КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ЛОССКОГО
(cоставлена на основе хронологии Оливье Клемана)
1903, 8 июня (по новому стилю)
В день Св. Духа, в Геттингене, в семье замечательного русского философа-интуитивиста Николая Онуфриевича Лосского родился старший сын Владимир. В том же году Лосские возвращаются в Петербург.
1920-1922
Будучи студентом историко-филологического факультета Петроградского университета, Лосский занимается медиевистикой под руководством профессора Ивана Михайловича Гревса, определившего его интерес к истории западного средневекового богословия. Под влиянием другого замечательного медиевиста и религиозного философа, профессора Петроградского университета Льва Платоновича Карсавина складывается его интерес к богословию восточных Отцов.
1922, ноябрь
Семья Н.О.Лосского вместе с другими крупнейшими учеными, философами и общественными деятелями высылается советским правительством в Германию. В декабре того же года Лосские перебираются в Прагу.
1922-1924
Будучи студентом философского факультета Чешского Карлова Университета и продолжая занятия средневековой историей, слушает лекции и посещает семинары крупнейшего византолога академика Н.П.Кондакова.
1924, октябрь
Переезд в Париж.
1924-1927
Изучает в Сорбонне историю средних веков под руководством профессора Фердинанда Лота и слушает лекции профессора Этьена Жильсона по средневековой философии. Закончив курс Сорбонны, начинает подготовку исторической диссертации о средневековых коммунах в Провансе, однако меняет тему и начинает заниматься творчеством Мейстера Экхарта. С этого времени и до конца жизни он не оставляет исследований, посвященных богословию Мейстера Экхарта, которые посмертно были изданы Этьеном Жильсоном под названием "Негативное богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта" в 1960 году.
1928, 4 июня
Венчается митрополитом Евлогием в церкви Сергиевского подворья в день Св. Духа с Магдалиной Исаакиевной Шапиро. В их семье родится четверо детей: Николай, Иван, Мария и Екатерина.
1928
Основывает с Евграфом Ковалевским Православное Братство имени св. Фотия при Трехсвятительском подворье с целью утверждения Православия во Франции.
1929-1930
Исследование корпуса св. Дионисия Ареопагита. Появление первой статьи "Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита" в Seminarium Kondakovianum, III, Прага, 1929. Исследование понятия аналогии у св. Фомы Аквинского и св. Дионисия Ареопагита. Интерес к богословию св. Григория Паламы, вызванный работами крупного французского византолога Шарля Диля, воспринявшего его как фанатика. Полемика с ним вызвала к жизни паламитские исследования Лосского, приведшие его к идее "паламитского синтеза" как принципа богословской интерпретации в патрологии. -
1931
Большая часть приходов Русской Церкви во главе с митрополитом Евлогием перешла под юрисдикцию вселенского патриарха после обращения митрополита Сергия к зарубежной Церкви с требованием лояльности к советскому правительству. Фотиевское братство осталось в лоне Русской Матери-Церкви во главе с митрополитом Сергием. В этих юрисдикционных спорах Лосский занимает твердую позицию верности Матери-Церкви, полагая, что ее чада не могут ее оставить, поскольку она не уклонилась в ересь. Будучи прихожанином Трехсвятительского подворья, сохранившего верность московскому патриарху, Лосский переписывается с митрополитом Сергием, Блюстителем Патриаршего престола и будущим патриархом.
1935-1936
Споры вокруг софиологии отца Сергия Булгакова. После выхода в 1933 году книги о. Сергия Булгакова "Агнец Божий" митрополит Елевферий, управлявший патриаршими приходами во Франции, сообщил митрополиту Сергию о своей озабоченности по поводу содержавшегося в ней софиологического истолкования догмата о Боговоплощении на основании доклада, подготовленного фотиевским братством. В сентябре 1935 года Священный Синод Московского Патриархата осудил софиологическое учение как гностическое в Указе, направленном митрополиту Елевферию. О. Сергий Булгаков ответил на этот указ "Докладной запиской м. Евлогию". В эмигрантских кругах братство обвиняется в доносительстве, обскурантизме и большевизме. В 1936 году Лосский выпускает книгу "Спор о Софии", в которой, сопоставляя тексты Указа и Докладной Записки, убедительно критикует софиологическое учение. О. Сергий, признавая богословский талант Лосского, призывает его выступить не с критическим, но с созидательным трудом. Лосский признает о. Сергия Булгакова крупнейшим современным православным богословом, обнажившим важнейшие богословские проблемы современности, и пытается, опираясь на паламитское учение о нетварных энергиях, дать более убедительные ответы на булгаковские вопрошания.
1937
Основание московской патриархией по проекту фотиевского братства православных приходов латинского обряда по аналогии с католичеством восточного обряда во Франции, Голландии и Африке.
1939
Становится гражданином Франции.
1940, 13 июня
Покидает Париж и, стремясь догнать стремительно отступающую французскую армию, едет на юг Франции и пишет дневник "Семь дней по дорогам Франции", в котором, размышляя о галльском духе и судьбе французской культуры, представляет краткий очерк философии истории. Переводит на французский "Беседу преп. Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни".
1940, осень
Возвращается в Париж и принимает участие в Сопротивлении.
1941-1942
Для группы католических богословов и философов, собиравшихся в доме Марселя Моро и составлявших круг учеников и сподвижников Этьена Жильсона, среди которых были Морис де Гандильяк, Луис Массиньон и Габриэль Марсель, готовит очерки православного богословия, ставшие основой для классического "Очерка мистического богословия Восточной Церкви", вышедшего в 1944 году. "Очерк" явился второй строгой работой на Западе после книги о. Сергия Булгакова "Православие", - посвященной православному богословию В ней, отвечая призыву о. Георгия Флоровского вернуться в богословствовании к Отцам Церкви, Лосский разворачивает собственную панораму неопатристического синтеза.
1944, 12 июля
Умирает о. Сергий Булгаков. Лосский приезжает с женой в Париж на его похороны. Софиологический конфликт так и не был забыт. Лосский ни разу не был приглашен для выступления в парижский православный Свято-Сергиевский институт, хотя в настоящее время профессорами этого института являются его сын, Николай Владимирович, и внук, Андрей Николаевич.
1944, декабрь
При французской православной миссии ев Иринея организуется Французский Православный Институт ев Дионисия, в котором Лосский преподает догматическое богословие и церковную историю.
1945-1948
Член редколлегии журнала "Живой Бог", продолжавшего традиции семинаров Моро и провозглашавшего открытость современным течениям мысли и равнодушие к социально-политическим вопросам, не допускавшего доктринальный релятивизм и синкретизм и претендовавшего на переоткрытие эсхатологической перспективы. В первом номере журнала появляется статья Лосского о паламизме.
1945-1946
В Сорбонне прочитан курс лекций "Боговидение", являющийся, по выражению о. Иоанна Мейендорфа, "патристическим введением к тому, что принято называть "паламизмом"".
1947, лето
Становится участником ежегодной конференции англикано-православного содружества имени св. Албания и преп. Сергия в Абингдоне. С этого времени экуменическая активность становится важнейшим контекстом его богословия. Лосский до самой смерти посещает все конференции содружества, в дискуссиях которых он развивает тезис о ключевом значении проблемы филиокве в богословских разделениях Востока и Запада. Его английские друзья подготавливают английское издание "Очерка мистического богословия Восточной Церкви".
1948
Московский Поместный Собор по случаю 500-летия церковной независимости. Лосский делает сильные антикатолические заявления, от которых его католические друзья Даниелу и Любак просят его отказаться. Лосский не делает этого и в 1948 году выходит из редколлегии журнала "Живой Бог".
1952
Публикует совместно с Леонидом Александровичем Успенским книги "Смысл икон" по-немецки. В качестве предисловия опубликована программная работа Лосского "Предание и предания".
1953
Разрыв о. Евграфа Ковалевского с Московским Патриархатом и переход в Зарубежную Церковь становится для Лосского сильнейшим потрясением. Он уходит из Института св. Дионисия после восьми лет преподавания в нем. Читает лекции по догматическому и сравнительному богословию на Пастырских курсах Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Лекции по догматическому богословию будут изданы посмертно в 1964-65 годах в "Вестнике Русского Западно-Европейского патриаршего Экзархата" по-французски и отдельной книгой по-английски в 1978 году. Участвует в работе Философского Колледжа Жана Валя, в котором выступает с докладами "Мрак и свет в познании Бога", "Апофаза и тринитарное богословие", "Роза и бездна (понятие бытия у Мейстера Экхарта)", "Богословие образа".
1954-1955
Принимает участие в крупнейших патрологических конференциях - Августиновском Конгрессе 1954 года в Париже и Второй Международной Конференции по патристическим исследованиям 1955 года в Оксфорде, закрепляющих его репутацию крупнейшего православного патролога.
1956, лето
По приглашению Московской Патриархии вместе с группой представителей Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата (в нее входили о. Василий Кривошеин, оксфордский профессор Димитрий Димитриевич Оболенский, Оливье Клеман и другие) приезжает в Россию и посещает Москву, Киев, Ленинград и Владимир.
1958, 7 февраля
Скончался от сердечного приступа в Париже и день св. Григория Богослова. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
1960
В академической библиотеке исследований по средневековой философии, издаваемой Этьеном Жильсоном издана со вступительной статьей Мориса Гандильяка и предисловием Жильсона незавершенная книга "Негативное богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта", которую сам Лосский считал своей важнейшей работой. Ее второе издание вышло в 1973 году. Почти два десятилетия исследований творчества Мейстера Экхарта, являющегося вершиной католической мистики четырнадцатого века, воспринималась Лосским как подготовительная работа к сравнительному изучению в неопатристическои перспективе этой мистики и афонского исихазма, нашедшего богословское воплощение в трудах св. Григория Паламы, бывшего современником Экхарта. Этому проекту не суждено было осуществиться.
1967
Издан сборник статей "По образу и подобию", незадолго до смерти отредактированный самим Лосским.
Из сборника: Лосский В.Н. "Боговидение". Сост. А.С.Филоненко. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.