СОДЕРЖАНИЕ

 

Протоиерей Иоанн Журавский

О ВНУТРЕННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ

Тайна Царствия Божия или Забытый Путь опытного Богопознания

ГЛАВА 10

ПРИЗЫВ СВ. ОТЦОВ К СТЯЖАНИЮ СВОЕЙ ДУШИ, К СТЯЖАНИЮ БОГА — УМНОЙ МОЛИТВОЙ, УМНЫМ ТРУДОМ.

Вот благоговейный призыв к сему "умному труду", к стяжанию своей души, к раскрытию в себе небесного дара благодати, — мы слышим от преп. Никифора Уединенника, который взывает:

"Вы, которые желаете восприять Огнь Небесный в чувстве сердца и опытно познать что есть Царствие Небесное, внутрь вас сущее, ПРИИДИТЕ Я поведаю вам науку небесного жития, которая без труда и пота вводит делателя своего в пристанище бесстрастия. Через падение мы вышли во вне — возвратимся же к себе, отвращаясь от внешнего. С Богом примирение и сроднение невозможно для нас, если мы наперед не возвратимся к себе и не войдем внутрь от вне.

Только внутренняя жизнь есть истинно христианская жизнь. О сем свидетельствуют все Отцы" (Доброт. II стр. 36—43).

А вот в кратких словах сущность "умного делания", выраженная св. Симеоном Новым Богословом, который говорит так:

"С тех пор, как человек изгнан из рая и отделился от Бога, диавол с бесами получил свободу день и ночь невидимо колебать мысленную силу каждого человека. Оградиться от сего уму не иначе возможно, как всегдашнею памятию о Боге.

У кого впечатлится память о Боге, тот может удержать от брожения и свою мысленную силу. Ибо как для тела необходимо потребен воздух, чтобы дышать, — так для души потребно непрестанное памятование о Боге, т. е. непрестанная молитва.

С Божьей помощью сам из опыта узнаешь, храня внимание и держа Иисуса, т. е молитву Его: "Господе Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя" (свт. Игнатий Брянч. III—160).

А вот еще несколько кратких спасительных советов и мыслей о сем Дивном Таинстве из других Св. Отцов:

Св. Антоний Великий говорит: "Жизнь души есть непрестанное памятование и любление Бога.

Посему не оставляй моления именем Господа Иисуса. Обращай это Имя в уме твоем, поучайся Ему в сердце, восхваляй языком".

И Св. Григорий Богослов говорит: "Чаще поминай имя Божие, нежели дышишь. Ибо памятовать о Боге необходимее, нежели дышать".

И Св. Василий Великий: "Непрестанно памятовать о Боге благочестиво и в этом боголюбивая душа не знает сытости. Посему не должно

давать душе времени быть праздною от помышления о Боге".

И Григорий Синаит: "Всячески принуждай себя на делание сие (т. е. на непрестанное призывание Господа Иисуса), ибо Царство Божие есть достояние нудящих себя и нуждницы восхищают его".

И Св. Исихий Иерусалимский говорит: "Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Господа Иисуса. Ибо как дождь, чем в большем количестве ни спадает на землю, тем более умягчает ее, так и святое Имя Христово, без помыслов нами возглашаемое, чем чаще призываем Его, тем более умягчает землю сердца нашего, преисполняя его радости и веселия".

И Св. Филофей Синайский: "С утра должно мужественно и неотступно стоять у дверей сердца с крепкою памятию о Боге и непрестанною в душе Иисус-Христовою Молитвою".

И Св. Авва Филимон: "Не давай уму своему быть праздным, но заставляй его сокровенно поучаться и молиться. И в мысли твоей трезвенно, со страхом и трепетом говори: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; и трезвенною мыслию и неблуждающим умом всегда молись такой молитвой. Если пребудет в тебе непрестанно молитва и поучение в Писаниях, — то отверзутся очи души твоей и будет в ней радость великая и чувство некое неизреченное и горячее, при согреянии и плоти от Духа, так что весь человек станет духовным".

И св. Макарий Великий уясняет ту же мысль такими словами: "Кто хочет приступить ко Господу, сподобиться вечной жизни, соделаться обителью Христовой, исполниться Духом, чисто и неукоризненно исполнять заповеди Христовы: тому надлежит непрестанно пребывать в молитве. Ибо единственное охранение и врачевство для души — с любовию памятовать о Боге. А у сопротивника нашего все усилия к тому, чтобы отвлечь наш ум от памятования о Боге".

Исходя как бы из этих мыслей св. Игнатий и Каллист Ксанфопулы говорят, что

"Начало всякого боголюбезного действования есть с верою НЕПРЕСТАННОЕ ПРИЗЫВАНИЕ спасительного имени Господа нашего Иисуса Христа".

А свят. Златоуст, со свойственной его дарованию особенностью, доводит эту мысль уже до полной ясности и говорит: "Нужно запереться в себе и править умом, обуздывая его. И всякий помысл и всякое действо лукавого казнить призыванием Господа нашего Иисуса Христа".

"И ничего другого не ищите у Господа Славы, кроме сей одной милости. Ища же милости, ищите ее с сердцем смиренным и умиленным и с утра до вечера вопийте, а если можно, то и всю ночь: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". И понуждайте ум свой на это дело, потому, что "узки врата и тесен путь", вводящий в жизнь и одни нудящие себя входят в него", ибо таковых, нудящих себя есть Царство Небесное.

И вполне согласно с этим гармоническим хором древних Отцов звучат слова и нашего светлого преп. Серафима Саровского. Он говорит:

"Истинно решившимся служить Богу должно упражняться в памяти Божией — в непрестанной молитве ко Господу Иисусу Христу".

А наш преп. Нил Сорский, как бы согласованно с Григорием Синаитом, заключает всю эту дивную гармонию священных изречений решительным утверждением: "Умная Молитва", — говорит он, — выше всех деланий и есть добродетелей глава, как любовь Божия".

Святой же Исаак Сирский — говорит еще решительнее, что "без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу". Ибо, что бывает с рыбою, вынутою из воды, то бывает и с умом, который выступил из памятования о Боге и парит в памятований о мире".

Можно было бы многое множество привести свидетельств из св. Отцов об этом сокровенном делании, но и этих немногих достаточно для того, чтобы иметь некоторое представление о той величественной и Божественной Симфонии светолепных мыслей, высказанных Отцами в их Духоносных опытных Писаниях о сей "науке из наук, о художестве из художеств" — об "Умной молитве", и чтобы уразуметь, что Отцы опытно познали сокровенный путь обретения своей души, а обретя душу — обретали Бога и жизнь божественную.

"Умная молитва и есть путь, на котором обретается "Умная потеря" — душа. А душа, пришедшая в ум, есть кратчайший путь к Богу.

Но кто не ощутил своей "потери", кто не устратился своей погруженности в жизнь телесных вожделений, чей ум с болью и воплем не стенал и не ужасался своего плотского, тот еще далеко от взыскания духовного бытия, далек от взыскания своей души. Для того и Бог далек.

Ибо путь к обретению Бога — через обретение своей души, потерявшейся в бытии плотском, телесном, вещественном. И нет иного пути к Богу, как только через собственную душу, отрекающуюся от плотского бытия. Пока ум не взыщет своей души, своего духовного бытия, дотоле и душа не обретет Бога. "Ибо с Богом примирение и сроднение невозможно для нас, если мы не возвратимся к себе"

"А путь к Богу не так далеко от каждого из нас: он не вне нас, но в нас самих. А если кто спросит: Что же это за путь? — Отвечаю — говорит Афанасий Александрийский:

"душа каждого и в ней ум".

Потому, что одним умом может быть созерцаем и уразумеваем Бог. Одним умом души своей можно обратиться и возвыситься к Богу" (проф. Сагарда Н. "О богопознании").

И ту же мысль еще сильнее выражает св. Макарий Великий своими словами: "Ум, который непрестанно вникает в самого себя и взыскует Господа, может приобрести душу свою, хотя бы она была в погибели страстей" (Беседа 9, 11).

Вот к этому приобретению своей души спасительным "умным трудом", — "умной молитвой" и призывают Отцы наш больной блуждающий ум, опьяненный ядом вещественности и

вожделении плоти и ядом мысленного кружения, — призывают, чтобы он потрудился в этом умном труде: тогда обретет и себя, и душу свою — умную Божью Красоту, а с душой — и Бога.


СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
http://www.hesychasm.ru/index.htm
 

 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru