Умное делание. О молитве Иисусовой.
Поучения Архиепископа Антония (Михайловского)
СОДЕРЖАНИЕ

О МОЛИТВЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ И ДУХОВНОМ ДЕВСТВЕ

Описанное выше об уме духовно-целомудром, многая совершенства, тоже обители Отца Небеснаго, но не в сих обителях-совершенствах и жити оставляются многие духовно-деломудраго ума, останутся жити в сих обителях целомудрия и навсегда, но не мало конечно, судя по высоте предстоящего, а вообще же, некоторые достойнейший, имуть жити добродетелью совершенствами во обителях духовнаго девства, т.е. нужно чтобы чувства человеческаго существа, хотя некоторыми но действовались все и вполне. Сие дело есть в сути: соединение добродетелей во едину во еже есть любовь.
Соединение ума, души и их слова во едино существо, естество и не раздельство, по подобию св.Троицы и соедиение души с Господом Женихом ея, возлюбленным от нея и любимой им, устрояющей ей соединение с Ним, т.е. отзде душа бывает ведома Господом в соединение с Ним. Св.о.о. о сем говорят так: «Господь в душе и душа в Господе: душа храм Господу и град велик и всяко светел, а Господь Град велик душе Им возлюбленной от Него».
Созерцательная жизнь или созерцательная молитва войдя в духовное девство, делателя своего устраивает в ближайшую близость к Богу. Близость сию устраивает Сам Господь Вседержитель, питая такового небеснаго человека, живуща духовне Небесными таинствами, а телом еще скитающемся на земле и среди земно-живущих во яже суть Его божественная великая и величайшая, возводя ум его в высшая созерцательно зрительства, водствую в зрительную молитву, еже есть зрение всяко таинств Божиих и сокровеннейших и до разума сущи Божия - в совершенства Небеснаго Отца. Разум Божий силен разумети разсуждая истинно: о св. Троице или о любви - Боге: или имети крайнейший край всех добродетелей - разума [стр.76] - Сущих Божий, что является конечным просвещением ума в разуме и души в девстве духа: или стяжевает все возможныя к восприятию совершенства и бывает от селе всяко и всегда и неизменно всесовершен и не победим - Всепобедоносен по примеру Христа Богу Всепобедоноснаго и всесовершеннаго достигнув возшествия в Апокалипсический град Иерусалим, девствено-духовный, реченный, «Нисходящь от Бога с Неба». Душа, и слово их собственное, или бывают разсматриваемы, открывающу сие Господу, они видят: естество ума, естество души, и естество, ума слова же их обоим во единице естественное, от их естества рождаемое и видят, что они три разделения не имеют и всяко их дело они делают все три - едино сообща, а не порознь. Ум бывает существо собственность души, душа естество и собственность ума. Слово умовое есть собственность и души вся словесной части.
Ум рождая слово одновременно является естеством души, и собственностью души и одновременно сохраняют каждое свое название: ум остается умом, душа остается душею, слово их остается словом неизменно, хотя бы естество - существо, ума души и слова одно и не раздельно всяко сии три: ум, душа и слово не разделены всяко всячески по подобию лиц св. Троицы, и являет человек подобие Богу Триединому: пришед в преподобие искреннейшее и оставаясь собою все, составляют едино - три, три - едино. И двизают и действуют сия три единица.
Всегда совместно-едино, оставаясь три, а едино. Никогда же бывают: ум без души, или без слова, ниже слово без ума и души, все сии три, единое существо и единое едино пришедшее в преподобие Божие - любовь и благодать свое им сущее от Творца естество. Разумение истинное о человеческого духа существе Господь человеку дарует по мере разумения даруемого о Боге, т.е. Богом о самом Себе, т.к. естество ума, души и их слова - многодуховнейше, тончайше и чистейше всяко, здесь же оно познается умом в существе в целом и точно.
Душа соединяется Господеви Своему по мере способности ея восприятий и житии свойственном Господу оно бывает [стр.77] зависимо от чистоты, т.е. от просвещения ума духовно-девственным. На сию духовно-девственно-духовную в истине чистоту Господь возводит редких, ибо чистота девственная по восприятию разума сущих, делается всеобъемлющею и от толе человек славит Бога сердцем своим в сбытии на душе его слов, Церковью воспеваемых велегласно: «Светлеется тройческим единством священнотайне».
Душа очистившаяся вполне сколько возможно и в девственной чистоте духа, согласно слов св. Макария Вел. «Сам Дух бывает». Господом превелико восприемлется и любима есть. И радуется Господь радостию Духа о душе таковой – невесте Своей, подобно, как жених земной о невесте своей радостию Духа, а не по земному. Душа от селе живет - и двизается во яже Господняя. Таковых св.о.о. уподобляют солнцу, т.к. они живут имея разум Божий, в нем - разум сущих, непрестанно ходят. Он им: и кров и пища и одежда.
Они Свет прияли от Света присносущаго, сейже великий, по причине его великости и лишь редчайшим доступности, именуется «мраком», они же живут во оном: «где Я там и слуга Мой будет», рече Господь, а тем больше преподобие Богу. Выше говорилось: «после восприятия верха целомудрия, достойнейшия возводятся в чистоту духовнаго девства».
Человек, созерцательно молясь – созерцая, переходит к зрению, т.к. девственная чистота является существом зрительства - зрительная молитва Господом, и к Господу и все Господь и в Господе. Господь Сам бывает и действуяй, и исполняяй, совершаяй в совершеннейшая совершенства. Начало девственныя духовныя чистоты, есть начало зрительныя молитвы-зрения, и по мере восприятия умом Господа и Господняго. Человек восприятое уже имеет своим и им живет, и зрит яже Господнее, зряще яже Господняя, сие и молится. Зрительство есть - истиннейшее разумение, от яже Божиих величайших, и сокровеннейших таинств, или Богословствование истиннейшее, вошедшу во мрак Богословия, и всяко и всегда-непрестанно, непрекращающееся в некончаемое. Первый шаг зрительства, или девственныя духовныя чистоты, есть восприятия [стр.78] всыновления в полной мере возраста Исполнения Христова, оно именуется: «полная свобода чад правды». Здесь человек принимает преискреннее сонаследие Христу, за всецелое исполнение воли Божией в делании ума (против? - ред.) мудрований плоти. И за полное исполнение воли Отца Небесного и любовь к Нему, во время делания ума духовно-истинно-целомудраго, хотя бы велико, любя Бога и Отца, обнимался зельною скорбию, прияв сие великое и своему духовому существу свойственное и свойственнейшее, даемое лишь Отцем Небесным, человек духовен приемлет от Бога и извещения о всыновлении. Сей сын и сонаследник Христов, вступает в духовном мире именуемое: «Извествовательное». От зде человек разсматривает разумне разсудительно то, что принадлежит Богу, все же есть человек - Великая тайна и яже бываемая от человека [стр.79].

 
СОДЕРЖАНИЕ
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru