Примечания к 9 главе: РАЗГРОМ ИМЯСЛАВИЯ

1 См.: Имяславие. Богословские материалы к догматическому спору об Имени Божием по документам Имяславцев. СПб., 1914. С. 98-135.

2 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 12-13. Ранее предполагалось направить на Афон иерарха Константинопольского Патриархата и, в качестве сопровождающего, наместника Чудова монастыря в Москве архимандрита Арсения, однако он не смог поехать, поскольку участвовал в торжествах по случаю прославления святителя Гермогена, Патриарха Московского. См.: РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 3-4об.

3 Забытые страницы русского имяславия. С. 54-55 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 20).

4 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 6.

5 Троицкий находился в Киеве для защиты магистерской диссертации в Киевской духовной академии. Защита состоялась 27 мая.

6 Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего Имени Божия. - Прибавления к Церковным ведомостям № 34, 1913. С. 1504-1505.

7 Т. е. имяславцев.

8 Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего имени Божия. С. 1506.

9 Т. е. противников имяславия.

10 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон и плоды "великого искушения". Цит. по: Мои дневники. С. 144-148. Статья "Моя поездка на Старый Афон" является почти дословным воспроизведением статьи "Плоды великого искушения" из Прибавлений к Церковным ведомостям № 34,1913, однако содержит некоторые уточнения и дополнения. В дальнейшем мы ссылаемся на обе версии статьи.

11 Забытые страницы русского имяславия. С. 55-56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). Другие источники датируют прибытие "Донца" на Афон 4-м июля.

12 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 150.

13 Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой. СПб., 1914. С. 9.

14 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151.

15 Помещение для приема гостей.

16 Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 9. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29).

17 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151.

18 Одну такую депутацию из десяти иноков архиепископ Никон принял 6 июля. Подойдя к архиепископу под благословение, иноки вместо благословения услышали от него: "Я не могу вас благословлять, потому что вы противитесь Святому Патриарху и Св. Синоду, и отвергаете Церковь". Диспут имяславцев с архиепископом закончился тем, что пришедший в каюту владыки генеральный консул Щебу-нин выгнал их с корабля. Подробнее об этом см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 56-58 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29).

19 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151-153; Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 10-12.

20 Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 183-184 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15-29об.).

21 Забытые страницы русского имяславия. С. 59-60 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29).

22 Там же. С. 60.

23 Т. е. имяславцев.

24 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 153.

25 Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Бо-жия. С. 1508.

26 Там же. С. 1509.

27 Пс. 13:1; 52:2.

28 Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего имени Бо-жия. С. 1504-1521. То же в: Моя поездка на Старый Афон. С. 153-154.

29 М. К. Афонский бунтарь. - Русское слово, 9.07.1913 (№ 157). Данное сообщение о выступлении архиепископа Никона перед афонскими монахами, принадлежащее ино-кам-имяславцам Феофилу (Кузнецову) и Иакову (Чернопятову), скреплено подписью архимандрита Давида (Мухранова) и печатью Свято-Андреевского скита. Ср. также свидетельства игумена Пантелеимонова монастыря архимандрита Мисаила: Забытые страницы русского имяславия. С. 61-62 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 185 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15-29об.).

30 На Афоне. - Русское слово, 12.06.1913 (№ 134). На этом же пароходе из России возвращался Патриарх Антиохийский Григорий. Архиепископ Никон встретился с ним и заручился его "нравственной поддержкой". См.: Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 154-155.

31 Там же. С. 155. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 62 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29).

32 Забытые страницы русского имяславия. С. 253 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 16).

33 Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Бо-жия. С. 1512; Моя поездка на Старый Афон. С. 156.

34 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 156-160.

35 Там же. С. 160.

36 См.: На Афоне. Константинополь. 22.06. - Русская молва, 23.06.1913 (№ 189).

37 См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 65 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 186 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41).

38 Там же. С. 160 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41).

39 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 79. Ср.: Сборник документов относящихся к Афонской имябожнической смуте. Пг., 1916. С. 34.

40 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 161.

41 Там же.

42 Решение об отправке судна на Афон было принято 2 июля на заседании Правления Добровольного Флота под председательством генерала-лейтенанта О. Л. Радло-ва. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 66-68(ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48). Инициатором отправки на Афон кораблей с воинской командой был российский посол в Константинополе Μ. Η. Гире. Министерство внутренних дел России возражало против немедленной эвакуации имяславцев до выяснения их личности и снятия с них сана, однако Министерство иностранных дел категорически отклонило вопрос о приостановлении высылки с Афона имяславцев. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 127-128 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 141-142об.).

43 Список вывезенных на "Херсоне" имяславцев Пантелеимонова монастыря, хранящийся в НИОР РГБ (Ф. 765. К. 4. Д. 21), включает 415 имен. Опубликован в: Забытые страницы русского имяславия. С. 68-97.

44 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 19. В воспоминаниях настоятеля Свято-Андреевского подворья в Одессе иеромонаха Питирима (впоследствии катакомбного епископа Петра) содержатся любопытные детали относительно посадки имяславцев Андреевского скита на "Херсон". После того, как имяславцы Пантелеимоновского монастыря были посажены на пароход, некий протодиакон (м. б. иеродиакон?) Фаддей из Андреевского скита договорился, что откроет российским чиновникам скит, если они пообещают не забирать его оттуда. Получив такое обещание, Фаддей якобы вернулся в скит и объявил монахам, что пароход прислан Государем по ходатайству Булатовича, что имяславцам отдадут Киево-Печерскую Лавру или Новый Афон, выдадут по 100 рублей за каждый прожитый на Афоне год и т. д. После этого монахи якобы охотно согласились на отправку. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 437 (Краткое описание биографии меня недостойного епископа Петра Ладыгина).

45 Число 736, фигурирующее в воспоминаниях катакомбного епископа Петра (Краткое описание биографии меня недостойного епископа Петра Ладыгина. В кн.: Забытые страницы русского имяславия. С. 437), является ошибочным.

46 Журнал "Наставления и утешения св. веры христианской". Одесса, август 1913г. С. 380.

47 Награды Патриарха Германа афонцам. - Прибавления к Церковным ведомостям № 47, 1913. С. 2199-2200.

48 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 162.

49 О том, что дело могло закончиться и выстрелами, свидетельствуют показания игумена Пантелеимонова монастыря архимандрита Мисаила, который даже усмотрел в бескровном исходе событий 3 июля особую милость свыше: "Г-н консул отдал приказание команде взять мятежников приступом. Здесь-то Матерь Божия - наша Заступница - и святой Пантелеймон и явили свою милость к обители. В это время сверх всякого ожидания, не произошло никакого кровопролития: солдатами не было сделано ни одного выстрела, так как мятежники были побеждены водою, пущенною из монастырских пожарных рукавов, которая охладила пыл фанатических исповедников и сделала их смиренными и покорными. Они уже не сопротивлялись, были отведены на монастырскую пристань и перевезены на "Херсон"". Цит. по: Запрос октябристов. - Гроза, 19.03.1914 (№620).

50 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Афонское дело. Пп, 1917. С. 8-9. Све-

дения об убитых фигурируют только в имяславских источниках. Документальные подтверждения отсутствуют.

51 По другим свидетельствам, "поливка" продолжалась до двух часов. См.: Суд над афонцами. - Гроза, 16.03.1914 (№619).

52 Цит. по: Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой. СПб., 1914. С. 17-18.

53 Там же. С. 19--21

54 Там же. С. 22.

55 Какой ужас! (Из "Дыма отечества"). - Санкт-Петербургские ведомости, 7.03.1913 (№ 54). Аналогичный список см. в: Забытые страницы русского имясла-вия. С. 98-99 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 49. Л. 37).

56 О нем см. в главе VI.

57 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 163-166.

58 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 22.

59 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 23.

60 Запросы или агитация? - Казанский телеграф, 21.03.1914 (№ 6246).

61 Там же.

62 Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте. С. 35. По сообщениям газет (опровергавшимся имяславцами), среди вывезенных с Афона иноков было несколько давно разыскивавшихся преступников и шесть "потем-кинцев" (участников восстания на броненосце "Потемкин", попавших на Афон из Румынии). См.: На Афоне. - Русское слово, 9.07.1913 (№ 157).

63 Запросы или агитация? - Казанский телеграф, 21.03.1914 (№ 6246).

64 Параман (или аналав) - плат с изображением "Голгофы" (восьмиконечного креста на подножии), носимый монахами на спине под верхней одеждой и соединенный четырьмя лентами с деревянным крестом, носимым на груди.

65 Среди афонских монахов. - Биржевые ведомости, 23.07.1913 (№ 13 662).

66 Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте. С. 35.

67 Афонские изгнанники. -Русское слово, 28.07.1913 (№ 174).

68 Цит. по: РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 24.

69 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 24-24об. Ср.: Постановление об афонских монахах. - Московские ведомости, 14.07.1913 (№ 162).

70 Протест Константинопольского патриарха. - Биржевые ведомости, 23.07.1913 (№ 13663); 24.07.1913 (№ 13664).

71 Протест патриархов по поводу афонской истории.- Русские ведомости, 21.07.1913 (№ 168).

72 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 46-53. Ср.: Последние известия. - Русские ведомости, 25.07.1913 (№ 171).

73 Протокол заседания, подписанный его участниками, см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 102-105 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 100-102, 645).

74 Там же. С. 105 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 100-102, 645).

75Там же. С. 9- 10(ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Ч. 1). Отметим, что Джунковский и далее продолжал проявлять больше заботы об имяславцах, чем церковные чиновники: так, 1 сентября 1913 года, войдя в соглашение с обер-прокурором Синода, он предложил одесскому градоначальнику освободить содержавшихся в одесской тюрьме имяславцев. В декабре 1913 года он же ходатайствовал перед министром иностранных дел С. Д. Сазоновым о возвращении имяславцам отобранных у них денежных сумм. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 128-130 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Ч. 1. Л. 171-172об.).

76 Афонские монахи в Москве. - Русское слово, 23.07.1913 (№ 169); Афонские монахи ищут прибежища. - Биржевые ведомости, 9.08.1913 (№ 13 692).

77 Если в 1910 г. в русских обителях на Афоне проживало 3494 русских монаха, то в 1914г. осталось лишь 1917. См.: Слесинский Роберт, священник. Начало своеобразной русской философии языка. С. 78. Данная статистика не учитывает многочисленных русских келлиотов, проживавших на всем пространстве Святой Горы.

78 Краткий очерк жизни старца Илариона. С. 913-914.

79 Забытые страницы русского имяславия. С. 120-121 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 22).

80 Московский листок, 26.06.1914 (№ 146) (корреспонденция подписана инициалами С. К.).

81 Церковные дела. - Новое время, 2.08.1913 (№ 13 430). Об отношении епископа Феофана (Быстрова) к проблеме имени Божия свидетельствует, помимо его собственных записей (см.: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Творения. СПб., 1997. С. 683-725,742-759), следующий рассказ митрополита Вениамина (Федченкова), близко знавшего его еще в годы его пребывания в Санкт-Петербургской духовной академии: <"...> Он однажды высказывался по поводу этого спора об "имебожии" так (привожу, ручаясь за подлинность). Его спрашивали специально об этой книге "На горах Кавказа": можно ли ее читать? Он ответил: "Книга интересна и назидательна!" А потом, когда уже запретили эту книгу, тоже спросили: как смотреть на нее? Тут-то он и сказал: "Они не богословы: не сумели формулировать. Бог - везде; и, конечно, Он находится и в Своем имени". Тут он и осудил всех стоящих против этой книги. В другой раз, читая Дневник о. Иоанна [Кронштадтского], он дошел до его слов, что "имя Бог есть Бог". Он позвал архимандрита Р. (академиста) и в восхищении сказал: "Вот что сказал Батюшка о. Иоанн". И в этот раз он и добавил: "Его творения мало того, чтобы только читать; их нужно изучать, как и творения Св. Отцов"". Цит. по: Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. -Начала 1-4, 1998. С. 10.

82 Синод и афонские монахи. - Русские ведомости, 24.07.1913 (№ 170).

83 Дело афонских монахов. -Русские ведомости, 2.08.1913 (№ 177).

84 Синод должен был заслушать доклад архиепископа Никона 23 июля, однако на заседание Синода Никон не явился. В Санкт-Петербург Никон приехал лишь 31 июля. После этого слушание было назначено на 8 августа, однако и в этот день не состоялось. 19 августа в Санкт-Петербург возвращается обер-прокурор Синода В. К. Саблер. В тот же день он встречается с товарищем обер-прокурора П. С. Да-манским и вечером присутствует на частном вечернем заседании членов Святейшего Синода: на обеих встречах обсуждается вопрос об имяславцах. 21 августа, наконец, в Синоде был зачитан доклад архиепископа Никона. В 20-х числах продолжались формальные и неформальные консультации членов Синода между собой и с государственными чиновниками. Подробности см. в: Биржевые ведомости, 18.07.1913 (№ 13 654); 21.07.1913 (№ 13 660); 24.07.1913 (13 664); 1.08.1913 (№ 13 678); 20.08.1913 (№ 13 707); 21.08.1913 (№ 13 709); 22.08.1913 (№ 13 711); 23.08.1913 (№ η 713); 25.08.1913 (№ 13 717); 27.08.1913 (13 719) и др.

85 Дело афонских монахов. -Русское слово, 21.08.1913 (№ 192).

86 В Синоде. - Русские ведомости, 22.08.1913 (№ 193).

87 На списке определения, представленном "на Высочайшее благовоззрение", Государь собственноручно начертал "знак рассмотрения". См.: РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 82.

88 Определение Святейшего Синода от 27 августа 1913 года за № 7644, о пересмотре решения Святейшего Синода относительно имябожников. - Церковные ведомости № 35, 1913. С. 429.

89 Там же. С. 429^30.

90 События на Афоне. - Русское слово, 2.08.1913 (№ 175).

91 Дело афонских монахов. - Русское слово, 23.08.1913 (№ 194). Ср.: К приезду епископа Гермогена. - Биржевые ведомости, 6.11.1913 (№ 13 842); 7.11.1913 (№13843).

92 Слухи об отставке В. К. Саблера. - Утро России, 10.11.1913 (№ 260)· 13.11.1913 (№262).

93 Дело афонских монахов. - Русское слово, 24.08.1913 (№ 195).

94 Афонские события нашли отражение и в зарубежной прессе. См., например, статьи в английских газетах: Heresy at Mount Athos. A Soldier Monk and the Holy Synod (dateline 12.06.1913, Saint-Petersburg). - The London Times, 19.06.1913; Heresy at Mount Athos (dateline 22.08.1913, Saint-Petersburg). -The London Times, 23.08.1913; The Mount Athos Heresy Case. Voluntary Exile in Siberia. - The Times, 23.08.1913.

95 См.: Niviere A. Le mouvement onomatodoxe. P. 57.

96 Обзор печати. Как покоряли Афон. - Русская молва, 27.07.1913 (№ 223).

97 Обзор печати. - Русская молва, 9.08.1913 (№ 236).

98 Лопатин Н. Ватерлоо архиепископа. - Утро России, 9.07.1913 (№ 157).

99 См., например, стихотворение некоего острослова, писавшего под псевдонимом "Заноза", в газете "Гроза" от 16.03.1914 (№ 619):

Не тратил я напрасно слов Перед мятежною толпою: Я постарался убедить Ее пожарною кишкою.

100 Цит. по: Обзор печати. -Русская молва, 20.08.1913 (№ 247).

101 "Дневник" В. П. Мещерского. Цит. по: Обзор печати. - Русская молва, 20.08.1913 (№ 247). Мещерский Владимир Петрович - правый публицист, издатель газеты "Гражданин".

102 Цит. по: Никон (Рождественский), архиепископ. Православие и грядущие судьбы России. С. 286.

103 Там же.

104 Никон, архиепископ. Новое выступление А. Булатовича. -Мои дневники. С. 144.

105 Никон, архиепископ. Живы ли мы? - Мои дневники. С. 179.

106 Там же. С. 178.

107 Там же. С. 181.

108 Цит. по: Неожиданный защитник. -Биржевые ведомости, 3.09.1913 (№ 13 731).

109 Бердяев Н. А. Собрание сочинений. Т. 1: Самопознание (опыт философской автобиографии). Изд. 3-е. Париж, 1989. С. 234-235.

110 Аллюзия на предисловие Флоренского к "Апологии веры" иеросхимонаха Антония (Булатовича) - см. цитату в Главе VII.

111 Бердяев Н. А. Гасители духа. -Русская молва, 5.08.1913 (№ 232). Цит. по: Бердяев Н. А. Собрание сочинений. Т. 3: Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. С. 623-626.

112 Там же. С. 624-626.

113 Там же. С. 626, 631-632.

114 Там же. С. 633.

115 Там же. С. 627-628.

116 Там же. С. 630.

117 Там же.

118 См.: Арест газет. -Московские ведомости, 11.08.1913 (№ 181).

119 Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. М., 1996. С. 492.

120 Бердяев Н. Самопознание. С. 234-235.

121 Булгаков С. Афонское дело. - Русская мысль № 9, 1913. Ч. 2. С. 41-42.

122 Там же. С. 42-43.

123 Там же. С. 41.

124 Там же. С. 43.

125 Там же. С. 44.

126 Троицкий С. Защитники имябожников. - Прибавления к Церковным ведомостям № 5, 1914. С. 274.

127 Троицкий С. Защитники имябожников. - Прибавления к Церковным ведомостям №6, 1914. С. 338.

128 Там же. С. 340.

129 Карташев А. Оправдания. -Русское слово, 29.08.1913 (№ 199). 130 Цит. по: Обзор печати. - Русская молва, 29.07.1913 (№ 225).

131 Осуждение имяславия Синодом 18 мая 1913 годаМ. А. Новоселов воспринял крайне болезненно, о чем свидетельствует его переписка с друзьями. См., в частности: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 105-106, 113- 114 и др. Реакция других членов новоселовского кружка на это осуждение была в целом негативной, хотя члены кружка расходились друг с другом в своем подходе к имяславию. Подробности см. в переписке членов кружка, опубликованной в: Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. Составление, подготовка текста, вступительная статья и комментарии В. Кейдана. М., 1997 (см., в особенности, с. 516-525, 532-537, 542-544, 547-557, 563-564).

132 Новоселов М. А. По поводу Послания Св. Синода. - Голос Москвы, 21.11.1913 (№ 269).

133 Так называется статья Флоренского, написанная в 1922 году. См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 252-287.

134 Голос Москвы, 17.07.1913 (№ 164). Об авторстве Флоренского см. примечания игумена Андроника (Трубачева) в: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 573-574.

135 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 350.

136 См. письмо Новоселова Флоренскому от 15 июня 1913 г. в кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 115.

137 См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 299-333.

138 Там же. С. 311.

139 Там же. С. 297.

140 Там же.

141 Об этом свидетельствует письмо Булатовича Флоренскому от 19 августа 1914г.: "Ждал, ждал ожидаемых исправлений и, наконец, получил <..:> сообщение, что мое гусарское богословие забраковано и исправить его невозможно. Вы не советуете его печатать, но оно уже сверстано и набрано и должно выйти в свет, потому что, хотя и кой-где и пишу не пером, а рублю топором <...> но все-таки вы не откажете этому труду в том, что в нем немало Истинных и светлых Лучей Истины". Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 133.

142 Письмо Флоренского Булатовичу, написанное после 24 августа 1914г. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Том 3 (1). С. 295.

143 О взаимоотношениях между Флоренским и Храповицким см.: Шоломова С. "Остаюсь Ваш доброжелатель и богомолец..." К истории взаимоотношений священника Павла Флоренского и митрополита Антония (Храповицкого). Письма архиепископа Антония (Храповицкого). Письма священника Павла Флоренского. - ЖМП № б, 1998. С. 67-80.

144 Письмо священника Павла Флоренского архиепископу Антонию (Храповиц-кому) от 29 декабря 1915г. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Том 3 (1). С. 351.

145 Эти материалы будут рассмотрены нами в Главе XI.

146 Епископ (впоследствии архиепископ) Феодор был ректором академии с 1909 по 1917 год.

147 Иеромонах Пантелеймон родился в 1887 г. В 1907 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в академию. В 1909-м принял монашеский постриг и был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1910-м - в сан иеромонаха. По окончании академии в 1911 г. оставлен преподавателем по кафедре патрологии. В 1912-1913 годах находился в научной командировке в Константинополе и на Афоне. Был близок к Флоренскому и Новоселову, сотрудничал в "Богословском вестнике". В 1916г. уехал на Кавказ. Скончался в Новом Афоне 1 (14) мая 1918 г. О нем см.: NiviereA. Panteleimon Uspenskij: un precurseur oublie. В кн.: Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Париж, 1989. С. 1-3.

148 Этот перевод увидел свет в 1917 году.

149 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 102-103.

150 Пантелеймон (Успенский), иеромонах. В защиту земного удела Божией Матери Святой Горы Афонской. -Христианин №11,1913. Перепечатано в "Русском иноке" № 1, 1914. С. 40-41. Отдельные издания: Одесса, 1914; Шамордино, 1914.

51 Пантелеймон (Успенский), иеромонах. В защиту земного удела Божией Матери.- Русский инок № 1, 1914. С. 41.

152 Там же. С. 46.

153 Там же. С. 47-48.

154 Перевод "Божественных гимнов" преподобного Симеона, сделанный иеромонахом Пантелеймоном, увидел свет именно благодаря поддержке Флоренского. См.: Niviere A. Panteleimon Uspenskij: un precurseur oublie. С. 2.

155 Пантелеймон (Успенский), иеромонах. О гимнах преп. Симеона Нового Богослова. В кн.: Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Сергиев Посад, 1917. С. XV.

156 Багдасаров Р., Фомин С. Неизвестный Нилус. М., 1992. Т. 2. С. 531-532.

157 Биржевые ведомости, 9.07.1913 (№ 13 638); Вести с Валаама (По поводу книги "На горах Кавказа"). - Русский инок, № 14, 1913. С. 894.

158 Андроник (Трубачев), игумен. Афонский спор об имени Божием и его последующая судьба. - Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Богословская конференция. М., 2000. С. 263.

59 Дело афонских монахов. - Биржевые ведомости, 25.08.1913 (№ 13 713).

160 См.: Алексий, иеросхимонах. Божественно ли Имя Иисус? Голос из кельи старца Киево-Печерской Успенской Лавры по поводу современных споров о божественности имени Божия. Киев, 1913.

161 Имяславцы. -Русские ведомости, 14.08.1913 (№ 187).

162 Чесноков Александр, священник. Глинская пустынь и ее старцы. Троице-Сер-гиева Лавра, 1994. С. 145.

163 Житие преподобного Кукши Нового. Житомир, 1995. С. 12-13.

164 См.: Никон (Беляев), иеромонах. Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. СПб., 1994. С. 132, 138, 144, 146-147, 160, 163, 165-166.

165 Беседа от 19 июня 1911 г. Цит. по: Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Воспоминания духовных детей о старце Варсонофий. М.-Рига, 1995. С. 39.

166 Цит. по: Багдасаров Р., Фомин С. Неизвестный Нилус. Т. 2. С. 533.

167 Цит. по: Оптина пустынь. Русская православная духовность. Сост. и послесловие А. Горелова. М., 1997. С. 212.

168 См.: РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 56.

169 См.: РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 107, 124.

170 См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 123-126 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 190-191об.).

171 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 126-126об.

172 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 135-135об.

173 "Иларион-младший", о котором упоминал автор книги "На горах Кавказа" схимонах Иларион в письме настоятелю Зосимовой пустыни архимандриту Герману. См.: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4-е. С. 931.

174 Калитин. У иеросхимонаха Антония Булатовича (от нашего корреспондента). - Биржевые ведомости, 6.11.1913 (№ 13 842); 7.11.1913 (№ 13 843).

175 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Прошение в Правительствующий Синод. СПб., 1913. С. 4-5.

176 Там же. С. 5-6.

177 Там же. С. 10.

178 Там же. С. 6.

179 Там же. С. 11-12.

180 Там же. С. 26-27.

181 Там же. С. 27-28.

182 Там же. С. 13-16.

183 Там же. С. 25.

184 Там же. С. 28-29.

185 Там же. С. 30.

186 Там же. С. 33.

187 Там же. С. 38-39.

188 Там же. С. 40-41.

189 Там же. С. 42.

190 Троицкие листки. Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1896-1899. Т. 5. С. 143.

191 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Прошение. С. 45.

192 Там же. С. 49.

193 Там же. С. 48.

194 Там же. С. 48-49.

195 Там же. С. 54.

196 Там же. С. 54-55.

197 Там же. С. 59.

198 Там же. С. 61.

199 Там же. С. 61- 62.

200 Там же. С. 62-64. 201 Рим высказался (лат.).

202 См., например: Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. С. 117-118.

203 Троицкий С. Борьба с Афонской смутой. - Прибавления к Церковным ведомостям №36, 1913. С. 1641.

204 Илиодор (С. М. Труфанов, 1880-1952) - известный авантюрист, принявший монашество и участвовавший в деятельности "Союза русского народа". Через Г. Распутина пытался сблизиться с Царской семьей, но был выслан во Флорищеву пустынь, после чего снял с себя сан и стал врагом Православной Церкви и царского режима. После революции сотрудничал с ЧК, затем бежал за границу.

205 Троицкий С. Борьба с Афонской смутой. С. 1641. 206 Там же. С. 1643.

207 Там же. С. 1642-1643.

208 Впервые напечатана в журнале "Русский инок" за 1914 год. В расширенном виде вошла в книгу Троицкого "Об именах Божиих и имябожниках" (СПб., 1914).

209 Троицкий С. Учение афонских имябожников и его разбор. - Русский инок №9(105), 1914. С. 542.

210 Там же. С. 543-544.

211 Антоний (Булатовт), иеросхимонах. Апология. С. 29.

212 Троицкий С. Учение афонских имябожников и его разбор. - Русский инок №9(105), 1914. С. 544.

213 Там же. С. 545.

214 Там же. С. 548.

115 КунцевичЛ. 3. Переписка с отшельником Иларионом, автором книги "На горах Кавказа". Цит. по: Начала № 1-4, 1998. С. 183. См. цитату в Главе X нашей работы.

216 Троицкий С. Учение афонских имябожников и его разбор. - Русский инок № 9 (105), 1914. С. 549.

217 Там же.

218 Там же. С. 550.

219 См. Главу II.

220 Троицкий С. Учение афонских имябожников и его разбор. - Русский инок №9(105), 1914. С. 550.

221 Об этом сочинении мы уже говорили в Главе II в связи с учением Григория Нисского об именах Божиих.

222 Троицкий С. Учение афонских имябожников и его разбор. - Русский инок №10(106), 1914. С. 618-619.

223 Там же. С. 620.

224 Там же. С. 620-621.

225 Там же. С. 621- 622.

226 См., в частности: Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 92-95.

227 Троицкий С. Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и "относительное" поклонение. (Ответ С. Н. Булгакову). - Итоги жизни № 17, 1914. С. 8. Сведения о магометанском учении об именах Божиих Троицкий мог почерпнуть из исследования известного российского ученого, переводчика Корана на русский язык, Г. Саблукова. См: Саблуков Г. Сличение мохамедданского учения о именах Божиих с христианским о них учением. Казань, 1872.

228 Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 95.

229 Там же. С. 140-141.

230 В частности, архиепископ Серафим (Соболев) именно на нем построил главы своей книги "Новое учение о Софии Премудрости Божией" (София, 1935), посвященные имяславию.

231 Ср., в частности, выражение Булатовича "Самое существо Божие именуется словом Господь" (Апология. С. 141) и аналогичные выражения Евномия, опровергаемые св. Григорием Нисским (Против Евномия 6; PG 45, 736 А). Подробнее об этом см. в.: Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 7.

232 Ср.: Булгаков С. Н. Смысл учения св. Григория Нисского об именах. - Итоги жизни № 12-13, 1914. С. 21.

233 Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 57.

234 Исх. 3:15.

235 Ис. 56:5.

236 Пс. 71:17.

237 Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 67.

238 Лосев А. Ф. Спор об именах в IV веке и его отношение к имяславию. - Начала № 1-4, 1995. С. 229.

239 Ср.: Антоний (Булатович), иеросхшюнах. Апология. С. 141 ("Самое существо Божие именуется словом "Господь""); Там же. С. 23-24 ("Все имена Божий, которыми мы именуем Его, равно именуют неименуемую сущность Сущего").

240 Троицкий С. Афонская смута. С. 170-171.

241 Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 60-61.

242 Антоний (Булатович), иеросхшюнах. Апология. С. 188.

243 Характерны в связи с этим воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова) о беседе с Троицким в вагоне поезда: "Шел у нас с ним разговор об имяславии и имябожии. Между прочим, он спрашивает меня: "Почему это вы (он разумел не одного меня, конечно!) так интересуетесь этим вопросом? Я - не пойму". - "Вот это-то и удивительно, что вы - один из самых активных борцов в этом деле, а не задумывались над тем, почему многие так горячо заинтересованы в нем". - "Всякому известно, что в корне различных споров лежит прежде всего какая-нибудь психология! И ее непременно нужно уяснить прежде всего. А тогда понятнее будет и та философия, которая оттуда взяла корни свои". Такой разговор произвел на меня безотрадное впечатление! Борется против имени Божия, а сам (нужно думать) молитвы Иисусовой не творил!". Цит. по: Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. - Начала № 1-4, 1998. С. 123.

244 Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. С. 53.

245 Отметим, что даже светские специалисты по антропонимике иногда проявляли больше чуткости в данном вопросе, чем С. Троицкий. Ср., например: Ивашко В. А. Как выбирают имена. Минск, 1988. С. 57 ("Человек, по древним представлениям, так тесно связан с именем как личность, что смена имени приравнивалась к смене личности. Обычно смена имени происходит в переломные моменты жизни человека, когда он как бы перерождается, входя в новый для него круг людей. Недаром, например, существует тесная связь между сменой имени и обрядом пострижения").

246 Фотография была подарена о. Иоанном Кронштадтским Булатовичу, который усмотрел в надписи кронштадтского пастыря пророчество о судьбе имяславцев.

247 Здесь и далее в цитатах из книги "Моя мысль во Христе" курсив наш. 248Ин. 17:26.

249 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя мысль во Христе. О деятельности (энергии) Божества. Пп, 1914. С. 86-87.

250 Там же. С. 106.

251Там же. С. 115-116.

252 Там же. С. 125.

253 Троицкий С. Защитники имябожников. - Прибавления к Церковным ведомостям № 6, 1914. С. 340.

254 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя мысль во Христе. С. 116-117.

255 Там же. С. 35.

256 Там же. С. 53.

257 Там же. С. 65-66.

 

Еп. Иларион (Алфеев). СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т 1. с.548-637.

http://www.hesychasm.ru/index.htm
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru