Начиная делание молитвы Иисусовы, человек приступает к сему подобно как
и ко всякой другой молитве к ея началу, т.е. делать молитву начинает от
слова, труждаясь над молитвою словесною. «Господи Иисусе
Христе
Сыне
Божий, помилуй мя грешнаго». Так взывает человек к Богу, или
по
несколько раз в правиле утреннем и вечернем, или просто всегда, везде
во всяком положении, и на всяком месте, смотря как укажет отец
духовный, если же нет отца, то можно везде и всегда бывати с молитвою.
В правило можно прибавляти сот пять к читаемому по молитвеннику, и
утром и вечером после читаемого правила, и по возможности со вниманием
делая так: пред правилом вообще класть 33 поклона земляных, а когда
будешь читать молитву Иисусову, то после каждой сотни класть по 3
поклона земляных, а после каждого десятка один поясной; по окончании же
всего правила, снова 33 поклона земляных. Когда силы слабые можно
поклонов не класть, или заменять поясными, или перекреститься и внимая
молитве, без смущения продолжать молитву. Пред праздниками и в
праздники можно земляные поклоны заменять поясными.
Когда же будет потребность - желание к пятистам прибавить еще сотню,
две, три, четыре, пять, можно прибавлять, а из читанного по книге
уменьшать, тогда ты можешь читати по [стр.20] тысячи и утром и вечером,
а когда и еще больше потребуется нужда в молитве Иисусовой, тогда
прибавляй, а из читанного по книге убавляй. В случае же и усиленное
желание и внутренняя потребность явятся на чтение молитвы Иисусовой, и
в утреннем, и с вечернем правиле, - не перебивай сего; от правила
читаемого по молитвеннику можеши оставити во всегдашнее, молитвы
утрения и вечерния, и все остальное во время оставити, дабы усовершался
навык в молитве Иисусовой начинающей собирати ум и увлекати его в
молитвенное чувство. Между правилами всяко заботися быти с молитвою
Иисусовою, для сего всяко приспосабливаясь, изыскивая возможности, дабы
немногословить, но благоустрояя все свои внешняя дела и жизнь. Дело сие
не трудно: что легче, как читать, повторяя одни и те же слова
коротенькой молитвы? - но на деле, оно бывает не так - то легко хотя бы
и не всем одинаково. Память отвыкшая помнить о Боге, вместо присутствия
пред Бога, время проводившая в вещах чувственных, увлекается их
разнообразием, входящим чрез все пять внешних чувств: зрение, слух,
обоняние, вкус и осязание. Ум следует за памятью подобно рабу, т.к. все
то во внутреннем человеке, что должно быти под управлением ума, включая
и пять внешних чувств, все возгосподствовали над умом, посему-то
упомянутые внешние чувства соделались проводниками того, что
впечатлялось в памяти и впечатлением увлекающим и содержащим в своей
власти и ум и сердце, драгоценнейшие сути человеческого существа,
каковые Богом определены во свое Богу жилище. Когда же человек сходит
умом и сердцем во впечатления чрез чувства, тогда ум и душа начинают
жити жизнию нижеестественною страстною, и вместо гос-подствования ума,
над умом господствуют впечатления, и ум вместо жити своею свободою,
которою имеет от Бога, в великий дар, вместе с душею, влачит крайнейшее
подневолье и рабство своим похотям, приведя в полное расстойство своего
вннутренняго человека. Чувства не привыкшие к бодрствованию и
соучаствовати вниманию молитвы, бывают увлекаемы всем тем, что может
доходить до чувства. Трезвость, сей духовный пост, и при всяком желании
человека, в это время внутренняго безпорядка, [стр.21] не сильно
обуздати ни чувств, ни памяти, ни чего из того, что в человеке пришло в
непорядочность и разстройство от безвнимательной к себе и безтрезвой к
чувствам, на внешнее, жизни. По сему-то человек от первого начала
начинает вести борьбу со всем строем его до селе бывшаго жительства,
дабы благодатию переродитися, свыше избавившись от неестественнаго
человека. Читает человек молитву и развлекается, снова читает и
увлекается, и вновь вспоминает о молитве и читает вновь и вновь
утрачивает молитву, увлекаясь и от раньше впечатлившагося в памяти, и
от новых впечатлений воспринимаемые памятью чрез чувства от вне.
Воспринятое раньше возстает из сердца воспроизводясь памятию, чрез
помыслы воспоминанием, а ко всему сему, не замедляет подоспевать диавол
со своим, чем-либо человеком до селе не знаемым и не виденным, по
причине его безвнимательной жизни хотя бы оно, в человеке до селе
действовало. Но как скоро человек определил себя на внимательность и
приступил хотя бы ея началу, она сейчас же обнаруживает человеку то,
что в нем делается, и по мере внимательности, по мере молитвеннаго
делания ума, человек начинает чувства держать в большей
неразвлеченности, и больше и больше усматривает чрез помыслы изходящую
из сердца злобу, что является нужным и в это время молитвы, плодом
молитвы, т.к. обнажаются вниманием в сердце,(помыслы – ред.)
как
сказали - увлекают ум во свояси от молитвы, но от этого приходить в
бездействие не следует. Сколько будет увлекаемо внимание помыслами и
как слабо будет умное делание молитвы, человек от этого молитву
оставлять не должен: наоборот: больше и больше следует ревновати, дабы
очищати сердце от гноя греховнаго. Сколько бы много ум будет забывать
молитву, вспоминай и снова делай и делай. Но мере принуждения себя к
молитве, Господь забвение твое будет уменьшать, а внимание будет, хотя
бы и очень медленно, но усиливаться, больше времени оставаясь при
молитве, подвигая ум человека к деланию Ангельскому, на вкушение ему
пищи свойственныя уму молитвы. Всегдашнее делание молитвы, т.е. днем,
ночью, вечером, утром, дома у себя и в отсутствии, в пути и за делом,
стоя, ходя, лежа, сидя, [стр.22] в правиле утром и в вечером и кроме
правила, всегда вот почему: как страсть так и добродетель в человеке
искореняются и бывают или добродетелью, или страстью от навыка
привычки, т.е. человек несколько раз повторяет одно и то же доброе
дело, усваивает в нем навык, так что потом это доброе дело он делает
без принуждения, а то привычке, нечто естественно; тоже бывает и со
грехом: повторяемый один и тот же много раз, образует страсть, а
страсть пришедше в силу, потом и не хотящу бы человеку грешити грехами
страстей в нем обитающих, увлекается, грешит по привычке, принуждаемый
страстию в подобии естества. По подобию описанного о молитве следует
разуметь также, т.к. и молитва Иисусова, особенно в ея начале нуждается
в навыке, а для сего человеку нужно всегда бывати с молитвою, и с
желанием и с самопринуждением во время радости и в скорбях, но всяко
нудитися делати. По мере того сколько человек будет заботиться и себя
принуждать к молитве, благодатию Божией, умом устраивается навык в
молитве действующей, так что молитва укрепляется навыком и укрепляет ум
на предстоящее делание молитвы. Из этого видно, что молитва будет
добродетельна, как и все другие добродетели, нуждается в навыке
произношения, делания ея. Навык делания молитвы, стяжевается всегдашним
деланием молитвы или выразится; навык зависит от количества.
Следовательно - словесная молитва нуждается в количестве - множестве.
Возможно большее число раз, следует прочитывать молитву в течение
суток; не сразу, но в последующие дни будет увеличиваться, зависимо от
внимания и усердия молящегося ума.
В период делания словесной молитвы диавол, плоть и мир действуют
увлекая ум от молитвы из внутрь; чрез порождение из сердца
всевозможно-разнородных помыслов и чрез желания
раздражительно-похотныя, а от внешности: воспринимаемым, бывающем в
самом грубейшем образе, в соответствии грубости омраченного страстями
ума. Грубость диавольских коварств бывает настолько нагла, нахальна,
что только что приступивший человек к деланию, хотя бы еще словесныя
молитвы и он не опытный обнаруживает их умом своим и усматривает в них
[стр.23] таящуюся мерзость и противу всего умно-зримого зла борется
молитвою, внимая ей и отгоняя зло прочь. Так и здесь полагается начало
борьбы со злом-грехом молитвою, а не собственной силой, т.к. своими
силами с диаволом и грехом бороться невозможно, безуспешно, бесцельно.
Внешняя жизнь человека, во время делания молитвы Иисусовы словесной,
должна проходить так, в каких бы обстоятельствах находился делатель
молитвы: какую должность он будет занимать, какое бы он проходил
послушания, какое стечение дел будет его окружать, сложное или простое,
- во всяком своем положении он должен стараться быть уединеннее, меньше
говорить, храня уста и облекая их в малоглаголание, т.к. молчащими
устами молитва творится больше и удобнее. Следует всегда знать и
помнить, что Бог смотрит на его делание и что оно неотложно, так и
есть. Обиды и оскорбление нужно терпеливо переносить и прощать, а бывшу
оскорблену, не злопамятствовати. Время от времени из глубины сердечныя
воздыхати со словами мытаря: «Боже милостлив буди мне
грешному!» и к
Матери Божией по временам делати обращение в словах: «Мати
Божия!
не
остави мене грешнаго!» и к Ангелу Хранителю наподобие,
молитву же
Иисусову непрестанно делати и делати. Книги нужно читати душеполезные в
свободное от трудов, от послушания время, или просто утомившись уму в
напряжениях молитвословия. Хорошо читати: «Жития
Святых» и
подвижников
благочестия, спасающихся в последние времена, Св. Евангелия, Деяния,
Послания св. Ап. Великих же книг, в которых говорится о жизни
истинно-созерцательной, касаться в это время не безбедно, лучше их до
времени не читати, т.к. чтение их в неискусившемся еще уме может
рождати непосильные скорби от которых ум ослабевает, и не только не
может исправляти исполняя написанное в них, а и того, что по его силам,
делается неспособным исполняти, сильно смущается, бывает в смятении,
прилагает скорби к скорбям по своему неразумию и даже унывает, удаляя
себя от присутствия благодати Божией. Книг не содержащих в себе
вопроса, побуждающего к исправлению нравственности, т.е. с содержанием
не религиозным, читать не следует на время, имея всецело заботу о
[стр.24] нравоисправлении, помощию в молитве действующей благодати. Сон
должен быть 6-7 часов, в случае обладаешь силами и здоровьем, а при
болезненности и вообще слабости можно до 8 часов в сутки, так поступая
до времени, когда сама молитва узаконит тебе продолжительность сна и
сколько она позволит столько и успокоишься. Указанный продолжительный
отдых 6 - 7 - 8 час. нужен вот почему: Молитва Иисусова требует от
молящегося напряженной деятельности ума, а ум напряженно действовати
может лишь тогда, когда подкрепляется отдыхом; а когда ум не имеет
соответствующего отдыха, тогда он внимательно молится бывает безсилен.
Питаться следует всегда с воздержанием, т.е. когда кушаешь, выходи
из-за стола чувствуя что немножко не доел, не сыт, так же пить, и
приучати тако себе к воздержанию в пище. Хмельного и вообще
разгорячающаго похоть, блудную страсть, не употреблять, содержащего
много жиров вкушай немного, дабы не огорчать себя усиленно и блудным
похотениям и испарением желудка на ум, располагая к сонливости и
бездеятельности.
Пищу вкушай больше постную и удобоваримую желудком, благодаря Бога за
Его милость и твердо веруя, что питательность содержащаяся в постной
пище, вполне достаточна к потреблению твоего организма, на поддержание
жизни и делания молитвы.
Приготовление пищи имей простое, избегая изысканности. Образ жизни и
сложность твоих дел, всяко и отовсюду нужно упростити дабы не имелось
поводов от излишних забот о внешнем, к отвлечению и расширению ума,
помня, что человек на земле живет подобно гостю, или страннику,
переночевали и в вечность поспешай, где нужно дать ответ за Прожитую
жизнь на земле. Земным хотя бы и много увлекающим не увлекайся, земля
есть место не жизни, а лишь подготовление к жизни вечности. Зело усвой
и то, что человеку на земле определенно скорбети, а не радоватися:
«В
мире скорбни будете».
Приучай себя довольствоватися необходимым без всяких излишков, излишки
отнимают часть времени, на заботы о [стр.25] нем, даденого на снискание
пользы душевной и на заботы прославить Бога. Держись всегда и везде
только спасительного, для сего Творец нас вселил на земле сей в
печалях; места в которых не избежишь развлечений, всяко не посещай,
уклонися, и не помышляй о них, за исключением неотложностей, скоро
удаляясь из них, зная что твоя забота о Господе деланием молитвенном
близит тебя к предстоящей молитве, а не заботящемуся тебе о молитве ты
остаешься на месте, с которого начинаешь отступати в задняя. Везде и
всегда (никогда) не давай свободы своим желаниям, они губят душу и
помрачают ум, а по сколько будешь стесняти свои желания по сколько
будешь ради Бога уединятися, и безмолвствовати для Господа, по стольку
будешь с Господом, а Господь с тобою, а небрежение о молитве удаляет от
Господа. Люби Бога всегда, а любовь к Богу свидетельствуй отсечением
своей воли, а исполнением воли Божией и все сие ради Господа.
Богу угодно, когда ум наш бывает занят непрестанною молитвою, так об
этом и всемерно попекися. Общественных увеселий обедов и подобного
уклоняйся, дорожи всяким мгновением времени, тебе даденном на спасение
в просвещении ума, зная что по смерти такого спасительного времени
получить не возможно. Без общественных обедов ты можешь обойтися, а
вреда от них избежать тебе трудно, так и не посещай их.
Вообще всего того, что тебя отводит от твоего уединения, постарайся
уклонитися, а в замену все свое желание употребляй на молитвенную
беседу с Господом, внимая молитве. Успехов в твоем молитвенном труде не
усматривай, потому что в словесной молитве при всем твоем желании -
жить ради Бога, ты живешь страстями, т.к. человек живет сердцем, а в
сердце страсти - греховныя привычки, каковые в это время лишь
обезсиливаются. Видения или откровения, или дарования, в каком бы виде
тебе представлялись, и как бы священны и благодатны тебе казались, от
всего сего уклоняйся, ни к чему своего ума не прилагай, а внимай лишь
тобою читаемой молитве, считая себя недостойным всяких даров, как
собственно и является на самом деле. Ты не даров искать начал [стр.26]
молитвою, нет, а самой молитвы, и преданности в волю Божию, а сие
бывает даваемо Богом не даров и откровений и видений желающим гордецам,
а зрящим себя недостойными не только дарований, но и самыя сия, полныя
скорбей жизни: они видят свою греховность, а мера сознания своея
греховности является мер(к)ой очищения сердца от греха, что в делании
умной молитвы - покаяния является ценным: «Ей Господи Царю,
даруй
ми
зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», так молился
св.
Ефрем
Сирин, а не дарований искал и еще: «зрящий свои грехи выше
видевшиго
Ангела» у первого открывается око духовное, а последний
увидал
чувственно.
Все описанное нужным при словесной молитве, сразу не возможно иметь, но
нужно себя приучати к указанному, оно в одно время бывает в слабых
формах, в другое нужно все неопустительно, со всей строгостью, а в
случае (если – ред.) не увидишь в себе сказанного, дела не
оставляй, а
лучше приступи и делай молитву, возстанавливая недостающее, и другое, о
чем знаешь твердо, что оно душе полезно, делай: но указанным советом не
гнушайся т.к. оно свидетельствовано опытом св.о.о. и бедность человека
писавшего, касалась сего, и (это) яви(лось) на пользу инем(иным
–
ред.). Читать молитву, как сказали нужно везде и всегда. Когда
находишься в своей комнате один, и находишь себя удобным читать
шепотом, а когда бываешь вне кельи и не желаешь чтобы кто слышал, читай
шепотом слышанным лишь себе самому, т.е. про себя, а в случае чтения
молитвы про себя будет приемлемо и когда бываешь один в келье, то делай
так же, что тайнее, то лучше для тебя, т.к. ты делаешь научение тайное
сердца человека и приучившись так будешь иметь возможность и среди
общества людей заниматься молитвою, внимать слова в тайне Бога Великаго
и делая свое спасение. Когда же бываешь исключительно в православном
Храме Божием, можно ум занимати и в продолжении всех служб молитвою
Иисусовою, а во время литургии -обедни, особенно на великом входе,
когда все молящиеся усерднее испрашивая каждый по своим потребностям
нужное, и ты делай также, или как сумеешь проси у Бога прощения своих
грехов, а в случае молитва сделалась привычкой и в это время [стр.27]
обедни читается читай ее, она содержит воззвания к Богу, покаяния с
ходатайством прощения грехов, что и является необходимейшей сутью наших
молитв и подвигов и во всякия священные минуты молений.
Если же во время служб в церкви, а особенно во время литургии сумеешь
быть в большей нерасхищенности помыслами, делай как сможешь, но
молитвою Иисусовою пренебрегать и во время службы не советую, т.к. ею
стяжевается все добродетели, чистота, премудрость, зрения, прозрения,
премудрость неба, преподобия, святыня, разум небесный и другое все
великое в каковом она благоданно всесильна, а по сему-то быть со
внимательной молитвой и в молитве с благодатию всегда (суть –
ред.)
безошибочно. Всякую мирскую увеселительность имеется нужда от себя
изгнати и комнату-келию свою сотворити чужду увеселений. Когда бывает
нужда в себе рассуждати, или с другими говорити, рассуждай говори о
смерти, о аде и вообще о участии нераскаянных грешников, а когда бывает
зело печально, кроме разсуждения и вспоминаний о аде, которого
избегаешь, за терпеливое перенесение печалей на земле, можно
воспоминать о рае, и о блаженствах и близостию к Богу, каковые
получаются за исполнение и познание св.воли Божией, в терпеливом
перенесении того, что встречается, при умном делании молитвы Иисусовы.
Скорби встречаются как внутренние так и внешния, встречающиеся на пути
спасительной жизни и покаяния следует нести терпеливо, т.к.
«Многими
скорбями нам подобает внити в Царствие Небесное». Скорби
терпеливо
переносимые на земле, в вечности нам заменят страдания ада и явятся в
подражании Господу образом Креста Христова вселяющего нас в жизнь, т.е.
в Бога, на безысходное в Нем, Боге обитание.
Всегда опасаться, значит - всегда скорбеть, - спасительно; без скорбей
нет спасения. Как нет, для последователя Христова на земле счастья:
«В
мире скорбни будете»... Последователи Христа на земле всю
жизнь
проводили (и) проводят в скорбях: скорбь их всегдашний спутник и тиран,
но учитель, научающий их мудрости истиной небесной Божией. Таков путь
Креста Христова, каменист и отовсюду терния, но он же дарует человеку
[стр.28] истинное познание самого себя, и истинное познание Бога и
всего истиннаго, истинно устроив из человека философа истиннаго
небеснаго: Богослова изрядна к не только истинным ведением одаряет
человека, а и разум сущих дарует ему, разум сие солнце духовное,
светящее везде всюдно и всяко и на всегда, хотя бы человек, во внешних
науках, ни сколько ни искусен, - прост сущь. Дела всяко нужно делать
честно, без лицемерия на отдельных лиц, да бы совесть не укоряла, а
была чиста, а чрез сие человек научается и привыкает любить всех людей
и во всех видит своего ближняго, больного и расслабленного, коему
прощает все обиды и оскорбления им учиненныя, а судя во внешности и
своих недоброжелателей, видит благодетелями и может престати имети
враги на земле от среды человек, любя всех их, со свидетельством смиряя
всяко свою свободу, а себя всяко укоряя. Так установившись следует
проходить делание молитвы доколе соделается оно привычным для слова.
Временем это делание не определяется и не у всех бывает одинаково, юные
при старании воспринимают быстрее, а пожилыми медленнее, т.к. память
пожилых, в большей мере объята чувственностью, нежели у юных, а совсем
не успевают лишь те, кто не хочет трудиться о своем спасении. Помыслов
во время молитвы словесныя бывает безчисленное множество; рождаются они
из сердца и почти все диаволом, при представлении страстей, ум уже
внимая молитве, разбивает их о камень Сладчайшего имени Господа Христа.
Бывают помыслы и безотвязные, томящие человека не хотящего их, день,
два и больше: таковые необходимо исповедовати твоему старцу или
старице, или на конец в случае (когда – ред.) нет старца, то
повергаться пред Бога, прося Его сотворити отмщение сопернику твоему
диаволу, сказанное же тебе старцем, исполняти в точности и помысел
обнаруженный и объявленный при свидетеле старце или Богу, удалится,
лишь ты старец, бывай в истине выше всех искушений ученика твоего, не
обуреваясь помыслами во образе и форме учениковой.
В случае нет кому поведати помыслы, делая молитву, определи себя не
соглашаться с помыслом во всю жизнь твою и [стр.29] не унывая борись.
Господь видя стремление твое, к добру, и твою со злобою борьбу, Сам
поможет тебе, запретив помыслу, или не отнимая брани подаст терпение, а
делает сие Бог потому, что бы ты мог за борьбу и терпение твое,
соделати в спасительном прибыток, нанести в свое время диаволу глубокую
рану во главу. Исповедатися и причащатися нужно во все посты, хотя бы
по разу, а при возможности чаще можно, но очень часто посоветовать не
следует потому, что нужно достойно приготовляться.
При не возможности, хотя бы раз в год, а в случае и сего не возможно,
то возложив все упование на Господа, бывай с молитвою и Господь видя
твое доброе произволение, примет желание как самое причастие, успех в
молитве не уменьшится, спасешься.
С деланием молитвы, приобретается памятование о Боге, зрение своей
греховности, и неусматривание праведности, свое немоществование, а не
сильность. Не считать себя достойным чего-либо особенного, будучи во
грехах, каковые и видишь в себе, проявляемые чрез помыслы, или желания
греховныя.
Грешник посещения Божия достоин не бывает, и ты себя достойным не
считай. В виду сказанного, все случающееся с тобою, или в тебе, или
вокруг тебя, кроме молитвы как-то: свет каковой бы не был, теплоту в
себе, лица святых, или что подобное, не принимай, т.к. бывающее в
таковых, или иных ведомостях, кроме молитвы и внимания ей, бывает от
диавола. Благодать человеку делателю молитвы, присутствует в молитве,
очищая ум от помрачения, а душу от страстей, что и являет ценность
кающемуся, а не что иное. Благодать бывает присуща уму с молитвою лишь
тогда, когда ум делает молитву и именем Божиим побеждает помыслы мирно,
не смущенно, а другим чем уму гонятися бедственно, прелести не
избежати, и плод можно пожати только безплодный в печаль. Бывают иногда
помыслы именуемыя естественными, они исходят от ума не желающего
грешити, о них распространяться не следует, потому, что они и пользы не
делают и без вредны, [стр.30] лучше их уме не рождати и внимати
упражняясь в них без полезно. Дело ума - молитве внимати, а помыслы ума
- молитва, а всякия другие помыслы следует имети как приходящие
странники, не нужные уму: а в случае будет с ними разглагольствовати
ум, (то) не избежит от них вреда, они вредоносны.
Безчисленное множество помыслов страшиться нет никаких надобностей, они
все проходят без успеха, аще токмо ум окажется делающим молитву, а не
внимает помыслам. Ум, когда бывает с именем Божиим, поборати ничто не
сильно. В период делания сия словесныя молитвы, особой мудрости и
знания от человека не требуется: нужно только лишь старания, успех
будет несомненен, искушения же трудно познаваемые тоже и не бывают,
главное диавол борет помыслами, а от внешнего мира нужно удалятися. В
словесной молитве упражняться может всякий и каждый, лишь ничего не
принимай, а молитву читай и ей внимай. Период продолжительности молитвы
словесной зависит от усердного в делании ея прилежания, и от меры
огрубения сердечного (какое было – ред.) до молитвенного
труда.
Человек
упражняясь в молитве Иисусовой именуемой словесной, помощию благодати
Божией получает в ней навык, со свидетельством (что удостоверяется вот
чем – ред.): когда человек чем-то другим отвлечется от
молитвы, и
кончив дела не вспоминает молитву, язык сам начинает подобно
естественно вращатися, выговаривая слова молитвы, и в это время ум
вниманием переходит на молитву и начинает молится словесною молитвою