СОДЕРЖАНИЕ

Еп. Григорий (Лебедев)

Толкование на Евангелие от Марка

Глава 16

136

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева, и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его (Мк. 16, 1).

По прошествии трудовой недели и по прошествии субботы - дня, посвященного Господу, когда ты поработаешь ради Него, запасись ароматами добродетелей и тогда пойди навстречу Христу, чтобы увидеть и осязать Его своею душою, и принять Его в свое сердце, и дальше идти уже вместе с Ним и под Его милующею рукою.

"Величит думая моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца" (припев 9-й песни пасхального канона).

137

И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 2).

Позаботься пойти ко Христу "весьма рано"... Идти к Нему предпочти всякому другому делу твоей жизни...

Или "с восходом солнца", когда бодра душа, крепки силы тела, когда рассеялся мрак иллюзий и заблуждений и попрятались ночные тени греха...

Пойди ко Христу прежде всякого другого дела твоей жизни, пойди, когда душа в солнечном свете, и ты обретешь Воскресшего Господа и сам станешь причастником Воскресения.

"Магдалина Мария притече ко гробу и Христа видевши, яко вертоградаря вопрошаше" (припев 9-й песни пасхального канона).

138

И говорят между собою (жены мироносицы, пришедшие ко гробу): кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик (Мк. 16, 3-4).

Свет Воскресения засиял в пещере... Иудеи отгородились от него земным камнем... Так и в душе камень земного мешает проникновению Божественного Света... И большой, большой камень земли привален к душе, камень забав, увлечений и всякой неправды... Камень, как глухая стена, отгородившая душу и закрывшая от нее всё возвышенное и Святое. Но бессильно земное пред Небесной Рукой. И Божественная сила отвалит камень земли от твоей души, и падет нагромождение мира, а в душу проникнет Божественный Свет Воскресения.

Лишь будь достоин... Сам иди... ищи Света... рвись к нему... Накопи "ароматы" души... понеси их Христу, как мироносицы несли ароматы помазания... И спадет пелена земного, и облистает тебя Свет Восстания, и с ним ты духовно совосстанешь Христу... выйдешь из пещеры гроба и обновишься для бессмертия и вечности.

"Величит душа моя волею страдавша и погребенна и Воскресшаго тридневно от гроба" (припев 9-й песни пасхального канона).

139

И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес (Мк. 16, 5-6).

Явление Воскресшего Господа предваряет явление Ангела... Так благодатная Божественная Сила предваряет восстание души...

Эта Сила дает первый свет душе, и она, запертая в пещере греха и смерти, как бы разбужденная облистанием манящего Божественного Света, ужаснется необычайности зрения и ужаснется своей темноты...

А зовущий Ангел Божий скажет душе: "Этот свет еще не Бог... Бога нет в пещере смерти... Он воскрес... Восстань и ты... выйди из пещеры и встретишь Воскресшего".

"Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от еле?, яко Христос воскресе" (припев 9-й песни пасхального канона).

140

Идите, скажите ученикам Его (Христа) а Петру, что Он предваряет вас в Галилее: там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16, 7).

Петр отвергся Христа, но и он не забыт... Он выделен из учеников и поставлен как бы вне апостольского лика: "Идите, скажите ученикам и Петру". !

Величайшее снисхождение! Беспредельная любовь! Пусть даже отвергшийся, но проливший слезы самоосуждения приобщается первой радости Воскресения.

Воскресением все зовутся - души чистые и падшие, здоровые и больные, трудившиеся и ленивые... Всю нечистоту тления выжжет Свет Воскресения и вечности...

Выйди из пещеры смерти, осияйся Божественным Светом и вкусишь блаженного бессмертия... И к тебе обращен Евангельский зов: "Душа! Христос предваряет тебя в Галилее". Христос будет ждать тебя... Он будет ждать и непременно встретит... Не медли... Ты была с Петром, но Он "предварит" и тебя!..

Господь будет ждать тебя не в Иудее подзаконного рабства, не как наемника, подъявшего невольное иго, а Он встретит тебя в Галилее "на горе" (Мф. 28, 16), где соберутся все свободно "бегущие" дети Божьего Царства, свободные сыны благодати (Ин. 20, 4).

"Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе и ад пленися" (припев 9-й песни пасхального канона).

141

И, выйдя, побежали (мироносицы) от гроба; их объял трепет и ужас (Мк. 16, 8).

Это "трепет и ужас" необычности. Так же трепещет душа, прикоснувшаяся Божественному Свету. Он настолько ярко осветит человеческую природу и изничтожит человеческое, что душу охватит трепет... Не в таком ли трепете говэрил Апостол Христу: "Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный" (Лк. 5, 8)?

Но есть в этом трепете возвышающее чувство плененности, при котором душа уже не оторвется от Христа.

Значит, в этом трепете две стороны: на одной - ужас за себя, за старое, от которого нужно только содрогнуться, скрыться, бежать, и на другой - радость зова, прощения, возрождения во свете и всей ласки любви и всыновления.

Святой евангелист Матфей и отмечает обе стороны душевного состояния мироносиц. "Выйдя поспешно из гроба, - рассказывает он, - они со страхом и радостью великою побежали" (Мф. 28, 8).

И ты встрепенись от зовущего Божественного Света, ужаснись своей отчужденности от него и темноты, и кинься без рассуждения, с великой радостью кинься на другой путь, на котором Он ждет тебя и найдет тебя.

"Христос новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, взем-ляй грехи мира" (припев 9-й песни пасхального канона).

142

Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов (Мк. 16, 9).

Так вознаграждается любовь! Ей дарится первая радость... Мироносцы при жизни Христа и во время Его страданий и после самой смерти Христа обнаружили так много самоотверженной любви к Господу, любви, превосходящей самую любовь избранных апостолов, что Господь по Своем Воскресении является им первым, предпочтительно пред всеми учениками.

Так близки Христу и так любимы Им преданные Ему души!

Счастлива Мария! Блаженны последущие ей!

"Радуйся, Дево, радуйся, Благословенная! Радуйся, Препрославленная! Твой бо Сын воскресе, тридневен от гроба" (припев 9-й песни пасхального канона).

143

Она (Мария Магдалина) пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, не поверили. После сего явился в ином образе двум из ник на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк. 16, 10-14).

Этот упрек Господа обращен и к тебе, неразумная душа! И тебе разве не был явлен Воскресший Господь? Одинокая и бессильная в жизненной пустыне, ты плакала и рыдала в своей безысходности, и когда тебе говорили о Нем, живом и Воскресшем, видевшие Его, почему ты не поверила? И когда тебе свидетельствовали о Нем те, кому Он являлся на пути жизни, почему же ты не поверила?

И наконец, не являлся ли Господь тебе самой? В разных обстоятельствах жизни, когда ты искала Его, и даже когда, малодушествуя, ты унывала, разве не осязала Его промыслительной и любящей Руки? Почему же ты не поверила, неверная и жестокосердная?

А если поверила, почему не идешь за Воскресшим к своему воскресению, которое Он принес тебе?

"Ангел вопияще Благодатней, Чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мерт-выя воздвигнувый, людие, веселитеся" (припев 9-й песни пасхального канона).

144

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16, 17-18).

Вера есть сила, и верою-силою человек вдвигается в новую сферу жизни по Боге, в жизнь Духа и Бога.

В верующем сеется "семя Божие", и он становится "рожденным от Бога", и "Бог в нем пребывает" (1 Ин. 3, 9; 4, 12).

А "что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем, из того, что Он дал нам от Духа Своего" (1 Ин. 4, 13).

Когда же верующий носит в себе от Духа Божия, тогда, конечно, он выше мира и его условных порядков, выше законов земли, "ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире" (1 Ин. 4, 4). Вот почему "рожденный от Бога побеждает мир" (1 Ин. 5, 4).

При этой победе рожденного от Бога над миром зла совершенно естественны "знамения", сопровождающие жизнь истинно верующего. И чем живее и глубже вера, чем решительнее вдвинут человек в стихию Духа, тем обязательнее "знамения", сопровождающие его жизнь.

Так жизнь праведника идет в бесконечном кольце этих "знамений".

"О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего" (тропарь 9-й песни пасхального канона).

145

И так Господь, после беседования с ними (учениками), вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь (Мк. 16, 19-20).

Вознесение Господа на небо не есть уход Бога, оставление Им земли. Нет, нет!

Напротив, оно есть выдвижение в земное Божественной природы и поднятие человека до Бога. Ведь последней задачей искупления было совершенное истребление человеческого "тления" и усвоение человеческой природе бессмертия и вечности. Господь, возносящиеся на небо с преображенным по Воскресении человеческим телом, это и делает. Как "новый Адам", Он возносит в Своем Лице человеческую природу на небо и тем вдвигает ее, обновленную, в Царство Отца, т. е. в Царство бессмертия и вечности.

Вознесение Господа есть, таким образом, завершение искупительного пути. Оно замкнуло кольцо восстановления падшего человека и осталось на вечные времена величайшим знамением того, что и всякий верующий, вслед за своим Искупителем, призывается к своему вознесению, всыновлению Отцу и седению одесную Его. Вот почему сказано: "Приду... и возьму вас (верующих) к Себе, чтобы и вы были, где Я" (Ин. 14, 3).

Актом вознесения обновленной и обоженной человеческой природы замыкается искупление человека. Но этот акт не поглощает земное, не заменяет его небесным. Он соединяет небо с землею, поднимает земное в обожение неба, низводя небесное на землю ради восстановления земли. Вот почему в Вознесении не разрывность, а замыкание круга.

И в Вознесении же сила, образовавшая неразрывность круга неба - земли и делающая этот круг живым в каждой точке и устремленным к главной завершительной точке - обожению человека. Это - сила Животворящего Божьего Духа.

Дух животворит, и жизнь неустанно движется к завершению, к вечности.

Об этой животворящей силе Духа говорит Сам Христос: "Если Я не пойду (к Отцу), Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам... Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... (Он) пребудет с вами вовек" (Ин. 16, 7, 13; 14, 16).

Вот эта сила Духа, посланного по Вознесении, и сцепила небо и землю в один круг, и она же одухотворяет каждую точку круга, или, иначе, каждую точку спасительного пути. Это - сила святой Благодати. Без нее немыслимо восстание от тления, движение вперед и возрождение души.

Об этой совершающей силе Святого Духа и говорит в последних словах своего повествования святой Евангелист.

Это она, совершительная сила Святого Духа, в "Господнем содействии", и она во всех бесконечных "последующих знамениях", сопутствующих на земле Божьему делу.

Следовательно, и то и другое - и "Господне содействие", и "знамения" - обеспечены верующему. Они - неразрывное звено спасительного круга, они - сила, сцепляющая землю с небом.

Разве в этом не величайшая утеха верующей душе?! "Не оставлю вас сиротами..." (Ин. 14, 18). Дыханьем Божественного Духа Спаситель наших душ с нами в каждом шаге жизни, в каждом дыханье уст.

Ему, даже до страсти, креста и смерти возлюбившему нас, Ему, освятившему нас в Светлом Воскресении и Великом Вознесении, вместе с милосердным Отцом, от века зовущим нас к Себе, и Совершителем нашего обожения - Святым Духом да будет слава, честь и поклонение от нас грешных, но любимых и призываемых, ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь. Истинно.

"О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе! Егоже, вернии, утверждение надежды имуще, радуемся!" (тропарь 9-й песни пасхального канона).

 

СОДЕРЖАНИЕ
http://www.hesychasm.ru/index.htm
 

 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru