Умное делание. О молитве Иисусовой.
Поучения Архиепископа Антония (Михайловского)
СОДЕРЖАНИЕ

О МОЛИТВЕ СЛОВЕСНОЙ

Начиная делание молитвы Иисусовы, человек приступает к сему подобно как и ко всякой другой молитве к ея началу, т.е. делать молитву начинает от слова, труждаясь над молитвою словесною. «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Так взывает человек к Богу, или по несколько раз в правиле утреннем и вечернем, или просто всегда, везде во всяком положении, и на всяком месте, смотря как укажет отец духовный, если же нет отца, то можно везде и всегда бывати с молитвою. В правило можно прибавляти сот пять к читаемому по молитвеннику, и утром и вечером после читаемого правила, и по возможности со вниманием делая так: пред правилом вообще класть 33 поклона земляных, а когда будешь читать молитву Иисусову, то после каждой сотни класть по 3 поклона земляных, а после каждого десятка один поясной; по окончании же всего правила, снова 33 поклона земляных. Когда силы слабые можно поклонов не класть, или заменять поясными, или перекреститься и внимая молитве, без смущения продолжать молитву. Пред праздниками и в праздники можно земляные поклоны заменять поясными.
Когда же будет потребность - желание к пятистам прибавить еще сотню, две, три, четыре, пять, можно прибавлять, а из читанного по книге уменьшать, тогда ты можешь читати по [стр.20] тысячи и утром и вечером, а когда и еще больше потребуется нужда в молитве Иисусовой, тогда прибавляй, а из читанного по книге убавляй. В случае же и усиленное желание и внутренняя потребность явятся на чтение молитвы Иисусовой, и в утреннем, и с вечернем правиле, - не перебивай сего; от правила читаемого по молитвеннику можеши оставити во всегдашнее, молитвы утрения и вечерния, и все остальное во время оставити, дабы усовершался навык в молитве Иисусовой начинающей собирати ум и увлекати его в молитвенное чувство. Между правилами всяко заботися быти с молитвою Иисусовою, для сего всяко приспосабливаясь, изыскивая возможности, дабы немногословить, но благоустрояя все свои внешняя дела и жизнь. Дело сие не трудно: что легче, как читать, повторяя одни и те же слова коротенькой молитвы? - но на деле, оно бывает не так - то легко хотя бы и не всем одинаково. Память отвыкшая помнить о Боге, вместо присутствия пред Бога, время проводившая в вещах чувственных, увлекается их разнообразием, входящим чрез все пять внешних чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Ум следует за памятью подобно рабу, т.к. все то во внутреннем человеке, что должно быти под управлением ума, включая и пять внешних чувств, все возгосподствовали над умом, посему-то упомянутые внешние чувства соделались проводниками того, что впечатлялось в памяти и впечатлением увлекающим и содержащим в своей власти и ум и сердце, драгоценнейшие сути человеческого существа, каковые Богом определены во свое Богу жилище. Когда же человек сходит умом и сердцем во впечатления чрез чувства, тогда ум и душа начинают жити жизнию нижеестественною страстною, и вместо гос-подствования ума, над умом господствуют впечатления, и ум вместо жити своею свободою, которою имеет от Бога, в великий дар, вместе с душею, влачит крайнейшее подневолье и рабство своим похотям, приведя в полное расстойство своего вннутренняго человека. Чувства не привыкшие к бодрствованию и соучаствовати вниманию молитвы, бывают увлекаемы всем тем, что может доходить до чувства. Трезвость, сей духовный пост, и при всяком желании человека, в это время внутренняго безпорядка, [стр.21] не сильно обуздати ни чувств, ни памяти, ни чего из того, что в человеке пришло в непорядочность и разстройство от безвнимательной к себе и безтрезвой к чувствам, на внешнее, жизни. По сему-то человек от первого начала начинает вести борьбу со всем строем его до селе бывшаго жительства, дабы благодатию переродитися, свыше избавившись от неестественнаго человека. Читает человек молитву и развлекается, снова читает и увлекается, и вновь вспоминает о молитве и читает вновь и вновь утрачивает молитву, увлекаясь и от раньше впечатлившагося в памяти, и от новых впечатлений воспринимаемые памятью чрез чувства от вне. Воспринятое раньше возстает из сердца воспроизводясь памятию, чрез помыслы воспоминанием, а ко всему сему, не замедляет подоспевать диавол со своим, чем-либо человеком до селе не знаемым и не виденным, по причине его безвнимательной жизни хотя бы оно, в человеке до селе действовало. Но как скоро человек определил себя на внимательность и приступил хотя бы ея началу, она сейчас же обнаруживает человеку то, что в нем делается, и по мере внимательности, по мере молитвеннаго делания ума, человек начинает чувства держать в большей неразвлеченности, и больше и больше усматривает чрез помыслы изходящую из сердца злобу, что является нужным и в это время молитвы, плодом молитвы, т.к. обнажаются вниманием в сердце,(помыслы – ред.) как сказали - увлекают ум во свояси от молитвы, но от этого приходить в бездействие не следует. Сколько будет увлекаемо внимание помыслами и как слабо будет умное делание молитвы, человек от этого молитву оставлять не должен: наоборот: больше и больше следует ревновати, дабы очищати сердце от гноя греховнаго. Сколько бы много ум будет забывать молитву, вспоминай и снова делай и делай. Но мере принуждения себя к молитве, Господь забвение твое будет уменьшать, а внимание будет, хотя бы и очень медленно, но усиливаться, больше времени оставаясь при молитве, подвигая ум человека к деланию Ангельскому, на вкушение ему пищи свойственныя уму молитвы. Всегдашнее делание молитвы, т.е. днем, ночью, вечером, утром, дома у себя и в отсутствии, в пути и за делом, стоя, ходя, лежа, сидя, [стр.22] в правиле утром и в вечером и кроме правила, всегда вот почему: как страсть так и добродетель в человеке искореняются и бывают или добродетелью, или страстью от навыка привычки, т.е. человек несколько раз повторяет одно и то же доброе дело, усваивает в нем навык, так что потом это доброе дело он делает без принуждения, а то привычке, нечто естественно; тоже бывает и со грехом: повторяемый один и тот же много раз, образует страсть, а страсть пришедше в силу, потом и не хотящу бы человеку грешити грехами страстей в нем обитающих, увлекается, грешит по привычке, принуждаемый страстию в подобии естества. По подобию описанного о молитве следует разуметь также, т.к. и молитва Иисусова, особенно в ея начале нуждается в навыке, а для сего человеку нужно всегда бывати с молитвою, и с желанием и с самопринуждением во время радости и в скорбях, но всяко нудитися делати. По мере того сколько человек будет заботиться и себя принуждать к молитве, благодатию Божией, умом устраивается навык в молитве действующей, так что молитва укрепляется навыком и укрепляет ум на предстоящее делание молитвы. Из этого видно, что молитва будет добродетельна, как и все другие добродетели, нуждается в навыке произношения, делания ея. Навык делания молитвы, стяжевается всегдашним деланием молитвы или выразится; навык зависит от количества. Следовательно - словесная молитва нуждается в количестве - множестве. Возможно большее число раз, следует прочитывать молитву в течение суток; не сразу, но в последующие дни будет увеличиваться, зависимо от внимания и усердия молящегося ума.
В период делания словесной молитвы диавол, плоть и мир действуют увлекая ум от молитвы из внутрь; чрез порождение из сердца всевозможно-разнородных помыслов и чрез желания раздражительно-похотныя, а от внешности: воспринимаемым, бывающем в самом грубейшем образе, в соответствии грубости омраченного страстями ума. Грубость диавольских коварств бывает настолько нагла, нахальна, что только что приступивший человек к деланию, хотя бы еще словесныя молитвы и он не опытный обнаруживает их умом своим и усматривает в них [стр.23] таящуюся мерзость и противу всего умно-зримого зла борется молитвою, внимая ей и отгоняя зло прочь. Так и здесь полагается начало борьбы со злом-грехом молитвою, а не собственной силой, т.к. своими силами с диаволом и грехом бороться невозможно, безуспешно, бесцельно. Внешняя жизнь человека, во время делания молитвы Иисусовы словесной, должна проходить так, в каких бы обстоятельствах находился делатель молитвы: какую должность он будет занимать, какое бы он проходил послушания, какое стечение дел будет его окружать, сложное или простое, - во всяком своем положении он должен стараться быть уединеннее, меньше говорить, храня уста и облекая их в малоглаголание, т.к. молчащими устами молитва творится больше и удобнее. Следует всегда знать и помнить, что Бог смотрит на его делание и что оно неотложно, так и есть. Обиды и оскорбление нужно терпеливо переносить и прощать, а бывшу оскорблену, не злопамятствовати. Время от времени из глубины сердечныя воздыхати со словами мытаря: «Боже милостлив буди мне грешному!» и к Матери Божией по временам делати обращение в словах: «Мати Божия! не остави мене грешнаго!» и к Ангелу Хранителю наподобие, молитву же Иисусову непрестанно делати и делати. Книги нужно читати душеполезные в свободное от трудов, от послушания время, или просто утомившись уму в напряжениях молитвословия. Хорошо читати: «Жития Святых» и подвижников благочестия, спасающихся в последние времена, Св. Евангелия, Деяния, Послания св. Ап. Великих же книг, в которых говорится о жизни истинно-созерцательной, касаться в это время не безбедно, лучше их до времени не читати, т.к. чтение их в неискусившемся еще уме может рождати непосильные скорби от которых ум ослабевает, и не только не может исправляти исполняя написанное в них, а и того, что по его силам, делается неспособным исполняти, сильно смущается, бывает в смятении, прилагает скорби к скорбям по своему неразумию и даже унывает, удаляя себя от присутствия благодати Божией. Книг не содержащих в себе вопроса, побуждающего к исправлению нравственности, т.е. с содержанием не религиозным, читать не следует на время, имея всецело заботу о [стр.24] нравоисправлении, помощию в молитве действующей благодати. Сон должен быть 6-7 часов, в случае обладаешь силами и здоровьем, а при болезненности и вообще слабости можно до 8 часов в сутки, так поступая до времени, когда сама молитва узаконит тебе продолжительность сна и сколько она позволит столько и успокоишься. Указанный продолжительный отдых 6 - 7 - 8 час. нужен вот почему: Молитва Иисусова требует от молящегося напряженной деятельности ума, а ум напряженно действовати может лишь тогда, когда подкрепляется отдыхом; а когда ум не имеет соответствующего отдыха, тогда он внимательно молится бывает безсилен. Питаться следует всегда с воздержанием, т.е. когда кушаешь, выходи из-за стола чувствуя что немножко не доел, не сыт, так же пить, и приучати тако себе к воздержанию в пище. Хмельного и вообще разгорячающаго похоть, блудную страсть, не употреблять, содержащего много жиров вкушай немного, дабы не огорчать себя усиленно и блудным похотениям и испарением желудка на ум, располагая к сонливости и бездеятельности.
Пищу вкушай больше постную и удобоваримую желудком, благодаря Бога за Его милость и твердо веруя, что питательность содержащаяся в постной пище, вполне достаточна к потреблению твоего организма, на поддержание жизни и делания молитвы.
Приготовление пищи имей простое, избегая изысканности. Образ жизни и сложность твоих дел, всяко и отовсюду нужно упростити дабы не имелось поводов от излишних забот о внешнем, к отвлечению и расширению ума, помня, что человек на земле живет подобно гостю, или страннику, переночевали и в вечность поспешай, где нужно дать ответ за Прожитую жизнь на земле. Земным хотя бы и много увлекающим не увлекайся, земля есть место не жизни, а лишь подготовление к жизни вечности. Зело усвой и то, что человеку на земле определенно скорбети, а не радоватися: «В мире скорбни будете».
Приучай себя довольствоватися необходимым без всяких излишков, излишки отнимают часть времени, на заботы о [стр.25] нем, даденого на снискание пользы душевной и на заботы прославить Бога. Держись всегда и везде только спасительного, для сего Творец нас вселил на земле сей в печалях; места в которых не избежишь развлечений, всяко не посещай, уклонися, и не помышляй о них, за исключением неотложностей, скоро удаляясь из них, зная что твоя забота о Господе деланием молитвенном близит тебя к предстоящей молитве, а не заботящемуся тебе о молитве ты остаешься на месте, с которого начинаешь отступати в задняя. Везде и всегда (никогда) не давай свободы своим желаниям, они губят душу и помрачают ум, а по сколько будешь стесняти свои желания по сколько будешь ради Бога уединятися, и безмолвствовати для Господа, по стольку будешь с Господом, а Господь с тобою, а небрежение о молитве удаляет от Господа. Люби Бога всегда, а любовь к Богу свидетельствуй отсечением своей воли, а исполнением воли Божией и все сие ради Господа.
Богу угодно, когда ум наш бывает занят непрестанною молитвою, так об этом и всемерно попекися. Общественных увеселий обедов и подобного уклоняйся, дорожи всяким мгновением времени, тебе даденном на спасение в просвещении ума, зная что по смерти такого спасительного времени получить не возможно. Без общественных обедов ты можешь обойтися, а вреда от них избежать тебе трудно, так и не посещай их.
Вообще всего того, что тебя отводит от твоего уединения, постарайся уклонитися, а в замену все свое желание употребляй на молитвенную беседу с Господом, внимая молитве. Успехов в твоем молитвенном труде не усматривай, потому что в словесной молитве при всем твоем желании - жить ради Бога, ты живешь страстями, т.к. человек живет сердцем, а в сердце страсти - греховныя привычки, каковые в это время лишь обезсиливаются. Видения или откровения, или дарования, в каком бы виде тебе представлялись, и как бы священны и благодатны тебе казались, от всего сего уклоняйся, ни к чему своего ума не прилагай, а внимай лишь тобою читаемой молитве, считая себя недостойным всяких даров, как собственно и является на самом деле. Ты не даров искать начал [стр.26] молитвою, нет, а самой молитвы, и преданности в волю Божию, а сие бывает даваемо Богом не даров и откровений и видений желающим гордецам, а зрящим себя недостойными не только дарований, но и самыя сия, полныя скорбей жизни: они видят свою греховность, а мера сознания своея греховности является мер(к)ой очищения сердца от греха, что в делании умной молитвы - покаяния является ценным: «Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», так молился св. Ефрем Сирин, а не дарований искал и еще: «зрящий свои грехи выше видевшиго Ангела» у первого открывается око духовное, а последний увидал чувственно.
Все описанное нужным при словесной молитве, сразу не возможно иметь, но нужно себя приучати к указанному, оно в одно время бывает в слабых формах, в другое нужно все неопустительно, со всей строгостью, а в случае (если – ред.) не увидишь в себе сказанного, дела не оставляй, а лучше приступи и делай молитву, возстанавливая недостающее, и другое, о чем знаешь твердо, что оно душе полезно, делай: но указанным советом не гнушайся т.к. оно свидетельствовано опытом св.о.о. и бедность человека писавшего, касалась сего, и (это) яви(лось) на пользу инем(иным – ред.). Читать молитву, как сказали нужно везде и всегда. Когда находишься в своей комнате один, и находишь себя удобным читать шепотом, а когда бываешь вне кельи и не желаешь чтобы кто слышал, читай шепотом слышанным лишь себе самому, т.е. про себя, а в случае чтения молитвы про себя будет приемлемо и когда бываешь один в келье, то делай так же, что тайнее, то лучше для тебя, т.к. ты делаешь научение тайное сердца человека и приучившись так будешь иметь возможность и среди общества людей заниматься молитвою, внимать слова в тайне Бога Великаго и делая свое спасение. Когда же бываешь исключительно в православном Храме Божием, можно ум занимати и в продолжении всех служб молитвою Иисусовою, а во время литургии -обедни, особенно на великом входе, когда все молящиеся усерднее испрашивая каждый по своим потребностям нужное, и ты делай также, или как сумеешь проси у Бога прощения своих грехов, а в случае молитва сделалась привычкой и в это время [стр.27] обедни читается читай ее, она содержит воззвания к Богу, покаяния с ходатайством прощения грехов, что и является необходимейшей сутью наших молитв и подвигов и во всякия священные минуты молений.
Если же во время служб в церкви, а особенно во время литургии сумеешь быть в большей нерасхищенности помыслами, делай как сможешь, но молитвою Иисусовою пренебрегать и во время службы не советую, т.к. ею стяжевается все добродетели, чистота, премудрость, зрения, прозрения, премудрость неба, преподобия, святыня, разум небесный и другое все великое в каковом она благоданно всесильна, а по сему-то быть со внимательной молитвой и в молитве с благодатию всегда (суть – ред.) безошибочно. Всякую мирскую увеселительность имеется нужда от себя изгнати и комнату-келию свою сотворити чужду увеселений. Когда бывает нужда в себе рассуждати, или с другими говорити, рассуждай говори о смерти, о аде и вообще о участии нераскаянных грешников, а когда бывает зело печально, кроме разсуждения и вспоминаний о аде, которого избегаешь, за терпеливое перенесение печалей на земле, можно воспоминать о рае, и о блаженствах и близостию к Богу, каковые получаются за исполнение и познание св.воли Божией, в терпеливом перенесении того, что встречается, при умном делании молитвы Иисусовы. Скорби встречаются как внутренние так и внешния, встречающиеся на пути спасительной жизни и покаяния следует нести терпеливо, т.к. «Многими скорбями нам подобает внити в Царствие Небесное». Скорби терпеливо переносимые на земле, в вечности нам заменят страдания ада и явятся в подражании Господу образом Креста Христова вселяющего нас в жизнь, т.е. в Бога, на безысходное в Нем, Боге обитание.
Всегда опасаться, значит - всегда скорбеть, - спасительно; без скорбей нет спасения. Как нет, для последователя Христова на земле счастья: «В мире скорбни будете»... Последователи Христа на земле всю жизнь проводили (и) проводят в скорбях: скорбь их всегдашний спутник и тиран, но учитель, научающий их мудрости истиной небесной Божией. Таков путь Креста Христова, каменист и отовсюду терния, но он же дарует человеку [стр.28] истинное познание самого себя, и истинное познание Бога и всего истиннаго, истинно устроив из человека философа истиннаго небеснаго: Богослова изрядна к не только истинным ведением одаряет человека, а и разум сущих дарует ему, разум сие солнце духовное, светящее везде всюдно и всяко и на всегда, хотя бы человек, во внешних науках, ни сколько ни искусен, - прост сущь. Дела всяко нужно делать честно, без лицемерия на отдельных лиц, да бы совесть не укоряла, а была чиста, а чрез сие человек научается и привыкает любить всех людей и во всех видит своего ближняго, больного и расслабленного, коему прощает все обиды и оскорбления им учиненныя, а судя во внешности и своих недоброжелателей, видит благодетелями и может престати имети враги на земле от среды человек, любя всех их, со свидетельством смиряя всяко свою свободу, а себя всяко укоряя. Так установившись следует проходить делание молитвы доколе соделается оно привычным для слова.
Временем это делание не определяется и не у всех бывает одинаково, юные при старании воспринимают быстрее, а пожилыми медленнее, т.к. память пожилых, в большей мере объята чувственностью, нежели у юных, а совсем не успевают лишь те, кто не хочет трудиться о своем спасении. Помыслов во время молитвы словесныя бывает безчисленное множество; рождаются они из сердца и почти все диаволом, при представлении страстей, ум уже внимая молитве, разбивает их о камень Сладчайшего имени Господа Христа. Бывают помыслы и безотвязные, томящие человека не хотящего их, день, два и больше: таковые необходимо исповедовати твоему старцу или старице, или на конец в случае (когда – ред.) нет старца, то повергаться пред Бога, прося Его сотворити отмщение сопернику твоему диаволу, сказанное же тебе старцем, исполняти в точности и помысел обнаруженный и объявленный при свидетеле старце или Богу, удалится, лишь ты старец, бывай в истине выше всех искушений ученика твоего, не обуреваясь помыслами во образе и форме учениковой.
В случае нет кому поведати помыслы, делая молитву, определи себя не соглашаться с помыслом во всю жизнь твою и [стр.29] не унывая борись. Господь видя стремление твое, к добру, и твою со злобою борьбу, Сам поможет тебе, запретив помыслу, или не отнимая брани подаст терпение, а делает сие Бог потому, что бы ты мог за борьбу и терпение твое, соделати в спасительном прибыток, нанести в свое время диаволу глубокую рану во главу. Исповедатися и причащатися нужно во все посты, хотя бы по разу, а при возможности чаще можно, но очень часто посоветовать не следует потому, что нужно достойно приготовляться.
При не возможности, хотя бы раз в год, а в случае и сего не возможно, то возложив все упование на Господа, бывай с молитвою и Господь видя твое доброе произволение, примет желание как самое причастие, успех в молитве не уменьшится, спасешься.
С деланием молитвы, приобретается памятование о Боге, зрение своей греховности, и неусматривание праведности, свое немоществование, а не сильность. Не считать себя достойным чего-либо особенного, будучи во грехах, каковые и видишь в себе, проявляемые чрез помыслы, или желания греховныя.
Грешник посещения Божия достоин не бывает, и ты себя достойным не считай. В виду сказанного, все случающееся с тобою, или в тебе, или вокруг тебя, кроме молитвы как-то: свет каковой бы не был, теплоту в себе, лица святых, или что подобное, не принимай, т.к. бывающее в таковых, или иных ведомостях, кроме молитвы и внимания ей, бывает от диавола. Благодать человеку делателю молитвы, присутствует в молитве, очищая ум от помрачения, а душу от страстей, что и являет ценность кающемуся, а не что иное. Благодать бывает присуща уму с молитвою лишь тогда, когда ум делает молитву и именем Божиим побеждает помыслы мирно, не смущенно, а другим чем уму гонятися бедственно, прелести не избежати, и плод можно пожати только безплодный в печаль. Бывают иногда помыслы именуемыя естественными, они исходят от ума не желающего грешити, о них распространяться не следует, потому, что они и пользы не делают и без вредны, [стр.30] лучше их уме не рождати и внимати упражняясь в них без полезно. Дело ума - молитве внимати, а помыслы ума - молитва, а всякия другие помыслы следует имети как приходящие странники, не нужные уму: а в случае будет с ними разглагольствовати ум, (то) не избежит от них вреда, они вредоносны.
Безчисленное множество помыслов страшиться нет никаких надобностей, они все проходят без успеха, аще токмо ум окажется делающим молитву, а не внимает помыслам. Ум, когда бывает с именем Божиим, поборати ничто не сильно. В период делания сия словесныя молитвы, особой мудрости и знания от человека не требуется: нужно только лишь старания, успех будет несомненен, искушения же трудно познаваемые тоже и не бывают, главное диавол борет помыслами, а от внешнего мира нужно удалятися. В словесной молитве упражняться может всякий и каждый, лишь ничего не принимай, а молитву читай и ей внимай. Период продолжительности молитвы словесной зависит от усердного в делании ея прилежания, и от меры огрубения сердечного (какое было – ред.) до молитвенного труда. Человек упражняясь в молитве Иисусовой именуемой словесной, помощию благодати Божией получает в ней навык, со свидетельством (что удостоверяется вот чем – ред.): когда человек чем-то другим отвлечется от молитвы, и кончив дела не вспоминает молитву, язык сам начинает подобно естественно вращатися, выговаривая слова молитвы, и в это время ум вниманием переходит на молитву и начинает молится словесною молитвою

 
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru