ПРИМЕЧАНИЯ

1 Митрополит Московский Сергий (Страгородский, 1867-1944), заместитель Патриаршего Местоблюстителя; в 1943 - Патриарх Московский и всея Руси. О. Сергий Булгаков (1871-1944)-протоиерей, профессор Православного Богословского института в Париже. О нем - в "Богословских трудах", сб.27, с.107-194.- Ред.
2 Слова "донесение", "донос", обозначают сообщения по начальству о делах тайных, скрываемых почему-либо теми, на кого доносят. Книги о.С.Булгакова не являются "подпольной литературой", но печатались и продавались открыто. Называть "донесением" сообщение их содержания, сделанное по запросу м.Сергия, по меньшей мере неуместно.
3 "Иерархии принадлежит право и долг блюдения церковной истины и авторитетного ее возвещения. Не притязая на вероучительную непогрешительность, епископы суть тем не менее как бы уста Церкви, в согласии с нею авторитетно и властно провозглашающие церковные суждения. В этом именно смысле и на соборах вселенских и поместных последнее авторитетное суждение по праву принадлежит епископам (на Московском Соборе епископы в особых заседаниях имели право veto на постановление Собора). Это право епископства вообще и отдельного епископа в частности, можно назвать условной непогрешительностью" Это говорит не кто иной, как сам о.С.Булгаков в статье "Иерархия и Таинства" ("Путь", №49,с.43; Париж,1936г.). Почему же в "Докладной Записке" он говорит совершенно обратное? Не потому ли, что "условная непогрешительность" суждения епископов коснулась его доктрины?
4 Отсылаем желающих к тонкому анализу этих слов ап.Павла в гомилии св.Иоанна Златоуста на 1Кор.11:1.
5 Ср. также. Мф.24:6; Мр.13:7; Лк.17:1; Лк.21:9 и многие другие подобные тексты, относящиеся к божественному предведению зла, свободно совершаемого человеческой волей.
6 Такое понимание Предания свойственно далеко не одному о.С.Б. Оно глубоко укрепилось у нас, под влиянием католических и протестантских учебников, став отчасти уделом и нашего "школьного богословия".
7 "Агнец Божий", с.247; "кенотическое богословие" в Германии и Англии есть "первое движение христологической мысли после вселенских соборов".
8 О близости учения о.С.Булгакова с учением гностиков о "посредстве" см. обстоятельный труд Арх. Серафима "Новое учение о Софии, Премудрости Божией". София,1935.
9 За исключением, может быть, некоторых апологетов.
10 Однако в "Свете Невечернем" о. Б. писал: "София обладает личностью и ликом, есть субъект, лицо или, скажем богословским термином, ипостась; конечно, она отличается от ипостасей Св.Троицы, есть особая, иного порядка, четвертая ипостась" (стр.212).
11 См. Св. Дионисий Ареопагит, D.N., II,5; II; - о соединенных разделениях, умножении в единстве, и многообразии, не оставляющем единства. D.N , V,8 - о первообразах.
12 D.N., V,9 - о том, что первообразы не вносят иного, двоящего начала в Бога и многие другие тексты.
13 "Энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога" - Theoph., P.G., t.150, col.941.
14 Выражение св. Григория Паламы "тысячеипостасная благодать" относится не к образу бытия Божественных энергий по себе, а к усвоению их тысячами и тьмами тысяч человеческих личностей, совершающихся в обожении. В них благодать становится "тысячеипостасной". Св. Григорий Палама, Theoph., там же.
15 φυσικη της μιας και ομοουσιου Τριαδας σοφια τε και ενεργεια. - св. Филофей. Три речи о Премудрости. Сл.111,5. Изд. еп. Арсения (Новг.,1898), с.108.
16 παρελαβομεν, οτι θεον ενεργουντα δηλοι, θεοτητος δε ενεργειαν, ωυδεν δε τριων ενεργεια См. Синоптик Нила и его отрывки у Петавия.
17 Mansi, Coll.Cone., t.26,p.138.
18 "Купина Неопалимая", с.240.
19 1Ин.2:1.
20 В некоторых древнейших литургиях (см. у Катанского. Также в Diст. d'archeol. chretienne et de liturgie, в статье "epiclese", t.V, coll.146,148-150.
21 Когда мы Сына называем Логосом, Ипостасной Премудростью, имеем в виду единый Разум и Премудрость Троичного Бога, открывшийся нам во Второй Ипостаси, через Боговоплощение Дух Святой содействующий Сыну, остается скрытым в домостроительстве. Даже пролог Евангелия от Иоанна, говоря о Логосе, открывающем Отца, не называет Духа, хотя и подразумевает Его. Учение о Духе Святом, высшее, сокровенное, недоступное внешним, почти не развивается Отцами. Чаще говорится о Логосе (Сыне) как раскрывающем начале, или о Сыне и Духе, как "двойном Луче единого Солнца" (св.Григорий Богослов).
22 Св. Григорий Палама, свидетельствуя о различии в Боге сущности и энергий, признается, что высказывает эту тайну лишь по необходимости, Понуждаемый невежественным вторжением в нее Варлаама (см. Деяния Собора 1350г. у Mansi, t.26,р.138.)
23 Слова и речи, II,87 (изд.1844г.)
24; Примером может служить хотя бы статья В.Н.Ильина: "София, Премудрость Божия", в "Возрождении", от 7 дек. 1935г.
25 См. "Агнец Божий", с.135-136.
25 Максим Исповедник. Ambigua. P.G., t.91,col.1088.
27 См. "Агнец Божий" с.136.
28 Ту же ошибку делает о.С.Булгаков в своей защите "антропоцентризма" на с.39-40 (примеч.).
29 Р.G., t.150,col.1140.
30 Ibidum.
31 Ibid., coll.1145 et 1148.
32 См. "Агнец Божий", с.114-115.
33 "Агнец Божий", с.117.
34 О смысле выражения "сотворенный Бог" у Св. Отцов, см. §8,с.37. У о.С.Булгакова, "Агнец Божий", с.159.
35 Там же, с.117,160,161 и др.
36 Выражение о.С.Булгакова, "Агнец Божий", с.462.
37 Хотя некоторые термины ("Имена") и могут иметь действенное значение в мистической жизни, например в практике умной молитвы.
38 Упрек в "антропоморфизме" особенно неожидан в устах о. C.Булгакова, который утверждает "человечность" Бога и учит о "небесном Богочеловечестве". См. "Агнец Божий", с.136.
39 Св. Василий Великий: "Тварь имеет повеление стать богом". P.G., t.36, col.560 (изречение Василия Великого, переданное Св. Григорием Богословом.
40 Contra Jacobitas, n.52. - P.G.,94.col.1464.
41 о.С.Булгаков приводит следующие тексты (стр.40): 1) 1Петр.1:20; 2) 1Кор.2:7; 3) Еф.1:4-10; 4) Еф.3:9-11; 5) Рим.14:24; 6) 2Тим.1:9; 7) Откр.13:8. - Рассматривая эти тексты, имея в виду различение между предопределением, предведением и промыслом, находим: 1) Говорится об искуплении от "суетной жизни" кровью Христа, предназначенном от века (Промысл); 2) Текст (читать целиком до ст.9 вкл.) относится к обожению благодатью как цели, предназначенной к славе нашей (предопределение); 3) О домостроительстве Божием ("тайна воли Его"), связавшем достижение предопределенной цели обоженья с искуплением от грехов и усыновлением через Христа, что стало необходимо вследствие падения Адама (Промысл); 4) Текст (читать до конца главы) о домостроительстве, имеющем целью явление через Церковь обожающей благодати, к которой мы, будучи искуплены, снова получили "надежный доступ" через Христа, "исполнившего предвечное определение" (Промысл); 6) О предвечном определении, связавшем для нас получение благодати с искупительным подвигом Христа, разрушившего смерть, т.е. последствие греха (Промысл); 7) "Агнец, закланный от создания мира", по предвечному Совету Божию, в предведении грехопадения (Промысл). Ни один из этих текстов не свидетельствует о "необходимости" Боговоплощения, предопределенного независимо от падения Адама. Наоборот, они открывают скорее промыслительный "икономический" характер Боговоплощения. Внимательный анализ этих текстов должен привести к уразумению учения о благодати и о Церкви, затемняемому "софиологическим" пониманием. Чисто полемический характер настоящей книги не дает нам возможность осуществить здесь эту ответственную и столь увлекательную задачу.
42 Contra Arian Orat. II,п.68. У м.Макария, с.20. См. там же, с.21,22, цитаты из св.Григория Богослова, блаж.Августина, блаж.Феодорита и др.
43 Ссылка неверная. Зато в указанном месте читаем "Через самого человека надо было побежденного (диавола) связать теми же узами, которыми он опутал человека, дабы освобожденный человек вернулся к своему Господу" - P.G.,t.7,col.1182, т.е. вочеловечение ради того, чтобы "побежденное победило", как и у Дамаскина.
44 По-видимому, о.С.Булгаков имеет в виду V, praef.(col.1120).
45 Contra Haer, III,18,1 - Ibid, col.932.
46 "Догматическое Богословие", т.III,с.29-32 (изд.1851г.).
47 "Агнец Божий", с.192. По-видимому, о.С.Булгакова пугает "статическое" представление о Боге, образ неподвижного совершенства, в котором он видит начало непроницаемости и косности. Отсюда стремление "освободить" Бога от статичности, приписав Ему необходимость нахождения из Себя в другое, - необходимость сотворения мира ради Боговоплощения.
48 Там.же, с.182-190.
49 Там же, с.149.
50 Там же.
51 Там же, с.393.
52 См. у м Макария, т.III,с.18.
53; Эти слова Символа веры "нас ради человек" о С Булгаков противопоставляет последующим "и нашего ради спасения", в смысле различительном, желая видеть в них указание на то, то "Боговоплощение не ограничивается целью спасения падшего человечества, но имело бы место и независимо от падения, "нас ради человек". ("Агнец Божий", с.196) Это представление, проистекающее из смешения Боговоплощения с обоженьем, не может найти опоры в Символе. В словах "нас ради человек", так же как и в последующих "и вочеловечшася", естественнее всего видеть указание на то, что Господь сошел с небес не ради падших ангелов, духовная природа которых окончательно завершилась во зле, а ради падшего, но еще не исчерпавшего "сатанинских глубин" человечества. Или же "нас ради человек" относится к искуплению человеческой природы, а "нашего ради спасения" - к дарованию каждой личности возможности спастись.
54 Contra Аrian, 1,46.
55 "Агнец Божий", с.7 и 8.
56 Там же, с.28,29,63 и др.
57 См. доклад м.Сергия во II Указе.
58; Подобный же пример находим на с.46, где цитируются слова м.Сергия: "Страдал Сын Человеческий и, конечно, по-человечески". "Чисто несторианская идея", прибавляет о.С.Булгаков, "прямо противоречащая символу: Господа Иисуса Христа, Сына Божия, сшедшаго с небес и страдавша и погребенна". Как будто бы признание страданий по человечеству, т.е. "по тому, что одно способно было страдать" (Дамаскин), равносильно несторианскому рассечению единства Богочеловека!
59 См., напр, у св.Максима Исповедника толкование слов "богомужнее действие", употреблявшихся монофелитами в превратном смысле.
60 См. цитаты у м. Макария, II,с.184-186,196-200.
61 "Агнец Божий", с.390.
62 Там же, с.257. См разбор этого учения во II Указе.
63 Там же, с.273.
64 Так напечатано в "Споре о Софии". У митрополита Сергия (в тексте "Указа", опубликованного в книге "О Софии, Премудрости Божией. Указ Московской Патриархии и докладные записки проф. прот.Сергия Булгакова Митрополиту Евлогию". Париж,1935,64с.) и в "Записке" о.C.Булгакова, цитирующего эти слова м.Сергия, стоит "подвиг Искупителя". - Ред.
65 Там же, с.260.
66 "Слово в Великий Пяток, 1814 г" - "Слова и речи", т.I. Ср. также многочисленные богослужебные тексты, сближающие древо познания добра и зла, орудие погибели чрез преслушание Адама, с Крестом, орудием спасения, чрез вольный подвиг Нового Адама (Стихиры Крестопоклонной Недели, Великой Пятницы, Воздвижения, Октоих, и пр.).
67 Приведенные о.С.Булгаковым две цитаты о необходимости и телесной смерти только подтверждают справедливость критики м.Сергия.
68 "Слово в Великий Пяток, 1816г." - "Слова и речи", т.I,с.81-95, (изд.М.,1844).
69 У м.Сергия "родоначальником нового человечества".
70 Курсив везде наш.
71 Εκκλησια от καλεω - призывать.

 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru