ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ |
[1] Думал, думал, — не знал, как решить. — Спросил дьячка: что значит непрестанно молиться и как? Он ответил: "Как сказано, так и молись"... Я опять спросил: да как же непрестанно-то? Ну! еще стал спрашивать... сказал дьячок и ушел. — Я пошел к священнику: — как непрестанно молиться? спросил и его. - Священник ответил: чаще ходить в церковь, править молебны, ставить свечки, класть больше земных поклонов... Да где же об этом сказано в Библии? спросил я. — Где тебе самому разуметь Библию. Не только вам, но и нам читать-то ее без руководства св. церкви не велено. — Сказавши сие, священник отослал меня от себя. Что мне делать, — подумал я, где сыскать... (стр. 3-4).
/В рукописи: "Я пошел к попу: как непрестанно молиться? — спросил его. Поп ответил: чаще ходить в церковь, править молебны, ставить свечи, класть больше земных поклонов. — Да где же об этом сказано в Библии? — спросил я. — Где дураку читать Библию! Вот и читать-то ее не велено, нам только велено читать сию книгу. Сказавши это, поп прогнал меня", (стр.3)/
[2] Пойду ходить по церквам, где славятся хорошие проповедники, авось там услышу себе вразумление. Пришел в собор, в день воскресный, в неделю о Мытаре и Фарисее была проповедь из текста: Фарисей же, став, еще в себе моляшеся, вся проповедь состояла из того, что потребно для истинной молитвы; и как недостойна молитва без должного к ней приуготовления. — Например, проповедник говорил: "если желаешь, чтобы молитва твоя была истинная, чтобы принесла плод во спасение, и была бы не отвергнута, и услышана Богом: стяжи во-первых веру твердую; очисти ум от помыслов лукавых, отложи всякое житейское попечение, уготовай сердце свое в храм Духу Святому, изгони из него всякое сластолюбие, укрась и обнови его чистотою и усердием; увяли плоть лощением и воздержанием и умертви уды сущия на земли; со всеми будь мирен, храня мир и святыню; и тако утвердившись сими подвигами приноси дар твой к алтарю, возноси чистую молитву на жертвенник Божий, и молитва твоя будет услышана и спасет тебя. — А иначе, если ты без достодолжного приуготовления показанными тебе добродетелями, и не предочистившись прежде покаянною и воздержною жизнию рассеянно и хладно приступишь к молитве, то ты лишишь ее крыл, не дашь ей силы действовать, и таковая молитва твоя будет безуспешна ".
/В рукописи: "а таковая молитва твоя не только будет безуспешна, но еще и оскорбительна для Бога, и для тебя пагубна, и обратится тебе в грех, как сказано в псалмех: "и молитва его да будет в грех". (Пс. 108, 7) ". (стр. 7)/
— Услышав это, я испугался, и думал: как мне быть, ничего приуготовительного к молитве во мне нет, да и впредь не вижу в себе надежды на много трудное сие приуготовление. И так с унынием души я вышел из церкви. Пришедши на квартиру, стал справляться с Библией и поверять ею слышанное. "Стяжи во-первых веру твердую... Как же я стяжу, когда вера не от нас, Божий бо есть дар? Чтобы получить дар, надобно о нем молиться; просите и дастся вам; а проповедник сказал: стяжи прежде веру, а потом уже и молись! Это совсем наоборот! Да еще прибавил и твердую; которой и сами апостолы не имели, и просили: Господи! приложи нам веру...3 Еще говорил: чтобы истинно молиться, очисти ум от помыслов, отвергни житейские попечения; а в Библии сказано; належит человеку помышление на злое от юности его; и даде Господь человеком помышления лукавыя, да не в горшая уклонятся. И поэтому следует прежде молиться, чтобы очистился неудержимый ум; а если своими силами стараться очистить ум от помыслов, да и дожидаться сего очищения, то и весь век не будешь молиться!.. И это не так им сказано. — Далее говорил: укрась, обнови сердце чистотою и усердием, для истинной молитвы. — Можно ли самому себе вновь переделать сердце, когда един Бог даст сердце ино и дух новый даст нам? Да и пророк Давид не прежде очистил сердце, а прежде молился об очищении сердца: сердце чисто созижди во мне Боже вопиял... Воздержанием умертви уды сущия на земли. Да и этого без молитвы сделать нельзя: пример сему Апостол Павел, прежде молившийся три краты об отвращении и побеждении искушения, и сказавший:
"Сим аз умом работаю закону Божию; плотию же закону греховному". Может ли быть оскорбительною для Бога молитва без достодолжного приуготов-ления, когда она будет приносима о достодолжном приуготовлении? Из всех молитв, изображенных в Библии, видно, что они приносились для очищения от грехов; а не предварительное очищение от грехов предшествовало молитве. — Манассиина молитва сему свидетель. И так сличивши все это с Библией, я увидел, что проповедь совсем была без правильного основания и без опыта, и все поставлено было в ней вверх ногами или наоборот... Я, успокоившись Библией, перестал о слышанном думать; а сожалел токмо о том, что не слышал: что значит непрестанно молиться и как? Сия мысль заботливо держалась во мне...
Настала крестопоклонная неделя, я пошел к обедне в академию. Там ученый проповедник сказывал поучение о молитве Иисуса Христа на Кресте, служащей примером для наших молитв, и основался на тексте: "молящеся на всякое время духом"... Услышав сие, обрадовался я, думая, что он при сем непременно растолкует и то, что значит непрестанно молиться и как? - Проповедник все доказывал потребность молитвы духом: не в наборе слов должна состоять молитва, — говорил он, — не во внешнем лишь предстоянии; не в обычном только хождении на общественные славословия и нередко для тщеславия; не во многом чтении молитв и не в продолжительности песнопений, но в силе, во внимании, в пламенном усердии, в смиренном возношении ума и сердца к Богу. Словом: молитва должна преимущественнее всего приноситься духом; дух человеческий с ревностным порывом и пламенным желанием должен возносить свою молитву. И таковая истинная молитва в одно мгновение пройдет небеса, одним искренним, исполненным теплоты веры и любви вздохом достигнет до престола Божия, будет услышана и принесет желанный плод. Истинная молитва духом во всем должна быть противоположна наружным тщеславным молитвам, долго продолжаемым без теплоты сердечной, по подобию фарисеев; отчего и Иисус Христос удерживал учеников своих, говоря: "в молитве не лишше глаголите" - Выслушав все это, я не удовлетворил моего желания и опять остался в недоумении: как молиться непрестанно? Пришедши, с горя опять принялся за Библию... Читал, читал, дай начал размышлять: как же так? Проповедник толковал текст: "Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом"? — И при сем толковании не только не открыл, каким образом можно молиться "на всякое время" — т.е. всегда; но еще не одобрил и продолжительные молитвы и советовал молитву хотя краткую, но пламенную. В этом он сам себе противоречил; да и в Библии говорится, что должно всегда, постоянно молиться, а не кратким вздохом проходить небеса! Пророки учат о сем так: "приближайся к Богу твоему выну, помни Господа твоего выну; во всех путях твоих памятуй Его",3 а не только при кратком пламенном вздохе. Да и духа и сердца самому собою воспламенить нельзя; и сего прежде испрашивал молитвою св. пророк Давид — говоря: "Разжи утробы моя и сердце мое"... Да еще проповедник к подкреплению мысли своей о преимуществе краткой, усердной молитвы привел слова Иисуса Христа: "в молитве не лишше глаголите", тогда как они совсем не для охуждения продолжительной молитвы сказаны; а для того, чтобы не предлагать в молитве многих излишних прошений о жизненных потребностях, подобно язычникам. Молитву не токмо продолжительную, но и всегдашнюю заповедал Господь и изъяснил в притче, что всегда подобает молиться и не унывать. Проверив все это Библией и не получив в слышанных проповедях удовлетворения желанию моему узнать, как непрестанно молиться, я пошел в путь мой далее...
Подхожу еще к одному городу. Спрашиваю, есть ли тут духовные поучительные наставники? И слышу, что есть протопоп, почтенный старичок, набожный и строгий, так что когда сказывает поучение, то весь народ со умилением и воздыханиями по окончании обедни выходит из церкви. Услышав сие, я возрадовался и нетерпеливо ожидал следующего праздничного дня, чтобы послушать такого мудрого учителя...
Может быть найду у него разрешение недоумения моего и о непрестанной молитве.
В первый воскресный день я пошел к обедне и нарочно стал поближе к алтарю. Вот и вышел протопоп сказывать проповедь; и что же? по счастию моему, он начал свое поучение из следующего текста: "Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам"... Услышав это, я с восхищением перекрестился и приклонил ухо со вниманием. — После многих доказательств о необходимости молитвы, он начал показывать способы и средства, посредством которых молитва может быть богоугодною и бывает выполнимою: "Господь для достодолжной молитвы таковой изрек пример: (сказал он) "толцыте и отверзется вам", толкают же не словами, а делами: так и нам должно толкать в дверь милосердия Божия; — толкать не одними только словами, но и делами. Не принесет тебе никакой пользы то, хотя бы ты день и ночь молился, но не делал бы дел благочестия: дел веры, дел любви к ближним, дел благотворения и дел отвержения всего греховного! — Какая польза будет тебе от молитвы, если ты в церковь ходишь реже, нежели в кабак? А церковь есть дом молитвы, дом Божий, где сам Господь обитает, подумай, если ты намерен лично просить о чем-либо Царя, то не должен ли часто ходить во дворец Его, чтобы получить к нему доступ? Какая тебе польза от молитвы, если ты бессчетно тратишь деньги на твое сластолюбие, на роскошь и домашнее убранство, и, пришедши в церковь на молитву, не поставишь свещи пред иконою; скупишься и жалеешь положить побольше в церковное строение, или подать на пропитание нищих братии? а писание говорит: молитвою и милостынями очищаются грехи... Без сих дел благочестия, без сих христианских добродетелей и любви, ты не можешь стучать в двери милосердия Божия, и молитва твоя будет токмо напрасным и пустым воплем, оскорбляющим слух Божий... По окончании проповеди я задумался: как же он сказал, — подумал я, — что не будет пользы, если бы кто день и ночь молился, но не делал бы дел благочестия? Разве это не дело благочестия — молиться день и ночь? Если бы день и ночь провождались в молитве, то не оставалось бы времени на дела злочестия. — А также и в Библии сказано: Не услышит ли Господь вопиющих к Нему день и нощь!.. "Молитва не услышится без отвержения грехов". Да что же и способствует к побеждению греха, как не частая всегдашная молитва? "Молитва не услышится без дел веры, без дел благотворения". Да как же услышана и принесла плод молитва утопавшего маловерного Петра? "Молитва не услышится без частого хождения в церковь"... Видно, подумал я, писавши это, проповедник забыл, что сказал св. пророк Давид: "На всяком месте владычествия Его благослови, душе моя, Господа', — и что сказал св. архидиакон Стефан: "Господь не в рукотворенных храмах живет!.. Чтобы увериться, что все сказанное делается не таким порядком, я раскрыл Библию и прочел у пророка Исайи в 55 главе следующее наставление: {прежде всего) "Взыщите Господа и внегда обрести вам того призовити, (потом) егда же приближится к вам, (тогда) да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконен советы своя и да обратится ко Господу и помилован будет яко по премногу оставит грехи ваша". Здесь я увидел совсем противоположную постепенность, во-первых, надо взыскать Господа и призывать Его в молитве. Потом, когда Он чрез сие приближится, тогда уже должно стараться оставлять, при помощи Его, дела греха, и обратиться ко Господу, т. е. к исполнению Его заповедей. И так, по выслушании всех сих проповедей, не получив понятия, как непрестанно молиться, я уже не стал слушать публичных проповеданий, а решился при помощи Божией искать опытного и сведущего собеседника, который бы растолковал мне о непрестанной молитве по неотступному влечению моему к сему познанию.
Долго я странствовал по разным местам... (стр. 4-10)
[3] Барин помолчал; пристально посмотрел на меня да и говорит: "Непрестанная внутренняя молитва есть беспрерывное стремление духа человеческого к втеканию в божественный центр. - Чтоб изучить сие сладостное упражнение, следует наклонить к сему силу воли и чаще просить Господа, чтоб научил Он непрестанно молиться". Не разумею я сих слов ваших, — сказал я, — прошу растолковать мне попонятнее! — Это для тебя высоко, — ответил господин, - ты не поймешь; а молись так, как знаешь, молитва сама собою откроет тебе, каким образом может быть непрестанною; для сего потребно свое время"... Сказавши это, велел накормить меня.дал на дорогу и отпустил. (стр. 11)
[4] Я начал читать следующее: "Обычно есть в Священном писании дело часто творимое нарицати непрестанным, т. е. выну (всегда) творимым; яко и сие: "в первую скинию выну вхождаху Священницы", то есть часто, или по вся дни в установленные на то часы. Подобно и молитва, часто деемая, вменяется яко непрестанно творимая". — Вот понимаешь ли, что значит непрестанная молитва? Не знаю, как это согласить, чтобы было все одно и то же, что часто и что непрестанно!.. Да вот, позвольте, несколько строк пониже сей же святитель вот что пишет: "Еще оная апостольская словеса: 'непрестанно молитеся" должно разуметь о творимой умом молитве: ум бо может всегда вперен быть в Бога и непрестанно ему молиться". (стр. 17)
[5] /В рукописи: "...день и ночь из ума моего это не выходило. И так я до сих пор остался в недоумении и беспокойстве. Выслушав это от меня, старец перекрестился и начал говорить", (стр. 20) /
Я часто читал Библию и ею поверял слышанное; но и присем не находил желаемого познания, а только видел, что в проповедях говорено было не так, как содержится в Библии, все как-то мне казалось навыворот. И так я до сих пор остался... (стр.13)
[6]...то более они и поучают о принадлежностях, нежели о сущности самого предмета и не понимают внутренней последовательности духа, иной прекрасно рассуждает о необходимости молитвы; другой о ее силе и благотворности; третий о сопутствующих средствах к совершенству молитвы, (стр.14)
...поелику они труднее для понятия всех вышеисчисленных их рассуждений и требуют таинственного практического ведения, а не одной токмо школьной научности.(стр. 14-15)
[7]...а не молитва рождает подвиги и все добродетели,—как слышал и ты в поучениях, а по сему и воспрещают касаться молитвы, предписывая прежде приуготовить себя подвигами добродетелей и побеждением страстей к достодолжной молитве. В сем случае они плоды или последствия молитвы неправильно принимают за средства и способы к оной, и сим уничижают силу молитвы. И это совершенно противно священному писанию... (стр. 15)
[8] Все, прочтенное в Добротолюбии для поверки, старец мне указал по разным местам Библии и сказал: вот смотри, откуда все сие почерпнуто. - Я с восхищением внимательно слушал все... (стр. 18)
[9] Однажды рано поутру как бы разбудила меня молитва; я, проснувшись, чувствовал, что губы мои сами собою сильно дергаются и язык беспрестанно шевелится; хотел все это сдержать, но не мог. — Стал было читать утренние молитвы; но язык уже неловко их выговаривал. (стр.21)
[10] Я перестал устами говорить молитву и начал с прилежанием слушать, как говорит сердце; а притом, как бы и глазами начал внутрь его смотреть, помня, как толковал мне покойный старец, как это было приятно!..
[11] ...да и подумал: монах сказал, что тут писано-то, что Бог говорил; а тут одни только какие-то имена... Дай прочту другую главу... (стр.31)
[12] Бывало, дашь ему копеек десять, да поднесешь стакан вина, так и будет читать от вечера да вплоть до петухов... (стр.37)
[13] Рассказа о спасении четками покойного старца нет в 1-ом издании. Переход сделан таким образом:
Много также встречалось на пути моем чудных случаев и происшествий; если все их рассказывать, то и в сутки не окончишь. — Да вот например: однажды весною, проходя одно село, случилось остановиться мне у священника... (стр. 45)
/В рукописи рассказ этот есть (стр. 148-163) и продолжается так: "После сего продолжал путь мой в радости и питании непрестанною сердечною молитвою. Еще был заметный для меня случай: Однажды весною..." (стр. 164)/
[14] ...вот и пришел исправник уже в кураже, сел на стол в фуражке —да и крикнул: "Ребята! вот видите?"... "Видим, батюшка!!" (вся сходка в один голос отвечала) . "Да что вы видите?" "Да то есть видим!.. " "Э, — скоты! слушайте!" Слышим, батюшка! — Я дело рассмотрел. — Эй! Эпифан! ведь девка, дочь твоя, ничего не снесла со двора? — Ничего, батюшка! — С этим болваном ни в каких дурных делах не уличены? Нет, батюшка! — Так вот как мы дело-то рассудим, да и зарешим: ты дочь-то свою отпори сам, да хвост-то ей прижми, чтобы она не бегала, как сука, а этого-то молодца завтра мы отдерем на обе корки; прогоним да и накрепко закажем, чтобы он в веки вечные и носу сюда не показывал. - Вот и все! Сказавши это, исправник стал слезать со стола, пошатнулся и упал; его повели спать, а меня опять — посадили в тюрьму... (стр.50)
[15] ...заповедал и непрестанную сердечную молитву — говоря: взыщите мя всем сердцем вашим, будите во мне, и аз в вас; непрестанно молитеся, всяк иже призовет имя Господне, спасется. — А святые отцы, приводя свидетельство св. царя Давида во псалтири... (стр. 56)
[16] ... о твоем происхождении и жизни до странничества. - Жизнь моя, с самого происхождения, была все такая же путаница... родился я в деревне... (стр. 61)
[17] /В рукописи: "По прошествии двух лет таковой нашей жизни, вдруг жена занемогла сильною горячкою и, при-частившись, в десятый день скончалась"... (стр.246)/
[18] ... уже и грешные кости похоронить. А сколько тебе от роду лет? тридцать три года... Ну! любезный брат, достиг ты в меру возраста Христова ... (стр. 65)
[19] Справедлива русская пословица: "человек предполагает, а Бог определяет". - Я полагал, что нынешний день буду идти да идти по пути ко святому Граду Иерусалиму... (стр. 66)
[20] /В рукописи: "И еже хотети и еже деяти Божие есть. Обрадованный такою встречею и живо заинтересованный прежними поучительными беседами странника, я решился воспользоваться его трехдневною отсрочкою, чтобы расспросить по возможности и о других примечательных случаях, которые должны встретиться ему в долгие многолетия странствования его по разным местам нашей обширной России. — Всего не расскажешь, - начал он, — да многое уже вышло и из памяти, ибо я старался..,'' (стр.258-259) /
[21] ...то внимательно слушай, как оно бьется, и ударяет раз за разом, — это называется у св. отцов "сводить ум из головы в сердце", — когда к сему приспособишься, то и начинай к каждому удару сердца... (стр.91)
[22] /В рукописи: "Вдруг он говорит мне: Какой пожар в городе! Посмотри-ка! как жалко!" (стр.377) /
[23] Иисуса Христа любить люби и благодарить благодари, ибо благодать его везде, как в чистом, так и в греховном сердце, никто же может реши имени Господа Иисуса, токмо духом святым говорит слово Божие, а потому, кто бы не произнес и как бы не произнес имя Божие, а благодать духа святого — все есть в нем; — но принимать разные гадатель ные видения не должно за непосредственные откровения благодати, ибо сие часто может случаться и естественно, по порядку вещей... душа человеческая относительно беспредельна, она может видеть и во тьме... (стр. 92-93)
[24] ...наконец убралась, — и что же? погасила огонь, легла со мной, да и начала ласкаться... я вдруг почувствовал сильную похоть, и не знал, что делать, начал возбуждать молитву, но молитва остановилась и не шла, и только, чтобы быть минуте гибельного падения... вдруг все окошко, бывшее над нами, рама, стекла и осколки косяков, разлетевшись вдребезги, посыпались на нас с ужасным громом и треском, а за окном раздался стон и рев сильнейший, — я, смертельно испугавшись, так пихнул от себя бабу, что она отлетела на средину пола, и вся изба потряслась. — Вскочивши, упал я на колени, возопиил к Богу и думал, что земля разверзлась подо мною поглотить меня беззаконника... вот вижу два ямщика внесли в избу человека... (стр.96)
[25]...остался я один... Боже мой! в каком я был состоянии! уныние и скорбь терзали меня, а также и жалость, чтобы не умерла баба в таком худом положении, ибо в ней мало было приметно жизни, кроме редкого и тяжкого дышания; я начал молиться и просить помилования у Господа, положил старцевы четки на голову болящей и начал призьшать имя Иисуса Христа, - вскоре баба встала и начала ходить из угла в угол, как шальная, наконец ушла из избы, я, помолившись, почувствовал ослабление в силах, и перед светом немного заснул, — вот и слышу голос, как бы внутри меня говорящий: "малодушный! Учись познавать пути промысла Божия в делах человеческих! сколько чудес, сколько поучительных уроков можешь ты заметить в теперешнем происшествии! ободрись и веруй вездесущию божественной любви Иисуса Христа! прочти внимательнее 7 и 12 главу Григория Синаита и утешишься!"... проснувшись, я тотчас взял мое Добротолюбие, отыскал указанные мне главы и прочел в них следующее:
"Аще от немощи побеждается кто невольне, но абие прощается от ведущего намерения и сердца".
"Аще же и случится искушение, к опытности и венцу бывает оное, скорейшую имея помощь от попущающего Бога, ими же весть образы".
Как это меня оживило! и я с сих пор твердо уверился, что все, случающееся в жизни, протекает чрез промысл и все приводится к полезным концам — и так поутру простившись с смотрителем, я отправился, шел и воссылал молитву мою с верою, упованием и благодарением к Отцу щедрот и всякого утешения, не погубившему меня в грехах моих!., да, скажу и еще одно обстоятельство, к сему же случаю относящееся; через шесть лет после сего происшествия... (стр. 97-98)
[27] ...проповедь о способах приобретения любви к Богу, по окончании же всей службы, вышел и начал говорить к народу, вот я учил вас любви — словами, теперь буду учить вас делами любви, желающих прошу теперь придти ко мне на завтрак... Некоторые из народа пошли за ним, и я тут же, вошли прямо в сад, под деревом стоял стол, а около все длинные скамейки, - на столе лежало евангелие, священник, севши, раскрыл евангелие, начал читать и толковать так прекрасно и любезно, что слушали мы со вниманием и удовольствием, потом подали, чай, поставили на стол водку и закуску - хорошую, - все выпили и закусили, а священник-то обратился ко мне да и говорит, ты, брат, что не выпил? Не смотри на это, что я не пью ни чаю, ни водки, ведь это не по воздержанию, а потому, что я давно болен и мне всякое горячительное вредно... потом, обратясь к народу, сказал - ныне праздник и разрешение на утешение пищею. Все ли из вас имеют достаточный обед и не нуждается ли кто в чем? Народ ничего не ответил, смиренно поклонился своему пастырю и все разошлись... Священник оставил меня пообедать, я за столом-то и сказал ему, как вы, батюшка, благоговейно да долго служите... (стр.99-100)
[28] ...на старости моих лет только и трости, что Господи прости!., давно ли же ты так привыкла... (стр. 101)
[29] ...мне родители давали на сие деньги... однажды пошла я в один город на поклонение чудотворной иконе, а дорога была глухая и много верст степью да перелесками, но я ничего не опасалась, будучи уверена, что творимая мною Иисусова молитва никакого несчастия до меня не допустит, вот уже подхожу к городу, и он в виду у меня верст за пять или за шесть, я и пошла попрямее от дороги перелесочком по тропинке, вдруг с дороги подскакал ко мне верховой, слез с лошади, остановил меня и стал меня спрашивать, откуда я и куда иду. Я ответила; вот он и стал ко мне приставать и приставать! — ах, что ты делаешь, отступись от меня... он вынул из бумажника синюю ассигнацию и стал давать мне, я и на то не согласилась да и хотела убежать от него, — он, разъярившись, выхватил привязанный у него на цепочке большой складной нож, разогнул да и наставил мне в грудь, сказавши — вот сейчас заколю, я до смерти испугалась, да и подумала — Господи Иисусе Христе! вот и молитва твоя не помогает... а он повод-то своей лошади захлеснул себе за пояс да и стал ко мне приступать, — я закричала, кормилец! будь отец родной, дай хоть сарафан-то мне скинуть, он у меня новый, я хожу в нем в церковь... и только лишь закинула его да взмахнула через голову, — лошадь испугалась, храпнула, да как кинется со всех ног, и понесла бить, а его-то бедного так и мечет на поводу по пням да по кустам!
/В рукописи: "А он-то повод своей лошади захлеснул себе за пояс, да и стал ко мне приступать. Я закричала: "Кормилец, будь отец родной! Помилуй меня, избавь от греха! " — и начала рваться... Вдруг лошадь испугалась чего-то, да как храпнет и кинется со всех ног, и понесла бить его, бедного, по пням да по кустам"... (стр. 424-425) /
— я очнулась, а его уже и следу нет, тут я много благодарила Бога за избавление да и уверилась, как сильна и сохранна молитва Иисусова... отошла я версты с две, и нашла на дороге тот бумажник, из которого он давал мне синенькую-то, там были еще какие-то бумаги и паспорт его, вот прихожу я в город, и у самой заставы толпа народа да и полицейские солдаты, — лошадь стоит привязанная и трясется, вся в мыле, а человек лежит на земле с проломанной головой и весь изрезанный ножом, который был у цепи его пояса, приехал городничий, обыскал его, да и тужит, как быть? не знаем, кто он такой и откуда... я подошла да и говорю, не его ли этот бумажник, вот недалеко я подняла на дороге, может быть из запазухи вывалился... городничий бумаги-то взял, а синенькую-то да бумажник (старый и замасленый) отдал мне назад, да и говорит, спасибо тебе, что сделала его гласным,* (* Это был гуртовщик, торговавший скотом и гонявший его в разные губернии) а это тебе за находку, ведь и по закону третья часть дается нашедшему из потерянных вещей, - так я и пошла, поклонившись чудотворной иконе, возвратилась домой, и как видела уже над собою силу Иисусовой молитвы, то стала ходить смело, и припало мне сильное желание идти в старый Иерусалим, но как родители мои были небогаты, то и не было у меня денег, чем бы можно было дойти и назад вернуться, и я об этом тужила, — однажды я в таком раздумье отперла свой сундук, чтобы достать большую рубашку, да и увидала тот бумажник, который отдал мне городничий, подумала, на что он мне, такой старый и масляный, взяла да и выкинула его, потом вздумалось мне распороть его, может на что-нибудь годится старая кожица, стала раздирать и нашла зашитыми наглухо пять сторублевых ассигнаций, — так я сему обрадовалась, что даже заплакала, сходила на эти деньги в Иерусалим, прожила там год и вернулась назад, и с тех пор всегда уже творю молитву и утешаюсь, под старость сделалась больна... (стр. 101-103)
[30] ...еще случилось мне узнать, как самосущная сила молитвы во имя Иисуса Христа ясно и живо открывается... (стр. 104)
[31] В рукописи имеется следующее послесловие:
Примечание
Описанные здесь по поучению Св. Отцов способы сердечной внутренней молитвы требуют опытного водителя, без коего опасно отваживаться на этот высокий духовный подвиг, подобный мечу обоюду острому. Но все мы должны понуждать себя к непрестанной молитве, во исполнение веления Божия: "Непрестанно молитесь, да не внидите в напасть". Начало молитвы для всех одно, как совершал оное странник; начнем и мы, как он начал, и будем просить Хотящего всем спастись, да дарует Он нам богопро-свещенного наставника, как даровал оного страннику сему. Самое твердое основание молитвы есть совершенная всецелая преданность • в волю Божию и глубочайшее смирение. Человек, какие бы подвиги не совершал, хотя бы даже мертвого воскресил, если он только дерзнет отнести что-либо к себе, то все это потеряно. Все без изъятия должно относить к Богу, по реченному Им: "Без Мене не можете творити ничесоже". Даже самое желание наше упражняться в молитве — и это уже есть дар Божий, благодать свыше, ибо мы сами постоянно склоняемся ко всему греховному... (стр.450-451)
СОДЕРЖАНИЕ |
|