Описанное выше об уме духовно-целомудром, многая совершенства, тоже
обители Отца Небеснаго, но не в сих обителях-совершенствах и жити
оставляются многие духовно-деломудраго ума, останутся жити в сих
обителях целомудрия и навсегда, но не мало конечно, судя по высоте
предстоящего, а вообще же, некоторые достойнейший, имуть жити
добродетелью совершенствами во обителях духовнаго девства, т.е. нужно
чтобы чувства человеческаго существа, хотя некоторыми но действовались
все и вполне. Сие дело есть в сути: соединение добродетелей во едину во
еже есть любовь.
Соединение ума, души и их слова во едино существо, естество и не
раздельство, по подобию св.Троицы и соедиение души с Господом Женихом
ея, возлюбленным от нея и любимой им, устрояющей ей соединение с Ним,
т.е. отзде душа бывает ведома Господом в соединение с Ним. Св.о.о. о
сем говорят так: «Господь в душе и душа в Господе: душа храм
Господу и
град велик и всяко светел, а Господь Град велик душе Им возлюбленной от
Него».
Созерцательная жизнь или созерцательная молитва войдя в духовное
девство, делателя своего устраивает в ближайшую близость к Богу.
Близость сию устраивает Сам Господь Вседержитель, питая такового
небеснаго человека, живуща духовне Небесными таинствами, а телом еще
скитающемся на земле и среди земно-живущих во яже суть Его божественная
великая и величайшая, возводя ум его в высшая созерцательно
зрительства, водствую в зрительную молитву, еже есть зрение всяко
таинств Божиих и сокровеннейших и до разума сущи Божия - в совершенства
Небеснаго Отца. Разум Божий силен разумети разсуждая истинно: о св.
Троице или о любви - Боге: или имети крайнейший край всех добродетелей
- разума [стр.76] - Сущих Божий, что является конечным просвещением ума
в разуме и души в девстве духа: или стяжевает все возможныя к
восприятию совершенства и бывает от селе всяко и всегда и неизменно
всесовершен и не победим - Всепобедоносен по примеру Христа Богу
Всепобедоноснаго и всесовершеннаго достигнув возшествия в
Апокалипсический град Иерусалим, девствено-духовный, реченный,
«Нисходящь от Бога с Неба». Душа, и слово их собственное,
или бывают
разсматриваемы, открывающу сие Господу, они видят: естество ума,
естество души, и естество, ума слова же их обоим во единице
естественное, от их естества рождаемое и видят, что они три разделения
не имеют и всяко их дело они делают все три - едино сообща, а не
порознь. Ум бывает существо собственность души, душа естество и
собственность ума. Слово умовое есть собственность и души вся словесной
части.
Ум рождая слово одновременно является естеством души, и собственностью
души и одновременно сохраняют каждое свое название: ум остается умом,
душа остается душею, слово их остается словом неизменно, хотя бы
естество - существо, ума души и слова одно и не раздельно всяко сии
три: ум, душа и слово не разделены всяко всячески по подобию лиц св.
Троицы, и являет человек подобие Богу Триединому: пришед в преподобие
искреннейшее и оставаясь собою все, составляют едино - три, три -
едино. И двизают и действуют сия три единица.
Всегда совместно-едино, оставаясь три, а едино. Никогда же бывают: ум
без души, или без слова, ниже слово без ума и души, все сии три, единое
существо и единое едино пришедшее в преподобие Божие - любовь и
благодать свое им сущее от Творца естество. Разумение истинное о
человеческого духа существе Господь человеку дарует по мере разумения
даруемого о Боге, т.е. Богом о самом Себе, т.к. естество ума, души и их
слова - многодуховнейше, тончайше и чистейше всяко, здесь же оно
познается умом в существе в целом и точно.
Душа соединяется Господеви Своему по мере способности ея восприятий и
житии свойственном Господу оно бывает [стр.77] зависимо от чистоты,
т.е. от просвещения ума духовно-девственным. На сию
духовно-девственно-духовную в истине чистоту Господь возводит редких,
ибо чистота девственная по восприятию разума сущих, делается
всеобъемлющею и от толе человек славит Бога сердцем своим в сбытии на
душе его слов, Церковью воспеваемых велегласно: «Светлеется
тройческим
единством священнотайне».
Душа очистившаяся вполне сколько возможно и в девственной чистоте духа,
согласно слов св. Макария Вел. «Сам Дух бывает». Господом
превелико
восприемлется и любима есть. И радуется Господь радостию Духа о душе
таковой – невесте Своей, подобно, как жених земной о невесте
своей
радостию Духа, а не по земному. Душа от селе живет - и двизается во яже
Господняя. Таковых св.о.о. уподобляют солнцу, т.к. они живут имея разум
Божий, в нем - разум сущих, непрестанно ходят. Он им: и кров и пища и
одежда.
Они Свет прияли от Света присносущаго, сейже великий, по причине его
великости и лишь редчайшим доступности, именуется «мраком»,
они же
живут во оном: «где Я там и слуга Мой будет», рече Господь,
а тем
больше преподобие Богу. Выше говорилось: «после восприятия верха
целомудрия, достойнейшия возводятся в чистоту духовнаго девства».
Человек, созерцательно молясь – созерцая, переходит к зрению,
т.к.
девственная чистота является существом зрительства - зрительная молитва
Господом, и к Господу и все Господь и в Господе. Господь Сам бывает и
действуяй, и исполняяй, совершаяй в совершеннейшая совершенства. Начало
девственныя духовныя чистоты, есть начало зрительныя молитвы-зрения, и
по мере восприятия умом Господа и Господняго. Человек восприятое уже
имеет своим и им живет, и зрит яже Господнее, зряще яже Господняя, сие
и молится. Зрительство есть - истиннейшее разумение, от яже Божиих
величайших, и сокровеннейших таинств, или Богословствование
истиннейшее, вошедшу во мрак Богословия, и всяко и всегда-непрестанно,
непрекращающееся в некончаемое. Первый шаг зрительства, или девственныя
духовныя чистоты, есть восприятия [стр.78] всыновления в полной мере
возраста Исполнения Христова, оно именуется: «полная свобода чад
правды». Здесь человек принимает преискреннее сонаследие Христу,
за
всецелое исполнение воли Божией в делании ума (против? - ред.)
мудрований плоти. И за полное исполнение воли Отца Небесного и любовь к
Нему, во время делания ума духовно-истинно-целомудраго, хотя бы велико,
любя Бога и Отца, обнимался зельною скорбию, прияв сие великое и своему
духовому существу свойственное и свойственнейшее, даемое лишь Отцем
Небесным, человек духовен приемлет от Бога и извещения о всыновлении.
Сей сын и сонаследник Христов, вступает в духовном мире именуемое:
«Извествовательное». От зде человек разсматривает разумне
разсудительно
то, что принадлежит Богу, все же есть человек - Великая тайна и яже
бываемая от человека [стр.79].