МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ СБОРНИК ПОУЧЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ И ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТИЯ составил священник Владимир Емеличев |
Часть3
Вера
Внутреннее делание. Молитва
Безмолвие
Труд
Разум
Любовь
Слово св. Антония Великого
священник Н. И. Покровский
В христианской религии неизбежны: догмат, содержащий в себе “от века сокровенные”, то есть недоступные уму человеческому тайны премудрости Божией, воспринимаемые только верою, которая и блюдет их “как величайшие тайны благочестия”; заповедь, как выражение безусловного авторитета воли Божией над всяким помышлением, произволением и деянием человеческим, и наконец—благодать Божия, освящающая и спасающая человека.
св. Максим Исповедник
Чрез заповеди Господь исполняющих оные делает бесстрастными; а чрез Божественные догматы дарует им свет ведения.
свт. Григорий Палама
Мы “веруем в Бога” и “веруем Богу”; эти понятия не являются тождественными. Потому что “веровать Богу” означает считать Его обетования по отношению к нам незыблемыми и истинными; “веровать” же “в Бога” заключает в себе православно мыслить о Нем.
Итак, то, что мы истинно веруем Богу, то есть иными словами — сознаем как истинные и незыблемые и еще только не находящиеся в наличии Его обещания в отношении нас или угрозы, пусть будет явленным на основании наших добрых дел и соблюдении Божиих заповедей. А то, что мы православно веруем в Бога, то есть прекрасно, утвержденно и благочестиво мыслим относительно Него, каким образом это явить нам? Тем, что мы единодушны, единомысленны и единоисповедны с богоносными Отцами нашими.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Вера в Бога состоит в том, что если кто предаст себя Богу, то уже не имеет власти над собою, но подчиняет себя Его владычеству до последнего издыхания. А потому, что и бывает с ним, принимает от Бога с благодарением.
Из книги “Откровенные рассказы странника духовному своему отцу”
Как примирить человека в вере с невозможностию возродиться в себе со стороны человека? В Священном Писании открыто для сего средство и показаны примеры: — “Просите и дастся вам”.— Апостолы не могли сами собою возбудить в себе совершенства веры, но молили Иисуса Христа: — “Господи, приложи нам веру”.— Вот пример снискания веры! Отсюда видно, что вера приобретается молитвою.
св. Симеон Новый Богослов
По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого велика вера, тому подается и благодать великая, у кого мало веры — мало и благодати.
Одна вера, будь она истинная и православная вера, не принесвт никакой пользы тому, кто верует без добрых дел.
Явлением веры служит сила, исходящая от веры. Явлением же ее силы служит ревностное делание заповедей Божиих и богоугодных дел.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Нехорошо с усердием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно, предоставь это Сказавшему: — “знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него” (Мф. 6, 8).
Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога.
Презирающие лекарства и не обращающие внимания на различие снедей, достигли в меру веры, а не совершенства.
Неверие происходит оттого, что мы желаем славы человеческой.
свт. Феофан Затворник
Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляет
ся: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну, и оставайся с тем, на что упование полагаешь.
св. Симеон Новый Богослов
Верующий во Христа ничем другим не может доказать свою веру, кроме исполнения того, что заповедано Им, и удаления от того, что Им воспрещено.
св. авва Исайя
Озаботься всею силою своею не догматствовать, но следуй (учению)... Церкви. Ибо никто не может постигнуть что-либо от Божества.
игумен Никон
Внутреннее делание. Сам Господь в двух словах указал, в чем оно состоит и что особенно необходимо в трудные времена (Мк. 13, 33): бодрствуйте и молитесь!
свв. Варсонуфий и Иоанн
Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем.
Из книги “О должностях пресвитеров приходских”
От внутренних злых происходит и внешнее зло, как от семян горьких горчайшие плоды.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Не внешнего врага нам надобно бояться; враг наш заключен в нас самих. Почему и
ведется в нас непрестанно внутренняя война. Одержим мы в ней победу — и все внешние брани сделаются ничтожными, и все станет у воина Христова мирно, и все ему покорно. Нечего будет нам бояться врага со вне, когда то, что есть внутри нас, быв побеждено, покорится духу.
свт. Феофан Затворник
Царствие Божие внутрь нас есть, говорит Господь, и потом для одного духовного делания заповедал: вниди в клеть твою и затвори двери. Это — клеть сердца, по разумению всех святых отцов. По сей то причине человек духовный, спасающийся, подвизающийся, и называется внутренним.
св. Макарий Великий
Главнейшее дело подвижника в том состоит, чтоб вошедше и в сердце свое, сотворить там брань с сатаною и возненавидеть его и, противоборствуя помыслам его, воевать с ним.
свт. Феофан Затворник
В сердце надо стоять. Но сердце не помнить, а только Господа зреть.
св. Исихий Иерусалимский
Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре (делания): смирение, крайнее внимание, противоречие (помыслам) и молитву. Смирение, чтобы, как брань у него идет с соперниками — гордыми демонами, всегда иметь в руке сердца помощь Христову: ибо Господь ненавидит гордых. Внимание, чтобы всегда держать сердце свое неимеющим никакого помысла, хотя бы он казался добрым. Противоречие, дабы, как только уразумеет, кто пришел, тотчас с гневом воспротиворечить лукавому, как говорится: — и “дам ответ поносящему меня” (Пс. 118, 42),— “в Боге успокаивается душа моя” (Пс. 61, 2). Молитву, дабы после противоречия, тотчас из глубин сердца возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным. И тогда сам подвизающийся увидит, что враг его поклоняемым именем Иисуса, как прах ветром развевается и гонится прочь, или как дым исчезает со своим мечтанием.
Дело непрестанного трезвения, душеполезное и многоплодное, есть — тотчас усматривать образующиеся в уме мечтательные помыслы. Дело прекословия — обличать и выставлять на позор помысл, покушающийся войти в воздух ума нашего посредством представления какого-либо чувственного предмета. То же, что тотчас погашает и рассеивает всякое умышление сопротивоборцев, всякое слово, всякую мечту, всякого идола и всякий столп злобы, есть призывание Господа. И мы сами видим в уме державное поражение их от Иисуса, великого Бога нашего и отмщения Им за нас смиренных, бедных и ни к чему не годных.
Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Иисус Христово, как молния вращается в воздушном пространстве, пред тем, как быть дождю. Это хорошо знают имеющие духовную опытность во внутренней брани. Брань эту мысленную будем вести в таком порядке: первое дело — внимание; потом, когда заметим, что подошел вражий помысл, бросим на него с гневом слова клятвы из сердца; третье за тем дело — помолиться на него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, да развеется этот демонский призрак тотчас, чтобы иначе ум не пошел в след этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким-либо искусным фокусником.
Добродетель внимания, которая состоит в блюдении и хранении ума и в установлении сладостного сердечного безмолвия и свободного от мечтаний блаженного состояния души — дело, которое не во многих найдешь.
свт. Феофан Затворник
Вы кажется о внимании судите, как об излишней строгости, а оно напротив есть корень внутренней духовной жизни. Почему враг больше всего против него и вооружается и всеусильно строит пред очами души обольстительные призраки, и влагает помыслы о льготах и развлечениях.
Как понимать выражение: “сосредоточить ум в сердце?” Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце — значит установить внимание в сердце и умно зреть пред собою присущего невидимого Бога, обращаясь к нему со славословием, благодарением и прошением, назирая при этом, чтобы ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни. Главнейший же подвиг есть хранение сердца от страстных движений и ума — от таких же помыслов. Надо в сердце смотреть, и все неправое оттуда гнать.
Первый прием к тому, чтобы привлечь ум к сердцу, именно чрез сочувствие читаемым и слушаемым молитвам; ибо чувства сердца обычно властвуют над умом.
св. Исихий Иерусалимский
Блюди присно, чтобы никогда никакого помысла не иметь в сердце своем, ни непотребного, ни благовидного.
св. Григорий Синаит
Помыслы суть слова бесов и предтечи страстей.
св. Исихий Иерусалимский
От прилога — множество помыслов, а от этих худое дело чувственное. Тотчас погашающий со Иисусом первое, избег и последующего.
св. Григорий Синаит
Прилог же — от бесов, коим Промыслом попускается обнаруживать, каково наше самовластие.
Феолипт митрополит Филадельфийский
Если они (помыслы) будут настаивать, толкая в двери внимания и возмущая мысль, то знай, что они получают подкрепление от скрытного предварившего сие нападение возжелания их; почему как бы право какое имея на душу, ради того, что пошатнулось уже произволение, они тревожат и докучают.
свт. Григорий Полома
Задерживающий свой ум в земных помыслах, конечно, является преступником, а не тем ли более тот, кто погрязает в дурных и грязных?
свв. Варсонуфий и Иоанн
Всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостью; все вражеское бывает со смущением и мятежом.
Пролог (19 июля). Слово монаха Петра
Всякий бо помысл отлучает ум от Бога. Весь бо есть подвиг диаволу отлучать и отрезать ум от Бога и (нудить его) совокупляться и соглашаться со скверными помыслами.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Брат! не о всех возникающих помыслах должно вопрощать (Старцев), ибо иные мимолетны; но о тех, которые долго остаются в человеке и борют его.
св. Исихий Иерусалимский
Поелику всякий помысл входит в сердце чрез воображение чего-либо чувственного (чувственное же мешает умственному); то Божественный свет Божества тогда уже начинает осиявать ум, когда он упразднится от всего и сделается совершенно безвидным (никакого вида и образа не представляющим).
Хранение ума с призыванием Иисуса Христа— то, чтобы всегда смотреть в глубину сердца и непрестанно безмолствовать мыслию — даже, скажу так, и от помыслов, кажущихся десными, и стараться быть пусту от всяких вообще помыслов, дабы не утаились под ними тати.
За простыми и бесстрастными помыслами следуют страстные, как узнали мы из долговременного опыта и наблюдения; и первые служат входом для последних, бесстрастные для страстных.
Наука наук и искусство искусств есть умение управляться с злотворными помыслами.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Различие же между тем, чтобы позволять помыслам входить (в нас) и отсекать их, есть следующее: допустить их войти в себя может лишь тот, кто силен противиться им, бороться с ними и пребыть непобедимым; а кто немощен и не может сего, но соглашается с помыслами, тот должен отсекать их, прибегая к Богу.
св. Иоанн Лествичник
Если ты опытно научился этому художеству, то ты знаешь, о чем я говорю. Сидя на высоте, наблюдай, если умеешь: и тогда ты увидишь, как и когда, и откуда, и сколько, и какие тати идут украсть гроздья твои. Когда страж сей утрудится, то встает и молится, а потом опять садится и мужественно продолжает первое делание.
св. Исихий Иерусалимский
Итак один способ (прием) трезвения есть: смотреть неотступно за мечтанием или за прилогом ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом.
Другой: иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим, и молиться.
Иной: непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа.
Иной еще способ: иметь в душе непрестанное памятование о смерти.
Все сии делания, возлюбленный, подобно привратникам, возбраняют вход худым помышлениям; о том же, что должно лишь к небу взирать (занимать всегда ум созерцанием вещей небесных), ни во что вменяя землю (и все земное), что также есть один из действенных способов трезвения, как и прочие, об этом я с помощью Бога, дающего слово, изложу обстоятельнее в другом месте.
св. Филофей Синайский
Наперед бывает прилог (приражение, действие, когда брошенная вещь ударяет в то, на что брошена); потом сочетание (содвоение, внимание сковано предметом, так что только и есть что душа да предмет приразившийся и ее занявший); далее сосложение (предмет, приразившийся и внимание занявший, возбудил желание,— и душа согласилась на то — сосложилась); за сим пленение (предмет взял в плен душу, возжелавшую его и как рабу связанную ведет к делу); наконец, страсть (болезнь души), частым повторением (удовлетворением одного и того же желания) и привычкою (к делам, коими оно удовлетворяется) вкачествовавшаяся в душе (ставшая чертою характера).
И прилог, говорят, есть голый помысл или образ какой-либо вещи, только что родившийся в сердце и представившийся уму; сочетание есть собеседование с представившимся (предметом или образом), страстное или бесстрастное; сосложение есть склонение души к зримому оком ума предмету со услаждением; пленение есть насильственное и невольное отведение сердца (в плен), удержание в нем и слияние будто в одну жизнь с предметом пленившим, от коего (слияния) исчезает доброе наше состояние (теряется покой), страсть же вообще, говорят, внедряется в душе долговременным пристрастием (к предмету какому-либо).
св. Исихий Иерусалимский
Первое есть прилог; второе •— сочетание, когда наши помыслы и помыслы лукавых демонов смешиваются; третье — сосложение, когда обоего рода помыслы сговорятся на зло и порешат между собою, как ему быть; четвертое же есть чувственное деяние или грех. Итак, если ум, трезвенствуя, внимает себе и посредством прекословия и призывания Господа Иисуса прогоняет прилог с самого его приражения, то ничего из того, что обычно следует за ним, уже не бывает. Ибо лукавый, будучи умом бестелесным, не иначе может прельщать души, как чрез мечтание и помыслы.
свт. Григорий Палама
Поставлять же ум не вне телесного мудрования, а вне самого тела, чтоб там он улучал умные созерцания, есть верх еллинского заблуждения, корень и источник их зломыслия, изобретение демонов, матерь невежества, дщерь бессмыслия. Почему говорящие по наущению бесов, выступают из себя, не понимая и того самого, что говорят. Мы же не только внутрь тела и сердца, но и внутрь себя самого вводим ум.
свт. Феофан Затворник
Внутреннее надо налаживать с утра — как глаза откроются. Хранить его весь день, вечером подогреть, и так заснуть.
св. Григорий Синаит
Научить других сему чину не всех возможно. Послушливых простецов и неграмотных — да; потому что послушание ради смирения ко всякой добродетели способно, Непослушливым же, простецы ли они, или ученые, не преподается сия наука, чтоб не впали в прелесть; ибо самочинный не может избежать самомнения, которому обычно сопутствует прелесть, как говорит святой Исаак. Некоторые же, не помышляя об имеющем быть вреде, всякого прилучающегося учат своими усилиями держать память Божию для того, чтобы ум навык сей памяти и возлюбил ее, что невозможно, особенно для привыкших жить по своему чину. Ибо так как ум их нечист по причине нерадения и высокомудрия и не предочищен слезами, то они узревают паче срамные образы помыслов, нежели молитву, между тем как гнездящиеся в сердце их духи нечистые, будучи тревожимы страшным именем (Божиим), скрежещут, желая погубить уязвляющего их. Почему если самочинник услышит или из книг узнает о делании сем и возжелает держать его, то одно из двух постраждет: или, если нудить себя будет, впадет в прелесть и останется неисцельным, или, если нерадеть будет, во всю жизнь останется безуспешным.
Кто по слуху или учению трудится в молитве, всуе трудится, не имея руководящего.
св. Нил Синайский
Приготовься, как опытный борец, не колебаться, хотя бы внезапно увидел ты какое привидение, не смущаться, хотя бы обращен был на тебя меч, или пламенник устремлен был тебе в лицо, не падать духом (не робеть), хотя бы представился тебе зрак (рожа) какой безобразный и коварный; но стой, исповедуя доброе исповедание, и смело взирай на врагов твоих.
Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтобы с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам — демонам.
св. Григорий Синаит
Святой Лествичник говорит, что “для послушника (живущего в братстве) падение — есть своей воли следование, а для безмолвника падение — молитвы оставление или пресечение”.
Ибо ум таковых прелюбы творит, когда отступает от памяти Божией, как от жениха, и с любовью емлется за другие посяеднейшие вещи.
св. Исихий Иерусалимский
Трезвение и молитва Иисусова взаимно входят в состав друг друга, крайнее внимание в состав непрестанной молитвы, а молитва в состав крайнего в уме трезвения и внимания.
ст. схиархимандрит Захария
Ничего из дел на земле более важного, чем молитва, нет.
св. Марк Подвижник
Молитвою искать царствия Божия и правды Его, которое внутри нас.
свт. Игнатий Брянчанинов
Ум подвижника, не уединившегося и не заключившегося в себе, находится по необходимости среди молвы и мятежа, производимых бесчисленными помыслами, имеющими к нему всегда свободный доступ, и сам болезненно, без всякой нужды и пользы, зловредно для себя скитается по Вселенной. Уединение человека в самом себе не может совершиться иначе, как при посредстве внимательной молитвы, преимущественно же при посредстве внимательной молитвы Иисусовой, Достижение же бесстрастия, освящения или, что то же, христианского совершенства, без стяжания умной молитвы невозможно; в этом согласны все Отцы.
Путь истинной молитвы соделывается несравненно теснее, когда подвижник вступит на него деятельностию внутреннего человека. Когда же он вступит в эти теснины и ощутит правильность, спасительность, необходимость такого положения, когда труд во внутренней клети соделается вожделенным для него, тогда соделается вожделенною и теснота по наружному жительству, как служащая обителью и хранилищем внутренней деятельности.
Для преспеяния в молитве и для избежания прелести необходимо самоотвержение, научающее искать в молитве одного внимания. Тогда подвиг молитвенный упростится и облегчится; облегчатся и искушения, которые,, однако, всегда строго сопутствуют подвигу. Если же кто преждевременно стремится к раскрытию в себе действий сердечной молитвы,— “тому,— говорит преподобный Нил Сорский, согласно с прочими Святыми Отцами,— попускаются тяжкие, превыше сил, искушения от бесов”.
Из книги “Откровенные рассказы странника духовному своему отцу”
Так как во всяком деле есть качество, то оное Господь предоставил Своей воле и дарованию. А чтобы яснее показать зависимость человеческую от воли Божией и глубже погрузить его в смиренномудрие, Бог оставил воле и силам человеческим одно количество молитвы, заповедал непрестанно молиться, всегда молиться на всякое время, во всяком месте. А сим-то и открывается таинственный способ к достижению истинной молитвы, а вместе с нею- и веры, и исполнения заповедей и спасения. Итак, на долю человека дано количество. Частость молитвы представлена в собственность его воле. О сем точно так учат и отцы Церкви. Святой Макарий Великий говорит: — “молиться как-нибудь (но часто) состоит в нашей воле; а молиться истинно есть дар благодати”.
ст. Макарий Оптинский
Молитесь просто в определенное время, количеством со смирением, от чего рождается и качество.
св. Иоанн Кронштадтский
Мы только с помощью Святаго и Животворящего Духа можем достойно и животворно молиться. Молитвы в своем подлинном виде ни что другое, как дыхание Святаго Духа. Сам Дух, сказано, ходатайствует о нас неизреченными воздыханиями.
игумен Никон
После пришествия Спасителя и Его страданий молитва мытаря святыми отцами заменена молитвой Иисусовой. Смысл один и тот же.
Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы
Посмотри теперь, какой в сем дивный чин и какая дивная последовательность, носящая явную печать небесной премудрости! — Один возглашает имя: Господа Иисуса, другой: Иисуса Христа, третий: Христа Сына Божия, как бы один за другим следуя, и один другого со вниманием держась, в согласии и сочетании сих богодейственных глаголов. Видишь, как каждый из них берет в конце изречения другого стоящее речение и его полагает началом своего? Блаженный Павел сказал: никто не может исповедать Господа Иисуса. Последнее речение: Иисуса берет святой Иоанн и ставит первым в своем изречении: иже исповесть Иисуса Христа. Последнее его речение: Христа в исповедании святого Петра помянуто первым: Ты Христос Сын Бога. Так составилась, как триплетная и нерасторжимая вервь, Боготворная молитва наша, премудро и разумно соплетенная и сотканная. Так до нас дошла, так блюдется нами, и в том же виде от нас перейдет к тем, кои будут после нас. Что касается до речения: помилуй мя, прилагаемого к спасительным словам молитвы, то есть Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, то его приложили святые отцы, наипаче для младенчествующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных. Ибо преуспевшие и совершенные о Христе, каждым из сих воззваний одним: Господи Иисусе; Иисусе Христе; Христе Сыне Божий! Или даже только возглашением: Иисусе, довольны бывают, объемля то и лобызая, как полное делание молитвы, и чрез это одно исполняемы бывая неизреченной, всякий ум, всякое ведение и всякое слышание превосходящей сладости и радования.
св. Паисий Величковский
Если же тело все разогревается, а ум остается чистым и бесстрастным и как бы прикрепленным и погруженным в глубине сердца, начиная и оканчивая молитву в сердце, это есть несомненно от благодати, а не от прелести.
ст. схиархимандрит Захария
Христа дает душе Пречистая Матерь Его. Молись Пресвятой усердно и будешь с Сыном Ее.
св. Нил Синайский
Помолившись, как должно, ожидай, что не должно, и стой мужественно, охраняя плод свой.
св. Иоанн Карпафский
Которые сильнее налегают на молитву, те подвергаются более страшным и свирепым искушениям.
св. Паисий Величковский
Поскольку эта божественная молитва выше всякого другого монашеского подвига и есть завершение всех трудов, источник добродетели, тончайшее и скрытое во глубине сердца делание ума, постольку невидимый враг нашего спасения распространяет на нее невидимые, тонкие и едва постижимые человеческому уму свти разнообразных своих обольщений и мечтаний.
свт. Феофан Затворник
Относительно умной молитвы держите одну предосторожность, чтоб при непрестанном памятовании о Боге не забывать возгревать и благоговейный страх, и позыв падать в прах пред лицем Бога, милостивейшего Отца, но и грозного Судии.
Св. Иоанн Кронштадтский
Не верь своей плоти, которая пугает тебя, что не будешь иметь сил устоять во время молитвы: она лжет. Начни молиться и увидишь, что плоть твоя станет твоей покорной рабыней. Молитва ее оживит. Всегда помни, что плоть лжива. Не отчаивайся даже и тогда, когда из-за болезни или расстройства чувствуешь себя нехорошо, не в расположении, и когда в таком состоянии твоя молитва холодна, тяжела, полна уныния и известного отчаяния — не отчаивайся, потому что Господь знает твое болезненное трудное состояние. Борись с немощию, молись изо всех сил, и Господь призрит на слабость твоей плоти и твоего духа.
Молитва, которая произносится от сердца, всегда может быть только полезна для души и тела и никогда не вредна для тела молящегося, хотя бы у него и было плохое здоровье.
Не жалей себя и сердца своего для молитвы.
св. Серафим Саровский
Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святаго, но более всего их дает молитва.
св. Марк Подвижник
Диавол не препятствует нам помышлять и делать все житейское, только бы удалить нас от молитвы и смиренномудрия; ибо он знает, что совершаемое без этих двух (добродетелей), хотя оно и доброе, он впоследствии когда-нибудь отнимет.
свт. Феофан Затворник
Всякое дело, какое предлежит вам делать, принимайте как Самим Богом порученное, и делайте его, как Божие. Мысль и будет с Господом.
св. Антоний Великий В церкви не хорони мертвеца своего.
свв. Варсонуфий и Иоанн
О псалмах: не оставляй изучения их, ибо и сие относится к духовному деланию, и постарайся произносить их наизусть.
свт. Феофан Затворник
Возрастение молитвы конца не имеет. Если останавливается сие возрастение, значит жизнь остановилась.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял.
свт. Феофан Затворник
Пишите, что иногда во время молитвы сами собою незнать откуда приходят решения занимающих душу вопросов жизни духовной. Это есть настоящее христианское научение истине Божией. Тут исполняется обетование: “будут все научены Богом”.
свт. Игнатий Брянчанинов
От непрестанной молитвы подвижник приходит в нищету духовную: приучаясь непрестанно просить Божией помощи, он постепенно теряет упование на себя; если сделает что благопоспешно, видит в том не свой успех, а милость Божию, о которой он непрестанно умоляет Бога. Непрестанная молитва руководствует к стяжанию веры, потому что непрестанно молящийся начинает постепенно ощущать присутствие Бога. Это ощущение мало по малу может возрасти и усилиться до того, что око ума яснее будет видеть Бога в промысле Его, нежели сколько видит чувственное око вещественные предметы мира; сердце ощутит присутствие Бога. Узревший таким образом Бога и ощутивший Его присутствие, не может не уверовать в Него живою верою, являемою делами. Непрестанная молитва уничтожает лукавство надеждою на Бога, вводит в святую простоту, отучая ум от разнообразных помыслов, от составления замыслов относительно себя и ближних, всегда содержа его в скудости и смирении мыслей, составляющих его поучение. Непрестанно молящийся постепенно теряет навык к мечтательности, рассеянности, суетной заботливости и многопопечительности, теряет тем более, чем более святое и смиренное поучение будет углубляться в его душу и вкореняться в ней. Наконец он может прийти в состояние младенчества, заповеданное Евангелием, сделаться буим ради Христа, то есть утратить лжеименный разум мира и получить от Бога разум духовный. Непрестанною молитвою уничтожается любопытство, мнительность, подозрительность. От этого все люди начинают казаться добрыми; а от такого сердечного залога к людям рождается к ним любовь. Непрестанно молящийся пребывает непрестанно в Господе, познает Господа как Господа, стяжевает страх Господень, страхом входит в чистоту, чистотою в Божественную любовь. Любовь Божия исполняет храм свой дарованиями духа.
св. Серафим Саровский
Так прошу вас рассуждать таким образом: например, когда начнете молиться Богу, стоя ли, сидя ли, лежа ли, как и Отцы Церкви в своих отшельнических писаниях, в книге “Добротолюбие” говорят, что они молились: ов седя на стульце, ов лежа за немощь плоти; то молитеся и вы, как бы то ни было, но до тех пор, пока Господь Бог Дух Святый не приидет к вам, как и в молитве говорим мы Ему: “прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны”. Когда же приидет Он и начнет очищать нас от скверны, то перестаньте молиться; потому что когда мы зовем гостя дорогого, то зовем его, пока еще не пришел он. Когда же пришел, то слушаем его беседу, а если и продолжаем говорить, то лишь тогда, когда нужда потребует получить от него объяснение на его речи, которые нам неудобопонятны или вопрошаем его о том, о чем он еще говорить не начинал с нами. Неблагоразумно уже было бы продолжать звать его, когда уже он пришел к нам. Вот почему и Господь говорит: — “упразднитеся и уразумейте, яко Аз семь Бог”. Под упразднением же разумеет Он не одни дела мирские, но и дела духовные, какова, например, есть молитва и т. п.; ибо когда солнце восходит на небе в полноте своего сияния, тогда не только звезд, но и месяца не видно; так же, когда Дух Божий приходит к нам в силе Своей, тогда молва и молитва уже не кстати.
св. Марк Подвижник
Безмолвие есть отсечение зла.
св. авва Филимон
Надлежит тебе посредством безмолвия совершенно очистить ум и дать ему непрестанное делание духовное.
св. Серафим Саровский
Совершенное безмолвие есть крест, на котором должен человек распять себя со всеми страстьми и похотьми. Но подумай, Владыка наш Христос сколько наперед претерпел поношений и оскорблений, и потом уже восшел на крест.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Никто не может достигнуть совершенного и многоплодного безмолвия и упокоения святого и совершенного, если прежде не спостраждет Христу (живя среди братии) и не претерпит всех страданий Его. Тогда (только) имеет место (истинное) безмолвие, когда человек понес уже крест.
ев, Исаак Сирин
Вне безмолвия покаяние не достигает совершенства. Если любишь безмолвие — матерь покаяния, то с удовольствием возлюби и малый телесный вред, и укоризны и обиды, какие польются на тебя за безмолвие. Приверженность к безмолвию есть непрестанное ожидание смерти. Кто без сего помышления вступает в безмолвие, тот не может понести того, что неизбежно сопряжено с сим образом жития.
св. Антоний Великий
Живи так, как бы тебя не было в мире сем — и обретешь покой.
Всякий, желающий быть истинно духовным подвижником, должен стараться держать себя вдали от шумного многолюдства и не приближаться к нему, чтоб быть и телом, и сердцем, и умом вне смятения и круговращения людского; ибо где люди, там и смятение.
св. Нил Синайский
С великим старанием отводи око от жизни сей; потому что злой из нее дым делает душу возмущенною.
св. Антоний Великий
Не спрашивай о делах злых; но дальше от них держи внимание свое.
св. Серафим Саровский
Проходящий сей путь не должен внимать посторонним слухам, от которых голова может быть наполнена праздными и суетными помыслами и воспоминаниями; но должен быть внимателен к себе.
ст. Симеон Благоговейный
Если хочешь проводить жизнь тихую и покойную, не проси у настоятеля ничего, что служит к удовлетворению телесных потреб.
Из книги “Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения...”
Старческое изречение: Достигший отсечения своей воли, достиг места покоя.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Не пекись ни о чем (внешнем), живы ли родные твои или умерли, не посылай (узнавать) о том. Вспомни Господа сказавшего: — “предоставь мертвым погребать своих мертвецов” (Мф. 8, 22). Себе внимай; родные не избавят тебя в тот страшный день.
Будь мертв по отношению ко всякому человеку, и успокоишься.
Скажи помыслу своему: я умер и лежу в гробу.
св. Паисий Величковский
Если ты смущаешься, не находя безмолвного места, тебя опровергает святой Петр Дамаскин, который говорит: — “В том состоит начало спасения человека, чтобы оставить свои хотения и разумения и исполнять Божий хотения и разумения, и тогда во всем мире не найдется такой вещи или места, которые могли бы воспрепятствовать спасению”.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Старайся только, по силе своей, для ничтожных дел не выходить из келлии, ибо это демонская хитрость.
Если знаешь, что при выходе из дома встречи наносят тебе вред, то полезно тебе не выходить часто (из дома), даже и по причине церковной службы, но лишь по временам; ибо безмолвие избавляет от многих зол.
Добротолюбие
Большое значение давал святой Антоний (Великий) сидению в келлии. Как рыбы, говорит он, оставшись долго на суше умирают, так и монахи, находясь долго вне келлии или пребывая с мирскими людьми, теряют любовь к безмолвию. Посему, как рыба рвется в море, так и мы должны спешить в келлию, дабы, оставаясь вне оной, не забыть о внутреннем бдении.
св. Серафим Саровский
Келлия инока есть пещь Вавилонская, в которой трие отроцы Сына Божия обретоша.
свв. Варсонуфий и Иоанн
В чем состоит безмолвие как не в том, чтобы удерживать сердце свое от того, чтобы давать другим вещи и самому принимать от них, от человекоугодия и прочих подобных действий?
Не давай им ничего и не принимай от них ничего; таким образом они и оставят тебя.
свт. Феофан Затворник
У старцев пишется: — пока есть охота давать и брать, не жди покоя. Эта фраза: “давать и брать” обнимает все, всякого рода сношения с другими.
Уж когда в монастырь, то на одиночество. Плохо жить в монастыре тому, кто в общении со многими хочет жить там, как бы в обществе. И там одного только знать надобно — настоятеля или духовного отца и старца; а относительно прочих должно быть так расположенным, как-будто их нет. Тогда все пойдет хорошо, а без сего сумятица такая, что хуже петербургских балов.
Всякого рода подвиги надо так нести, чтоб про них в монастыре никто не знал. Коль скоро узнают о чем, уж это дурно. Не подумайте, что спрятанность — не строго необходима. Нет: строго настрого. Подвиг, о коем звонят, есть пустой, гроша не стоит.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Хорошо не иметь особенной дружбы с кем-либо из сверстников, ибо такой обычай не допускает приобрести плач; равно и с другим кем-либо, лишающим тебя плача, не имей дружбы: она принесвт тебе не пользу, а скорее вред.
ст. Симеон Благоговейный
Не стяжевай себе особого дерзновения пред игуменом и не ищи себе особой от него чести. Не стяжевай дружбы с набольшими в обители и не учащай в келлии их, зная, что чрез это не только страсть тщеславия начнет пускать в тебе свои корни, но и самому настоятелю сделаешься ненавистен; а почему это, разумеваяй да разумеет.
Не ходи ни к кому в келлию, кроме игумена, и это как можно реже.
Особой любви ни с каким лицом не заводи, особенно из новоначальных, хотя и покажется тебе жизнь его очень хорошею и нимало не подозрительною.
В отношении к каждому брату в киновии надо держать себя чужим и странным.
Древний Патерик
Авва Исайя: До самой смерти отсекать (всех), удаляющих тебя от креста.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Дверей своих не затворяй совершенно: умерщвление (от всего) состоит не в заграждении дверей, а в заграждении уст.
ст. Симеон Благоговейный
Если кто из братии, когда ты творишь молитву в келлии своей, постучит в дверь, отвори ему и седши побеседовать с ним со смирением о том, что предложит он из относящегося к душе
полезным предметам, и если он отягчен скорбию, постарайся утешить его словом или делом. Потом, когда удалится он, затвори опять дверь и докончи свою молитву, начав с того, на чем прерван был. Ибо утешение и уврачевание приходящих равнозначительно с примирением (враждующих). Впрочем, с мирскими не так должно поступать, но начинать с ними беседу уже по окончании молитвы.
свт. Феофан Затворник
Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать, как посланца Божия. Первый вопрос да будет у тебя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица. Всех принимать, как образ Божий, с почтением и желать сделать добро ему.
св. Антоний Великий
Странничество наше в том, чтобы держать затворенными уста свои.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Молчание лучше и удивительнее всех (повествований) .
Не в том состоит молчание, чтобы молчать устами; ибо один человек говорит тысячи слов полезных, и сие вменяется ему в молчание, а другой скажет одно праздное слово, и оно вменяется ему в попрание учений Спасителя.
Сколько можно, остерегайся бесед о плотском с приходящими.
св. Нил Синайский
У человека не безмолвного душа борется с впечатлениями чувств, а любитель безмолвия, охраняющий чувства, борется с помыслами.
свт. Феофан Затворник
Кто-то, когда-то сказал: — Сделай, чтоб мысли твои не заходили за стены монастыря, и скоро обрящешь сладкий покой монастырского уединения.— Это блаженнейшая часть Марии,— устроиться так, чтоб в мысли ничего не было, кроме церкви и келлии.
св. Исаак Сирин
Как самомнение уносит душу выспрь и дает ей свободу парить в облаках своих помыслов и кружиться по всей твари, так смирение собирает душу во едино безмолвием, и сосредоточивается она в себе самой. Как душа внутри тела сокрыта от зрения и общения со всеми людьми, так и истинно смиренномудрый человек не только не желает быть видим и знаем людьми, но даже такова его воля — погрузиться от себя самого в себя, сделаться нечим, как бы не существующим, не пришедшим еще в бытие. И пока такой человек бывает сокровен, заключен в себе и отлучен от мира, всецело пребывает он у своего Владыки.
св. Марк Подвижник
Общая же совокупность всех заповедей есть отречение от своей души, то есть смерть.
св. Феодор Студит
Телесное наше, будучи посвящаемо Богу, духовно есть.
св. авва Дорофей
Телесные труды приводят душу к смирению, потому что душа состраждет телу и соучаствует во всем, что делается в теле. Как труд телесный смиряет тело, то вместе с ним смиряется и душа.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. Писание говорит: — “виждь смирение и труд мой, и остави вся грехи моя” (Пс. 24, 18). Итак, кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели).
Всякий покой телесный мерзок Богу нашему.
Брат! Когда кто-либо бывает празден, то занимается приходящими ему помыслами. Когда же занят делом, то не имеет времени принимать их.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
У древних Отцов Египта составилась еще и такая поговорка: работающего монаха искушает один бес, а на праздного нападает бесчисленное множество бесов.
свв. Варсонуфий и Иоанн
От нас требуется посильный труд — и только.
свт. Феофан Затворник
Не увлекайтесь слишком работою, а то в голове станет мутно. После же мутности в голове и в сердце станет мутно.
св. Никита Стифат
Семь есть даров Духа. Слово Божие, перечисляя их, начинает сверху — от премудрости, и нисходит до конца — до духа страха Божия, говоря: дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия (Ис. 11, 2—3). Нам же надлежит начинать с очистительного страха, то есть со страха (адских) мук.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Бог дал иноку рассуждение для того, чтобы оно управляло его действиями.
св. Антоний Великий
Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела: так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет: если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь во святом Евангелии (Мф. 6, 22—23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо.
свт. Игнатий Брянчанинов
Всех добродетелей мать и хранительница — рассуждение.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Рассудительность есть дар Божий, который однако ж надлежит развивать и воспитывать. Как? Отдавая все свое на рассуждение опытнейших Отцов. Это самая мудрая школа рассудительности, в которой научаются добре рассуждать о достодолжном даже и такие, которые не имеют особой к тому способности. Так решается вопрос, как приобретается рассудительность. Приобретается истинная рассудительность истинным смирением, коего первым доказательством служит открывать Отцам не только то, что делаем, но и то, о чем думаем, ни в чем не доверяясь своему помыслу, но во всем следовать наставлениям старцев, и считать хорошим или худым только то, что они признают таковым. Такое действование и способствует безопасно пребывать на правом пути и охраняет от всех свтей диавольских. Тому, кто свою жизнь располагает не по своему суждению, а посовету преуспевших, невозможно пасть от прельщения бесовского. Так предание рассуждению Отцов своих помыслов заменяет свою рассудительность и научает ей.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Всякий помысл и всякое дело надобно рассматривать, хорошо ли оно или нет.
св. Марк Подвижник
Разумение вещей во время искушения и уныния бывает полезно для человека, а во время молитвы обыкновенно вредит.
Всякий случай подобен торговле. Умеющий производить оную, приобретает многое, а неумеющий терпит убыток.
св. Нил Синайский
Всякого дела конец исследуй прежде его начинания.
бл. авва Фаласий
Разумного ума признак — слово полезное.
св. авва Исайя
Мудрость не в том состоит, чтобы говорить, но в том, чтобы знать время, когда должно говорить.
Не хвались знанием своим, ибо никто ничего не знает.
Больше всех знает тот, кто говорит: ничего не знаю.
ев. авва Филимон
Совершенным же ум бывает тогда, когда вступит в область существенного ведения и соединится с Богом.
свт. Григорий Полома
Сыновья же это — те, которые по любви к Нему подчиняются Его заповедям: как и говорит Господь: — “кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое” (Ин. 14, 23).
св. схиархимандрит Гавриил
Боголюбие необходимо для всех и каждого в отдельности. Оно есть богатство некрадомое и есть всемогущая сила, как сила творческая, как сила живота (жизни).
Сила жизни — в любви к Богу, сила творческая, благодатная.
св. Серафим Саровский
Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого.
св. Симеон архиепископ Солунский
Восстав от сна, прежде всего должны воспоминать о Христе и об Нем помыслить, принося Ему сие первомыслие как жертву, яко Им спасенные и Его имя носящие.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Нет образа жизни более спасительного, как тот, чтобы нести тяготы друг друга.
свт. Иоанн Златоуст
Разделяй с ближним слезы, чтобы облегчить печаль его. Разделяй радость, чтобы упрочить веселие, укрепить любовь и самому раньше его получить пользу, так как посредством плача ты сделаешься милостивым, а посредством радости очищаешься от зависти и недоброжелательства.
свв. Варсонуфий и Иоанн
Если будешь сострадать ближним, получишь помощь; если же удержишь себя от сострадания, желая взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь.
св. авва Дорофей
Мало по малу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя.
св. Марк Подвижник
Не только явно, но и тайно (во глубине сердца) любить ближних наших.
св. Ефрем Сирин
Кто хочет жить мирно на всяком месте, тот пусть ищет не собственного своего успокоения, а успокоения других о Господе, и найдет успокоение себе.
св. Серафим Саровский Матерью будь, а не отцом к братии.
Раздавайте дары сии благодати Духа Святаго требующим, по примеру свещи возженной, которая и сама светит, но и другие свещи, не умаляя собственного огня, зажигает.
Сей всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесвт, хотя и не скоро. И данный тебе талант не скрывай в земле, да не истязай будеши от своего господина; но отдавай его торжником: пусть куплю делают.
св. Симеон Новый Богослов
На всех верных должны мы смотреть, как на одного, и думать, что в каждом из них пребывает Христос, и такое любовное иметь к нему расположение, чтоб быть готовыми положить за него души свои. Отнюдь не должно нам говорить или думать, что кто-то зол, но всех видеть добрыми, как сказано. Хотя увидишь кого боримым страстьми, не брата, а страсти ненавидь, борющие его... и... имей к нему... сострадание.
св. Исаак Сирин
Знай, что для того нам и надобно не выходить из дверей келлии, чтобы не знать худых дел человеческих; и тогда в неведении ума своего во всех увидим людей святых и добрых.
св. авва Дорофей
Представьте себе круг, средину его — центр, и из центра исходящие радиусы — лучи. Эти радиусы чем дальше идут от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Положите теперь, что круг сей есть мир, самая средина круга — Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. И тут тоже. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и притом так, что сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу, и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга — и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовию к Нему, столько соединяемся любовию и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом.
св. Антоний Великий
Человек никогда не может быть истинно добрым, как бы ни желал того, если не вселится в него Бог, ибо никтоже благ, токмо Бог един.
СЛОВО СВЯТОГО АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
Если к сказанному захочешь прибавить какое-нибудь из добрых дел, прибавь и непрестанное воссылай благодарение Господу нашему Иисусу Христу.
МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ. СБОРНИК ПОУЧЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ И ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТИЯ
составил священник Владимир Емеличев
СВЯТО-ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ СП “КВАДРАТ” МОСКВА 1991
СОДЕРЖАНИЕ |