Почитала мнения
Igor и автора статьи о Tabula rasa, сама еще несколько раз подряд прослушала это произведение и, кажется, догадалась, почему эта музыка называется духовной.
Во-первых, мне с самого начала понравилось и заинтересовало то, как Арво Пярт акцентами заставляет внимательно слушать тишину. Затем, действительно, можно принять соло скрипки за монолог жизни личности, который вполне соотносится с тканью бытия (оркестровые tutti). Дальше наблюдается упоение собою, своим ЭГО, которое настолько переполняtт человека, что он начинает слышать только себя (выходит на первый план), и это кажется уже вечным (долгое монотонное повторение мелодии), но «сколько веревочке не виться, а конец виден»... Наконец, бытие властно и неумолимо (терции на фоне ударных) вмешивается в сознание, происходит смятение, ломка своей мелодии, подчинение общей теме. Но какофонии и, правда, нет, просто поглощение и даже некоторое умиротворение в конце, как выражение смирения пред лицом вечного порядка.
Так что духовная музыка, оказывается, заставляет думать, а не только получать удовольствие.
Вот только мне бы не хотелось услышать столь драматическую музыку на смертном одре, лучше уж канон на исход души.