[1] Об отношениях к Варлааму см. еще II 1, 40. !!!!!
[2] См. 1 2, II; II 1, 2; II 1, 3. !!!!!
[3] Имеется в виду первая триада.
[4] Св. Григорий Нисский. О жизни Моисея 2: PG 44, 329 В.
[5] Св. Григорий Нисский. Против Евномия 1: PG 45, 265 В.
[6] Типичная
ддя Паламы и вообще для поздневизантийской
полемики передержка: вместо катфке^ «был
жильцом в доме» (Жизнь Плотина 9), Палама
читает [8] Т.
е. против первой книги первой триады или
против 1-го и 2-го Писем к Варлааму.
[9] Такое
знание, особенно Псалтири, было очень
распространено среди неграмотного народа
в Средние века; но и вплоть до наших дней на
Святой Горе многие монахи наизусть знают
все Писание или большую его часть, а также
целые последования.
[10] Св.
Иоанн Синаит. Лествица 27: PG 88, 1116 С.
[11] См.
I 1, 21–22. !!!!!
[12] Ср.
I 1,15. !!!!!
[13] Из
I 1, 16. !!!!!
[14] Св.
Григорий Нисский. Беседа 45, 26: PG 36, 657 D.
[15] См.
I 1, 20. !!!!!
[16] См.
I 2, 10. !!!!!
[17] Т.
e. первая триада.
[18] Св.
Григорий Нисский. О младенцах,
преждевременно похищаемых смертью: PG 35, 1088
В.
[19] См.
I 1, 8.!!!!!
[20] Т.
e. св. Григория Нисского, младшего брата
Василия Кесарийского.
[21] Св.
Григорий Богослов. Беседа 43, 21: PG 36, 524 С.
!!!!!
[22] См.
I 1, 11; 20–21. !!!!!
[23] Св.
Григорий Богослов. Беседа 21 (Слово
похвальное Афанасию) 6: PG 35, 1088 В.
[24] Св.
Василий Великий. Беседа 12 на Притч 1, 6: PG 31,
397 С.
[25] Св.
Василий Великий. Письмо 223: PG 32, 824 A.
[26] Св.
Григорий Нисский. О жизни Моисея 2: PG 44, 329
В = SC, I bis, Paris 1955, p. 34–35.
[27] Св.
Григорий Нисский. О младенцах,
преждевременно похищаемых смертью: PG 46, 181 С.
[28] Св.
Григорий Богослов (Беседы, 21, 22: PG 35, 1105 С)
предпочитает употреблять название «Халне»
вместо «Вавилон», вероятно по созвучию
первого с греческим глаголом, означающим «рассыпаться».
[29] Св.
Василий Великий. Беседа на 14-й псалом 3: PG
29, 256 С.
[30] Для
Варлаама существует мудрость вообще, не
зависящая от своего воплощения в индивидах.
Св. Григорий Палама, наоборот, всегда и во
всем видит сначала личную волю, добрую или
злую, и уже во вторую очередь — создаваемые
этой волей мудрость и знание. Как в
богоподобии по его мнению человек выше
небесных сил, так и в зле ему не могут
положить предел никакие универсальные,
общечеловеческие и общемировые законы и
архетипы.
[31] Св.
Григорий Богослов. Беседа 16, 2: PG 35, 936 С.
[32] В
этом перечислении — намек на Варлаама,
написавшего комментарий к «Гармонии»
Птолемея, ко II книге «Начал» Евклида и
другие сочинения по логике, арифметике и
астрономии.
[33] 1-я
часть первой триады.
[34] См.
напр. К молодым людям о чтении языческих
книг 5–6: PG 31, 576 CD.
[35] О
божественных именах III 1: РОЗ, 680 В.
[36] Григорий
Палама, бывший певчий, заимствует это
сравнение из практики современных ему
церковных песнопений, которые к XIII веку
давно уже сочинялись исключительно путем
подстановки текста в готовые мелодические
образцы — ирмосы.
[37] Евагрий.
О молитве 58: РО 79, 1180 А; св. Григорий
Богослов. Беседа 4, 100: PG 35, 636 A.
[38] Св.
Василий Великий. Письмо 2, 4: PG 32, 229 В.
[39] См.
выше I 1, 6. !!!!!
[40] Св.
Григорий Богослов. Беседа 6, 5: PG 35, 728 В. Ср.
также Беседа 4, 100.
[41] Св.
Григорий Богослов, Беседа 6, 6: PG 35, 728 D — 729
A.
[42] Ср.
Рим. 5, 5; 15, 1–4; 2 Kop 6, 7.
[43] Это
выражение св. Григория Богослова в
отношении людей, отвергавших языческую
науку (Беседа 43, II: PG 36, 509 А). Уже в 1-м письме к
Паламе Варлаам называл его — по другому
поводу— «неучем и необразованным» (Schiro, 243).
[44] Юлиан
Отступник запретил христианам
преподавание в школах.
[45] О
божественных именах V 4: PG 3, 817 D.
[46] См.
I 1, 11; 17; 19–21. !!!!!
[47] Монашеский
идеал описан здесь по св. Дионисию
Ареопагиту; см. О церковной иерархии VI 2–3: PG
3, 533 A — 536В.
[48] Св.
Дионисий Ареопагит. О божественных
именах IV 9: PG 3, 705 A.
[49] Красота
или убранство, особенно волос, по-гречески
выражается тем же словом «космос», что и
мир, человеческая вселенная. (Ср. рус. космы
— В. Айрапетян.)
[50] Византийское
каноническое право запрещало монахам
ночевать вне своего монастыря.
[51] См.
II 1, 16. !!!!!
[52] Ср.
I 3, 3.!!!!!!
[53] Здесь
названы принятые у христианских писателей
доптолемеевские астрономические
представления. Варлаам придерживался
птолемеевской астрономии (см. примеч. к II 1,
20) !!!!!.
[54] Св.
Максим Исповедник. Малые богословские и
полемические сочинения. К Марину: PG 91, 12 А.
[55] См.
I 1, 4; 23. !!!!!
[56] Отношение
к Варлааму здесь пока еще мягче, чем в 1-м
письме к Акиндину, написанном
непосредственно перед июньским Собором 1341
года. Однако в III 1, 4, говоря о близости
Варлаама к «латиномыслию», св. Григорий
Палама становится намного суровее.
[57] Т.
е. св. Григорий Палама допускает на время,
что научное умозрение и Откровение
совпадают в своих последних выводах.
[58] Св.
Иоанн Златоуст не раз повторял эту мысль,
см. Беседа 23 на Евангелие от Матфея 5: PG 57 314;
Беседа 4 на Евангелие от Иоанна 4: PG 59, 50–51.
[59] Иоанн
Креститель, этот прообраз всего монашества,
никогда не учился, как о нем писал Палама в I
1, 4 !!!!!. Св. Антоний мальчиком отказался
учиться, но впоследствии мог опровергать
греческих философов (св. Афанасий
Александрийский. Житие Антония 1 и 72: PG 26,
841 А и 944 слл. !!!!!).
[60] См.
выше I 1, 23. !!!!!