Возлюбленные! Попечемся о себе, яко время
сокращено есть прочее (1 Кор. 7, 29). Нельзя пещись о
душе, коль скоро кто печется о теле. Как нельзя одним
глазом смотреть на небо, а другим на землю: так и
уму нельзя пещись и о Божием и о мирском. Что не будет
помощно тебе, когда выйдешь из тела, о том стыдно тебе
пещись.
Имей в уме, что Бог внимает тебе при всяком деле,
какое делаешь. Имей в уме, что Бог видит тебя при всяком
помысле твоем.
Что стыдишься делать пред людьми, о том стыдись
помышлять тайно (в сердце). Как древо познается по плоду,
так ум по созерцанию своему (по тому, на что устремлено око
его) познает помыслы свои и душа разумная по созерцанию
своему (по тому, чему умно внимает) познает саму себя.
Не считай себя бесстрастным, пока влечет тебя грех.
Кому дарована свобода (от страстей), тому уже не думается о
том, что делал он не по естеству. Не считай же себя
свободным, коль скоро оскорбляешь Господа своего, ибо
свобода не приходит, пока сердце твое похотствует что-либо
мирское.
Пекись о своем теле, как о храме Божием,
пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся
Бога, как имеющий дать Ему отчет по всем, что наделал; как,
когда тело твое получит рану, заботишься ты уврачевать ее,
так попекись, чтоб оно явилось бесстрастным в воскресении.
Рассматривай в себе каждодневно, какую страсть
победил ты, прежде чем вознесешь к Богу прошения свои.
Как земля не может принести плода без семени и воды,
так человек не может покаяться без смиренномудрия и труда
телесного.
При благорастворении воздухов расцветают семена; так
и человек расцветает через заповеди, когда ум его (на то
обращен), чтоб соблюдать заповеди. То и вера в Бога и страх
Божий, чтоб не оскорблять своей совести.
Если всеется в тебя сласть блудная, когда сидишь в
келии своей, смотри, противостой помыслу своему, чтоб он не
увлек тебя. Постарайся восставить память о том, что Бог
внимает тебе, и что пред Ним открыто все, о чем ни
помышляешь ты в сердце своем. Скажи убо душе своей: если
стыдишься ты подобных тебе грешников (и стараешься), чтоб
они не видели тебя грешащим, кольми паче (должно страшиться
грешить) пред Богом, внемлющим сокровенностям сердца
твоего. Чрез такое рассуждение в помысле твоем страх Божий
восстановится в душе твоей, и если ты последуешь
страху Божию, то будешь неподвижен (на страстное) и не
можешь уже более быть насилуемым от страстей, как написано:
надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в
век живый во Иерусалиме (Ис. 124, 1).
Верующий, что есть суд, когда изыдет из тела, не
может судить ближнего ни в каком деле, как имеющий дать
ответ Богу о всех делах своих, как написано, что нам должно
предстать пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже
с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10).
Верующий, что для святых есть царство, печется
соблюсти себя (непорочным) даже в малых и ничтожных вещах,
чтоб быть сосудом избранным, ибо написано: подобно есть
царствие небесное неводу ввержену в море, и от всякаго рода
собравшу. иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше
избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон (Мф. 13,
47-48).
Верующий, что тело его имеет восстать в своем
естестве в день воскресения, должен попещись о нем и
очистить его от всякой скверны; ибо написано: Иже
преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну
телу славы Его, по действу еже возмогати Ему (Фил. 3.
21).
В ком вселилась любовь к Богу, того ничто мирское не
может уже отлучить от Бога, как написано: кто ны
разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или
гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч (Рим.
8, 35).
Силен же есть Бог (сделать), чтоб и мы обрелись в
числе тех, кои ни из-за чего мирского не разлучили себя от
любви Христовой, чтоб вместе с ними обрести милость силою
Господа нашего, Иисуса Христа, Ибо Ему слава, со
безначальным Отцом и животворящим Духом, ныне и присно, и
во веки веков. Аминь.