Alex, в библейской экзегектике принято говорить о буквальном и метафорическом смыслах Писания. А точнее, есть целая "научная" классификация толкований: буквальный, исторический, анагогический, типологический и проч. Одна и та же фраза Писания может быть истолкована по разному, и это вполне допустимо. В сущности, Писание неисчерпаемо и имеет множество глубоких "пластов" толкования, заложенные в Писании Сятым Духом. По сути, эти смыслы не следовало бы называть "привнесенными", они не привносятся человеком, а лишь постигаются и созерцаются им. Тем не менее возможны и ложные толкования, действительно привнесенные человеком и чуждые духу Писания. Как отличить одно от другого - это отдельный разговор.
Не сочтите за занудство, но приведу несколько цитат о толковании писания. Меня тут уже критиковали за цитатничество
, но я люблю высказывания св. отцов, особенно византийских, меня поражает их глубина и точность мысли, изящество изложения. Все равно лучше чем они не скажешь.
“Ведь Божественное Слово подобно воде21. Как [вода] для растений и побегов всякого рода и различных животных, так и Оно для пьющих Его - разумею Слово - людей, соразмерно восприимчивости их, то проявляется умозрительно, то деятельно обнаруживается, как плод, в добродетелях ...Ибо Оно никогда не описуется [в чем-либо] одном и в силу естественной беспредельности [Своей] не может быть заключено в пределах [одной только] мысли. … Кто со страхом Божиим исследует смысл загадочных мест Священного Писания и ради одной только божественной славы снимает, как покрывало, с Духа букву, тот, по слову Премудрости, обрящет все права (Притч. 8:9), потому что не встретит никакого препятствия в безупречном движении мысли к божественному. … Прекрасно и величественно слово Священного Писания, всегда предлагающее вместо повествуемого умопостигаемое7 тем, кто стяжал здравые очи души. ... Мысль [человеческая] не может достичь глубины многого из того, что начертано в Писании. А если некоторые [из отцов] и высказывались [по этому поводу], то прежде они определяли способность [восприятия своих] слушателей, а затем изрекали для пользы научаемых лишь некую долю [этой тайны], оставляя большую часть [ее] неисследованной ” прп. Максим Исповедник
"Кто станет слушать Священное Писание без рассуждения и все принимать буквально, тот может предполагать много нелепого о Боге. Тот же, кто будет вникать в глубину смысла, разрешит все недоумения. ... Поэтому-то и заповедано нам изучать Писание, что многое, с первого взгляда показавшееся простым, заключает в себе глубокий смысл " Св.Иоанн Златоуст.
«Божественное Писание постигается духовно, и сокрытыя в нем сокровища только духовным открываются Духом Святым. Душевный же человек откровения их приять не может (1 Кор. 2, 13. 14), - так как он, кроме чередования помыслов своих о другом чем думать, или внимать тому, что говорит другой, неспособен.» Преп. Никита Стифат
"Божественное скрывается тканью Писания, как завесой... Поэтому-то о тех, которые смотрят только на ткань Писания, Апостол говорит, что они имеют покрывало на сердце" (2Кор.3:15) "и не могут провидеть славу духовного закона" св. Григорий Нисский
“Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.” (2-е Пет.1.20)