гг. СПб., 1897. Переиздано в кн.: С войсками Менелика II. М., 1971. С. 32-172.

28 Булатович А. От Энтото до реки Баро. В кн.: С войсками Менелика П. С. 142.

29 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 65-66.

30 Там же. С. 67-68.

31 Там же. С. 73-74.

32 Там же. С. 116-118.

33 Булатович А. К. Из Абиссинии через страну Каффа на озеро Рудольфа. В кн.: С войсками Менелика П. С. 170.

34 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 122-126; Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. С. 66.

35 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 126.

36 Там же. С. 130.

37 Там же. С. 134.

38 Там же. С. 139.

39 Текст доклада: Булатович А. Из Абиссинии через страну Каффа на озеро Рудольфа. - Известия Русского географического общества. Т. 35.1899. Вып. 3. С. 259-283. Переиздано в кн.: С войсками Менелика II. М., 1971. С. 160-172.

40 Африка. Энциклопедический справочник. Том первый: А-К. М., 1986. С. 372; Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 141; Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. С. 66.

41 Булатович А. С войсками Менелика П. Дневник похода из Эфиопии к озеру Рудольфа. СПб., 1900. Переиздано с небольшими сокращениями в кн.: С войсками Менелика II. М., 1971.

42 Цит. по: Кацнельсон И. А. К. Булатович - гусар, землепроходец, схимник. С. 20.

43 Там же.

44 Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании Имени Божия. С. 162.

45 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 153.

46 Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. С. 66.

47 Материалы, посвященные третьему путешествию Булатовича в Эфиопию, были опубликованы лишь 87 лет спустя в кн.: Булатович А. Третье путешествие по Эфиопии. М., 1987.

48 Панкратов А. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожца-ми). Биржевые ведомости, 15.04.1914 (№ 14101).

49 Цит. по: Кацнельсон И. А. К. Булатович - гусар, землепроходец, схимник. С. 26.

50 Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. С. 67.

51 Панкратов А. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожцами). - Биржевые ведомости, 16.04.1914 (№ 14 103).

52 Там

53 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 176. Этот орден был пожалован Булатовичу в 1900 году за освобождение из плена французского миссионера. Приведем рассказ самого Булатовича: "Это было в русско-китайскую войну в 1900 году. Мне было поручено с 20-ю охотниками освободить французского миссионера сеньора Лавесьера, захваченного китайцами. Преследовали целый день и настигли в 130 верстах <...> Произошла стычка. Миссионера отбили. Он оказался цел и невредим. На обратном пути по отряду неприятель предпринял нападение из засады. Я был ранен в ногу навылет, а сеньор Лавесьер в спину. Рана была серьезнейшая, но вылечилась она быстро. Произошло прямо чудо. За спасение миссионеров я получил от французского правительства орден Почетного Легиона". См.: Калитин. У иеросхимонаха Антония Булатовича (от нашего корреспондента). - Биржевые ведомости, 6.11.1913 (№ 13842); 7.11.1913 (№ 13843).

54 Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. С. 67; Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 174.

55 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 176.

56 Настоятелем Важеозерской Никифоро-Геннадиевской пустыни.

57 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 14.

58 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 177.

59 Забытые страницы русского имяславия. С. 124 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 190-191об.).

60 Цит. по: Булатович А. Третье путешествие по Эфиопии. С. 115-117.

61 Имеется в виду, скорее всего, участие в военной кампании в Маньчжурии в 1900 году.

62 Письмо о. Павлу Флоренскому от 2 декабря 1912 года. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 77-78.

63 Дальнейшие факты биографии иеросхимонаха Антония (Булатовича) будут рассмотрены нами в последующих главах книги.

64 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 3.

65 Большинство творений св. Григория Паламы до сих пор не переведено на русский язык. Исключение составляют (помимо творений, вошедших в "Добротолюбие") "Триады в защиту священно-безмолвствующих" и проповеди.

66 Примеры искажения Булатовичем и его последователями святоотеческих текстов приведены в кн.: Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. С. 73-83.

67 Об этом подробнее см. в Главе VIII настоящей книги. Флоренский Павел Александрович - богослов, философ, математик. Родился в 1882 году. Окончил физико-математический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. В 1911-м принял священный сан. С 1908 по 1919 гг. преподавал в МДА, был редактором "Богословского вестника". В 1914 году получил степень магистра богословия за книгу "Столп и утверждение истины". Автор многочисленных богословских и философских сочинений. С 1921 г. -профессор ВХУТЕМАСа. В 1933-м репрессирован. Расстрелян в 1937 году.

68 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 20. Ср.: Гал. 1:9.

69 Там же. С. 90-91.

70 Там же. С. 88-89.

71 Ин. 1:1.

72 Пс. 110:9.

73 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 30-31.

74 Там же. С. 32-33.

75 Там же. С. 41.

76 Там же. С. 29.

77 Там же. С. 22.

78 Ин. 1:1.

79 Лк. 9:35.

80 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 4-5.

81 Цит. по: Там же. С. 4.

82 См.: Троицкий С. Афонская смута. - Церковные ведомости № 20, 1913. Цит. по: Начала № 1-4, 1995. С. 169-170.

83 Там же. Подробнее об этом см. в Главе VIII (разбор доклада С. Троицкого).

84 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 101.

85 Там же. С. 188.

86 Там же. С. 23.

87 Там же. С. 40-41.

881 Кор. 8:6.

89 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 33-34.

90 Там же. С. 25.

91 Там же. С. 6.

92 Там же.

93 Там же. С. 53.

94 Там же. С. 27.

Может ли быть то,

Там же. С. 16-17.

96 Как ясно из дальнейшего, под "трисвятой песнью" здесь понимается не молитва "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас", а песнь ангелов из книги пророка Исайи "Свят, свят, свят Господь Саваоф". Если молитва "Святый Боже" в православной традиции воспринимается как относящаяся к трем Лицам Святой Троицы, то песнь из книги пророка Исайи воспринимается по-разному: в частности, в Акафисте Иисусу Сладчайшему, на который ниже ссылается автор "Апологии", она истолкована как относящаяся к имени Иисуса Христа.

97 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10.

98 Там же. С. 83.

99 Фил. 2:9.

100 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. Ср.: Деян. 2:21.

101 Там же. С. 111-112.

102 Там же. С. 85-86.

103Там же. С. 89.

104 Там же. С. 93.

105 Там же. С. 8.

104Там же. С. 6-7.

105Там же. С. 17.

108 Там же. С. 65-66. 109 Там же. С. 18. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21, 7.

110 Там же. С. 9.

111 Там же. С. 49-50.

112 Там же. С. 52.

113 Там же. С. 72-73.

114 Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 61.

115 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 153.

116 Там же.

117 Там же. С. 156.

118 Там же. С. 171.

119 Там же. С. 169-170. 120 Там же. С. 121-122.

121 Там же. С. 14-15.

122 Там же. С. 15.

123 Там же. С. 172.

124 Там же. С. 174.

125 Там же. С. 177-178.

126 Там же. С. 183-184.

127 Там же. С. 170.

128 Там же. С. 15-16.

129 Противники почитания имени Божия.

130 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45.

131 Там же. С. 172.

132 В переводе Деяний VII Вселенского Собора на латинский язык, сделанном в конце VIII века, оба греческих термина переданы латинским adoratio (поклонение). См.: Успенский Л. А. Богословие иконы в Православной Церкви. Париж, 1989. С. 107.

133 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45-46.

134 Там же. С. 170.

135 В древней Церкви не было чина освящения икон. Живописное изображение признавалось иконой в том случае, если оно было написано в соответствии с каноном и если на нем стояла надпись, обозначающая изображенное лицо (будь то Христос, Божия Матерь или кто-либо из святых).

136 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 188-189.

137 Никитина И. В., Половинкин С. М. "Московский авва". В кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 9-13.

138 Цит. по: Там же. С. 16.

139 Там же. С. 13.

140 Там же. С. 19-22.

141 Там же. С. 23-25.

142 См. его письмо Новоселову от 26 мая 1913 года в кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 105-111.

143 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 69-70.

144 Цит. по: Там же. С. 72. 145 Цит. по: Там же. С. 74. 146 Там же. С. 75-76.

147 По-видимому, д. б. "преложении" (т. е. превращении, изменении).

148 Цит по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 78.

149 Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). М., 1999. С. 312-313. В данном случае Флоренский полемизирует с утверждением архиепископа Никона (Рождественского): "Не от звуков имени, не от отвлеченной идеи, не от умопредставляемого имени, а от Самого Бога льется <...> луч благодати".

150 К вопросу об имяславии Флоренского мы вернемся в Главе XI. Не имея возможности подробно рассматривать учение Флоренского о слове и имени, отсылаем читателя к соответствующему разделу диссертации священника Димитрия Лескина (см.: Лескин Д. Ю. Философия имени в России в контексте афонских имяславских споров 1910-х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. МГУ, 2001. С. 125-155). Надеемся, что данная работа, содержащая подробный разбор учения об имени в трудах Флоренского и Булгакова, будет в ближайшее время опубликована.

151 Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхшюнах. Апология. С. VII-VIII.

152 Имеется в виду преподобный Варсонофий Оптинский. 53 Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. IX.

154 Там же. С. X.

155 Там же. С. XI.

156 Авторство Муретова подтверждается письмом Новоселова Флоренскому от 15 марта 1913 года, а также газетой "Колокол" от 24 мая 1914 года. См.: Флоренский

Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 87-88; Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 570. Муретов Митрофан Дмитриевич (1850-1917) - профессор МДА, доктор богословия, автор многочисленных трудов, в том числе монографии "Учение о Логосе Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии" (М., 1885).

57 Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. XI.

158 Как уточняет Флоренский, отзыв Муретова является ответом на некий "полу-оффициальный запрос о нем Епископа". Имеется в виду ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский), приславший Муретову рукопись "Апологии". См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. XI.

159 Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. XI-XII.

160 Цит. по: Там же. С. XIII.

161 "Слово стало плотью" (Ин. 1:14). 162Деян. 17:27-28. 63 Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. XIII-XIV.

164 В книге "На горах Кавказа".

165 В ответе на рецензию инока Хрисанфа.

166 В ответе на рецензию инока Хрисанфа. 167 См. Главу VI.

 

Еп. Иларион (Алфеев). СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ. Введение в историю и проблематику имяславских споров.

http://www.hesychasm.ru/index.htm
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru