Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие |
Иерархия бытия
Все тварное бытие представляет собой ниспускающуюся лестницу пяти видов бытия: бытия мысленного, разумного, чувственного (животного), растительного и просто сущего1. Но по существу оно распадается на два мира: мысленный (духовный) и чувственный (телесный)2. К первому относятся ангелы и души людей, ко второму - все вещественное бытие3.
Ангельский мир не служит предметом специальных созерцаний преп. Максима. Преп. отец просто примыкает к ареопагитским воззрениям на девятичиновную иерархию4, на различие ангелов по совершенству богопознания5, и лишь конкретнее представляет благотворное участие их в нравственной жизни людей6. Все ангелы, как и все происшедшее от Бога, созданы по известному λόγος'y 7. Они совершенно бестелесны8, хотя, как тварные существа, отличаются уже некоторой сложностью (из и )9. У падших ангелов10 эта сложность как бы соединяется уже с некоторым овеществлением11, в силу их пристрастия к веществу.
Если даже мысленный (духовный) мир отличается сложностью, то тем в большей степени, конечно, отличается ей мир чувственный. В нем и самая основа его (υλική ουσία)12 - материя (ύλη) - является сложной: она состоит из четырех элементов, или стихий13, притом противоборствующих друг другу14. В силу этой вещественной сложности чувственный мир имеет бытие не в веках, чуждых течения времени, как мир мысленный15, а во времени и пространстве16, и подвержен постоянному тлению и разложению на элементы17, так называемому "течению вещества"18. Для нашего познания он представляет собой грубую и телесную видимость, воспринимаемую чувствами19. Впрочем, эта тешащая чувства внешняя сторона мира (επιφάνεια)20 существует только для сродных вещественному миру чувств21. Сама по себе (без λόγοι) вся чувственная являемость мира составляет одно небытие, μη όν 22. Настоящая истина заключается в умопостигаемых λόγοι 23, чуждых всякого противоборства и тления24 и представляющих поэтому истинное бытие. Чувства лишь обольщают и вводят в заблуждение человека, когда предлагают ему мнимое чувственное бытие25 и закрывают им истинное26. Это, впрочем, не значит, что мир существует мнимо или лишен причастия истинного бытия в Логосе. Под внешней являемостью (φαινόμενα) в мире скрывается бытие умопостигаемое (νοούμενα)27. Оно и составляет истинную духовную сущность мира, роднящую его с более близким Богу духовным бытием28 и соединяющую с Богом, отделение от Которого равносильно переходу в небытие29.
Оба мира - и чувственный, и мысленный - не только сходны по своему составу30 и сродны по одинаковому отношению к Логосу, но и поставлены во внутреннюю гармонию между собой. В чувственных вещах, как типах (отобразах), можно созерцать идеи (λόγοι) мира мысленного31, и наоборот. Логосы того и другого мира параллельны. Чувственный мир есть символ духовного и в своих λόγοι сливается с ним. Божественные идеи (λόγοι) естества, промысла и суда одинаково проявляются и там и здесь32.
Примечания
1. Quaest. ad Tahl. LV, schol.38, PG.90, 569D, p.182; LXV, schol.44. 781B; cp.Ambigua, PG.91, 1080B, f.123b; Cap.de charitate HI,32 [р.п.I,125]. Дионисий Ареопагит, De div. nom. VIII,3, PG.3, 892B.
2. Ambigua, PG.91, 1153A, f.157a. Mystagogia 2, PG.91, 669A, p.496 [р.п.I, 159]. св. Григорий Богослов, Or.18, n.3, PG.35, 988C; р.п.II.3, 83; ср. Or.38, n.10, PG.36, 321A; р.п.III,199.
3. Cap.de charitate III,30 [р.п.I, 125]. 12Quaest. et dubia 61, PG.90, 833B, p.323. 1S Ambigua, PG.91, 1240C-D, f.195a-b.
4. Quaest. et dubia 61, PG.90, 833B, p.323.
5. Ambigua, PG.91, 1240C-D, f.195a-b.
6. Сар. de charitate II,32; III,33 [р.п.I,112,125]. Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 336B, p.55 [р.п.II, 86-87].
7. Quaest. ad Tahl. XI,PG.90, 292D, p.29 [р.п.II, 52]. Ambigua, PG.91, 1345B, f.237b.
8. Cap.de charitate III,30 [р.п.I,125].
9. Ambigua, PG.91, 1400C, f.258a; но ср. 1345В, f.237b.
10. К характеристике их греховного настроения см. Cap.de charitate III,5 [р.п.I,121-122]; Quaest. ad Tahl. LXI,PG.90, 633C, p.218 (cap.quing. IV, 48); XXVI,341A-B, p.57 [р.п.II, 88] (cap.quing. I,80); XI,293A, p.29 (περι το μη όν) [р.п.II,52]; LXII,653B-C, p.228-229. О деятельности их речь будет ниже, см. гл. "Аскетика", прим. 33-39.
11.Prol. ad Tahl. I,PG.90, 249В, р.4 [р.п.II,24]. Cap. practica 21, Прилож., с.58.
12. Ambigua, PG.91, 1140A, f.150b.
13. Ibid. 1397A, f.257a; 1245AB, f.197a-b. Cap.de charitate III,30 [р.п.I,125].
14. Ambigua, PG.91, 1228C, f.189b-190a; ср. 1353А-В, f.241a.
15. Ibid. 1164BC. 1165A. 1397A-B, f.162a. B.257a. Cap.gnost.2.3. Прилож.,с.34.
16. Ambigua, PG.91, 1153B, f.157Ъ. Пространство и время - необходимые формы, τα ων ουκ άνευ, чувственного бытия: Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 708B, p.259; LXV, 757C. D, p.287.
17. Ambigua, PG.91, 1169B-C, f.164b.
18. Ibid. 1217A. 1412B, f.185a, 262b, ср. 1104А-В, f.134a-b; Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 749B, p.282 (cap.quing. V, 34). св. Григорий Богослов, Or.16, n.5, PG.35, 940BC; р.п.II, 43; Or.14, n.30, 897B; р.п.II, 31; Or.32, n.8, PG.36, 184B; р.п.III,116; cp. Or.17, n.4, PG.35, 972A; р.п.II,76 (в чувственном мире постоянно одно лишь его непостоянство).
19. Ambigua, PG.91, 1216С, f.184b (είδη и σχήματα). Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353C, p.65 [р.п.II,96].
20. Quaest. ad Tahl. LVIII,PG.90, 597A-B, p.196; XXXII,372C, p.75 [р.п.II,107]; XLIX, 452A, p.119 [р.п.II,154]; schol.10, 461A, p.125 [р.п.II, 276]; L, 472C, p.131 [р.п.II, 165]; - LIX, 604C, p.199 (απάτη). Prol. ad Tahl. I,PG.90, 261B, p.12 [р.п.II,31]. Quaest. et dubia 21, PG.90, 801C, p.307. Ambigua, PG.91, 1112B, f.138a.
21. Quaest. ad Tahl. LVIII,PG.90, 596D, p.195-196 (cap.quing. IV,2); XXVII,353C, p.65 [р.п.II, 96]; LXV, 749B, p.282 (cap.quing. V,34).
22. Ambigua, PG.91, 1085A, f.126a; Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 728D, p.271 (cap.quing. V, 16); cP.XI,293A, p.29 [р.п.II, 52]; LXII,653B-C, p.228-229. Μη όν у преп. Максима иногда означает и безотносительно прямо небытие: Ambigua, PG.91, 1308С, f.222b; 1329B.D, f.231b; Ad Thomam, PG.91, 1048A, f.110a; Mystagogia 1, PG.91, 668B, p.495 [р.п.I,158].
23. Prol. ad Tahl. II, PG.90, 264B, p.13 [р.п.II, 18]; I,252D, p.6 [р.п.II,26]. Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 356B, p.66 [р.п.II, 97] (cap.quing.I,94); XXXII,372C, p.75 [р.п.II, 107] Ambigua, PG.91, 1216A-B, f.184b.
24. Quaest. ad Tahl. XXVII,PG.90, 353C, p.65 [р.п.II,96].
25. Prol. ad Tahl. I,PG.90, 252D, p.6 [р.п.II,26]; Quaest. ad Tahl. XXXII,372C-D, p.75-76 [р.п.II, 107].
26. Ambigua, PG.91, 1112B.1124B, f.138a. 143b.
27. Ambigua, PG.91, 1112B.1129C. 1132C. 1372B, f.138a. 146B.147B.248a. Quaest. ad Tahl. XXVI,PG.90, 349A, p.62 [р.п.II, 93]; XXVII,353B, p.64 [р.п.II,96]; LIV, 520A, p.157 [р.п.II, 190]; LXIII schol.47, 692D, p.249 (cap.quing.IV.91). Orat. Dom. expositio, PG.90, 888C, p.353 [р.п.I,193]. Эти νοούμενα и есть πνευματικοι λόγοι: Ambigua, PG.91, 1113A. 1245B (cap.quing.V,73,95). 1249B.1252В. 1377А, f.138B.197B.199a. 200a. 250a.
28. Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 716С, p.264. св. Григорий Богослов, Or.38, n.10, PG.36, 321В; р.п.III, 199.
29. Mystagogia I,PG.91, 668В, р.495 [р.п.I,158].
30. См. гл. "Тайна Троичности".
31. Mystagogia 2, PG.91, 669А, р.496 [р.п.I,159]. Quaest. ad Tahl. XXVII,PG.90, 353C, p.65 [р.п.II,96]; LXIII,685D, p.247; schol.47, 692D-693A, p.249 (cap.quing. IV, 91).
32. Cap.de charitate I,98-99 [р.п.I,106]. Ambigua, PG.91, 1400A. 1133C, f.157B.148b.
Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. - М.: Мартис, 1996. - 220 с.
При оцифровке текста все отсылки в примечаниях скорректированы
СОДЕРЖАНИЕ |