Святитель Игнатий Брянчанинов
Из писем к монашествующим
159 (251,90). К брату, занимающемуся умною молитвою.
На слова письма твоего: "возьми меня, добрый пастырь, и причти к овцам твоего стада", ответ мой: "прими меня, ближний мой, в услужение тебе на пути твоем ко Христу".
Так отвечать научает меня святый Апостол Павел. Он написал Коринфянам: "не себе бо проповедаем, но Христа Иисуса Господа, себе же самих рабов вам Иисуса Господа ради" (2 Кор. 4, 5). - - Не себя проповедую! Нет!... Сохрани Боже!... Пусть стою в стороне! Так стоять, извещается моему сердцу, приятно ему. Довольно, если указывая тебе на Мессию, сподоблюсь говорить: "Се Агнец Божий, вземляй грехи мира" (Ион. 1, 29), "вторый человек Господь с небесе" (1 Кор. 15, 47). "Облекохомся во образ небеснаго", уже неведомо, во младенчестве, облеченные в этот образ крещением, разоблаченные жительством нерадивым, - облечемся снова покаянием и жительством по Евангельским заповедям. Исполним слова Господа, Который повелел ученикам Своим: "не нарицайте учителя, не зовите отца на земли, не нарицайте наставницы; еси же вы братия есте" (Матф. 23, 8-10). Соблюдем взаимную мертвость, говоря друг о друге Богу: "Твое Тебе, - и да пребывает Твоим"! Люди, оживая безумно друг для друга, оживая душевною глупою привязанностию, умирают для Бога, а из пепла блаженной мертвости, которая - ради Бога, возникает, как златокрылый феникс, любовь духовная.
Истинное послушание - послушание Богу, единому Богу. Тот, кто не может один, сам собою, подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо. А не могут - люди с сильными порывами: потому что порывы уносят их. Св. Иоанн Лествичник сказал: "Отцы определили, что псалмопение - оружие, молитва - стена, непорочная слеза - умывальница, а блаженное послушание - исповедничество, без котораго никто из страстных не узрит Господа" (Степ.4). Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, - не достоин он быть руководителем ближняго! - Он не слуга Божий! - Слуга диавола, его орудие, есть сеть! "Не будите раби человеком" (1 Кор. 7, 23), - завещавает Апостол.
Пребывание твое с родителем твоим по плоти, служение ему, разумеется, должно остаться, как оно теперь есть. Заповедано инокам удаление от родителей, когда родители влекут в мир, отвлекают от Христа, но когда они содействуют нашим благим намерениям, когда они больны, безпомощны, - - нуждаются в руке нашей, - - тогда-ли отнять эту руку? Тогда помощь и служение им причисляются к иноческим добродетелям, одобрены и похвалены святыми Отцами. (Преп. Кассиан Римлянин). - Все духовное преуспеяние заключается в том, чтоб сердце, отрекшись переменчивых, безтолковых законов, - правильнее, - беззакония своей воли, приняло законы Евангелия, всюду подчинялось им. Истинное послушание - в уме и сердце. Там и самоотвержение! Там и нож, о котором повелело Евангелие ученику своему: "да продаст ризу свою и купит нож" (Лук. 22; 36). Риза - нежность, удовлетворение приятных чувств сердечных по плоти и крови.
Такое понятие о послушании, самоотвержении, духовном преуспеянии оставляет наружное поведение в полной свободе. Да благословит Бог пребывание твое всюду, где бы ты ни был, когда сохранишь цель - Богоугождение. Да благословит Бог все входы твои и исходы, если входить и исходить будешь с этою целию! "Господня земля и исполнение ея" (Пс. 23; 1) "на всяком месте владычества Его" (Пс. 102, 22). "Темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти" (2 Кор. 5, 9). Никакое место в глазах моих не имеет особенной важности, а жизнь ради Бога на всяком месте безценна. - Начну же говорить недосказанное в прежних письмах...Ты не совсем угадал, - что мною было недосказано!... Приехав к Вам в обитель, увидев тебя, я тотчас ощутил, что тут - не твое место; сердце мое было недовольно, что ты тут. Но сказать тебе это я был не вправе до сей минуты, когда ты дал мне право на откровенность, завоевав ее своим самоотвержением. - Странник обязан приносить мир всюду, куда он ни входит, и оставлять мир. - Нужно тебе место и настоятель, которые бы доставили, - не намеренно, по договору, но по естественному общему ходу, - свободу уму твоему идти по пути, который Бог благоволит указать ему. Бог да благословит твое намерение и да дарует привести его в исполнение к душевной твоей пользе и к успокоению страждущаго родителя твоего. Только поступи основательно, спокойно, неторопливо, часто моли Бога привести тебя туда, куда Ему угодно. Уже ты испытал, каково кинуться в воду, не измерив наперед броду. И не позволь себе при твоем изшествии никаких поступков и слов, которыми было оскорблено, нарушено святое смирение. Молчание лучше лучших слов. Выдь, как непотребный и грешный от честных и святых. Тогда рука Божия будет с тобою, рука, которая ведет и поддерживает смиренных - карает и сокрушает гордых. Желаю, чтобы всюду поведением твоим благовествовалось Евангелие! - Этого желаю непременно! Здесь являю власть ради Бога: окажи послушание ради Бога.
Думаю: при избрании новаго места надо иметь тебе в виду, чтоб однажды в год или по крайней мере в два года, можно было тебе иметь личное со мною свидание и беседу. Так делают некоторые иноки, по обстоятельствам живущие в других обителях, а по извещению сердечному руководствующиеся моими советами. Скудость в духовных сведениях, которую я увидел в обители Вашей, поразила меня! Но где, в каком монастыре и не поражала она? Светские люди, заимствующие окормление духовное в Сергиевой пустыне, имеют несравненно большия и определительныя понятия, нежели эти жители монастырей. Это увидишь собственными очами. Живем в трудное время! "Оскуде преподобный от земли, умалишася правды от сынов человеческих"! Настал глад слова Божия! Ключи разумения у книжников и фарисеев! - Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем их издыхании! Образ благочестия кое-как наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать.
Ничем наружным не связываю тебя. Делай, что признаешь за лучшее для своих обстоятельств: на всем, что ни предпримешь с благою целию, буди благословение Божие. У меня нет своего благословения: благословляю призыванием благословения Божия.
Для соображения нужно тебе иметь понятие о моих обстоятельствах. Я на них кивнул головой, махнул рукой! Да будет со мною как угодно Богу! Разсматривая состояние и потребности души моей, я признавал нужным мне безмолвие, глубокое безмолвие, вне всякой внешней земной должности, служа ближним служением слова. Прошлой зимой я думал видеть указание воли Божией к уединению в крайней болезненности моей и прочих обстоятельствах. С молитвою: "не моя, но Твоя воля да будет", подал я просьбу об увольнении меня моему начальству и письмо о том-же Государю Императору. Сначала дело наклонялось к увольнению меня; но внезапно поворотилось иначе. Государь лично изъявил мне свое желание, чтоб я возвратился в Сергиеву пустынь, - и полагаю, что должно туда возвратиться. Такое у меня сердечное чувство. Ин суд человеческий, ин Божий.
Благодарю тебя за то, что ты остановился излить сожаление о болезни моей: этим угодил мне! Вижу, что из тебя будет толк! Не люблю жесткаго сердца от грубости, от недостатка любви к ближнему; но не люблю и плотски чувствительнаго, тающаго в нежностях... Знаешь-ли, что нежность лукава?... Я по природе с сильным и чувствительным сердцем, как и ты; потому не охотник позволять сердцу моему разслабление нежностию. Евангелие научило меня, что сердце слабое неспособно к христианским добродетелям, что нужно его скрепить верою, самоотвержением, сделать героем при посредстве внутренних борений и побед... Победы делают сердце героем!... За победы нисходит в него святая вера, живая вера, сильная вера!... Насади и воспитай в себе мертвость ко мне. Что бы неприятное ты не услышал о мне, - говори: "Однажды навсегда я отдал его Богу - и отдаю: да совершается над ним воля Божия".
В последней статье письма твоего говоришь: "О, если б я мог служить Вам в виде домашняго животнаго всяким родом службы, какой только доступен мне". - С приятною улыбкою на устах и в сердце отвечаю: кажется твое желание исполнит Бог. Он так и устроил, чтоб тебе быть в одном деле со мною... Не помню с котораго времени, - а очень, очень давно, - мне особенно нравились слова Апостолов; "Не угодно есть нам, оставлыиим Слово Божие, служити трапезам... Мы в молитве и служении Слова пребудем" (Деян. 6; 2, 4). Служение братии Словом Божиим!... Какою восхитительною, насладительною картиною представлялось очам души моей это служение!...". "Ни один наш дар, - сказал святый Иоанн Лествичник, - столько не благоприятен Богу, как приношение Ему словесной души покаянием. Весь видимый мир не равночестен одной душе; он преходит, а она нетленна, и пребывает во веки". Что-же? - Безконечно много милосердый Бог подал мне в руки, но и извещает многим душам искать от меня этого служения! Теперь все время мое взято этим служением. Как утешительно перекликаются со мною многая души среди таинственной ночи мира сего с различных стран своих - иная с одра болезни, другая из изгнания, иная с берегу Волхова, иная с берегу Двины, иная с поля Бородинскаго, иная из хижины, иная из Дворца Царскаго. Душа, где бы она ни была поставлена, если не убита нечувствием, везде ощущает нужду в слове Божием, везде падение гнетет ее, давит. Произношу Слово Божие в беседах личных, пишу его в беседах заочных, - составляю некоторыя книги, которыя могли бы удовлетворить нуждам нынешняго Христианства, служить при нынешнем голоде каким-нибудь утешением и наставлением. От служения Слову раздается в душе моей какой-то неизреченно-радостный голос удостоверения в спасении... Твой жребий: принять участие в моем служении, и ту мзду Духа, которая будет выдана по несказанной милости Божией за это служение, разделить со мною. - Удовлетворен-ли ты?... Несколько времени, - как стала мне приходить мысль: великопостная служба столько заключает в песнопениях своих глубокой поэзии, которою говорит душа, проникнутая святым покаянием, что могла бы быть составлена особенная книга великопостных вдохновений в поэтическом порядке, с поэтическим построением. Предметы этих песнопений именно те, которыя душа твоя в настоящем ея устроении способна правильно, полно ощутить, - потому удовлетворительно, определительно выразить. Но решение этого дела - до личнаго свидания. О нем надо много, основательно потолковать.
Пишешь, что тонкий помысл тебе внушает искать собственно "моего" учения. Вижу, такое твое призвание. По вере твоей да будет тебе. И я тебе этого желаю: да дарует тебе Бог наследовать "верою" сокровище духовное.
Наконец - прими мое поздравление: приветствую тебя со вступлением в правильный род иноческой жизни, от котораго получишь систематическое духовное воспитание. Такое воспитание - неоцененное благо; доставляемое им устроение душевное далеко отстоит от устроения, хотя и похвальнаго, но приобретаемаго самоучкою, в жительстве самочинном. Осяжи сердце твое! Не раздается ли в нем чувство легкости, свободы, радости, извещения? Такия бывают ощущения в душе, когда она получит дар свыше. Ты получил его, принял рукою веры. Начинай, Израиль, наследовать землю обетованную! (Втор. 2, 31). Христос с тобою!
Собрание писем Святителя Игнатия Брянчанинова. Составитель игумен Марк (Лозинский). Москва-СПб, 1995, с.302-309.