Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - tkn67

Страницы: [1]
1
Свят. Игнатий (Брянчанинов) уже 100 лет назад сказал, что истинных духовников на земле Русской осталось мало. И в этом случае рекомендовал сообразовывать свою жизнь со Св. Писанием и творениями св.отцев. Но легко сказать, особенно когда сам ты святой. Мы же духовные книги правильно читать не умеем. Вот я в своем сомнении едва до ереси не дошел. А кто мне помог? Посвященные люди через Интернет. Мне кажется, что все, что Господь нам дает ( а хоть бы и Интернет) нужно использовать во благо. Ведь Божий промысел, как известно, направляет даже зло ко благим последствиям. При этом важно помнить, что основополагающим качеством, необходимым для спасения, многие подвижники считали руссуждение, т.е. способность правильно интерпретировать различные явления жизни, в том числе и советы, даже от священников. Ведь мы живем не в идельном монастыре, руководимым святым страцем (Напр., прп. Иосф Волоцкий говорил примерно так: "Отыщи себе святого духовника, и исполняй все, что он говорит - так спасешься с легкостью"). Я пришел к выводу, что сегодня, хотя бы от части, функцию старчества могла бы взять на себя электронная сеть, ведь и священноначалие поощряет открытие сайтов и форумов храмами, монастырями и православными мирянами. Вы только поглядите, какие высокодуховные и, главное, не равнодушные к судьбе ближнего люди контактируют через Интернет. На мой вопрос  пришло более 100 ответов, в большинстве из которых я обнаружил главное - искреннее желание помочь, спасти погибающего.
Простите за глупость, Василий.

2
1. Господь воспринимает Человеческую Природу райского Адама+непорочные страсти; вне Его Человеческой Природы остаются греховные произволения или страсти порочные. Сметрь Христа, следовательно, не имела причиною грех, а явилась Богочеловеческим актом Спасения первородного Адама – восстановлением его изначального непорочного состояния.
2. Порочные устремления души, как не исцеленные, остаются со мной на протяжении всей жизни, ибо борьбой с ними Бог проверяет мою веру и искренность прозволения к Добру. Благодать Св. Духа содествует мне в этом процессе по мере моего сводобного отклонения от Зла. Св. Дух как бы завершает (совершает) дело спасения, намеренно не законенное Господом Иисусом Христом. Мое личное спасение, таким образом, остается делом не решенным, потенциальным.
Спаси Господи Вас и всех, кто принял деятельное участие в разрешении моего искушения.
С надеждой на Ваши святые молитвы,
недостойный Василий.

3
Я не силен в богословии. Но все-равно никак не могу понять, за что же боролись святые мужи на Соборах? Разве не  они утвердили догмат о том, что ипостась у Иисуса Христа - одна Богочеловеческая, а природ и воль (против монофелитства) - две - Божественная и Человеческая. Но по-моему, да простит меня Бог, Человеческая оказалась с изъяном - без греха.
Подчеркиваю, я не хочу споров, я всех вас люблю (по мере своей человеческой немощи), но все-таки не могу понять, как безгрешный может спасти грешного.
Прошу святых молитв!

4
Аскетическая практика / Благодарен вам!
« : 24 Апрель 2007, 03:32:43 »
Уважаемый Евгений! Я чрезвычайно признателем Вам за подробное и красивое разъяснение. Я отнюдь не стремлюсь вступить в богословский спор - догматика и сотериология - темы разные. Под угрозой отказалось мое собственное спасение, я это чувствую, поэтому и делюсь с вами (участниками форума) моим сомнением. Посему буду по возможности краток.
Следуя за прп. Максимом, Вы пишете, что "второй тип греха", т.е. склонность ко Злу, был Спасителем не воспринят по Человечеству от Приснодевы. Значит, грубо говоря, Он, как Человек,  был не такой, как я, т.е. части (и притом очень существенной) моей природы у Спасителя не было! Не вопсриняв эту часть, Он не мог ее и исцелить (Ведь так говорили святые творцы догматов соборного периода Церкви: "Что не воспринято, не может быть уврачевано"). Стало быть, Церковь, как Тело Христово (ни Таинства ее, ни молитвы), избавить меня от греховных устремлений и страстного состояния души не может в принципе. Что в общем-то и происходит. К примеру, после Крещения или Причащения, моя внутренняя, душевная устремленность ко Злу никуда не исчезает. Да и святые (а по Преданию - даже Богородица) боялись смерти не случайно, они искренне (странно было бы представить ложь в устах святого на смертном одре) говорили: "Я грешен" или "Я еще не положил начало своему покаянию". Т.е. так или иначе они не были уверены в своем спасении. Короче, Спасение остается где-то вовне христианина, к нему надо стремиться всю жизнь, следуя примеру Христа. Но  Он не имел греха "второго типа" изначально, а мое усилие должно быть направлено именно на освящение этой самой страстной части души. Но разве может безгрешный понять грешника или наоборот?

5
Досточтимый отец Савва!
Я чрезвычайно признателен Вам за то, что среди праведных трудов Вы нашли время для прочтения моей, извините за выражение, бредятины. Ваше разъяснение мне очень помогло, и многие сомнения отпали. Однако остались еще кое-какие мелкие недоумения. Не сочтите за труд ответить мне еще раз.
Вы пишите:
«Сущность природы Адама после падения не изменилась. Его природа
оказалась в недолжном состоянии. Зло как сущность не существует (иначе
пришлось бы прити к выводу, что Бог сотворил злую сущность). Зло - это
неправильная устремленность свободной воли личностных существ (ангелов
или людей).
Смерть и тление для человеческой природы - недолжное состояние, а не
свойства природы. Они как ржавчина на металлическом предмете -
сущность не изменилась, предмет может быть очищен. Но пока он покрыт
ржавчиной - не годен».
 
Прекрасная паремия в святоотеческом духе. Но толкование образа не единственно возможное. Вы действительно полагаете, что ржавчина не имеет сущности? Значит, она не существует по определению и нам только представляется безобразным коричневым образованием на ровной, блестящей стальной поверхности. А если она все-таки есть, то чья она сущность – дождя, который стал причиной ее образования или же металла, В теле  которого она паразитирует и является с ним одним и тем же «существом», только разной физической структуры? Механическое отделение ржавчины от металла вовсе не ведет к восстановлению его (металла) изначальной цельности. Если ржа проела дырку, то сколько ее не ковыряй и не скобли, она так дыркой и останется; и этому куску железа место все-рано на помойке, без разницы – со ржавчиной он или без. Более того, не может существовать не только ржавчина без металла, но и металл без ржавчины. Процесс окисления идет постоянно, и микроскопические ржавые образования есть даже в только что выплавленной стали. Без  ржавчины металл может быть только в стерильных, «райских» условиях.
Нам бы конечно хотелось, чтобы у Зла не было сущности, но, к несчастью человечества, это не так! У него (Зла) есть своя природа, и протим деятельная, иначе как вы объясните существование греха вообще. Скажете, грех – это отпадение от Божией воли (тьма – это место, где нет света) , неправильное распоряжение человека своей свободой и т.п.  Но отделиться от одной сущности и при этом не стать другой невозможно. Если человек не свят, то он – грешен. И то и другое суть сущностные состояния, просто одно – светлое, правильное, а другое – темное, дурное. А тот факт, что человек частично свят, а частично грешен, доказывает лишь то, что две эти природы ведут в нем непрестанную борьбу (Помните, у Достоевского: «Бог с дьяволом борется, а поле битвы есть сердца людей». Странно, если бы Бог боролся, пусть и в человеческом сердце, с чем-то лишенным сущности)
Самой собой верно и то, что Бог Зла не сотворил. Но Он даровал творческую свободу Своему творению -  ангелам и людям, в разной степени. Заметьте, Господь Сам говорит, что дьявол – «отец лжи», т.е. ее создатель, родитель, творец, если угодно. Или вот, Ваш компьютер. Его, что тоже Бог сотворил? В каком-то смысле – да! Он даровал человекам возможность познавать вечные и неизменные законы мироздания, благодаря чему появилась электронная техника. Но творец компьютера все-таки человек, и из-за этого сам компьютер не лишается своей сущности.

Далее Ваш текст:
«Господь воспринимает человеческую природу не от Адама, а от Приснодевы
Марии. Он принимает природу уже испорченную грехом, покрытую
ржавчиной. Вспомните, что Господь испытывал голод, жажду, боль и т.д.
Все эти проявления - следствия грехопадения, следствия недолжного
состояния человеческой природы.
Господь воспринял человеческую природу уже исковерканную грехом.
Своей жизнью, страданиями, воскресением и вознесением одесную Отца,
Христос исцелил от греха, преобразил и обожил человеческую природу.
Теперь наша задача - плоды победы Христа над смертью, человеческую
природу Христа сделать своей. Совлечься ветхой природы Адама и
облечься в новую природу Христа».

Верно! Господь и жаждал и алкал, испытывал истинные страдания на Кресте и даже гневался на сотворивших храм «вертепом разбоников», но Он НИКОГДА не носил в Себе греховных, страстных побуждений благодаря свободному  подчинению своей человеческой воли воле Божественной. (Помните это место: «творю не Мою волю, но волю пославшего Мя Отца»).  А у меня же они (страсти) есть от рождения, и у других людей – тоже (ср. Рим.,6). Дьявол притупал к Спасителю со своими искушениями со вне, а меня грех гложет изнутри – моя «ржавчина» (грех) не отделима от металла (праведность). Первородный грех, а за ним и все остальные - частные, не снят. Я чувствую его в себе ежесекундно, он тянет меня ко Злу. Да и Вы, отче, с чем в монастыре боретесь, как не с грехом внутри себя? Господь имел обоженную человеческую природу изначально – от Отца, я же от своего отца воспринял сущность испорченную грехом. Т.е. мы разные с Ним «по человечеству»

Вы говорите: «Благодать не насилует свободной воли человека. Потому действует в нем
настолько, насколько человек сам свободно себя открывает действию
благодати в нем. Святые, апостолы настолько были устремлены к Богу
(даже Павел, хотя сперва гнал Церковь, но делал это из искреннего
служения Богу, как он его себе представлял), что благодать действовала
в них очень обильно. Мы же теперь - двоедушны и нерешительны. Хотим и
в будущей жизни устроиться на небесах, и в этой не напрягаться,
поступать по своим похотям и желаниям. Вот и благодать в нас не так
действует».

А почему же мою свобоную волю насилует грех? Бесам попущено нас искушать ко злому, а почему же не попущено ангелам влечь к доброму? Скажате: «Ты ведешь жизнь не внимательную в духовном плане, и от того не ощущаешь помощи Свыше». Согласен. Но почему даже при такой жизни я постоянно вижу атаки бесовские, ведь они тоже бесплотны? Почему не наоборот. Если в Крещении и Таинствах, в вере я приобщаюсь к плодам Подвига Спасителя, то как же, исходя из купели, я сразу погружаюсь во мрак того же греха и страстей, которыми был одержим и прежде? Ведь такое положение закреплено и Евангелием: «Узок путь и тесны врата…». Почему Спаситель не сделал этот путь широким? Не мог или не хотел? Разве Он не желает спасения всем и каждому?

Вы следуете святым отцам:
«Спасение - синергия человека с Богом. Ни человек сам себя не спасет
(как он мог бы исцелить свою природу до того состояния, в котором
человеческая природа Христа по вознесении?). Ни Бог человека не
спасет, если человек этого не хочет (такова цена образа Божия в
человека – свобода)».

Все верно! Понятно также почему вопрос о спасении всегда тесно увязывается с понятием свободы. Но есть здесь одна тонкость. Осуществление реальной свободы возножно лишь при равнозначном выборе.  Грубо говоря, на 10 злобных искушений от дьявола пусть будет столько же добрых побуждений от ангела. Но внутри меня живет темная страсть, влекущая по сродству природ ко злому, и никакие Таинства и вера с молитвой этого состояния в принципе не меняют.

«Спасение как исцеление человеческой природы – состоялось, продолжаете Вы. -  Во Христе
уже есть исцеленная природа.
Спасение как усвоение этой исцеленной природы каждым отдельным
человеком - дело всей его жизни».

Все встало бы на свои места, когда я пришел бы на исповедь и сказал: «Мне не  в чем каяться, Господь исцелил мою природу от греха». Представляете, что бы сказал священник? Он даже не сможет представить себе, чтобы человек был безгрешным. А раз людей, с сущностью, не поврежденной грехом, не существует (даже среди святых), то был ли уврачеван грех в принципе? Во Христе - да! Но в Нем его не было изначально. Во мне – нет. Я сам должен его уничтожать при Божием содействии в течении всей жизни. Следовательно, для меня лично спасение не состоялось на Гологофе, оно мне предоставлено в виде некоей потенциальной возможности: можешь спастись, а можешь – нет. А раз спасения не было, то и природа моя продолжает быть ветхой, греховной, несмотря на Крещение и прочие Таинства, что, собственно, и подтверждается практикой.

«Аскетическое усилие над собой, - описраетесь Вы на собственный опыт и учение отцев, - помогает человеку истинно разобраться в себе. Хочешь ли ты Бога, или хочешь противного Ему? Можно обмануть
себя: говорить "люблю Бога и хочу в Царство Небесное" и при этом
курить, пить, блудить и т.д. Но нельзя обмануть Бога. Шапку не
оденешь на задницу. Царство Божие не оденешь на того, кто его не хочет
в глубине души, там, где его истинное "я".
Аскетика - работа над собой, чтобы на самом деле (а не на словах
только) направить свою волю к Богу, открыть себя действию Его
благодати».

Я не против аскетики как таковой! Я даже считаю, что в исихастском варинте она является наиболее действенным и кратчайшим путем к искомому обожению. Но если бы Спасение состоялось, ее (аскетики) содержание стало бы несколько иным. Исцеление от греха (в т.ч. первородного) и обожение должно было бы состояться уже в момент Крещения (Предание считает, что это повторяется во время Исповеди и Причастия, а также – в монашеском постриге). Тогда задачей УЖЕ ОБОЖЕННОГО аскета стало бы хранение души от всевозможных происков бесовских и искушений, приходящих ИЗВНЕ (как сатана приступил ко Спасителю, искушая Его в пустыне), а ныне они действуют изнутри души, как часть природы человека. Его хранила бы и напряавляла сила Божия, как Божественная сущность – Человечество Христа. Ему было бы на что опереться, и воля подвижника в синергийном единстве (не потенциальном, а действенном) могла бы удобно направляться к Благому. Бесовские нападки и искушения он отражал бы не только напряжением собственной воли, но и Божиим содействием (реальны, постоянно чувстсвуемым, а не как сегодня – то есть, то нет). Но традицинное аскетические учение Церкви (см. напр.,  Добротолюбие) ставит обожение  как цель жизни, а не как данность в силу Подвига Господа. Так мы снова приходим к выводу о том, что плоды Спасительной Жертвы человеком не усвоены!
 
Вы считаете:
«Все благое в этом мире - все от Бога. Даже самая мелкая хорошая мысль
- и та от Бога. Помощь от Него - всегда готова тем, кто ее искренне
просит. И не словом только. А именно всей глубиной своего существа,
всем своим цельным "я" жаждет Бога».
 
А я вот Вам приведу в пример своего отца (70 лет). Он ежедневно молится (монашеское правило и акафист), ночью читает полуночницу, несколько раз в неделю ходит в церковь пешком (7 км), исповедуется, причащается, и уже несколько лет со слезами просит Бога, чтобы Он избавил его от мышей, которые уничтожают больше половины вырощенного его же руками с помощью неизлечимо больной матери урожая. И что? Мыши как жрали морковь, так и жрут. Вы скажете: «Не того просит, Бог проверяет его смирение» и т.п. Может быть. А  я – не Бог, простой грешный человек, но – сын. Отец попросит меня – помоги, и я все бросаю и еду помогать. Потому что ЛЮБЛЮ его…
Полагаю, что есть только 2 варианта спасения: сверхъестественный (сошествие Духа и т.п.) и абсолютная аскеза (умервшление плоти, совершенное погружение в умною молитву и т.д.). Остальные люди предопределены к погибели (Августино-Пелагианский спор).

Простите за мое неразумие. Прошу Ваших святых молитв, грешный Василий.







6
Дорогой батюшка! Христос Воскресе!
На самой Светлой седмице со мной случилось искушение. Я – филолог, и почти никогда не расстаюсь с книгой. И вот где-то в духовной литературе мне на глаза попала фраза: «Что не воспринято, то не может быть уврачевано». Имелась в виду человеческая природа Господа нашего Иисуса Христа. На этом основании строилась вся сотериология в соборный период Церкви. Кроме того, из Св. Писания известно, что Спаситель воспринял Человечество в совершенном виде, «кроме греха», соединив в Себе его с Божественной природой по халкидонскому принципу. Вот это «КРОМЕ» и явилось предметом моего не благочестивого сомнения.
Я согласен с премудрым Соломоном, что под Луной не происходит ничего нового, и все уже было когда-то. Но недостаток знаний, опыта и ведения иногда пораждает сомнения. Так что, простите меня за глупость.
В апостольских посланиях не двусмысленно заявлено, то Адам – человек пестный, от (из) земли, а Христос – новый Адам с Небес. Но позвольте! Ведь Адам имел как бы две природы – до гехопадения и после него. (Т.е. не как у Спасителя одновременно – Бог и Человек, а поледовательно). Ибо во грехе изменилась не только его жизнь (добывать хлеб в поте лица), но и сущность – в нем появились онтологические признаки, которых до этого печального момента не было. Главные из них – тление и смерть!
Господь же воспринимает природу райского, безгрешного Адама. Но этого Адама не надо врачевать от греха, и его последствий - у него греха попросту не было! Да и сам Адам не обретался уже давно среди живущих.
Потом, как Спаситель мог понести грехи всего человечества (заметьте, исторического, смертного, а не райского, безгрешного) и исцелить нас от них на Голгофе, когда Он Сам не знал, что значит грех как таковой?
Косвенным подтверждением моих кощунственных мыслей является и тот факт, что ни Крещение, ни Таинства, ни вера, в конце концов, не преображают человека кардинально. Это касается лишь тех избранных, которых Благодать осенила явно – апостолы до Пятидесятницы ловили по-прежнеу рыбу, а потом не смели носу показать из Сионской горницы «страха ради иудейска». Павел вообще был гонителем христиан. Но вот Св. Дух снисходит на  них – и на лицо радикальные изменения – начинается абсолютно бесстрашная проповедь Евангелия, создается первая, заметьте, харизматическая (водимая Духом Святым) Церковь. Среднестатистический же человек остается страстным, грешным («удобь преклонным ко греху») и, самое печальное, - смертным. Даже святые отцы на смертном одре утверждали (и они не лукавили), что бояться Суда, ибо – грешны. («Несть человек, иже жив будет и не согрешит»).
Значит, дело спаения не закончено, оно как бы отложено до Страшного Суда, и  остается в руках человека, стремящегося к нему всю жизнь в синергийном единстве с Божественной волей, и совершается Духом Святым по мере его (человека) духовного совершенствования. А состоялось ли Спасение вообще?
Если бы избавление от греха приходило во время воцерковления человека, то он не склонялся бы более ко греху, потому что это свойство не спасенной, дохристовой личности, а с легкостью, безо всякого усилия обращался бы к добру, считая грех чем-то не свойственным своей природе. И аскетическое утверждение, что, якобы, то, что досталось без усилий, легко теряется, по сути не верно. Алкоголик или курильщик, который безо всяких стараний приобрел свою пагубную страсть, но не может с ней расстаться, платя подчас за бутылку или сигарету непомерно высокую (в материальном и моральном смысле) цену.
Зло, грех и смерть процветают среди нас по предсказанию Спасителя, кстати («нужда бо есть прийти соблазнам»), лишь потому, что реальное, историческое человечество не явилось объектом спасения, как будто от момента грехопадения до точки Воскресения никто на Земле и не жил вовсе.
Не сделайте, пожалуйста, вывод, что я хочу спастись без усилий, по-протестантски. Я хочу лишь, чтобы  дарованная мне от Бога свобода могла быть реализована посредством равнозначного выбора.
Я обычный, рядовой человек. Пусть добрые побуждения не преобладают в моей жизни над злыми, но хотя бы пусть сохраняется партитет. Например, Первый канал ТВ – ЖДовский, второй – христианский, и т.п.
Мы доказываем истинность нашей веры чудесами, житиями святых. А сколько их по сравнению с ординарными людьми и обыденными явлениями? Зло ничего не доказывает, оно повсюду! («Много званных, да мало избранных»). Видимые и не видимые бесы каждодневно окружают любого из нас плотным кольцом, соблазняя к темному. Они действуют в мире свободно, как хозяева, и за каждую крупицу добра приходется бороться, а иногда полагать всю жизнь. Где Ангелы, где Святой Дух, когда нам так нужна помощь Свыше?
И к чему эти беспомощные словеса: «Бог попускает», «На все воля Божья». Мы, христиане, вечно оправдываемся, доказываем, объясняем – все это не жизнь, а богословие. Где же в реальном бытии это гордое: «Сметрь, где твое жало?! Ад, где твоя победа?!» А адова победа – это грех и смерть! Они везде, на каждом шагу!
Всемогущий и Всеблагий Бог разве может допускать (если даже учесть Промысел, направялющий злое ко благим последствиям) одержимость страстьми, неверие, душевную черствость и т.д.? В катехизическое определение «Промысла» нужно добавить слово «иногда» – иногда направляет зло ко благим последствиям. И когда это происходит, наиболее внимательные из нас радуютя как дети – «Вот Бог как хорошо устроил!» А почему в других случаях не устроил? Почему я пью и курю уже больше 20 лет? И вы скажете, что это дело Промысла Божьего? Моя вина? Да! Но Он же Всевидящий знает, что это – ЗЛО, а еще знает, что я не хочу этого, но стремлюсь к нему как к чему-то большему меня (ср. Рим.,6).
Помоги Господи! И Вы, отче, помогите разрешить мои недоумения.
С искренней благодарностью, грешный Василий (e-mail: tkn67@rambler.ru).


Страницы: [1]