Святому Петру Апостолу показал Бог, что не должно ни
одного человека почитать скверным, или нечистым (Деян. 10,
15). Поелику освятилось сердце его, то свят стал пред ним
всякий человек. А у кого сердце в страстях, пред тем никто
не свят, но по страстям, кои в сердце его, думает он, что и
всякий человек таков же. Даже когда скажет ему кто,
что такой-то добрый человек, он тотчас
разгневывается на это в сердце своем. Остерегайтесь же
уничижать кого не только устами, но и в сердце своем.
Пока нерадит человек о себе самом, дотоле думает в
сердце своем, что он друг Божий. Когда же освободится от
страстей, стыдится возвести очи свои на небо пред Бога,
видя себя крайне отдаленным от Бога.
Человек некий имел двух рабов и послал их на поле
свое жать пшеницу, приказав, чтоб каждый из них нажал в
день по семи ставок (в роде крестцов, или куч). Один из них
всю силу употреблял, чтоб исполнить повеленное ему
господином его, но исполнить не успел, потому что дело то
превышало силу его, а другой, отчаявшись в успехе, в унынии
сказал себе: кто может сделать такое дело в день? и презрев
(повеление господина), не заботился о деле, но лег спать,
и то зевал, то спал, то поворачивался с боку на бок,
как дверь вертится на пяте своей, и так весь день
потратил попусту. Когда настал вечер, пришли они к
господину своему. И он, рассуждая обоих, признал дело
старательного слуги (достойным одобрения), хотя он не успел
вполне исполнить повеленного, а ленивого нерадивца изгнал
из дома своего. Так и нам следует, не падать духом ни в
каком труде, и ни при какой скорби, но употреблять силу
свою, работая от всей души. И верую, что Бог приимет нас
наравне со святыми Своими.
Надлежит же всякому человеку многие творить молитвы
пред Богом, в великом смирении сердца и тела, не считать
себя сделавшим что доброе, ни в каком деле своем не верить
похвалам, не оскорбляться укорами, помнить о грехах своих,
мирным держать сердце свое со врагами своими и не позволять
горькому слову изойти из уст своих, чтоб сказать его им, и
укорит их, даже пред любезными (друзьями) своими.
Конец всего, долженствует монах заключить все
двери души своей и хранить все чувства свои, чтоб она не
пала чрез них, и оберегать себя от тех, которые приносят к
нему мирские речи. Блажен, кто довольствуется своими
грехами (т.е. сознанием их и оплакиванием, не любопытствуя
о чужих).