Еп. Григорий (Лебедев) Толкование на Евангелие от Марка |
Глава 6
50
И соблазнялись о Нем (Мк. 6, 3).
Во все века исполнялось предсказание Симеона Богоприимца, что "лежит Сей (Христос) на падение и на восстание многих... и в предмет пререканий" (Лк. 2, 34). И во все века "соблазнялись" о Нем. Предметом соблазна была обычность Его человеческой жизни... "Не плотник ли Он?" Как будто Отец Небесный в условиях земного порядка, Им же благословенного, должен был в Своем Сыне на земле проявить одно сплошное чудо, одну необычайность. Как будто обстановка одного сплошного чуда не оторвала бы Божьего Сына от земли, от людей, ради которых Он и пришел! А потом соблазнялись о Нем через Церковь. Разве служители Его безгрешны?.. Как будто члены Церкви живут вне земных условий. И как будто Бог на земле должен был создать обстановку сплошного чуда.
51
Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем (Мк. 6, 4).
Эти слова приложимы и к оценке людского отношения к христианству. И для людей в христианстве "несть пророка", нет чуда, нет Христа как Бога. Как у домашних нет горизонта в оценке своего человека, родного и близкого, и их глаза застилаются житейскими мелочами, которые движутся в их мысли на первом плане, так же точно в оценке христианства, Церкви людям мешает отсутствие горизонта и масштаба... Человеческая мысль путается в ближайших, видимых мелочах... Она пленена ими и не в силах из них выбраться... А надо смотреть шире... За людьми, за их суетливостью, за мелочами ничтожных интересов, за борьбой самолюбий и тщеславий надо находить Всемогущую Божию Руку, ведущую жизнь в целом и направляющую события к своему концу. Тогда поймешь текучесть событий, найдешь свое место в них и поймешь, что требует от тебя Господь. Только тогда может быть ясность в жизни и спокойствие в деятельности.
52
И не мог (Господь) совершить там (на Своей родине, среди своих) никакого чуда (Мк. 6, 5) по неверию их (Мф. 13, 58).
Какие слова! "Не мог совершить"! Не сказано: "не совершил", а "не мог совершить", как будто ограничено было Божественное Всемогущество!.. Это новое и поразительное свидетельство того, что Божественная Сила как бы связывается человеческой немощью (срав. Мк. 5, 25-34). Бог бессилен спасти человека без человека. Божественная Сила всегда готова излиться на человека... Но со стороны человека требуется порыв души и открытость души, чтобы воспринять Божественную Силу. Употребим аналогию: как в материальных вещах, для того, чтобы тот или иной аппарат уловил какие-либо атмосферные токи, надо, чтобы был открыт и действовал его приемник (как, например, в радиоаппаратах), так же точно для того, чтобы человеческой душе включиться в контакт с Божественной Силой, надо, чтобы приемник души был открыт и действовал. Тогда он уловит токи Благодатной Силы.
Если же души закрыты, глухи, если они неспособны принять Божий дар, то не расточать же Господу Свою Божественную Силу как бы в пространство! И Господь заключился в Себе. Это и обозначает Евангелие, когда говорит: "Не мог совершить там никакого чуда". Потому что закрыты были души. Никто не думал о Божественной Силе, и никто не обращен был к ней. Понятно, что выражение "не мог совершить" не содержит в себе и тени намека на то, что Господь не имел силы совершить чудо, а равносильно мысли, что Господь, скорбя о закрытии людских сердец, сознательно (?) не совершил на Своей родине многих чудес. Святой евангелист Матфей так и пишет: "Не совершил там многих чудес по неверию их" (13, 58).
53
И дивился (Господь)неверию их (окружающих) (Мк. 6, 6).
И как не дивиться! Чудеса кругом, чудеса на каждом шагу! И все видят их! А оценка чудесного - своя оценка недомыслия и духовной слепоты: "Откуда у Него это?.. Не плотник ли Он?" (ст. 2 и 3)... Так всегда!.. Божьи знаменья есть в каждой жизни... Если быть внимательным, они на каждом шагу, они кругом... А оценка их - оценка недоумения и духовной слепоты: "Это всё пустяки". И человек остается со своими "пустяками". И остаются закрытыми глаза и заткнутыми уши... А Господь уходит с его пути.
54
Сказал им (Христос ученикам): пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного (Мк. 6, 31).
Отдых души - в молитвенном одиночестве. Тогда душа отходит от расслабляющих влияний извне и устанавливает контроль над своим внутренним миром, чтоб ничто не посмело расхищать ее богатства. Тогда же она входит в соприкосновение с неисчерпаемым источником своей силы - Богом, и крепнет, и ширится, и зреет в совершенство!
55
Иисус.. увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много (Мк 6, 34)
Пастырь Христос: "Аз есмь пастырь добрый" (Ин. 10, 11). И не послушались Пастыря, и разбрелись овцы!.. А так как были слепы, то заблудились и погибли... "И сжалился над ними", потому что "слепы овцы""! И начал открывать им души, чтобы прозрели у них очи сердец и чувственные глаза их стали видеть ясно! Начал открывать им души, чтобы познали они Свет Истины и правда жизни воссияла им. "И начал учить их много".
56
Отпустив их (учеников), (Господь) пошел на гору помолиться (Мк. 6, 46).
Уходит молиться "на гору". "На горе" ближе к Отцу. И Господь поднимается телом с долины как бы затем, чтобы быть над жизнью земли и оторваться от нее.
Здесь образ молитвы к Отцу. Такова должна быть молитва к Отцу Небесному. Пусть душа уходит "на гору", оторвется от земного, поднимется над ним, забудет о нем, чтобы не связывала ее тяжесть земных дум, забот, интересов, чтобы не влачилась молитва в жиже земных помыслов и не обескрыливала в рассеянности, перебегая по земным вещам...
Никогда же не забывай уходить молиться "на гору".
57
Жители (земли Геннисаретской), узнав Его (Христа), обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных... и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись (Мк. 6, 54-56).
С такой ревностью ищут Его.
И ты, когда почувствуешь нужду в Боге, с ревностью ищи Его. Обегай всю человеческую "окрестность", осмотри человеческие пути жизни, облазай все закоулки человеческой мысли, и ты дойдешь до Христа, дойдешь, если будешь честно искать Его.
И когда придешь к Христовым путям, положи при них свою больную душу и моли Христа, чтобы влил в тебя силу "коснуться" Его... Потому что Христа надо "коснуться" и надо Его "осязать", чтобы принять Его Божественную поддержку (срав. Мк. 3, 10).
СОДЕРЖАНИЕ |