Исихазм

Автор Тема: арх.Нектарий о ложном понимании Бога  (Прочитано 4927 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Привожу главу из книги арх. Нектария об одном из капканов на пути христианина:

Цитата:  Арх.Нектарий "Иисус Христос как Любовь и Возлюбленный"
Рационалистическое понимание Бога

Итак, мы видим, что во всей западной богословской мысли господствует правовое и рационалистическое понимание Бога, рая и ада – подход, который мы ожидали бы встретить только в области юриспруденции.

Государство функционирует следующим образом: существует некий законодатель, например парламент, главная функция которого – законотворчество. Законопослушные граждане получают от государства все блага и пользуются свободой, а не исполняющие законодательства осуждаются судом как нарушители государственных законов и приговариваются к тюремному заключению.

Подобное понимание Бога является основополагающим и для всего западного богословия: есть некий Бог – Законодатель, Который дает людям законы и заповеди. Тот, кто следует Его законам, получит и на этой земле, и в раю все даруемые Им блага. Напротив, непокорные будут осуждены в день Страшного суда и приговорены к вечному заточению в мрачной тюрьме, имя которой – ад. При таком понимании Бог предстает перед нами как справедливый, но в то же время и карающий Судия.

Итак, человек, если он желает попасть в рай, "вынужден" каждодневно творить добрые дела, исполняя таким образом Божьи заповеди.

Однако если он не следует им в земной жизни и если в день суда злых и греховных дел окажется больше, чем добрых, тогда он будет наказан и отправится в ад. На некоторых западных священных изображениях Архангел Михаил держит в руке весы, и если чаша со злыми делами человека перевешивает, человек непременно теряет спасение и свободу и осуждается на вечные муки в аду.

Таким образом, мерой, определяющей, окажется ли человек после смерти в раю или в аду, являются его добрые или злые дела. Поэтому Папа, когда душе какого– нибудь грешника угрожало наказание, "одалживал" добрые дела из жизни святых, у которых они были в избытке, и отдавал их грешной душе! Таким образом, весы должны были склониться вправо, а человек, согласно "распоряжению" Папы – отправиться в рай.

С такими установками растет и живет до самой смерти западный христианин, имея перед собой только одну задачу и одну цель: оказаться в раю. Единственный вопрос, который его занимает, – каким образом он должен вести повседневную жизнь, чтобы не грешить и не погубить свою душу?

Однако тем самым он лишает собственную жизнь свободы и наполняет ее одними "следует" и "не должно": "Я должен сделать то-то или то-то, потому что так сказал Христос и так написано в Евангелии". "Не делай того-то и того-то, потому что это грех и за это ты будешь наказан!".

Человек, таким образом, создает сам для себя некую модель "правильного" поведения, которой он должен руководствоваться, чтобы казаться хорошим и благочестивым христианином, а в будущей жизни оказаться в раю.

Однако результатом этого является представление, согласно которому любой другой человек, не следующий этой модели с ее "следует" и "не дОлжно", считается грешным, нечестивым и, несомненно, обреченным на вечные муки.

К сожалению, все то, что мы перечислили выше в связи с характером западной богословской мысли, встречается уже не только на Западе, но и у нас на Востоке. Результатом такого положения является то, что наши края, особенно в последнее время, наполнились "набожными" и "богобоязненными" людьми, а не истинными благочестивыми христианами, по настоящему любящими Бога.

Сотни книг, наводнивших книжные магазины, то и дело обращаются к теме "пиетизма" наших христиан, который, разумеется, не имеет никакого отношения к подлинному благочестию.

Однако что такое ""пиетизм"?
Это – вся западная богословская мысль и все западное мировоззрение. 
Это – та модель "правильного" поведения, о которой мы говорили выше, с ее "следует" и "не дОлжно", которая ограничивает человека и заставляет его действовать как робота.

Проблема, которая возникает у всех людей, усвоивших такой богословский менталитет и живущих как на Западе, так и на Востоке, заключается в том, что их мышление и логика блокированы всевозможными "следует" и "не дОлжно" и что они не могут понять остальных людей, которые живут рядом с Богом и по-настоящему любят Его.

Все в жизни, в богословии, в Церкви объясняется для них уже именно этим образом мыслей "ты должен делать то-то и не должен делать того-то". Они обо всем судят, исходя из этой "модели", которая, однако, есть не что иное как чисто юридическое восприятие Бога, рая и ада.

Таким образом, руководствуясь вышеизложенными критериями и установками, они по собственному произволению решают, какие из епископов, клириков, монахов и мирян благочестивы, а какие заслуживают именования нечестивых или – в лучшем случае – обмирщенных, так как не соответствуют "правильной" модели и "правильным" стереотипам. Вот какими предстают перед нами "пиетизм" и юридическое восприятие Бога, которые, разумеется, не имеют никакого отношения к истинному благочестию и православной христианской вере.

Итак, западные богословы "сотворили" некоего Бога, Который карает и наказывает, и как результат такое представление вселило в людей страх и трепет перед Ним. Таким образом, западный человек исполняет Божьи заповеди не потому, что любит Бога, но потому что боится Его и трепещет дня Страшного суда и ада.

Однако такого Бога, Которого создало западное богословие и Которого весьма часто принимали и на Востоке, – Бога, сеющего повсюду страх и трепет, – современный человек отверг. И это произошло потому, что такого Бога не существует в действительности. Это ложный и несуществующий "Бог", творение всех тех, кто желает "эксплуатировать" благоговейную веру простых людей и "обслуживать" тем самым свое корыстолюбие и прочие пороки.

Вот почему люди сегодня отвергают Бога и Его Церковь! Вот почему молодое поколение отворачивается от Иисуса! Потому что некоторые клирики и богословы как на Западе, так и на Востоке представляют им Бога в образе некоего карающего "монстра", – нечто в действительности не существующее.К сожалению, в результате этого тысячи и тысячи людей пришли к безверию, уклонились в ереси или стали адептами различных оккультных сект.

________________
_____________________
* пиетизм (от лат. pietas – благочестие) – в узком смысле слова одно из протестантских течений, в вероучительной доктрине которого центральное место занимает понятие личного благочестия (прим.пер.)


Книга арх. Нектария (Мулациотиса) "Иисус Христос как Любовь и Возлюбленный"
на форуме упоминалась не раз. Я тоже приводил фрагменты из нее:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2792.msg101061#msg101061
Несколько слов об авторе – здесь: http://nikeabooks.ru/production/new/obj_52/
Все опечатки – по моей невнимательности.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #1 : 30 Июль 2011, 17:52:36 »
Хотелось бы понять, когда именно эта антихристова подмена проникла и стала разрастаться в нашей церкви.
Полагаю, раньше чем в 18-19вв. Я мало читал об этом, но в библиотеке форума про Рублевский "Страшный Суд" написано:
"Вся композиция пронизана тихим светом и наполнена радостью ожидания. Гармония и согласие, мудрость и благородство сочетаются в образах апостолов, беседующих с ангелами. И ни в ком нет ни тени страха, с которым принято ассоциировать Страшный Суд: "Совершенная любовь изгоняет страх" (1 Ин. 4.18). Свет, приходящий в мир, и есть любовь, преображающая мир. Такова концепция Андрея Рублева. Такой ясности и чистоты не достигнет уже никто из русских мастеров. Последующие поколения будут "страхом спасать" (Иуд. 1.23), и тема Второго Пришествия Господа из композиций "Страшный Суд" отойдет на второй план, а на первый выйдет живописание адских мучений, уготованных грешникам, в изображении которых художники достигнут своеобразного совершенства."
http://www.hesychasm.ru/library/creation/yazik.htm

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #2 : 30 Июль 2011, 18:15:48 »
Мне думается что все это отголоски Ветхого Завета,где преизобилует карающий Бог, Бог мститель. Интересно, что этот мотив карающего Бога, и адских мук, в сознании людей не смогла перекрыть даже жертва Христа и Его всепоглощающая в сострадании Любовь.
Люди сами вырисовывают свою модель загробной жизни. Потому как не отошли и не превозмогли в себе СТРАХ.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #3 : 30 Июль 2011, 18:47:37 »
Да, понимаю.
В "Тринадцати принципах веры" Маймонида, этом символе веры иудейской и основном постулате иудаизма, по номером 9 и 10 идет:
–  Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, знает все дела человеческие и все помыслы их, как сказано: "Создающий все сердца их и проникающий все дела их!"

– Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, воздает добром соблюдающим Его заповеди, и карает тех, кто преступает Его заповеди.

Помимо этого, о действиях Творца сказано лишь то, что Он " творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать все, что делается."

Итак, Он все знает, карает и воздает добром. Встать, суд идет. Отсюда и модель поведения – бояться, трепетать (именно что от страха) и стараться выполнять то, что правильно, чтобы не "попасть" за "неправильное".

А насчет распространения. Из иудаизма - через раннее иудео-христианство – к католикам, а от них – в средние века  попадает в восточную Церковь. Такой примерно маршрут, iunija?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #4 : 30 Июль 2011, 19:12:25 »
прозелит, что ты меня спрашиваешь о маршруте? Тебе виднее, если ты задался этим вопросом. Хотя тут надо сверяться с источниками, потому как в свое время Церковь была единой.
Хотя, интуиция мне подсказывает что ты прав. Католики наводнили страху на весь подчиненный им мир. Сама история об этом говорит. А вот как и когда эта тенденция начала пускать корни в восточной Церкви, и почему ты пришел к выводу, что в средние века, это я спрашиваю у тебя.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #5 : 30 Июль 2011, 19:25:39 »
Об этом писал священик Булгаков-отец известного писателя Булгакова...Книга акон Божий и Закон человечий..Писал сразу после свержения царя-потому что убрали цензуру-.
Цензура недавала ничего сказать против власти и их идеи были для народа закон..арь мученик в то времяне был мученником азаслужилнаказание от новой власти по их новым законам.. по царскому закону был казнем брат Ленина Александр-повешен..Сегодня Жириновский предлагает вешать воров,коррупционер на площадях и неснимать 2 дня..И это человек у власти -для него это справедливо-но если к нему такое применить то это будет не справедливо..Законы меняются  а Бог вечен и не изменяется..Он видит расположение сердца и видит безсилие добрых людей-они лезут из кожи угодить Богу своими действиями-если бы не было тела-то они бы ушли в молитву и сутками пели псалмы-созерцали..были бы в хорошем духовном настроении..Но тело -оно на Земле-землю поделили-потом переделили несколько раз и получается везде вне закона в прошлом и в законе сегодня,а будущее еще переменит законы десять раз..Когото зациклило на законах СССР онпо сей день беседы все регламентирует-ты сказал так,ты сять,ты молчи,того глуши..Законы в голове-хорошо общечеловеческие но они сборные..
Один летчик военный после войны сказал -всё хватит я отказываюсь от законов США-беру свободу -Человек мира-и начал выпускать паспорта всем желающим уйти от этих кошмаров с Джержинскими,Бзежинскими, Жириновскими -буду жить в странах по своему паспорту человека в каждой стране он гражданин-но гражданин Земли..Ему сейчас клеют три шестерки,мировое правительство и прочее..Но он  летчик-осталсяво Франции-надоели ему законы..Они всем надоели-в том числе и мне теперь вы догадались что такое страник без родины и законов..Закон давит и требует своего,паспорт требует клятвы и присяги ..епископ больше всех знает  что такое закон и как плохо если о нарушитего в любой стране -закроют монастыри,церкви его епархия уйдёт в историю..Потому я и кашу траву,обрезаю ветки чтобы некасались здания-обметаю дорогу вокруг монастыря..Помню собирали мусор по трассе идуще до монастыря..Здесь законы не исполнил-всёплохой епископ-надо менять-может у него само-движущая молитва и горы двигает,а законов не знает..Он мечтает и пишет о мечте но Законы требуют и пресуют его ежедневно..Греки уже второй раз получают деньги от Европы-но привычки неменяют-как жили в доргих раёнах так там и сидят и работают в кабаках-говорят у нас ничего нету,чтовы хотите от нас идите работайте и не морочте нам голову..У них традиции такие..Традиции тоже неписаные законы..Я тоже услышал что законы надо исполнять-а не лукавить перед властями-там в деяниях написано-но там же написано-если сможешбыть свободен от них то будь..Но в монастыре тоже игумен и его всегда с подписями ждут власти и банкиры..И тоже строго с ним..Казаков разогнали -те тоже хотели жить на воле..Закон добр ...Добротолюбие добрее..

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #6 : 30 Июль 2011, 19:39:11 »
прозелит, что ты меня спрашиваешь о маршруте? Тебе виднее
Я может, и задался, но пока ничего не читал об этом. Приведенная цитата из кн. о Рублеве навела на мысль о средних веках...но это уже не о восточной церкви вообще, но о Руси.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #7 : 30 Июль 2011, 21:21:55 »
Критика западного понимания Бога как Законодателя тоже отчасти преувеличена. Все эти искажения возникают на почве преувеличения какого-нибудь из определений относительно Бога (имен Божиих) в ущерб такому же, противоположному. Определение "Бог есть любовь" тоже можно абсолютизировать и на этой основе создавать еретические учения и секты (и такие примеры в истории были). В качестве (не еретического учения, но) неправомыслия такого рода можно привести, например, сложившееся в 19 в. в России на почве распространения идей гуманизма, можно так сказать, "ложно-интеллигентское" понимание Бога как Любви, подменившее собой аскетическое понимания этого определения. Преувеличенная критика Церкви в ту эпоху (а иногда и в нашу), "стяжательства", "негуманного отношения к еретикам" и т. п. -- все это отголоски того самого неправомыслия  в нашу эпоху и господства "гуманистической" (а на деле, антихристианской) идеологии

А на самом деле, Бог настолько же Любовь (к творению) насколько Ненависть (ко греху), настолько же Благодать, насколько и Закон и т. п. Любые определения такого рода должны относится к Богу (при строгом рассуждении) попарно, в качестве дополняющих друг друга, так как Бог выше и того, и другого понятия о Нем. Это настоящее, аскетическое и богословское (в смысле высокого богословия, например, Ареопагита и Максима Исповедника) понимание таких определений относительно Бога, взятых из Писания, как например, "Бог есть Любовь". Потому что Сам Бог в одном месте говорит устами ап. Иоанна "Бог есть Любовь", а в другом устами того же апостола "Ненавижу дела николаитов". Подобных взаимодополняющих (и, казалось бы, противоречащих друг другу) определений и высказываний в Писании великое множество, и все их надо понимать именно в том смысле, о каком я сказал выше
« Последнее редактирование: 30 Июль 2011, 21:41:41 от Евгений »

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #8 : 30 Июль 2011, 21:44:28 »
Потому что Сам Бог в одном месте говорит устами ап. Иоанна "Бог есть Любовь", а в другом устами того же апостола "Ненавижу дела николаитов".

Бог ненавидит дела николаитов, а отнюдь не самих николаитов...
Что до законнического понимания Бога, то, должно быть, оно резко усилилось в те времена, когда земная церковь стала официальной государственной. На место Бога, который есть Любовь, Бога, к которому стремились ранние христиане, пришел "большой брат", внимательно следящий за каждым твоим делом, словом, помышлением, фиксирующий каждое твое движение...
В этом смысле атеистические тоталитарные режимы ХХ века есть закономерная производная от "бога как большого брата", от государственных религий как восточного, так и (в большей степени) западного христианства.
Но сейчас, когда государство (любое) потеряло остатки своей псевдосакральности, когда благодаря новым коммуникациям зыбкость и неусточйчивость мира стала особенно ясной, эта концепция "бога - большого брата - правителя мира сего и того" не работает. Сейчас в воздухе носится пыль ветшающих конфессий, повсюду обомки земных государственных (или антигосударственных) церквей, между ними бродят неприкаянные толпы верующих или неверующих.
А когда пыль уляжется, то одни пойдут к Богу как к совершенной Любви, изгоняющей страх, другие - выберут надежность и определенность в лице антихриста. Третьи, впрочем, не выберут ни того ни другого и привычно будут твердить о ересях, прелести и последних временах.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #9 : 30 Июль 2011, 22:00:52 »
Дела не любит а делающих дела блудные они блудом имождали плоть,вот плоть эту любит-так что ли.А кого тогда потопом утапил Бог иогнрм Садом накрыл..? Поясните../
Потом новую тему откройте ..Дело портит человека или человек портит дела Божии..

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #10 : 30 Июль 2011, 23:13:09 »
А на самом деле, Бог настолько же Любовь (к творению) насколько Ненависть (ко греху), настолько же Благодать, насколько и Закон и т. п. Любые определения такого рода должны относится к Богу (при строгом рассуждении) попарно, в качестве дополняющих друг друга, так как Бог выше и того, и другого понятия о Нем. Это настоящее, аскетическое и богословское (в смысле высокого богословия, например, Ареопагита и Максима Исповедника) понимание таких определений относительно Бога, взятых из Писания

Неявленный Бог у Ареопагита трансцендентен, и тогда он выше всякого понятия о Нем, и тогда только резец апофатики, отсекая лишнее, показывает Нечто – не это, не то.
Бог явленный, имманентный (подразумеваю под этим – остающийся внутри границ возможного опыта) описуем такими парами определений – и это, и то.
Не понимаю, впрочем, пары ли это? А не является ли ненависть к богопротивным делам  деятельным аспектом Любви, а Закон – аспектом Благодати?
Имхо.
« Последнее редактирование: 30 Июль 2011, 23:26:53 от прозелит »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #11 : 31 Июль 2011, 00:18:12 »
Любовь - полнота (сам Бог), ненависть - отсутствие полноты. Благодать - выражение полноты, закон - ее ограничение. Посему и в Евангелии говорится, что Бог есть любовь. И ни у кого не повернется язык сказать, что Он есть ненависть.  О соотношении благодати и закона: закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Нет взаимодополняющих пар, есть свет и есть тьма - без взаимодополнения, но свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #12 : 31 Июль 2011, 00:52:36 »
 Заповедь (как научены Апостолом) обнажает грех. И даже закон падшей цивилизации обнажает (или стремится обнажить) преступление. Обнажение [видение] ею греха открывает возможность исправиться. Любящий Бога будет брать на себя иго заповедей по-любви, ради исправления, избавляясь от страха (прикрытого в вертлявую, непостоянную, поверхностную, не истинную "любовь", ложно определяющую себя в сущность Бога).
 Как и Христос сказал: "Иго Моё благо, и бремя Мое легко", - как боль после похода к дантисту приятная, показывающая движение к выздоровлению. Преодолевая страх - идешь к врачу, и лечишься.
 Впрочем, есть у пророков о "змее прямом" и "змее изгибающемся" - убеждён, что это может быть отнесено к работе ума, к его особенностям, и в частности о "ложном понимании Бога": изворотливом до хаоса или прямом без оглядки по сторонам. (имхо)   
Нет взаимодополняющих пар,
Есть они у нас, у людей - просто есть, хотя бы по факту человеческого отрицания их. Но Бог над ними и Бог не они (как я понял мысль Евгения).

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #13 : 31 Июль 2011, 01:12:38 »
Любовь - полнота (сам Бог), ненависть - отсутствие полноты. Благодать - выражение полноты, закон - ее ограничение.
<...>
Нет взаимодополняющих пар, есть свет и есть тьма - без взаимодополнения

Потому что Сам Бог в одном месте говорит устами ап. Иоанна "Бог есть Любовь", а в другом устами того же апостола "Ненавижу дела николаитов".


Почему же тогда сам апостол любви говорит так, Александр?

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: арх.Нектарий о ложном понимании Бога
« Ответ #14 : 31 Июль 2011, 01:47:52 »
Цитировать
Привожу главу из книги арх. Нектария об одном из капканов на пути христианина
Полагаю, озаглавленное как "Рационалистическое понимание Бога" как раз о ложном понимании Бога в плане  "прямого змея" - не способного смотреть по сторонам и иссушенно-мертвого. Статья на мой взгляд касается этого.
 Хотя в статье:
Критика западного понимания Бога как Законодателя тоже отчасти преувеличена.
трудно не согласиться с этим.
 [не ложный образ] Благовествующая тётенька в бикини "Иисус любит тебя" знает Бога как "любовь", её внешность о страхе не свидетельствует, зато понимание любви свидетельствуется внешним.