Монах Борис
Наставление о молитве Иисусовой
Публикация и комментарии инока Всеволода (Филипьева).
При подготовке к публикации, тексты “Наставления о молитве Иисусовой...” … были стилистически обработаны, упорядочены и разделены на главы.
Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилл, США, 2001 г.
Предисловие к публикации “Наставление о молитве Иисусовой...” валаамскаго монаха Бориса
Монах Борис (в миру Василий, в схиме Николай) родился 22 июля/4 августа 1876 года в купеческой семье.
Будучи еще несмышленным дитем, Василий, никем не наученный, по Божественному вразумлению сказал своей матери, что станет монахом на Валааме.
С детства Василий полюбил молитву и потому сторонился обычных детских шалостей и игр, из-за чего сверстники подшучивали над Ним. Мать недолюбливала его, потому что он хотел стать монахом. Учился он плохо, был застенчивым и молчаливым. Сама жизнь как бы толкала Василия на молитвенное делание, в котором единственно отдыхала его душа. Это делание защищало его от различных искушений.
Однажды в купеческом приюте мальчики втолкнули Васю в темную залу. В полумраке залы он увидел четырех ужасных бесов, которые бросились на него, но он молитвенно воззвал ко Господу и бесы его не тронули. Однако с тех пор он стал заикаться и косить на один глаз.
Будучи юношей, Василий поддался внушению блуднаго беса, который свел его с распутной женщиной. Та повела его в уединенное место для греха. Идя, Василий по привычке творил непрестанную молитву: “Господи, помилуй. Господи, спаси”. Вдруг женщина сказала, что напрасно он идет с ней будучи девственником. Когда Василий был готов соблудить, он все же продолжал творить молитву и так и не смог согрешить. Господь сохранил.
Со временем сбылось заветное желание Василия: он принял постриг на Валааме, с наречением имени Бориса.
В период несения послушания на Валаамском подворье в Москве, отцу Борису был явлен чудотворный список иконы Божией Матери “Споручница Грешных”, который он впоследствии привез на Валаам.
Когда в 20-х годах на Валааме разгорелась новостильная смута, отец Борис искал решения календарнаго вопроса не в канонах, как делали другие, а в молитве. В течение целаго дня, неся послушание на кухне, он горячо молился Матери Божей, и вечером в тиши келлии, получил ответ свыше, что нужно твердо держаться юлианскаго (стараго) календарнаго стиля.
Когда в 1939 году валаамцы уезжали с острова Валаама в глубь Финляндии, то отец Борис, скорбя о неудобствах предстоящей беженской жизни, взмолился Матери Божией, вопрошая что делать, как молиться без богуслужебных книг. Ему был дан ответь: “Теперь будешь творить непрестанную молитву "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", 500 молитв в сутки по четкам и так спасешься”. Отец Борис в восторге ответил, что будет совершать по 1000 молитв, но ему было сказано: “Довольно 500 молитв, а потом непрестанно твори ее”.
В 1957 году во время занятия ночью молитвой Иисусовой, отцу Борису было новое откровение о том, что отныне необходимо оставить прежнее правило, и где бы он ни был и что бы не делал, непрестанно читать 7 раз молитву Иисусову и 3 раза молитву “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что составить десять молитв по четкам.
В том же 1957 году, после нескольких, лет жизни на Новом Валааме в Финляндии, группа валаамцев, но причине своей преданности старому стилю, вернулась в Россию в Псково-Печерский монастырь. Последния десять лет жизни отец Борис был совершенно слеп, но это только способствовало внутреннему сосредоточению и молитвенному деланию. В эти годы началось старческое служение отца Бориса. Он с радостью и великой любовью принимал десятки верующих, приходивших к нему за утешением и советом. Приходивших он наставлял в непрестанной молитве и учил жить в мире и любви, часто повторяя, что “Бог есть Любовь. Без любви нет спасения”.
В течение последних четырех лет жизни, отец Борис ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Скончался он 7 мая 1969 года в возрасте 93-х лет. Погребен в богозданных пещерах монастыря.
Всю свою монашескую жизнь отец Борис подвизался в делании непрестанной молитвы Иисусовой. В последние годы он молился ночью, сидя в кресле, с 11 часов вечера до 5 часов утра. Несколько раз во время ночных молитв он сподоблялся благодатных явлений.
Господь ниспослал сему молитволюбцу дар непрестанной молитвы Иисусовой. Об этом открыл сам отец Борис в своем дневнике. Дневник отца Бориса, опубликованный в №4 “Русскаго паломника” за 1991 год, содержит подробный разсказ о его удивительной жизни.
Ныне мы предлагаем вниманию всех молитволюбцев, ранее не публиковавшаяся келейныя записи монаха Бориса о молитве Иисусовой. Эти записи велись в течение нескольких лет и были окончены 6/19 мая 1920 года на Валааме.
Отец Борис указывает, что эти наставления о молитве Иисусовой собраны им из творений святых отцов. В своих келейных записях он четко не определяет границы цитат и не везде дает ссылки на того или иного святого отца (например, заметны цитаты из еп. Игнатия /Брянчанинова/ без указания автора и источника). В некоторых местах он пересказывает суждения отцов.
Однако, необходимо подчеркнуть, что в келейных записях монаха Бориса святоотеческия наставления чередуются с его собственными ценными мыслями, основанными на личном молитвенном опыте.
Впервые публикуемое “Наставление о молитве Иисусовой...” является посланием современным христианам русскаго инока-исихаста, опытно прошедшаго путь умно-молитвеннаго делания и достигшаго благодатных плодов.
Инок Всеволод Свято- Троицкий монастырь, 2001 г.
Наставление о молитве Иисусовой
Выбранный статьи от святых отцов. Расположил валаамский монах Борис
Возлюбленный о Христе брат, если пожелаешь начать творить святую непрестанную молитву Иисусову, то, возлюбленный, начнем ее с Божией помощью, со святым смирением и со страхом Божиим. Брат, начнем ее с любви. Возлюбленный брат о Господе, любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры. О, любовь, любовь! ты покрываешь множество грехов.
Молю Тя, Господи, даруй, нам по милости Твоей, и, по молитвам Заступницы нашей Богородицы, сию любовь, нелицемерную, но истинную.
Возлюбленный брат, Бог принимает в молитвенное общение с Собою только смиренных. Господь заповедал нам быть тщательными и подвизаться во всегдашней молитве. Сподобляется же этой молитвы человек тогда, когда хранением заповедей Господних и противлением греху и внутренне, и наружно совлечется греха и будет стараться жить непорочно пред Господом, а также тогда, когда человек непрестанно просит помощи у Господа и Пречистой Его Матери.
***
Возлюбленный брат, святый Исаак Сирин говорит, что любовь Божия, высшая любовь, есть плод молитвы. От молитвы рождается любовь Божия. Брат, кто не победил страстей, тот не может иметь дерзновения в молитве; а кто не имеет молитвы, тот не имеет Божественной любви.
Брат о Христе, вот что значат ощутительные признаки Божественной любви. Лицо у такого человека делается огненным и радостным всегда, и тело Его согревается благодатию Божиею (здесь вышеестественное тепло благодати Духа Святаго нельзя путать с естественным кровяным теплом, которое тоже бывает от молитвы, и уж тем более, с блудно-прелестным разжением, наводимым при молитве бесами, дабы погубить подвижника. Нельзя доверять себе и своим ощущениям. О всех своих состояниях при молитве необходимо разсказывать духовнику, опытно проходящему молитву - и. В.).
Упоенный любовию Божиею забывает все свои труды и печали и, по причине своего упокоения делается безчувственным ко всем греховным страстям. И всегда уповает на милость Божию.
***
Знай, брат, что в молитве мы беседуем с Богом. Кто соблюдает повеления Господни, того Господ Бог соблюдает от всякаго зла. Возделывай эти добродетели, и сохрани их ради Царствия Небеснаго. Более будь внимательным к себе и молчанию, чтобы достигнуть любви, которая есть верх и совокупность христианскаго совершенства.
Достигшие мужескаго возраста о Христе получают непрестанную молитву, которую совершают тайно, т. е. в душевной клети, на всяком месте и во всякое время, со смирением и кротостью, со вниманием, со страхом Божиим.
Занимающийся молитвой получает непрестанную молитву тогда, когда воля его и деятельность поглощены будут разумением, желанием и исполнением воли Божией. Вот этим, брат возлюбленный, водворяется в сердце живая вера, Евангельская простота, мир Божий, чуждый всякаго возмущения.
Возлюбленный, кто так не внимает уму своему, тот не может быть чист сердцем, тот не сподобится зреть Бога.
***
Итак, брат, понуждать себя надо, ради Царства Небеснаго. Надо принуждать себя. Потрудимся здесь, на земле, пока живем здесь потрудимся в житии богоугодном, как поучают святые отцы и Священное Писание.
Возлюбленный мой о Христе, кто не внимает себе, тот не может быть нищ духом, не может плакать и рыдать о своих грехах, не может быть кротким и смиренным, скромным и простым в словах и во всяком деле.
Вообще скажу, возлюбленный брат, невозможно стяжать никакой другой добродетели иным образом, как только вниманием самому себе. И потому тебе должно позаботиться о нем, более нежели о чем другом, чтобы на самом деле стяжать молитву непрестанную.
***
Брат, нам предлагают святые отцы непрестанно совершать молитву Иисусову, не торопясь со вниманием, по одному слову, так говоря: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. Так и приучайся понемногу и привыкнешь к ней с помощью Божией. Глаголи на всяком месте при соединении ума и сердца. (Здесь не имеется ввиду благодатное схождеше ума в сердце. Ниже старец говорит, что такое схождеше всецело зависит от Господа. Здесь же говорится о сочувствии сердца молящемуся уму. Последняя мысль повторяется ниже - и. В.).
***
Причем, всякий занимающейся Иисусовой молитвой может постоянно пребывать в трезвении и отгонять от себя именем Иисусовым всякий греховный помысел. Откуда бы он не возник, отгоняй его, брать, прежде нежели он войдет в тебя и изобразится. При помощи этого делания, приобретается опытное познание падших духов. Познав их, возлюбленный, мы стяжеваем к ним
ненависть и памятозлобие, вступаем мы в непрестанную брань с ними. С помощью Иисусовой молитвы воздвигаем против них ес-тественную ревность, гоним их, поражаем, уничтожаем их име-нем Господа нашего Иисуса Христа, то есть молитвой: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”.
Возлюбленный брат! Эта молитва есть наилучший способ для установления внимания и держания его пред Господом. Это драгоценное действование для нас, брат, истинно решившихся служить Господу Богу и поминать Его всегда в себе непрестанно, день и ночь.
***
Брат! Во время службы церковной не оставляй молитву Иисусову, твори ее как можно реже, чтобы ухо твое слушало пение и чтение церковной службы, а уста творили непрестанную молитву. Во время службы молитву твори по четкам. Не старайся, чтобы побольше сотворить молитв и чтобы несколько раз четки повернуть, и помышлять во уме своем: “Вот сколько я во время службы сотен насчитал...”. Это, брат возлюбленный, не нужно Богу! А лучше поусерднее, и со вниманием твори молитву Иисусову; и Богу приятно, и тебе на пользу для твоего спасения, возлюбленный брат. (Очень ценно указание старца о необходимости молиться непрестанной молитвой Иисусовой во время церковной службы. Данное указание основано на общем учении отцов-аскетов и опровергает ложное мнение многих, что во время богослужения молитвой Иисусовой молиться нельзя. Дело в том, что Иисусова молитва помогает внутренне сосредоточится и следовательно не мешает, а наоборот способствует пониманию смысла богослужебных текстов — и. В.). Итак, брат, должно нудить себя и упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве.
Во время службы не надо подходить к другому брату и разговаривать с ним о пустяках, лучше скажи ему после, а не во время церковной молитвы, когда он, может быть, молится Богу с усердием и со слезами. Не отбивай его от молитвы, брат, это не хорошо, послушай что говорят святые (свят. Димитрий Ростовский): тот, кто разговаривает с другим и мешает ему молиться, тот есть сатана. Ты спросишь: “Как так сатана? Разве нельзя что-то и очень нужное, и необходимое сказать?”. Да, возлюбленный, если очень нужное дело, то сперва брату поклонись и он тебе поклонится, а потом скажи нужное.
***
Преподобный Филимон говорит, что Бог хочет, чтобы мы являли наше тщание к Нему сперва в трудах, потом в любви и непрестанной молитве. Итак, возлюбленный, ничто так не способствует молитве как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя. Занимайся трудами, а в устах держи молитву Иисусову. Молись, брат, устами почаще повторяй ее.
А если не можешь этого совершать и непрестанно молиться, то не скорби, брат! Но возвращайся к молитве как вспомнишь о ней. Мало по малу, молитва непостоянная, воспоминаемая, обратится в навык и редкая молитва неприметным образом перейдет в непрестанную, только принуждай себя к ней, брат!
***
Чтобы приступать к деланию молитвы нужно иметь: непресыщенное чрево, отсекать все страсти и помыслы, и все житейское попечение. Нужно искренне, от всего сердца, прощать все обиды, нужно благодарить Бога за все скорбные случаи жизни, удалять от себя разсеянность и мечтательность, и иметь благоговейный страх.
***
Возлюбленный, качество истинной молитвы состоит в том, что ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму. А еще в том, что во время молитвы сей приидет к тебе расположение духа и поплачешь о своих грехах, и вспомнишь последняя твоя, то есть смерть, как надо будет предстать пред Господом Богом. Помыслишь, что, может быть, этот день для тебя будет последним и поплачешь о своих грехах. Вспомнишь, брат, и муку для грешников, и рай для праведников и помыслишь, что мы странники и пришельцы на земле, и слезы потекут у тебя чистосердечныя.
***
Когда проснешься первым делом вспомни и займись молитвой. Возлюбленный брат, когда время приходит ко сну, помолись Богу. Перекрести крестом свой одр, то есть постель, и ложись на него, глаголя: “Огради мя, Господи, силою Честнаго Животворящаго Креста и сохряни мя от всякаго зла”. И еще: “В руце Твои, Господи, предаю дух мой, Ты же мя благослови и помилуй мя грешнаго”. И усни с молитвою на устах твоих: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”.
Брат мой о Христе! Вечером, отходя ко сну разсмотри действия свои в течение дня, чем ты согрешил в этот день, и как вел себя и покайся пред Господом, и вперед остерегайся грешит. Внемлющий себе — помнит грехи свои, а развлеченный — не помнит их. Итак, брат, припомнив все согрешения свои, принеси в них покаяние Богу, с решением исправиться. Потом прочитай молитвенное правило.
Брат мой, Богомыслием день начатый — Богомыслием оканчивай.
***
Благодатныя дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих день и ночь, размышляют, как бы Господу угодить и непорочно пред Ним жить, и заповеди Его хранить, и мыслить о Нем всегда, непрестанно.
Брат, плоды истиной молитвы: мир души, соединенный с тихою молчаливою радостию, чуждою мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений, любовь к ближним, ходатайствующая о всех в своих молитвах пред Богом: как о себе, так и о всех.
Брат, душа, тогда пребывает в верности Богу, когда немедленно раскаивается в тех согрешениях, в которыя увлекается по немощи своей и когда удаляется всякаго слова, дела и помышления греховнаго. Возлюбленный, отвергнись всего, чтобы наследовать тебе сию молитву.
***
Присоедини, брат, еще на каждый час молитву “Царю Небесный” до конца. Потом: “Богородице Дево, радуйся” до конца. Потом третью: “Святый мой Ангеле Хранителю, от всякаго зла сохрани мя, и моли о мне грешном и немощном”.
Вот эти три молитвы привыкай читать на каждый час дня и ночи. А за часы сна, прочитывай вперед по несколько молитв сразу. Принуждай себя, и со временем будет тебе хорошо и легко, всегда будешь с Господом.
Брат, как учат нас отцы, отвергнись всего земного, чтобы наследовать небесное, и сию молитву Иисусову, “и поднятый от земли на кресте самоотвержения, предай Богу дух, душу и тело твои, а от Него приими святую молитву”, которая есть действие в человеке Святаго Духа, после того как Дух вселится в человека.
Брат мой, всегда надо радоваться о Господе. Непрестанно молиться, за все благодарить Господа, за худое и за хорошее. Надейся на Бога, что Он тебя не оставит в сей жизни, поможет тебе, и сохранит от всякаго зла, и за гробом помилует тебя по милосердию Своему.
Брат, Милостивый Господь терпит еще наши согрешения, дает нам время на покаяние. Постараемся пожить богоугодно на земле, чтобы получить от Господа то Царство, Которое Он обещает .любящим Его и творящим волю Его.
Вот учение святых отцов о молитве, изложенное еп. Игнатием (Брянчаниновым).
Желающий преуспеть в молитве да не дерзает легко мыслить и судить о молитве произносимой устами и гласом при внимании ума, как о делании малозначущем и не заслуживающем уважения. Если святые отцы говорят о безплодии устной и гласной молитвы, не со-единенной со вниманием, то из этого не должно заключать, чтобы они отвергали или уничтожали и самую устную молитву.
Нет, брат! Они только требуют при ней внимания. Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной. Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная.
Итак, научимся, брат, сперва молиться внимательно устной и гласной молитвой, тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети. Устная и гласная молитва указана нам Священным Писанием. Пример ея подал Сам Спаситель, подали святыя апостолы, наученные Господом. Господь вслух молился перед воскрешением Лазаря. Заключенные в темнице св. апостол Павел и его спутник Сила ночью молились Богу.
И при устной молитве, вместе с гласным и устным молением и даже песнопением должно внимательно умом и сердцем молиться Господу.
Преп. Нил Сорский говорит, что молящийся гласом и устами, без внимания, молится на воздух, а не Богу. “Странно твое желание, чтобы Бог тебя услышал, когда ты сам себя не слышишь!” — говорит свят. Димитрий Ростовский.
Брат мой, устной, гласной молитве, как и всякой другой, должно непременно сопутствовать внимание. При внимании польза устной молитвы неисчислима. Уста и язык, часто упражняющиеся в молитве и чтении Священнаго Писания, получают освящение, становятся неспособными к празднословию, смеху, шуткам и сквернословию.
Брат о Христе, хочешь ли преуспеть в умной и сердечной молитве? Научись вниманию в устной и гласной молитве. Внимательная устная молитва сама перейдет в умную и сердечную.
***
Брат! Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силою помыслы, приносимые бесами? Отгоняй их, когда ты один в келлии, гласною внимательною молитвою. Брат! Произноси слова ея по четкам неспешно, с умилением: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”.
***
По четкам обозначается сто десять узлов (имеется ввиду сотница с десятью разделительными узлами — и. В.). Отдели десять крупных узлов из ста на творение молитвы Божией Матери. Молись Ей так: “Пресвятая Богородице, спаси всех нас и меня грешнаго”. И Она тебе будет всегда Помощницей во всем.
Брат мой! Бесы трепещут от внимательной устной молитвы и рушатся сети их! А ангелы святые молятся вместе с творящими устную внимательную молитву, как удостоились это зреть некоторые святые угодники Божии: преп. Серафим Саровский, Симеон Дивногорец и прочие.
Во всю свою жизнь упражнялись устною и гласною молитвою святые отцы и получали дарования Духа Святаго. Причина преуспеяния их та, что с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека. Такими они были разгоревшимися в любви к Богу.
Брат! Будем с Божией помощью и молитвами Пресвятой нашей Богородицы внимательны в устных и гласных молитвах, произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Брат мой о Христе, не сделаем наших трудов и жизни в монастыре безплодными нашей невнимательностью и небрежением в деле Божием.
Брат мой! Смотри, пагубно небрежение к молитве. “Проклят, — говорит Писание, — творяй дело Божие с небрежением”. Положим, брат, в основание молитвеннаго подвига, для котораго все прочие подвиги, внимательную устную и гласную молитву, за какую Милосердный Господь дарует в свое время постоянному, терпеливому, молчаливому подвижнику молитву, умную, сердечную, благодатную.
***
Итак, возлюбленный мой, будем понемногу привыкать к устной сердечной молитве, будем иметь терпение и понемногу навыкнем в ней, с помощью Божией.
Прилепляющагося всею душою и сердцем, и помышлением ко Христу и соединяющагося с Ним непрестанною молитвою, Господь избавляет от порабощения греху и диаволу. Священное Писание возвещает нам, что Спаситель скоро заступается за избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь.
Нспрестанная молитва — признак совершенства. Достигший сего, говорит св. Исаак Сирский, достиг высоты всех добродетелей, и соделался жилищем Святаго Духа. Упражнение в непрестанной молитве, обучение себя ей, необходимо всякому иноку, желающему достигнут христианскаго совершенства. Делание молитвы Иисусовой есть обязанность инока, возложенная на него заповедью Божией и иноческими обетами! Итак, брат, постараемся по силе возможности и потрудимся ради любви к Господу.
***
Очевидно, брат, что святые апостолы получили лично от Господа заповедь о непрестанной молитве. Они передали ее верующим и сами занимались ею. До принятия Святаго Духа они проводили время в совместных молитвословиях, имея постоянное молитвенное направление духа, то есть непрестанную молитву. Когда низошел на апостолов Святой Дух то соделал их храмами непрестанной молитвы — храмами Божиими. Как говорит Писание: “Дом мой — домом молитвы наречется”. Итак, брат, Дух, когда вселится в кого из человеков, тогда человек тот не престает молиться, ибо сам Дух Святый непрестанно молится в человеке. Непрестанная молитва, приводит христианина в состояние удобное для принятия Святаго Духа.
*** Возлюбленный брат, святые отцы говорят, что первоначально должно произносить непрестанно молитву языком, весьма тихим голосом, неспешно со всевозможным вниманием и мало по малу молитва устная перейдет в умственную, а потом и в сердечную. Но на переход нужны многие годы. Не скорби, брат, об этом! Не должно искать этого перехода преждевременно, пусть он совершается сам собою, или, правильнее сказать, да дарует его Бог, в известное Ему время, смотря по духовному возрасту человека.
Смиренный инок радуется и довольствуется памятовать Бога во дни и ночи, и благодарит и славословит на всяком месте в трудах и прочее исполняя, возлюбленный, со всею верою и простотою сердца и со смирением.
Не полезно тебе, брат, преждевременно искать получения сердечной благодатной молитвы. Но, любезный брат! Занимайся устной, а потом и эта молитва благодатная подойдет по милосердию Божию.
Дорогой брат! Каждый шаг к успеху в этом подвиге есть дар Божий. Отвергнись себя и отдайся Богу, да творит с тобою, что хочет.
***
Брат! когда кто начнет поститься, тогда от поста приходит в желание молиться Богу. Не может постящийся провести в постели всю ночь, но часто просыпается и сидя на постели молится молитвой Иисусовой, или читает акафист, или псалтирь. И с молитвою непрестанной опять засыпает и днем всегда старается принуждать себя к молитвенному памятованию Божию, и заботится о предстательстве Царицы Небесной, просит Ея ходатайства пред Престолом Ея Сына и Бога, и надеется, что через Ея ходатайства Господь не оставит и даст помощь идти по пути жизни вечной. Это зависит от нашего старания.
Помни, брат, что нам надо всегда призывать Бога в молитвах и пребывать в вере, яко многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Некогда святый Арсений молился Господу, говоря и думая о спасении. Просил он: “Господи! Укажи, научи как мне спастись”. Господь ему сказал: “Арсений! бегай от людей и молчи, и спасешься”. Так и нам надо подражать, хоть и трудно, но что же делать, надо понуждать себя, брат! Живешь ты в монастыре? Более молчи и меньше говори, более славословь Господа и твори молитву Иисусову, а если спросят тебя что-нибудь, то говори со смирением и тихостию и опять займись молитвою. Так святые отцы жили и трудились и угодили Господу, и спаслись.
***
Возлюбленный, прилепись молитвою твоею ко Господу со смирением и с любовию. Любящие Господа ненавидят зло. Жертва Богу — дух сокрушен и смирен, Бог его не уничижит.
***
Если ты, брат, еще не ощутил соединения ума, души и тела (т. е. взаимоотношения между ними еще не пришли в правильное, Богом установленное состояние, которое было нарушено грехопадением — и. В.), то занимайся внимательно молитвою устною и временами гласною. С терпением борись против страстей, не приходя в уныние и безнадежие при побеждении помыслами и ощущениями греховными. Впрочем, и не попускай себе побеждаться. Если будешь падать, то вставай. Немощь имеет свою пользу: она попускается для очищения от гордости, гнева, памятозлобия, осуждения, роптания, смеха, высокоумия, высокомудрия, тщеславия и прочаго.
Брат, невозможно преуспеть в добродетели без усиленнаго внимания к себе. Преп. Иоанн Лествичник говорит, что молитва матерь добродетелей, а смирение — губитель страстей. Да будет главным твоим делом молитва со смирением и чтение святых книг. Очищай сердце и разжигай его непрестанной памятью Господа. Терпеливый непременно будет утешен Господом.
Решившись служить Богу, должны мы упражнятся в молитвен-ной памяти Божией, в непрестанной молитве ко Господу.
***
Не забудь, брат, поминать Царицу Небесную. Таким упражнением приблизишься к Богу, по молитвам Божией Матери. Преп. Григорий Синаит просил и молился часто в церкви Богоматери со слезами, прося у Нея святых молитв о том, чтоб ему дана была непрестанная молитва. Однажды он прикладывался к образу Богоматери и получил благодатную непрестанную молитву. Будем и мы просить Богоматерь. Надейся, брат, что получишь просимое.
***
Старайся всегда поминать и размышлять о Господе. Это заповедали все святые отцы. Вот и свят. Димитрий Ростовский предлагает желающему проводить жизнь богоугодную, заняться чтением на каждый день молитв пяти язвам Христовым. Пяточисленныя молитвы расположил свят. Димитрий Ростовский и сам занимался этим упражнением и непрестанною молитвою Иисусовою, и достиг вечнаго покоя от Господа.
***
Возлюбленный брат, приучайся понемногу к молитве, нудь себя, это нам под старость пригодится, где бы ты ни жил, где бы ты ни служил, где бы ты ни работал.
Брат мой! Старайся себя принуждать говорить в устах своих тихо: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. Многие произносят эту молитву с поспешностию, заботясь о исполнении числа. Таким образом моления они не допускают молитве пронинут в сердце и произвести умиление. От чего мы и скучаем в храме Божием!
Итак, брат, вступившаго в истинный молитвенный подвиг, руководствует в нем сам Бог! Преп. Иоанн Лествичник сказал, что молитва сама в себе содержит учителя — Бога. Сам Бог научает человека уразумевать молитву. Бог дает молитву молящемуся.
***
Блажен тот, кто на благодать Твою надеется, Господи. Вдвойне блажен, кто постоянно в мыслях имеет благость Твою. Все дары приносит благость Божия смиренномудрым.
***
Господи! Пусть из глаз моих прольются источники слез и Ты омоешь меня моими собственными слезами, очищая ими от страстей.
***
Молим Тебя, Господи, даруй нам благодать и силу, да сподобимся Тебе пети разумно и молиться непрестанно и надеемся Тебя зрети, Спасителя наших душ, страхом и трепетом свое спасение соделывающи.
6 мая 1920 года.
Православная жизнь. №9 (620) Сентябрь2001