Прп. Исаак Сирин
СЛОВО 65.
О БЕЗМОЛВСТВУЮЩИХ: КОГДА НАЧИНАЮТ ОНИ ПОНИМАТЬ, ДО ЧЕГО ПРОСТЕРЛИСЬ ДЕЛАМИ СВОИМИ В БЕЗПРЕДЕЛЬНОМ МОРЕ, Т. Е. В БЕЗМОЛВНОМ ЖИТИИ, И КОГДА МОГУТ НЕСКОЛЬКО НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ТРУДЫ ИХ СТАЛИ ПРИНОСИТЬ ПЛОДЫ.
Скажу тебе нечто, и не сомневайся в этом; не пренебрегай и прочими словами моими, как чем-то маловажным; потому что предавшие мне это-люди правдивые, и я, как в этом слове, так и во всех словах моих, сказываю тебе истину. Если повесишь себя за вежды очей своих, то, пока не достигнешь чрез это слез, не думай, что достиг уже чего-то в прохождении жизни своей. Ибо доныне миру служит сокровенное твое, т. е. ведешь мирскую жизнь, и Божие дело делаешь внешним человеком, а внутренний человек еще безплоден; потому что плод его начинаемся слезами. Когда достигнешь области слез, тогда знай, Что ум твой вышел из темницы мира сего, поставил ногу свою на стезю новаго века, и начал обонять тот чудный новый воздух. И тогда начинает он источать слезы, потому что приблизилась болезнь рождения духовнаго младенца, так как общая всех матерь, благодать, поспешаеть таинственно породить душе Божественный образ для Света будущаго века. А когда наступит время рождения, тогда ум начинает возбуждаться чем-то тамошним, подобно дыханию, какое младенец почерпает извнутри членов, в которых обыкновенно питается. И поелику не терпит того, что для него еще необычно, то начинает вдруг побуждать тело к воплю, смешанному с сладостию меда. И в какой мере питается внутренний младенец, в такой же бывает приращение слез. Но сей описанный мною чин слез не тот, какой с промежутками бывает у безмолвствующих; потому что и у всякаго, пребывающаго в безмолвии с Богом, бывает по временам сие утешение, то когда он в мысленном созерцании то когда занят словами Писаний, то когда бывает в молитвенном собеседовании. Но я говорю не о сем чине слез, а о том, какой бывает плачущаго непрерывно день и ночь.
Но кто в действительности и точности нашел истину сих образов, тот нашел оное в безмолвии. Ибо очи его уподобляются водному источнику до двух и более лет, а потом приходить он в умирение помыслов; по умирении же помыслов сколько вмещает отчасти естество, входит в топ покой, о котором сказал святый Павел (Евр. 4, 3) а от сего мирнаго упокоения ум начинает созерцать тайны; ибо тогда Дух Святый начинает открывать ему небесное, и вселяется в него Бог, и воскрешает в нем плод Духа, и оттого, несколько неясно и как бы гадательно, человек ощущает в себе то изменение, какое должно приять внутреннее естество при обновлении всяческих.
Сие на память себе и всякому, читающему сочинение это, написал я, как постиг из разумения Писаний, из поведаннаго правдивыми устами, а не многое из собственнаго опыта, чтобы послужило это мне в помощь по молитвам тех, кому будет сие на пользу; потому что употребил я на это не малый труд.
Но послушай еще, что теперь скажу тебе, и чему научился из нелживых уст. Когда входишь в область умирения помыслов, тогда отемлется з тебя множество слез, и потом приходят к тебе слезы в меру и в надлежащее время. Это есть самая точная истина; короче сказать, так верует вся Церковь.