СОДЕРЖАНИЕ

 

Протоиерей Иоанн Журавский

О ВНУТРЕННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ

Тайна Царствия Божия или Забытый Путь опытного Богопознания

ГЛАВА 20

УМНАЯ МОЛИТВА — ТАЙНА ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ, СОКРОВЕННАЯ ЗАПОВЕДЬ,ВЫСШИЙ ДАР ЛЮБВИ БОЖИЕЙ — ВОСПРИНИМАЕТСЯ ТОЛЬКО ВЕРОЮ И ПОКАЯНИЕМ И РОЖДАЕТ ВЕЧНОЕ СЛАВОСЛОВИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ НЕБЕСНОГО БОГА.

Вот сокровенная песнь сердца о Небесном Херувимском песнопении, которому подпевали Отцы, живя на земле; Песнь о Тайне Царствия Божия, внутри нас сущего, для вхождения в которое они нам указали:

"Путь умного делания" или "непрестанной молитвы".

"Путь трезвения" или "хранения ума".

Сим "умным" деланием и спасались все святые и в горах, и в пещерах, и в вертепах земли, и в миру среди моря житейского.

Ибо сей путь "умного делания" и "есть пристанище тихое и безмятежное, в котором несомненно спасается душа" — по слову св. Аввы Исайи Отшельника (Доброт, т. 1, 455).

Спасемся и мы, грешные, промыслом Божиим, предоставленные всем ветрам и бурям, если ухватимся с усердием, со смирением и верою — не ради чего другого, а ради своего спасения — за сие спасительное делание ума — за непрестанную Иисусову молитву. Ибо гибель мира неминуема и потопление неизбежно. Рассвирепевшие волны мысленных страстей и соблазнов поглотят всякого, не имеющего сей умной опоры, сего умного делания. И как на Отцах оправдалось слово пророческое, так и оправдается и на нас. Ибо древний Пророк изрек нечто судное о нашем времени, нечто дивное. Он изрек сокровенное слово, только верой понимаемое. Он сказал:

"И будет всякий, кто призовет Имя Господне, спасется" (прор. Иоиль, 2, 32).

Чудное время, предсказанное пророком, пришло. Исполнение сего дивного Таинства — спасаться призыванием Имени Божия — наступило с того момента, когда Господь Спаситель в своей последней беседе с учениками на Тайной Вечере дал им последнюю, сокровенную величественную Заповедь, как высший Дар Своей Любви с Божественным и непреложным обетованием.

Дал заповедь в таких словах:

"Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите",

И при сем даровал непреложное обетование:

"чтобы радость ваша была (Иоанн 16, 24).

Восприняли Отцы эту великую сокровенную Заповедь своей великой верой: молиться во Имя Его, и обрели радость совершенную, в радости поведали и нам, уяснили и нашей слабой, малой вере сию Заповедь Божию,

всем, кто имеет уши слышать — да слышит:

"Тайна нашего спасения сокрыта В немолчном призывании Имени Господа Иисуса Христа".

В Боге — наше спасение и призыванией Имени Его мы и спасаемся. Носить с любовью Имя Своего Спасителя — носить в себе спасение. Носить в просвещенном сознании, в живом чувстве сердца сию Святыню — и значит быть невещественным Ангелом, Богоносцем. Святый тайновидец — Богослов, говорит, что и в Горнем Иерусалиме, где все Святые будут царствовать со Христом-Спасителем, они и там "будут носить Его Святейшее Имя на челах Своих" (Откр. 22, 4).

Т. е. Имя Божие будет пребывать в уме их, в их умной природе, а ум святых будет пребывать в Боге, как Он пребывал в них здесь. Сей сокровенный смысл и звучит в Святых Господних словах, сказанных там же, на Тайной Вечери:

"Пребудьте во Мне, и Я в Вас" (Иоанн 15, 4).

Сие и есть Таинство Богоношения, Таинство Любви неизглаголанной: любя призывать с верою Имя Бога Спасителя — и значит пребывать в Боге-Спасителе.

Призыванием обретать Бога-Спасителя, это и есть высший дар любви Божией.

По слову пророческому, призыванием имени Божия, наша природа, порабощенная грехом, спасается. Веруя сему слову — будем призывать сие спасительное Имя — и мы спасемся.

Ибо сие призыванме воспринимается: только верою. К сей вере и призывают нас Отцы.

Ибо сия вера душе, взыскующей Искомого, приносит радость обретения. Сия вера передвигает горы грехов и топит их покаянием в море Милосердия Божия.

Сия вера, много возлюбившая Сладчайшее Имя — приемлет в слезах радости и прощение многое. Сия вера отверзает двери райские и вводит душу, взыскующую со креста Молитвы многослезной в Божий рай сладости.

О сей вере говорит и св. Никита Стифат такими словами: "Ни от чего другого преуспеяние души не бывает так скоро и поспешно, как от единой веры. Но веры не той, коей веруем в Бога и Единородного Сына Его. Но особенно той, внутреннейшей веры, коею веруем, что как все обетования Христовы, какие обетовал и уготовал Он любящим Его, так и угрозы и муки адские, кои уготованы диаволу и рабам его, НЕСОМНЕННО ИСТИННЫ. Такая вера убеждает душу, в подвиге сущую, уповать, что достигает устроения святых (спасется призыванием), достигает и блаженного их бесстрастия, востечет на высоту святости их и соделается наследницей с ними Царства Божия. Будучи же так удостоверяема, она ревностнее устремляется к деланию заповедей, и нимало не колеблясь, старается подражать трудам их, в чаянии подобными их подвигами достигнуть и совершенства их".

Такая вера в непреложность Божественных обетовании обретается на пути "отрешения" от невещественных владении от мечтании и вожделений и это есть путь покаяния. Сия вера, идущая по пути покаяния доставляет взыскующим несомненное спасение и приносит обожение, "соделывает света причастником и общником Божества независтно". Сия вера и есть Тайна умной молитвы и сия Тайна хранилась в веках — в святом Православном иночестве. Православное иночество сохраняло в себе Тайну христианства, Тайну Христову. Только в Православном иночестве и было опытное, истинное ведение этой Тайны. Иночество живым опытом познавало эту сокровенную Тайну на пути веры и покаяния и рассказало о ней прикровенными речениями на страницах своих Духоносных Писаний.

Все Святые Божий прошли с этим Таинством веры по узкому и тернистому пути, по пути покаяния, прошли с небесным услаждением. И на этом пути с Божественным вдохновением воспели Херувимскую песнь веры Имени Божьему, подпевая Херувимам.

Воспели для нас, чтобы и мы, колеблющиеся и маловерные услышали сию Музыку Небес и присоединили и свой умный словесный орган славословить Великого Небесного Бога, Имя же Его назнаменовано на нас от дня Св. Крещения.

И тогда святые крохи "умного делания", упавшие со стола Богомудрых Отцов нам, нищим и голодным в насыщение, и собираемые трудолюбивой душой, как бы по зернышку, претворяется и для нас еще здесь, мановением Божиим, в неоскудеваемый бессмертный хлеб Ангельский, коим и будет насыщаться душа и уже во веки. Это и будет — Пасха веселия вечного".

А там, в Горнем мире, умно узрев дивное Таинство претворения сокровенных словес в Небесную Манну Духа — претворения крох маленького делания умного в великую тайну Богоношения — Душа, познав себя Умной Колесницей Херувимской, носящей Тайну Слова, — в Божественном изумлении, охваченная великим блаженством радости, будет приносить немолчное славословие Божественной Любви, умно слившись со всем умным миром, прославляя величие и поклоняясь Светолепной Премудрости Небесного Бога, вся Премудростью Сотворившего.


СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
http://www.hesychasm.ru/index.htm
 

 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru