«Отче мой! если возможно, да минует меня чаша сия, впрочем не
я как
хочу, но как Ты» (Матф. гл. 26 ст. 39). Сие есть действенная
суть
молитвы Иисусовы: «Господи, помилуй мя и буди Господи воля
святая
Твоя». Прежде всего, нужно знать, что молитва Иисусова есть
действенная
суть покаяния, указанная Христом Господом. Она научает делателя своего
отсекати воли своея хотения, любити Бога больше твари, смирятися
преискренне истинне познати себе; не надеятися на ся всячески и все и
вся добрая Богу принадлежащая, Богу отдавати и за добрая Богу славу
творити. Молитва Иисусова к Богу приближает, за примирение с Ним, к
ближнему любовь истинную зарождает и возвращает душу преискренне,
соединяет Господеви - Жениху своему и бывает между Господом и душею
словом беседным. Сие великое делание молитвы Иисусовы, т.е.
«Господи
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», или
«грешную»
действуется начен от словенства к Богу - словеснаго ея делания,
бывающаго в период деятельности человека, простирается
созерцательностью на делание жизни целомудрия духовнаго истине, устроив
в его обителях многих жительствовати, да безпредельно прославляя Бога,
сердцами духовно-истинных целомудрых умов достойнейших же, реченных в
откровении: «Не осквернившихся с женами»,
действующих проводить и
устраивает жити в истинно духовном девстве и бывает им зрительною
Истинною – Разумною – Разум Сущих.
Молитва по мере упражнения в ней, - слова, ума и сердца [стр. 4] и Духа
Божия, имеет соответственное наименование, бывает: словесная, умная,
умно-сердечная, деятельная. Сии три вида молитвы, бывают в ветхой
деятельности человека, т.е. до всецелой преданности в волю Божию
именуется: умно-сердечная, самодвижная – движимая Духом
Святым, чистая
она же непарительная, бывающая по очищении сердца от страстей и греха;
истинно-созерцательная, доводящая все добродетели, будучи всем им
матерь, до совершенства истинно-духовнаго целомудрия; достойнейших же -
устраивает действовати во благодати соединительной соединяя все
добродетели, пришедшия в совершенство целомудрых, во едино, еже есть
любовь - Бог и душу по мере, ея приближения, чрез уразумения ко
Господу, соединяет Господеви и Жениху ея Небесному Истинному во един
дух.
Человек тогда молится молитвою Истинно-зрительною, Разумною - зря
разумея тайны и премудрость Божию великую разумом Божиим, соединившись
с Господом и прославляет человек Троицу св. Бога действенно –
сердцем
своим, своим духовным существом, стяжа Бога обитати в сердце его, а с
Богом и весь лик добродетелей всяких и всяко по Божий, соединившимся в
единой любви - Боге.
В стяжении всего сего, молитва бывает неотложным духовным оружием ума,
т.к. брань духовная ведется с духами тьмы, действующими чрез страсти и
с самими страстями, и плоть, и мир, как свойственные земли, влекут
восвояси.
Молитва, являясь мечем духовным, все упомянутое полчище зла посекает и
приводит в полное бездействие, и даже самое естество, где нужно и когда
имеется потребность подобие изменяет, и показует безсилие злобы пред
силою и могуществом Божиим, и научает право разумети немощь
человеческую в борьбе со злом; и очищающемуся уму, немощному в себе
самой, силою же Божией подкрепляемому проводит ум и душу, во всех
искушениях не уязвимою язвою смертоносною. Славя Бога Всемогущего
Творца, с словословием «всепобедоносной» и творится
молитва Богу
девственне Духом Святым. [стр. 5]