Таинство вина. (Оно есть образ) человеческого
естества (или человека), желающего сретить Бога (угодить
Богу), и для того в чистоте соблюдающего дело свое целым,
чтоб Бог принял его (дело) с радостью.
Сосуд (для вина) бывает осмолен надлежащим образом.
Это есть образ непорочности тела, во всяком члене своем
здравого (и чистого) от срамных страстей, ибо невозможно
работать Богу тому, кто работает какой-либо из (плотских)
сластей.
Как невозможно влить вино в сосуд, который не весь
засмолен, или имеет какую-либо трещину, так невозможно нам
угодить Богу, имея в себе ненависть и вражду. Испытаем же
себя (нет ли их в нас), ибо они мешают человеку в деле
покаяния.
Вино в начале образования своего перебраживает. Это
образ новоначалия, которое мятется, пока не возмужает и не
остепенится.
Вино не делается (настоящим вином), если не положить
в него гипса, равно как и закваски в меру. Так и
новоначалию невозможно преуспеть (оставаясь) на своей воле,
если оно не примет от отцов своих по Богу закваски, и они
не укажут ему пути (и не поведут по нему), пока не дарует
ему Бог самому видеть его.
(Вино) оставляют в доме (на месте, где его делают),
пока оно не отстоится. Так и без безмолвия, злострадания и
всякого по Богу труда невозможно новоначалию придти в
состояние (прочно благонастроенное).
Если оставить вино с зернами, или ветками, то оно
будет кислое, Так и новоначалие, если будет вращаться среди
сродников по плоти, или среди других людей, не сущих одного
с ними делания и подвижничества, теряет тот нрав, какой
приняло от отцов своих по Богу.
Налагают на вино землю, чтоб не выветрилось и не
пропало. Так и новоначалие, если не стяжет смирения во
всем, все труды его всуе.
Если часто отведывают вино, оно выветривается и
теряет свой вкус. Тоже самое часто бывает с человеком,
который выставляет на вид дело свое, ибо в таком случае
тщеславие сгубляет все дело его.
Если оставят сосуд с вином открытым, ненавистные
комары губят вино. Так многословие, шутки и суесловие
(губят благонастроение юных иноков).
Если оставят вино на ветре, то это губит его вид и
вкус. Так гордость губит всякий плод человека.
Прячут вино в подвалах и покрывают крепко-накрепко.
Так (прячет и укрывает труженника Божия) безмолвие и
нивочто-себя-вменение во всяком деле. И невозможно человеку
сохранить труда своего без сего безмолвия и нивочто-себя-вменения.
Все такое делают с вином, пока не окажется оно
угодным делателю своему, и он порадуется плоду
своему. Все такое должен делать человек, пока
благоугодным не явится дело его пред Богом.
И как невозможно поверить на слово, каково вино,
если не открыть его и не отведать: так невозможно человеку
дерзновение возыметь в сердце своем и не бояться за себя,
пока не предстанет он пред Бога, и Бог не признает дела его
совершенным.
И как если сосуд начнет просачиваться, вино вытечет
наземь, прежде чем узнает о том хозяин его, если он
нерадив: так малое и ничтожное какое-либо дело (недолжное)
губит плод человека, если он нерадив.
Употребим же силу свою, братие мои, чтоб соблюдать
себя от всего вредоносного для нас, и милость
Господа и благодать дадут нам дерзновение в день он
сказать: по немощи нашей мы употребили труд соблюсти, что
внушала нам совесть, но сила (на то) Твоя есть, и милость,
и помощь, и покров, и прощение, и терпение. Ибо кто есмь
аз? Доселе был я в руке злых, от коих Ты спас меня, и
ничего не имею дать Тебе. Грешен я и недостоин даров Твоих,
но Ты сохранил меня от руки врагов моих. Ты Господь
мой и Бог мой. И Твоя есть слава, и милость, и покров, и
помощь, и держава, во веки веков. Аминь.