СОДЕРЖАНИЕ

 

Преподобный Иустин (Попович)

ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ
Гносеология святого Исаака Сирина

 

1. Вера

С подвигом веры начинается лечение я оздоровление души от страстей. Как только вера зачнется в человеке, страсти начинают искореняться из души. Но пока душа не будет "упоена верой в Бога", пока не обретет живого ощущения силы ее, она не исцелится от страсти, не сможет одолеть материю1. Негативный момент подвига веры состоит в освобождении от огреховленной материи, позитивный - в соединении с.Богом2.

Душа, которая чувствами рассеяна по вещам мира сего, собирает себя подвигом веры, воздерживается от пристрастия к вещам и вся находится в непрерывном ощущении устремленности к Богу. Это основа всего положительного3. Освободиться от рабства огреховленной материи - главное условие развития в духовной жизни4. Начало этого нового жизненного пути составляют собирание мыслей в Боге, непрерывное размышление ума о слове Божием и жизнь в бедности5.

Верой ум, рассеянный страстями, собирается, освобождается от чувственного и достигает спокойствия и кротости мыслей6. Живя чувствами в мире чувственного, ум болен7. с помощью веры ум выходит из темницы мира сего, удушливой от греха, и входит в новый мир, где витает чудный новый воздух8. "Сон разума" опасен как смерть, поэтому нужно верой разбудить разум к духовной деятельности9, в которой человек одолеет себя, изгоняя страсти из себя10. "Гони сам себя, и твой враг будет изгнан твоей близостью"11.

В подвиге веры от человека требуется действовать на надумственной антиномии веры: "Будь мертв в этой жизни, и будешь жить после смерти"12. Вера оздоравливает, исцеляет, оздравоумливает - σωφρονίζει - ум; душа становится непорочной, когда бессрамно не занята блудными мыслями13. "Телолюбие - φιλοσωματία - признак неверия"14. Вера освобождает ум от оков чувственности, трезвит его постом, и богомыслием15, и бдением16.

Невоздержание, полный желудок замутняют ум17, расстраивают его и рассеивают в фантастические мысли и страстные сласти. В сластолюбивом теле не обитает богопознание18. Из семени поста прорастает колос здравоумия, целоумия - της σωφροσύνης, - как из сытости прорастает распутство и из пресыщения - нечистота19.

Телесные помыслы и вожделения создают в человеке мятежный пожар; лекарство от этого - погрузить ум в море тайн Священного Писания20. Без освобождения от приверженности вещам душа не может освободиться от мятежных помыслов, не может ощутить спокойствия в уме, если не умертвит чувства21. Страсти помрачают мысли и ослепляют ум22. Хаос в мыслях происходит от угождения чреву23.

Стыд и страх Божий сдерживают колебания ума; ослабление стыда и страха Божия колеблет чаши весов разума, и он становится неустойчивым, колеблющимся24. Ум утверждается исполнением заповедей Господних25 и претерпеванием скорбей и бед26, а попечения житейские омрачают ум27. Собирая себя верой, человек пробуждает ум для Бога28 и молитвенным молчанием очищает разум29, одолевает страсти30. Молчанием оздоравливается душа, поэтому следует себя принуждать к молчанию, ибо оно создает в сердце некую сладость31. Молчанием человек входит в умирение помыслов - ειζ την ειρήνη╪ των λογισμων 32.

Вера низводит мир в разум и таким образом устраняет мятежные помыслы. Грех является причиной беспокойства и противоборства в мыслях, а также противоборства человека с небом и с людьми. "Примирись с самим собой, и с тобой помирятся небо и земля"33. До веры ум рассеян по вещам сего мира; верой побеждается рассеянность ума - μετεωρισμος του νου 34. Блуждание, скитание мысли вызывается у человека демоном блуда35. Скитание очей - дело нечистого духа36.

Верой ум укрепляется в богомыслии; поэтому путь спасения - постоянное памятование о Боге37. Как рыба без воды, так ум без памятования о Боге38. Свобода настоящего человека состоит в освобождении от страстей, в воскресении со Христом и в радости души39. Страсти могут быть побеждены лишь исполнением добродетелей40. с каждой страстью нужно бороться до мученичества41. Первое и основное оружие в борьбе со страстями - это вера, ибо вера есть свет ума, который прогоняет мрак страстей, и сила ума, которая изгоняет недуг из души42.

Вера несет в себе не только свое начало и свою сущность, но и начала, а с ними и сущности, всех остальных богочеловеческих добродетелей, которые одна из другой исходят и одна вокруг другой свиваются, подобно кольцам в стволе дерева. Если вера имеет язык, то это молитва.

Примечания:
1. Логос 1, с.2.
2. Ср. Логос 23, с.90.
3. Ср. Логос 26, с.109.
4. Логос 34, с.150.
5. Логос 1, с.2.
6. Логос 5, с.23; ср. Логос 1, с.3.
7. Логос 25, с.106.
8. Логос 15, с.54. ср.
Логос 26, с.115.
10. Там же, с.111.
11. Логос, с.127.
12. Логос 44, с.184.
13. Логос 1, с.3 и 4.
14. Логос 26, с.116.
15. Там же, с.109; ср. Логос 38, с.165.
16. Логос 29, с.125.
17. Логос 34, с.147.
18. Логос 56, с.223.
19. Логос 69, с.272.
20. Логос 1, с.4.
21. Логос 5, с.23.
22. Логос 26, с.111.
23. Логос 56, с.221.
24. Логос 1, с.4.
25. Логос 36, с.160.
26. Логос 30, с.129
27. Логос 2, с.10.
28. Логос 3, с.14.
29. Логос 23, с.93.
30. Логос 41, с.172.
31. Логос 34, с.149.
32. Логос 15, с.55.
33. Логос 30, с.127.
34. Логос 5, с.21; ср. Логос 26, с.110
35. Логос 2, с.9; ср. Логос 43, с.180.
36. Логос 26, с.112
37. Логос 5, с.26
38. Логос 30, с.127.
39. Логос 30, с.127.
40. Логос 68, с.269, ср. Логос 81, с.310.
41. Логос 38, с.166, ср. Логос 44, с.184, Логос 56, с.230.
42. Логос 12, с.49.


Преподобный Иустин (Попович).ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ. Гносеология святого Исаака Сирина. Перевод и комментарии доктора филологических наук, профессора И.А.Чароты. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2003

СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
http://www.hesychasm.ru/index.htm
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru