СОДЕРЖАНИЕ

 

Протоиерей Иоанн Журавский

О ВНУТРЕННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ

Тайна Царствия Божия или Забытый Путь опытного Богопознания

ГЛАВА 2

В ХРИСТИАНСКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ "ВЕРОЮ ПРОЗРЕВШЕЕ" БЫЛО ВОСТОЧНОЕ ИНОЧЕСТВО, — В НЕМ И ХРАНИЛИСЬ ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ

Таким внутренним христианством, верою прозревшим, было в историческом процессе Восточное монашество, которое подвигом своей умной воли вступило на путь благодатной веры, опытно познало Тайны Царствия Божия и с любовью поведало о том в своих богомудрых прикровенных писаниях.

По неисповедимым судьбам Божиим Восточное монашество в христианском человечестве было хранящим Тайны Царствия Божия, было тем Сосудом Святости Божией, Ковчегом Нового Завета, в коем хранилась "действенная благодать освящающего совершенства" — по выражению Св. Макария Великого (беседа 40). В монашестве хранилась благодать, освящающая и весь внешний мир. Господь Бог имел "действенное" соприкосновение с внешним миром через монашество. В этом Ковчеге — как некогда в Израиле — хранилась Тайна Нового Завета Бога с человеком. Чем был Израиль для нового человечества, тем было и монашество для христианского человечества.

Древний Израиль, как в Ковчеге, хранил в себе Тайну:

— обетование Грядущего Бога-Спасителя.

Монашество хранило в себе ту же Тайну, но не в обетовании, а в свершении. "Обетование" в монашестве оплодотворилось. Бог "обетованный", "грядущий" — уже пребывал в монашестве, как Спаситель человечества. "Тайна" сокрытая от веков и родов, открылась святым Его, пребывающим на пути монашества и сия Тайна — "Христос в нас" по Апостольскому слову (Колос. 1, 26—27).

Эту Тайну монашество опытно познало и хранило ее в светлых ликах своих святых.

Внешний мир христианский не вмещал этих тайн, опытно их не знал. Он внешне передними благоговел, а изнутри, в опытном переживании, они были для него неведомы. Христианство было для него Божественной притчей. Ибо внешний мир христианский был весь погружен своим умом и чувством в вещественное в земное, в суетно-преходящее, в бытие языческое, непросветленное, потому и недоступны были для него внутренние Тайны Христианства, Тайны Царствия Божия.

Внешний мир христианский принадлежал, по своему внутреннему устремлению "к чадам века сего, которые женятся и замуж выходят"

— трудятся над продолжением тленного смертного бытия. Ему не ведомо было иное бытие

— вечное, бессмертное, Ангельское — не ведомо было Воскресение, бывающее здесь прежде Общего Воскресения, по выражению св. Симеона Нового Богослова.

Внешний мир христианский не сподобился, не потрудился усвоить внутреннюю Тайну Христианства, не потрудился достигнуть иного века и Воскресения из мертвых, где не женятся, ни замуж не выходят, но бывают, как ангелы на небеси (Мф. 22, 30; Лк. 20, 34—36; Фил. 3, 8—11). Не потрудившись должным образом, он и не знал этих Тайн, пребывал в бытии тленном, смертном, плотском. Ибо только трудники, нудящие себя, восхищают эти Тайны, входят в Царства этих Тайн.

Таким трудником, восхитившим эти Тайны, и было Восточное монашество, которое опытно усвоило их и хранило в себе.

Монашество, отрекшееся подвигом "умной воли" от внешнего и вещественного, отрекшееся от труда, продолжения тленной, смертной бесконечности, отрекшееся от "невещественных владений", от мечтаний и вожделений и устремившее свою духовную "умную природу" к Воскресению и бытию в веке ином — и было тем внутренним христианством, верою прозревшими, которому и открылось иное бытие — сокровенное, Божественное, скрывавшееся от веков и родов.

Монашество было и носителем живой веры в Живого Бога. Оно и творило этой верой жизнь христианскую в темных народах языческих. Оно озарило светом Веры Христовой эти народы. Свет Христов был в монашестве, и сам Христос действенно пребывал в нем. Потому и тянулась простая верующая народная душа в паломничество по монастырям и к старцам-инокам: она живым чувством своего сердца ощущала там присутствие Живого Бога и не ошиблась: поистине Бог был в монашестве и там она соприкасалась с Ним и обретала Его в Ликах св. иноков.

Через соприкосновение с монашеском внешний христианский мир просвещался и обретал действенную благодать, которая освящала его внешнее бытие и открывала путь к бытию внутреннему, духовному. Освящающая благодать Христова исходила на внешний мир только через иночество, Других путей освящения в Церкви Христовой не было, нет и не будет.

Всякая душа христианская, возжаждавшая благодатного изменения своего жития, получала его и будет получать только через иночество. Св. иноки являются носителями сей действенной благодати. В этом — Тайна Церкви Христовой. И Тайна сия — святое благодатное иночество.

В св. трудниках иночества Восточного, которым даны эти Тайны Царства Божия, хранился и сокровенный умный путь к освящению, к обретению благодатной жизни и веры и к опытному усвоению этих Тайн.

И Первой Благословенной Трудницей в новом человечестве, умным трудом своим восхитившей сокровенную Тайну Нового Бытия, была Преблагословенная Дева и Мать, Родоначальница иного Рода, нового человечества. Родоначальница рода Монашеского, Небесная Игумения земного иночества. Она первая проложила этот путь к тайнам Царства Божия и к нужному восхищению этих тайн. От Нее и пошло новое человечество: Ангельское, Божественное, Небесное иное — иноческое, устремленное к иному веку, к иному житию, к Воскресению Нетления.

Это Она — Паломница дерзновенная —

Ночью бессветной,

В темных веках бездорожных,

Дерзнула

Путь проложить

Кратчайший и непреложный —

К изначальной Тайне Божьей

К святому нетлению.

Это Она — всех кротких и нищих и скорбных, этих беспокойных искателей "умного бытия" внутреннего, бессмертного, Божественного,

Любя увела за Собой

К светлой Вселенской Заутрене

Дивного Воскресенья

И с тех пор Вслед Ее ног

Что с трепетом боли прошли

среди терний,

По чудесным следам,

По Ее Стопам

Что пылают алмазами слез

И каплями алых рубинов —

Текут вереницы

Узкой тропой...

А лица!

Их лица сияют Нетленной Ее красотой.

Идут... все идут... поспешают...

К Славе Нетленья.

Светлого дня Воскресенья.


СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
http://www.hesychasm.ru/index.htm
 

 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru