О ВНУТРЕННЕЙ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ
Неизвестный новоафонский монах |
От редакции
Текст
наставления «О внутренней Иисусовой молитве» в советское
время имел хождение в самиздатовском варианте. Предваряется наставление
указанием на то, что копия была перепечатана 1 мая 1923 г. с рукописи,
писанной отцом N на Новом Афоне между 1918-1923 гг. Одна из последующих
перепечаток труда неизвестного новоафонского монаха сохранилась в
архиве сестер Виноградских, Елизаветы Сергеевны (схимонахини Сергии) и
Лидии Сергеевны (монахини Серафимы). Схимонахиня Сергия –
воспитанница новомученика Михаила Новоселова и духовное чадо старца
Захария (Зосимы). Она оставила нам его жизнеописание. «Не умрешь,
пока не напишешь», - так сказал ей старец Захария, а
жизнеописание составлялось 30 лет. Монахиня Серафима – духовное
чадо архимандрита Симеона, парализованного старца из Даниловского
монастыря, прикрывшего собой архиепископа Феодора Поздеевского в 1905
г. от выстрела семинариста-революционера. Текст для опубликования
предоставил родственник сестер-монахинь.
При
редактировании текста были исправлены небольшие опечатки. Цитаты из
подвижнических наставлений сверялись с первоисточниками, в случае их
вольного изложения авторский текст оставлялся без изменений. При
необходимости добавлены указания на цитируемых авторов, они приведены в
скобках - так же, как в самиздатовском источнике. Для более удобного
чтения изменено и расширено оглавление текста.
Чтение подвижнических наставлений о молитве, чтобы принесло несомненную пользу, требует и молитвенного состояния души. Не просто чтение - быстрое хватание и поглощение информации, чему вполне научен современный человек, - но чтение-размышление и, еще лучше, чтение-молитва – именно оно позволяет раскрыть духовный смысл наставлений и приобщиться к опыту учителей умного делания. Молитвенное чтение следует творить с внутренним усилием и не на всяком месте. Как будешь внимать живым словам наставлений, если пребываешь в праздном шатании ума или вокруг толкутся люди, как, к примеру, в поездах метро? При шуме мыслей в голове надо скорее остановить их, утишиться и войти внутрь себя, а затем приступать к чтению писаний святых отцов и наставников молитвы. Во внешнем же месте требуется иное делание, отличное от чтения, чтобы рассеяние не окрало плоды прочитанного. Впрочем, пусть каждый решает, читать на людях или нет - как научен наставниками и собственным опытом, - лишь бы способствовало делание его духовному возрастанию.
Приуготовив себя к восприятию слова, в безмолвии внимающего ума следует приступать к чтению наставлений - так же, как подходим к святыням: благоговейно и с верой, прося, чтобы открыл Господь глаза разумения нашего. И тогда - по нашей вере и обретенному опыту тихого и сосредоточенного чтения - совершается маленькое и незаметное чудо проникновения в суть подвижнического писания, и мы наполняемся незримым умным светом, который освещает глубины нашей души, выявляет грехи ее и побуждает к покаянию, и возбуждает желание обрести чистую молитву. Получив искомое, можно оставить чтение, чтобы приступить к молитве, ибо ее голос уже звучит в нашем сердце. Если же зов молитвы угасает, можно снова приступить к чтению, возгревая желание молиться. И так соединяется чтение и молитва, и входит в нас опыт подвижников былого, и уже нет разделения, но дышит внутри нас и растет единство, дарованное Господом Своей Церкви.
Мало живых наставников молитвенного делания - в один голос вторят желающие приобрести молитву, вот и неизвестный новоафонский монах говорит об этом. И все же живет в церкви благодатное слово молитвенного научения, и мы можем припасть к неоскудеваемому источнику, и так открывается нам образ письменного наставничества.
Наставление «О внутренней Иисусовой молитве» является именно таким письменным руководством, его еще можно назвать словесной иконой, повествующей о правилах подвизания на молитвенном пути, чтобы глубже был усвоен урок для ума и для сердца. В наставлении прослеживается некий смысловой рисунок, подобный ритму молитвы по четкам, и ясно видны ступени молитвенного восхождения по лествице покаянного совершенствования. Мысленно встав на эту духовную лестницу, войдя сердцем в молитвенный такт наставлений, мы действенно и неоспоримо приобщаемся к опыту новоафонского монаха, имени которого даже не знаем. И сей монах говорит нам о молитве не только от себя, но и от лица всех православных подвижников, и их опыт – через молитвенное чтение – становится отчасти нашим достоянием. Так будем с тихим смирением и всецелым вниманием складывать в сердце драгоценные слова подвижнического опыта внутренней Иисусовой молитвы. Аминь.
СОДЕРЖАНИЕ |
ВПЕРЕД |