"..Единственное средство, с помощью которого природа приводит нас к познанию этого.
Так как ощущения принадлежат только душе, то они могут быть лишь состояниями этой субстанции; они сконцентрированы в ней и не простираются далее ее. Но если бы душа воспринимала их лишь как сосредоточенные в ней самой состояния, то в своих ощущениях она видела бы только себя, и, значит, для нее было бы невозможным открыть, что она обладает телом и что за границами этого тела имеются еще другие тела.
Между тем это открытие - одно из тех, которые она делает прежде всего, и она не замедлит сделать это открытие; не может быть, чтобы она его сразу не сделала. Как мог бы только что родившийся ребенок заниматься своими потребностями, если бы он не имел никакого понятия о своем теле и если бы он не мог с той же легкостью составить себе некоторые идеи о телах, способных удовлетворить его потребности?
Я уже несколько раз отмечал, в частности в моей "Логике", что мы способны делать что-либо умышленно лишь в том случае, если мы уже делали это прежде непреднамеренно. Это плодотворная истина, я не решаюсь сказать принцип, ибо этим словом так злоупотребляли, что уже неизвестно, что, собственно, оно означает.
Из этой истины следует, что всему в нас дает начало природа, и действительно, я доказал, что в своей первооснове, или начале, наши знания представляют собой исключительно ее произведение, что мы учимся лишь на основании ее уроков и что все искусство рассуждать заключается в том, чтобы продолжать поступать так, как она нас заставила начать действовать.
Но первое открытие, делаемое ребенком, - это открытие его собственного тела. Таким образом, он не, собственно, делает это открытие - оно преподносится ему природой в готовом виде.
Но природа не показала бы ему его тела, если бы она заставляла его всегда воспринимать испытываемые им ощущения лишь как состояния его души. Я ребенка, сосредоточенное в его душе, не могло бы в этом случае рассматривать различные части его тела как части его самого. Таким образом, природа обладала лишь одним средством дать ему познать его тело - средством, заключавшимся в том, чтобы заставить его воспринимать свои ощущения не как состояния своей души, но как модификации органов, являющихся окказиональными причинами ощущений. Благодаря этому я, вместо того чтобы оставаться сконцентрированным в душе, должно было распространиться и как бы повториться во всех частях тела.
Это мастерство [природы], благодаря которому мы считаем, что пребываем в органах, которые не являются собственно нами, коренится, без сомнения, в механизме человеческого тела, а механизм этот был тоже, несомненно, выбран и устроен соответственно с природой души. Это все, что мы в состоянии узнать по рассматриваемому вопросу. Когда удастся в совершенстве изучить и природу души, и механизм человеческого тела, то, вероятно, нетрудно будет объяснить, каким образом я, заключающееся только в душе, начинает казаться находящимся в теле. Что касается нас, то с нас достаточно заметить этот факт и увериться в нем..."