Исихазм

Автор Тема: Память смертная и пораженческие настроения  (Прочитано 30305 раз)

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #15 : 19 Октябрь 2004, 10:28:00 »
Цитата: Alexander
При аскетическом самоограничении наступают длительные периоды потери жизненных сил. Такая потеря  подвигает к памятованию о смерти и одновременно заставляет видеть мир в серых и черных тонах. Здесь уже вкрадывается пораженчество как уход из плохого мира в сладкий мир увядающих грез. Увядание становится притягательным и сладким, оно засасывает, нашептывая: оставь, уйди, усни.


Поклоны, поклоны, поклоны. ..А еще и палкой их палкой. :D

Очень помогает.

Как старец Иосиф Исихаст, если помыслы не отвязывались, он говорил - тогда сейчас отведаете палки! Говорил, что все тело у него содрогалось от ужаса, когда предчувствовало такую воспитательную меру. Зато действенно...
 

Цитата: Alexander
Я ничего не читал у Ю.Вознесенской...

Хорошее чтение для подростков. Взрослых в  унылом состоянии развлекает (но некоторых раздражает примитивностью, как меня например).  - мое личное мнение

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #16 : 19 Октябрь 2004, 10:38:44 »
По поводу смертной памяти - как прекрасно сказал один юноша!

Думаю это все читали в какой-то книжке какого-то греческого современного отца: когда он был совсем юный и пришел на Святую Гору, то там в братстве был еще юноша на 2 года старше его и по телесному и по монашескому возрасту. Так когда новоначальный просил старшего поговорить с ним ради душевной пользы, тот отвечал: брат, давай лучше помолимся, потому что не знаем, будем ли жить завтра.
 :D

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #17 : 19 Октябрь 2004, 13:51:08 »
Поклоны помогают... некоторое время. Тело же суть храм Духа Святого - лупить по нему палками сродни избиению мужем жены...
Грубая аскеза приводит к преждевременному изнашиванию тела, порождает болезни, развоплощает, отрывает от материи - она в прошлом, и если еще кому-то помогает, это не значит, что ее нужно перенимать.

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #18 : 19 Октябрь 2004, 15:34:43 »
Цитата: Alexander
Поклоны помогают... некоторое время. Тело же суть храм Духа Святого - лупить по нему палками сродни избиению мужем жены...


По поводу избиения мужем жены - говорят, в случае, если жена истеричка - лучше дать пощечину, чем  терпеть истерики. Потому что лучше помогает, чем увещевания.

Цитата: Alexander
Грубая аскеза приводит к преждевременному изнашиванию тела, порождает болезни, развоплощает, отрывает от материи - она в прошлом, и если еще кому-то помогает, это не значит, что ее нужно перенимать.


Старец Иосиф Исихаст придерживался такой практики и своих учеников так же держал. Не думаю, что он не имел рассуждения, поскольку, как говорят, из его "гнезда" вышло несколько игуменов, во многом способствовавших возрождению монашеской жизни на Афоне.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #19 : 19 Октябрь 2004, 17:21:04 »
Человека мирского и душевного память о смерти и телесная аскеза повергает в уныныие, печаль и бессилие, а истинному духовному христианину они приносят радостопечалие. А как человеку превратиться из душевного в духовного? - через смирение, т.к. только к смиренному приходит Святой Дух:

"Некоторые для получения крайнего бесстрастия ... всуе изнуряют тело свое; но сии бедные не знают того, что не труды, но более всего смирение есть матерь этих благ. " Лествичник

"Награда дается не за делание, но за смирение. Добродетель есть матерь печали, а от печали рождается смирение, и смирению дается благодать." преп. Исаак Сирин

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #20 : 19 Октябрь 2004, 18:06:24 »
Вот еще цитата на тему:

" Возлюбленная матушка, вы не побоялись как-то раз сказать, что Господь Бог просвещает мою душу и дает мне опыт зрелых лет... Матушка, я слишком мала теперь, чтобы быть тщеславной, я еще слишком мала, чтобы красивыми фразами заставить вас поверить в мое великое смирение. Лучше я просто признаюсь, что сотворил величие Сильный (см. Лк. 1,49) в душе дочери Его божественной Матери, и величие это состоит в том, что Он ей показал ее малость и бессилие. Дорогая матушка, вам хорошо известно, что Господь Бог соблаговолил провести мою душу через множество разнообразных испытаний. Я много страдала уже с самого появления на этой земле, но, если в детстве я страдала с грустью, то теперь страдаю в мире и радости. Я воистину счастлива оттого, что страдаю. Да, матушка, вам необходимо узнать все тайны моей души, чтобы не улыбаться, читая эти строки, ибо найдется ли душа, перенесшая меньше испытаний, нежели моя, если смотреть со стороны? Да, если б испытание, от которого я страдаю уже целый год, открылось взорам, каково было бы удивление!

...

В прошлом году Господь Бог даровал мне утешение соблюсти Великий пост со всей строгостью. Еще никогда я не чувствовала себя такой крепкой, и это состояние крепости продержалось до Пасхи. Однако в Страстную пятницу Господь пожелал подарить мне надежду на скорую встречу с Ним на Небе... Как приятно мне это воспоминание! До полуночи пробыла я у Гроба Господня, потом вернулась в келью, но едва успела положить голову на подушку, как почувствовала поднимающуюся волну, которая с клокотанием подкатила к губам. Я не знала, что это было, но подумала, что, быть может, я умру, и душа моя исполнилась радости... Между тем, поскольку лампа была уже задута, я сказала себе, что нужно дождаться утра, чтобы удостовериться в таком счастье: мне показалось, что меня вырвало кровью. Утро не заставило себя долго ждать. Проснувшись, я сразу подумала, что мне предстоит узнать что-то радостное, и, подойдя к окну, смогла убедиться, что не ошиблась... Да, душа моя совершенно утешилась, я была глубоко уверена, что Господь в день Своей смерти пожелал дать мне услышать первый зов, словно отдаленный шепот, возвестивший о приближении Жениха...

....

Возлюбленная моя матушка, то, что я пишу вам, не имеет продолжения. Моя коротенькая история, похожая на сказку доброй волшебницы, внезапно превратилась в молитву, и я не знаю, что интересного вы сможете найти, читая эти неясные и плохо выраженные мысли. В конце концов, матушка, я пишу не для того, чтобы создать литературное произведение, но по послушанию. А если я и нагоню на вас скуку, то по крайней мере вы увидите, что ваше дитя проявило добрую волю. Итак, не падая духом, продолжу мое небольшое сравнение с того места, где оставила его. Я говорила, что уже с самого детства мне дана была уверенность в том, что в один прекрасный день я уйду далеко из печальной и мрачной страны. Я верила не только потому, что слышала рассказы людей более сведущих, – в глубине сердца я ощущала стремление к прекрасному краю. Подобно гению Христофора Колумба, который подсказал ему, что существует Новый свет, когда никто и не помышлял об этом, я чувствовала, что когда-нибудь иная земля станет для меня постоянной обителью. Однако окутывавший меня туман внезапно сделался более густым, он проник в мою душу и охватил ее так, что я уже не могла найти в ней прекрасный образ моей Отчизны. Все исчезло! И когда я хочу дать отдых своему истомленному окружающим мраком сердцу, вспоминая о солнечной стране, к которой стремлюсь, – мое мучение удваивается. Мне начинает казаться, что тьма голосами грешников говорит мне с насмешкой: «Ты мечтаешь о свете, о благоуханной Отчизне, о вечном обладании Творцом этих чудес, ты думаешь в один прекрасный день выйти из окружающего тебя тумана! Иди дальше, иди дальше, радуйся смерти, которая даст тебе не то, на что ты надеешься, но еще более глубокую ночь – ночь небытия».

Возлюбленная матушка, этот образ тьмы, которая омрачает мою душу, так же несовершенен, как набросок по сравнению с оригиналом. Однако не хочу больше писать об этом, боюсь, что стану богохульствовать... Мне страшно даже от того, что уже сказала и так слишком много...

Да простит меня Господь, если я огорчила Его. Ему ведь хорошо известно, что если я и не наслаждаюсь верой, то, по крайней мере, стремлюсь совершать дела веры. Думаю, что за этот год я совершила их больше, чем за всю свою жизнь. Когда враг бросает мне вызов, и я могла бы вступить в сражение – я не пугаюсь, но, зная, что драться на дуэли малодушно, поворачиваюсь к противнику спиной и не удостаиваю его даже взгляда. Я бегу к моему Господу Иисусу и говорю Ему, что готова пролить всю свою кровь до последней капли, чтобы исповедовать веру в существование Неба. Я говорю Ему, что счастлива не наслаждаться этим прекрасным Небом на земле, лишь бы Он навсегда открыл его для бедных неверующих. Поэтому, несмотря на испытание, отнимающее у меня всякую радость, я все-таки могу воскликнуть: «Ты возвеселил меня, Господи, всем творением Твоим» (см. Пс. 91, 5). Ибо разве есть радость больше, чем страдание ради Твоей любви? И чем страдание сокровенней, чем менее оно заметно человеческим взорам, тем больше радует Тебя, о Боже мой. Но если, хоть это и невозможно, Ты бы и Сам не заметил моего страдания, я все равно буду счастлива страдать, если этим смогу предотвратить или искупить хотя бы один грех, совершенный против веры...

Возлюбленная матушка, вам, возможно, покажется, что я преувеличиваю свое испытание. В самом деле, если вы станете судить по моим стихам, написанным в этом году, то душа моя должна показаться вам преисполненной утешений, для которой завеса веры уже почти разорвана, а между тем... для меня это больше уже не завеса: это – стена, восходящая до самого неба и закрывающая звездный небосвод... Когда я воспеваю небесное счастье и вечное обладание Господом Богом, то не испытываю от этого никакой радости, потому что просто воспеваю то, во что хочу верить. Правда, порою тоненький солнечный лучик приходит озарить мой мрак, и тогда на одно мгновение испытание прекращается, но потом воспоминание об этом лучике еще больше сгущает мрак: вместо того, чтобы принести радость.

Матушка, никогда еще я так хорошо не чувствовала, насколько Господь долготерпелив и многомилостив. Он послал мне это испытание лишь тогда, когда я обрела силы его выдержать. Думаю, что ранее оно повергло бы меня в уныние. Теперь же оно избавляет меня от всякого естественного удовлетворения в моем стремлении к Небу. Возлюбленная матушка, теперь мне кажется, что ничто не мешает мне улететь, ведь у меня больше нет желаний, кроме одного – любить так, чтобы умереть от любви..."

Св.Тереза из Лизье (поступила в Кармель в 15 лет, скончалась от туберкулеза в 24 года в 1897 году)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #21 : 19 Октябрь 2004, 18:58:00 »
Отношения мужа и жены должны строиться в свете слов Павловых (Еф.5) . Если жена - истеричка, то муж, который ее за это постоянно лупит, - деспот. Я же говорю о семье, как единстве и совместном делании-аскезе ради стяжания Святого Духа.

Относиться к чьим-либо действиям или словам стоит с рассуждением. Если Иосиф Исихаст делал так, это не означает, что мы должны слепо копировать его действия. Тем более зная, что Дух Святой палками не вбивают.

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #22 : 19 Октябрь 2004, 18:59:44 »
Да, давайте без палок! Ангела-Хранителя!

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #23 : 19 Октябрь 2004, 19:12:02 »
Спасибо, Света, за св. Терезу. Из всех католических святых жен она мне больше всего по душе.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #24 : 19 Октябрь 2004, 19:36:02 »
"Повесть об одной душе" Терезы Малой - вещь удивительная, как жизнь самой Терезы. Читаешь будто из чистого родника пьешь.

Кроме одного но... Перефразирую известную пословицу: хороший святой - мертвый святой. Мертвые святые очень удобны для тех, кто сидит на троне Моисеевом. И когда канонизированная святая воспевает смерть от любви...

Нет уж, путь православный не в смерть от любви, а через смерть в любовь и жизнь вечную - жизнь, которая начинается здесь, на этой бренной земле. Путь смерти от любви, которую жаждала Тереза, есть святое бегство от тягот и ответственности земной жизни. Это святой путь развоплощения, однако работа Божия должна быть сделана здесь. Любить так, чтобы жить, пройдя через смерть!

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #25 : 20 Октябрь 2004, 18:44:34 »
Вот ещё одна хорошая цитата по теме:

""Ничего нет страшнее памяти смертной, и дивнее памяти Божией; та вселяет спасительную печаль, а эта исполняет духовным веселием" (преп. Илия-пресвитер, Д III, 432). "Спасительная печаль" - это божественное беспокойство души. Нет иных врат к Богу. Если мы этого не поймем духовным трудом, то мы не сможем принять христианства. Для христианина память о смерти есть надежда на бессмертие.

"Будем, если можно, непрестанно памятовать о смерти, - говорит пр. Исихий Иерусалимский, - ибо от этого памятования рождается в нас отложение всех забот и сует, хранение ума и непрестанная молитва, беспристрастие к телу и омерзение ко греху..." (Д II - 192).

"Спасительная печаль" потому и спасительна, что вместо угнетающего бездействия она рождает живое духовное дело. Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7. 10). Она потому и спасительна, что внутри ее радость. "Стяжи чистоту в делах своих, - говорит св. Исаак Сирин, - чтобы озарялась душа твоя в молитве, и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем" (Д II - 702). Дела земные не оставляются, но все становится на свое место. Оставляя испуганную многозаботливость и неверную суету, человек обретает поступь вечного существа. Он в тревоге за свою вечность, но и в надежде. Он начинает слышать иные миры, и на его голову, утомленную зрелищем земного тления, веет воздухом освобождения. Эта надежда, о которой сказал апостол, что тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих(Рим.VIII, 21). Через память о смерти душа внимает бессмертию.
"
С. И. ФУДЕЛЬ. ПУТЬ ОТЦОВ (http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/fudel.htm)

"Сердце, ожив ощущением своим для Бога и для всего, что принадлежит Богу, умирает для мира, умирает для всего, что враждебно Богу и что чуждо Бога. В смерти этой - жизнь, и в погибели этой - спасение." Таинственное объяснение 99-го псалма, святитель Игнатий (Брянчанинов)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #26 : 21 Октябрь 2004, 02:04:29 »
Цитата: Alexander
однако работа Божия должна быть сделана здесь. Любить так, чтобы жить, пройдя через смерть!


Очень здорово сказано!
Несомненно, Господь желает нам всем получения полноты Жизни, Плеромы Царства Небесного, что и есть, на самом деле, эта работа Божия, которую необходимо проделать здесь, в нашем бренном теле, на грешной и несчастной нашей планете.
Жизнь Вечная начинается не со смертью тела, а со смерти зарвавшегося ума, который возомнил себя единоличным хозяином целостного Человека.
Но мы не убиваем ум Умной Молитвой, мы лишь указываем ему его место: в сердце, а не в голове, где быть надлежит лишь Царю...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #27 : 22 Октябрь 2004, 12:33:01 »
***Любить так, чтобы жить, пройдя через смерть!***


  В этих словах содержится обжигающая правда. Она невыносима для эгоизма. Всегда хочется придумать себе мечту о добродетели, но любовь как раз и состоит в том, чтобы с достоинством и силой нести
груз своего несовершенства. Нести и менять себя при помощи благодати Божией.
   Смерть в нас самих, она повсюду в мире. Все, что не обожено, - все есть умирание. И жить, помня о смерти, можно, лишь имея силу в себе, силу побеждать.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #28 : 23 Октябрь 2004, 04:57:30 »
Не помню сейчас источника (давно это было), но врезалась в память какая-то, скорее, восточная история об уподоблении всего человеческого существа конному экипажу.
Где сама повозка - тело, лошади - эмоции, а кучер - ум.
Так вот, сидит этот самый кучер, развалясь, на том месте, где должен быть Хозяин экипажа, который-то на самом деле знает, куда надо ехать (кучеру-то все равно куда), лошади у него не кормлены и не чищены как следует. Да и не тренированы как положено бегать им в упряжке - своенравны уж больно. Ну уж и повозка - тоже будьте-нате, краска пооблуплена, колеса не смазаны - вот, вот развалится на ходу.
Спрашивается, захочет ли Хозяин такой триадой воспользоваться, или предподчет экипаж, где кучер-ум позаботился об управлении эмоциями, тело свое подтянул где надо, да и сам - парень хоть куда: хорош собой и знает твердо свое место (тут я добавляю от себя - в сердце)?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #29 : 23 Октябрь 2004, 14:34:14 »
С конным экипажем хорошее сравнение. особенность нашего времени в том, что конный экипаж морально и "технически" устарел, давно и безнадежно. В век быстрых машин и воздушных перелетов, к рациональному уму лучше относится как к сложному компьютеру. В потоках эмоций и, вообще, жизненных сил надо разбираться как в машинных двигателях, а лучше как в движущей силе и социальной организации общества и каждого человека.

Кучер ума еще мог лупить кнутом правил по лошадям эмоций, но он же и кормил их овсом смыслов и и сеном переживаний. Если же не кормил, то лошади дохли и кучер терял свою работу. Кто же сейчас бьет палками по бокам машин или сливает бензин в придорожную канаву под предлогом аскетического взнуздания современной техники. Требуется совсем другое отношение, нужна совсем другая аскеза - профессиональная, имеющая современную школу и нехилую базу, чуткая к другому опыту, могущая его, изменив под свои нужды, плодотворно использовать, благодарная прошлому опыту и развивающая опыт современный, не чураясь мира, не сбегая от него, но и не подминаясь под его правила.