Поищите те сочинения, которые я упомянул выше.
Я попробую объяснить свою точку зрения, - почему Шнитке нельзя назвать эстетом разорванного добра.
Непонимание возникает оттого, что музыку воспринимают абстрактно - как сборище звуков, как звуковую конструкцию. При подобном отношении формируется взгляд - "Это приятно слушать, это хорошо", или "Это неприятно, это плохо", "Это меня не затрагивает" и тому подобные оттенки. Слыша "хаос" полагают, что такой же хаос у композитора в голове. Такое понимание музыки становится похоже на то, как если бы некий человек видел в книге только красивый или некрасивый шрифт букв или удовлетворялся бы только рассматриванием этого шрифта, не понимая того, что там написано.
При таком взгляде на музыку Шнитке (и на музыку многих других композиторов) и складывается непонимание - зачем и для чего композитор делает то или иное. Неприятная слуху звуковая материя - в данном случае у Шнитке - это его объектизированный "взгляд со стороны"на нашу жизнь. Не субъективное выражение личных чувств. У Шнитке всегда есть катарсис, вознесение над этим морем боли. Личный голос композитора можно услышать в хоровых произведениях -в частности в Концерте для хора, в котором слова Григора Нарекаци повторяются теперь как бы от имени Шнитке или в концертах для солирующих инструментов.
Если ознакомиться с разъяснениями композитора относительно смысла и внутреннего содержания его произведений, то мы узнаем, что вот то сочинение строится в соответствии с композицией Евангелия от Луки, а в другом - запрятаны церковные распевы, и тому подобные внутренние связи. Мы же слышим только "нервные" вскрики инструментов, недоумевая - почему это? Никто не требует от книг - чтобы они были "гармоничными", а от музыки требуют услаждения. Не смакование ужасов, а несглаженное видение жизни в этой музыке.
Спору нет, слушать это трудно, однако и книги читать трудно. Для меня музыка - эта та же книга.
В средневековом русском церковном многоголосном пении вы встретите и жёсткие диссонансы, и квартовую гармонию и "непевучие" "странные" мелодии. Духовная музыка не обязательно благостна.