Преподобный Иустин (Попович) ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ |
4. Смиренноумие*
Вера имеет свой образ мышления, ибо имеет свой образ жизни. Христианин не только живет верой (2Кор.5:7), но и мыслит верой. Вера предоставляет новую категорию мышления, через которую выявляется вся гносеологическая деятельность верующего человека. Эта новая категория есть смиренномыслие - η σωφροσύνη. В безграничной реальности веры ум смиряется перед неизреченными тайнами новой жизни в Духе Святом. Гордыня ума уступает место смирению; гордоумие - смиренноумию. Каждую мысль свою подвижник веры ограждает смирением, и тем самым обеспечивает себе познание вечной Истины.
Черпая силу в молитве, смиренноумие возрастает так, что ему нет предела. Святой Исаак учит, что молитва и смиренноумие всегда находятся в действительной соотносимости: укрепляется молитва - укрепляется смиренноумие, и наоборот1. Смирение является силой, которая собирает сердце2 и не дает ему расточить себя в гордые мысли и похотливые желания. Ее удерживает и поддерживает Дух Святой, и она приближает не только человека к Богу, но и Бога к человеку3. Более того, смиренноумие является причиной воплощения Сына Божия, этого наиближайшего соединения Бога с человеком: "Смиренноумие делает Бога человеком на земле"4. Смиренноумие - это "украшение Божества, ибо Логос, воплотившись, облекся в него, и говорил нам при помощи его в теле нашем"5.
Смирение - это таинственная божественная сила, которая дается только святым, только тем, кто совершенен в добродетелях; и дается благодатью. Она "содержит в себе все"6. Благодатью Святого Духа "открываются тайны смиренноумным"7, потому они совершенны в мудрости8. "Смиренноумный человек есть источник тайн нового века"9.
Смиренноумие и здравоумие - (см. выше!) - "готовят в душе залог Святой Троицы"10. Здравоумие является следствием смиренноумия; смиренностью ум исцеляется, оздоравливается. "Смиренноумию сопутствует кротость и собранность в себе, то есть здравоумие чувств"11. "Смиренноумие украшает душу здравоумием"12.
Обращенный к миру, смиренноумный человек всю личность свою выражает через смирение. В этом он подражает воплощенному Богу. "Как душа непознаваема и невидима для телесных очей, так и смиренноумный человек не узнается среди людей"13. И он желает не только не бросаться людям в глаза, но и, если возможно, полностью погрузиться внутрь себя и стать как бы несуществующим в мире, не пришедшим еще в бытие, вовсе незнаемым даже самой душе своей"14. Смиренноумный человек уничижает себя перед всеми людьми15, но зато его Бог прославляет, "ибо где процветает смирение, там источник славы Божией"16, там бутон души расцветает неувядаемым цветением.
Примечания:
* В русском богословии более употребительны понятия "смиренномудрие", здравомыслие; но поскольку у о. Иустина своя терминологическая система, при переводе мы сочли необходимым сохранить ее.
1. Логос 21, с.83
2. Там же.
3. Логос 21, с.84.
4. Логос 56, с.229.
5. Логос 20, с.76.
6. Там же, с.79.
7. Там же, с.80, ср. Логос 23,с.97; 37,с.160.
8. Логос 20, с.79.
9. Логос 43, с.176.
10. Логос 58, с.236.
11. Логос 81, с.312.
12. Логос 23, с.93.
13. Логос 81, с.311.
14. Там же.
15. Логос 5, с.28
16. Там же, с.29.
Преподобный Иустин (Попович).ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ. Гносеология святого Исаака Сирина. Перевод и комментарии доктора филологических наук, профессора И.А.Чароты. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2003
СОДЕРЖАНИЕ |