Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие |
Три стороны подвижнической жизни
Для объединения законов преп. Максиму нужно было установить какую-либо определенную схему, которая могла бы составить основу для его построений. Такой схемой для него послужило весьма распространенное в созерцательно-философской аскетике1 различение трех сторон в подвижнической жизни: деятельной, созерцательной и мистической.
Выбор схемы оказался весьма удачным. Даже независимо от стремления преп. отца делать глубокие сопоставления между разнородными предметами, принятая им схема находила себе успешное применение во всех сторонах аскетического ведения. Она, прежде всего, вполне отвечала основному аскетическому взгляду на подвижничество как на постепенное оздоровление сил души2, сперва практических (επιθυμία, θυμός), потом - познавательных, наконец, - мистической силы ума, силы боговедения и богообщения. Она, далее, вполне отвечала ареопагитскому учению о трех ступенях духовного развития, выраженному в формуле: "очищение, просвещение, усовершение"3, и без натяжки согласовалась с общепринятым4 различением трех чинов спасаемых: а) "начинающих", трудящихся подобно рабам по страху наказаний; б) "преуспевающих", несущих труды подобно наемникам в надежде на награды и в) "совершенных", исполняющих заповеди по чистой сыновней любви5. Вместе с этим, конечно, данная схема стояла в полном согласии с учением о трех побуждениях к нравственной жизни, соответствующих трем чинам спасаемых, а именно вере (и проистекающем из нее страхе), надежде и любви6.
Указанная троечастная схема была применена преп. Максимом и к объединению трех законов - естественного, писанного и духовного. Сделано это было двояким путем - а) путем расчленения по троечастной схеме соответствующих элементов в каждом законе в отдельности и б) путем распределения по той же схеме всех законов вместе взятых. Первый прием оправдывался единством структуры всех законов. В этом предположении преп. Максим и находит свою любимую схему в каждом из законов7. В частности, например, в естественном законе он достигает этого следующим образом. Четыре "естественных (родовых) добродетели"8, - эти основные элементы или стихии нравственной жизни, из которых созидается весь организм естественного закона, - разделяются им на практические: целомудрие и мужество, и созерцательные: рассудительность (φρόνησις) и справедливость. Первые сводятся воедино в кротости, вторые - в ведении. Эти обе добродетели в свою очередь объединяются в высшем единстве экстатической (мистической) любви9. - Но рядом с выделением практических, созерцательных и мистических элементов в каждом из законов, объединение их можно было произвести другим путем, применяя указанную схему не к каждому закону в отдельности, а ко всей их совокупности. И этот прием не лишен основания. При самом общем обзоре содержания трех названных законов легко можно заметить, что по преобладающему в них элементу они удобно могут быть расположены в рамках троечастной схемы10: в писанном законе на первый план выступает элемент практический11, в естественном - теоретический (созерцательный), в духовном - мистический. Располагая все три закона в таком порядке и устанавливая между ними отношения строгой последовательности, преп. Максим приводил их в такую внутреннюю связь, что они в своей совокупности могли составить единую цельную систему аскетики.
Так в соответствии с троечастной схемой определились три основных части аскетической системы преп. Максима: практическая философия (πρακτικη φιλοσοφία, деятельное любомудрие)12, естественное созерцание (φυσικη θεωρία)13 и таинственное богословие (μυστικη)14, или иначе: делание (πραξις), созерцание (θεωρία)15 и богословие. Первое очищает человека от страстей; второе просвещает ум истинным ведением (γνωσις) в созерцаниях: третье увенчивает его высшими мистическими состояниями. Делание и созерцание и подготовляемый16 ими экстаз и представляют собой важнейшие моменты на пути спасения человека, на пути восхождения его к Богу, уподобления Верховному Благу и Истине17 и конечного слияния с Ним в обожении. Это - моменты постепенного одухотворения человека, отрешения от страстей, от чувств, от самой мысли, и постепенного приближения к пучине Божественного бытия18.
На пути уподобления Богу человек должен, прежде всего, отрешиться от страстей, этих извращений его естественных сил19. Понятно, почему. Нечистый не может приблизиться к Чистому, погрязший в страстях - к Бесстрастному, растлевающий естество - к Творцу естества20. Ничто так не отдаляет нас от Бога, как страсти. Мы - враги Божий, пока пребываем в страстях421. Предаваясь веществу (миру) и плоти, мы отделяемся от Бога, а вместе с тем отделяемся из-за мирских вещественных благ22 также и друг от друга. Для спасения нам нужно оторваться от плоти и мира, чтобы объединиться друг с другом и с Богом623. Цель Промысла и всех заповедей в том и заключается, чтобы объединить всех в одном устремлении к Богу в вере и добродетели24.
Примечания
1. См. выше, с.31, прим.4 (Евагрий, св. Григорий Нисский, преп. Нил Синайский).
2. Ер. 2, PG.91, 396А, р. 220, Св. Григорий Нисский, см. выше, гл. "Мистика...", прим. 26. Евагрий, Cap.practice 58,63, PG.40, 1233D-1236A. 1236С. 1237В; р.п., с.580,581 [с.109, гл.86]. Преп. Исихий, Cap.de temperantia II,24 (р.n., гл.126), PG.93, 1520А; р.п., с.184.
3. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 673C, p.240 (cap.quing. IV, 79). Cap.de charitate II,21 [р.п.I, 110]. - Дионисий Ареопагит, см. выше, гл. "Ареопагитики", прим. 43-45.
4. Климент Александрийский, Stromata IV, VII,§53.1, GCS: Clemens Alex., В. II,(Stahlin, 1906), S.272.20-24: р.п., с.423. Св. Василий Великий, Regulae fusius tractatae 3, PG.31, 896B; р.п.V 4, 77. Св. Григорий Богослов, Or.40, n.13, PG.36, 373D; р.п.III.3, 233; ср. Or.4, n.60, PG.35, 584A; р.п.I.3, 97. Св. Григорий Нисский, De vita MoysiS. PG.44, 429C; р.п.I, 379; In Cant Cant. horn. I, PG.44, 765B-C; р.п.III, 12. Преп. Марк Подвижник, De poenitentia 7, PG.65, 976C; р.п., с.105. Авва Дорофей, Doctrina IV, 2. XIV, 7, PG.88, 1660A. 1785A; р.п.(М., 1856). с.56. 176.
5. Mystagogia 24, PG.91, 709D-712A, p.523 [р.п.I, 178]. Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 288B. C, p.26. 27 [р.п.II, 49] (cap.quing. I,68); XXXVI,381B, p.81 [р.п.II, 115].
6. Ibid.; Ambigua, PG.91, 1241B, f.195b-196b (cap.quing. V, 93).
7. Cap.de charitate I,79; IV, 57. 86 [р.п.I, 104,140,143]; cp.III, 11,44; IV, 66 [р.п.I, 122,126,141] (писанный закон); IV, 44. 45; II,83. 98. 48; III,3. 1 [р.п.I, 138-139,118,121,114,121] (естественный закон); IV, 56; I,41. 42; III,51; II,49 [р.п.I, 140,100,127,114] (духовный закон).
8. Ambigua, PG.91, 1396А. 1397С, f.256a. 257b. Quaest. ad Tahl. LV, PG.90, 541B, p.168 [р.п.II, 198]; LXIII,685A, p.246. Quaest. et dubia 67, PG.90, 841C, p.327. Cap.de charitate II,79 [р.п.I, 118]. Ep.5, PG.91, 421B-C, p.236. - Св. Григорий Нисский, In Cant Cant. horn. XV, PG.44, 1096D; р.п.III, 383; De virginitate 18, PG.46, 392A; р.п.VII,365-366. Евагрий, Cap.practica 61, PG.40, 1236A-B; р.п., с.579-580 [с.109-110, гл.89]. Преп. Исихий, Cap.de temperantia I,34, PG.93, 1492C; р.п., с.165-166. Ср. у св. Василия Великого, Ер. 2, n.2, PG.32, 228В; р.п., VI.4, 10 (γενκαί).
9. Ambigua, PG.91, 1245А,1249АВ, f.197a,199a.
10. Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 728A, p.270; III,273B, p.18 [р.п.II,36] (cap.quing. I,67).
11. См. выше, гл. "Закон и благодать", прим.12.
12. Ambigua, PG.91, 1233С,1300В,1369А,1393А, f.192a,219a,247a,255b. Quaest. ad Tahl. III, PG.90, 273A, p.18 [р.п.II,36] (cap.quing. I,67); X, 288C, p.27 [р.п.II,49]; XXIV, 329A, p.51 [р.п.II,82] (cap.quing. I,79); XXV, schol.1, 336D, p.55 [р.п.II,242]; XXXVII,385B, p.83 [р.п.II,117]; XLVIII,schol.14, 445B, p.116 [р.п.II,274]; XLIX, 445D. 452A, p.117. 119 [р.п.II,152. 154]; LII,493A, p.142 [р.п.II,175]; LIII,504B, p.148 [р.п.II,181]; LV, 548В. 552В. 557А, p.172. 174. 177 [р.п.II,202,204,208]; LIX, 612B, p.204; LXIII,677C, p.242 (cap.quing.IV,83). Expositio in psalm. LIX, PG.90, 865D,869B, p.340. 342 [р.п.II,212,213]. Cap.gnost. 96, Прилож., с.54.31 (πρακτικη Θεολογικη); ср. св. Григорий Богослов, Or.6, n.1, PG.35, 721В; р.п.I.3,176. - Cap.de charitate II,26 [р.п.I,110]. Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280B, p.21 [р.п.II,40]; Expos, in ps. LIX, 864A, p.338 [р.п.II,211]; Cap.theol. I,32 (πρακτικη) [р.п.I,220]; ср. преп. Исихия, Cap.de temperantia II,55 (157), PG.93, 1529C; р.п., с.192. - Cap.de charitate III,2 (πρακτικη αρετή) [р.п.I,121]. - Ambigua, PG.91, 1197D,1277A,1368B, f.177b,210b,246b; Quaest. ad Tahl. XLVIII,schol.8, PG.90, 444D, p.116 [р.п.II,273]; LIII,504A, p.147 [р.п.II,181]; Quaest. et dubia 67, PG.90, 841A. p.326; Orat. Dom. expositio, PG.90, 888D, p.353 (ηθικη φιλοσοφία) [р.п.I,192].
13. Cap.de charitate I,97 [р.п.I,106]. Ambigua, PG.91, 1277A,1297A,1357C,1369В,1372В, f.210a,218a,242b,247b,248a. Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280B, p.21 [р.п.II, 41]; XVI,301B, p.35 [р.п.II,61]; XXV, schol.4, 337A, p.56 [р.п.II,243]; XXVII,356A, p.65 [р.п.II,97]; XL, 396C, p.89 [р.п.II, 123]; XLVII,421D, p.104 [р.п.II,140]; XLVIII,436C, p.III [р.п.II,147]; XLIX, 449D. 452A, p.119 [р.п.II,154]; 457A.C, p.123,124 [р.п.II,159] (cap.quing.II,82,84.) schol.8.17, 460D. 464A, p.125,126 [р.п.II,276,279]; LIII,504B, p.148 [р.п.II,181]; LV, 556C, p.177 [р.п.II,207]; LIX, schol.2, 617B, p.208 (cap.quing.IV,14); LXV, 744В. 752В; p.278,283. Quaest. et dubia 64, 67, PG.90, 837A,841C. p.325,327. Expos, in ps. LIX, PG.90, 864D, p.339 [р.п.I,211]. Cap.gnost. 96, Прилож., с.5431. - Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 292A, p.28 [р.п.II,51]; XXIV, 329A, p.51 [р.п.II,82]; Expos in ps. LIX, 869B, p.342 [р.п.I,213]; Mystagogia 23, PG.91, 697D, p.515 [р.п.I,175]; Cap.theol. I,38 (η εν πνεύματι φυσικη θεωρία) [р.п.I,221]. - Quaest. ad Tahl. XVII, PG.90, 304C, p.36 (θεωρία των όντων) [р.п.II,63]; LII,493A, p.142 (θεωρητικη μυσταγωγία φιλοσοφία) [р.п.II,175].
14. Ambigua, PG.91, 1149B, f.155b. Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 332C,333C, p.53,54 [р.п.II,84,85]; LV, 556A, p.176 [р.п.II,206]; LIX, schol.2, 617B, p.208 (cap.quing.IV,14); LXIV, 728A, p.270; Cap.theol.I,39 [р.п.I,221]. - Θεολογικη μυσταγωγία: Quaest. ad Tahl. V,280B, p.21 [р.п.II,41]; XL, 396C, p.89 [р.п.II,124]; cp.LXV, 752A, p.283; Quaest. et dubia 73, PG.90, 845B, p.330; Cap.theol.I,96 [р.п.I,232]; Cap.gnost.100, Прилож., с.56.4. - Все три философии см. Quaest. ad Tahl. LXIII,schol.17, PG.90, 689A, p.248 (cap.quing.IV,80); LXV, 757A, p.286 (cap.quing.V,45): - Mystagogia 4, PG.91, 672B-C, p.498 (πρακτικη φυσική, θεολογικη φιλοσοφία) [р.п.I,160]; - Ambigua, PG.91, 1240В,1241С,1360C, f.194b,196a (cap.quing.V,94),243b; Cap.gnost.100, Прилож., с.56 (πρ. φιλ., φυσ. θ. θεολ. μυσταγωγία), cp.Cap.de charitate II,26; III,2 [р.п.I,110,121]. - (Πρακτικη, φυσική, θεολογικη Θεολογικη: Ambigua, PG.91, 1129A,1136C,1245D, 293В, 1296А,1369C, f.146a,149b,198a,216b,217a-b,247b; (1397B, f.257a: ηθικη; Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353D, p.65 [р.п.II,96]; Quaest. et dubia 79, PG.90, 853D, p.333; Cap.theol.I,36; II,96 [р.п.I,221,255]; - Cap.gnost.64, Прилож., с.45.31-32 (ηθικη κτλ.) - О всех трех философиях см. у Евагрия, выше, гл. "Мистика...", прим. 34.
15. Quaest. ad Tahl. III, PG.90, 273B, p.18 [р.п.II,36]; XXXVII,schol.4, 388D, p.84 [р.п.II,258] (cap.quing.II,24); XLV, schol.1, 420A, p.102 [р.п.II,268]; LII,497A, p.144 [р.п.II,178]; LVIII,596A, p.194; LXIII,680A,685A,688A, p.244,246,247; Quaest. et dubia 35, PG.90, 813C-816A, f.313. Ambigua, PG.91, 1108A, f.136a; 1273B-C, f.209a-b. Cp.Cap.de charitate II,28 [р.п.I,111]; Ad Thomam, PG.91, 1032A, f.104a (πραξις и γνωσις). Еще чаще преп. Максим употребляет формулу - αρετή и γνωσις: Ambigua, PG.91, 1065D,1120В,1140В,1273С, f.118a,141b,151a,209b; Prol.ad Tahl.I, PG.90, 248C, p.3 [р.п.II,23]; Quaest. ad Tahl. I,269C, p.16 [р.п.II,33]; III,273D. 276A, p.18. 19 [р.п.II,37]; VI,281A, p.22 [р.п.II,43], VIII,285A, p.25 [р.п.II,46]; XXVI,344A, p.58 [р.п.II,89] (cap.quing.I,81); XXXIV, 377A, p.78 [р.п.II,110] (cap.quing. II,17); XXXV, 380A, p.80 [р.п.II,112]; XXXIX, 392B, p.86 [р.п.II,122]; XLV, 417D, p.101 [р.п.II,137] (cap.quing.II 45,46); XLVI,420D, p.102 [р.п.II,138] (cap.quing.III,48); XLVII,421C. 424В,С. 425С, p.104,104-105,106 [р.п.II, 139,140,142] (cap.quing.II,53); schol.7, 432A, p.109 [р.п.II,269]; XLVIII,441B, p.114 [р.п.II,150]; L, 472AB, p.130 [р.п.II,164] (cap.quing.III,2); LI,477A, p.133 [р.п.II,168] (cap.quing.II,97); 480A. C-D. 481D, p.134-136 [р.п.II,168-170] (cap.quing.II,98); LIV, 512B, p.152 [р.п.II,185-186]; LV, 540C, p.167 [р.п.II,197]; LXIII,681A. 685D, p.244 (cap.quing.IV,89),247; LXIV, 728A, p.270. Cap.gnost.43, Прилож., с.412i. Cap.de charitate II,95; III,33,45; IV,46 [р.п.I,120,125,126,139]. - Различение πραξις и θεωρία обычно у писателей созерцательного направления: Евагрий, De octo cogit. (р.п.§22), PG.40, 1278A; р.п., с.608; преп. Нил, De oratione с.38, PG.79, 1176А; р.п.I,180; Ad Eulog. I 1112D-1113A; р.п.I, 242; св. Григорий Богослов, Or.4, n.113;14, n.4;16, n.7;21, n.6, PG.35, 649В,864А,944ВС,1088ВС; р.п.I.3,135; II.3,6,46,146.
16. Cap.de charitate III,45 [р.п.I,126].
17. Ambigua, PG.91, 1273C,1140В,1121В, f.209b. 151a,142b. Mystagogia 5, PG.91, 676C-677A, p.501 [р.п.I,163]. Cap.de charitate III,25 [р.п.I,124].
18. Ambigua, PG.91, 1360ВС, f.243a-b.
19. Quaest. ad Tahl. XXXIX, PG.90, 392C-D, p.87 [р.п.II,121]; schol.4, 393D, p.88 [р.п.II, 259] (cap.quing.II,40)
20. Orat. Dom. expositio, PG.90, 901C. 880A. p.362. 348 [р.п.I,198,187-188]. Ep.1, PG.91, 364B-365A, p.201-202.
21. Ep.43, PG.91, 637D-640A, p.373 (cap.quing.I,441).
22. Cap.de charitate I,20. 23; IV, 37. 36; II,3 [р.п.I,98,138,107]. Lib. ascet.8, PG.90, 917C, p.371. Ep.27, PG.91, 620B-C, p.361.
23. Prol. ad Tahl. I, PG.90, 260D, p.11 [р.п.II,31] (cap.quing.I,50). Cap.de charitate IV,37; cp.I,7; III,72 [р.п.I,138,97,130].
24. Cap.de charitate IV,56.17 [р.п.I,140,136].
Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. - М.: Мартис, 1996. - 220 с.
При оцифровке текста все отсылки в примечаниях скорректированы
СОДЕРЖАНИЕ |