Об умной или внутренней молитве СОЧИНЕНИЕ БЛАЖЕННОГО СТАРЦА СХИМОНАХА И АРХИМАНДРИТА ПАИСИЯ ВЕЛИЧКОВСКОГО |
Пр. 1.
Во времена старца
Паисия особенным хулителем умной молитвы явился некоторый суеумный
философ-монах, пребывавший в Лошенских горах в Молдавии. Против него
в особенности и написан этот "Свиток", так назвал старец Паисий свою
статью.
Пр.2
Когда старец Паисий писал,
это; то он сам может быть, еще не видал этих слов св. Иоанна
Златоуста об умной молитве; потому что Свиток этот писан еще в
Драгмирском монастыре, т. е. вскоре по переселении старца с Афона в
Молдавию. Но впоследствии блаженный старец перевел эти слова на
славянский язык, и они напечатаны, в числе прочих статей об этом
предмете, отдельною книгою под названием: "Восторгнутые классы".
Также и другие отеческие книги, упоминаемые здесь переведены им и
изданы в собрании названном "Добротолюбие".
Пр.3
В этом именно смысле объясняет, нищету духа
и святой Василий Великий, говоря: "Сокрушение сердца есть погубление
человеческих помыслов: кто презрел настоящее, и самого себя посвятил
Слову Божию, и разум свой устроил в помышлениях Божественных и
превосходящих человека, тот действительно имеет сердце сокрушенное,
сотворив его жертвою, непрезираемою Господом, потому что сердце
сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19)... Кто не имеет
никакого надмения,
не гордится никакою человеческою вещью, тот и
сокрушен сердцем и смирен духом... Таковых и Господь, ублажает,
говоря: "блажени нищи духом" (Бесед. на Псал. 33).
СОДЕРЖАНИЕ |