Сначала думал поставить этот пост в тему "О душе и духе". По написании решил вынести в отдельную тему.
1. Молчащий ум быстро осознает пределы обычного мышления и начинает обращаться к иному источнику знания. Если сердце нечисто, то этот источник знания будет испорчен. И вот что получается. У ума есть лекала из святоотеческого опыта и богословия и есть неверный источник знания, и тогда ум начинает облекать неверные знания в принятую (и правильную) форму. Чем более развивается ум, тем он более искусно соединяет неверное содержание с верной формой. Происходит демоническое одухотворение ума. Он может подделывать почти все, в т.ч. богословие, послушание, формальное смирение и покаяние.
2. Характерный признак такого ума - изворотливость. Она необходима ему, чтобы согласовать верную форму с искаженным содержанием. Обычно "место" расположения изворотливости находится в зоне перехода от внутреннего человека к внешнему. Внутренний человек уже служит бесам, а внешний - благочестив. Внешне человек может даже не понимать своей внутренней испорченности... Книжничество (в отрицательном смысле этого слова) - ментальная форма фарисейства. В таком книжничестве соединяется острый и развитый ум с нечистым сердцем.
3. Чистое сердце интуитивно говорит: аминь, это так, это истинно. Ум, если не умеет молчать, умаляет и замутняет чистую интуицию сердца. Он начинает рассматривать интуитивное знание, сравнивает, накладывает на него схему... И сердце начинает сомневаться, и на сомнении входят другие страсти. Чистое сердце без чистого и спокойного ума ведет на путь юродства...
4. Поэтому так и важно успокоение ума и обретение чистого сердца. Поэтому и необходимо пройти святоотеческим путем молитвы: от молитвы словесной к молитве сердечной, в которой ум соединяется с сердцем.
5. Ясный ум, поверенный чистым и добрым сердцем, может начинать путь богословского восхождения, ибо только сердце способно открыть святоотеческие истины, которые находятся много глубже формального усвоения богословской терминологии и схемы рассуждения.