Текст мыслей Неовита о молитве в связи с лекцией Дунаева.Десять слов о молитве,
навеянных лекцией А.Г.Дунаева «История Иисусовой молитвы»1. Иисусова молитва есть благодать, которая дается Господом нашим Иисусом Христом для тех, кто уверовал в Сына Божьего и устремился к Нему подобно апостолу Петру, идущему с верою по морской воде и утопающему в морской пучине по маловерию и кричащему: «Господи! Спаси меня». (Мф. 14:30). В этом образе суть Иисусовой молитвы. И потому со времен апостольских святые отцы учат молиться: «Господи помилуй» или «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».
2. Умное делание есть лодка спасения среди морской пучины, в которой стихает всякий ветер, когда в нее входит Христос. Бывшие в лодке спасения исповедуют: «…истинно Ты Сын Божий» (Мф.14:33). В этих словах отражается опытное ведение благодати Иисусовой молитвы и потому святые отцы учат молиться: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».
3. Ведение благодатного дара Иисусовой молитвы дает истинное знание о молитве. И потому всякое сравнение Иисусовой молитвы с восточными практиками медитации, основанными не на вере во Христа, есть заблуждение, происходящее от неведения и не имеющего ничего общего с православной верой.
4. Человек не может научиться сам или научить другого Иисусовой молитве, ибо Иисусова молитва не творится человеком по его желанию, но творится Духом Святым по милости Господа, как сказано в Евангелии: «Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» (Ин. 14:26). Поэтому в текстах святых отцов не говорится о том, как творить Иисусову молитву, но говорится о том, что способствует стяжанию благодатного дара Иисусовой молитвы – о Страхе Божьем, о послушании, о совести, о непопечительности, о духовной брани, о молчании, о памятовании смерти и т.д. Все это начало пути ко Христу и предуготовление к Священной Иисусовой молитве. А то, что говорится о технике молитвы для тех, кто предуготовился и устремился ко Христу, суть поучения начальные, которые могут быть разные в зависимости от благодатного опыта наставника.
5. Человек может возжелать непрестанной Иисусовой молитвы, прочитав о ней в книгах, и устремиться не ко Христу, но к хождению по воде. Человек может начать упражняться в словах и в соблюдении внешних условий молитвы, изучать тексты и формулы молитвы, размышлять о дыхании и позах, подражать духовным мужам и искать суть молитвы вне Христа и веры. Но благодатный дар Иисусовой молитвы не будет дан человеку, если он не умертвив прежде «уды своя, яже на земли» и «не очистив прежде ума скорбями, и не покорив плотских вожделений, но положившись на то, что слышало ухо и что написано чернилами, устремился он прямо вперед, идти путем, исполненным мраков, когда слеп очами» (прп. Исаак. Слова подвижнеческие. Слово 2).
6. Прп. Василий Поляномерульский в своих известных «Предисловиях» отвечает на вопрос, кому можно заниматься Иисусовой молитвой. Вот его опытное ведение молитвы.
Кому не следует касаться умного делания:
«Представь себе пять состояний действующих по страсти: а) впадая в гнев и досаду, оставаться всегда злобствующим на оскорбившего; б) будучи опечаленным, помнить зло в течение многих дней; в) гневаться одну неделю; г) один только день помнить и д) враждуя, досаждая, смущая и смущаясь, в тот же час измениться. Вот сколько различных устроений, однако все они находятся под адом до тех пор, пока действует страсть, как сказал св. Дорофей, и таким не должно касаться умного делания, ибо они подобны человеку, который, будучи ранен стрелою от врага своего, берет ее собственными руками и вонзает в свое сердце; о них сказал Богослов: «Делающий грех от диавола есть» (1 Ин. 3,
».
Кому можно и должно обучаться умному деланию:
Возьми и пять других состояний: а) оскорбившегося и скорбящего не потому, что потерпел досаждение, но потому, что не перетерпел его; б) поучающегося всегда терпению, но в конце концов побеждающегося увлечением; в) не хотящего отвечать злом за зло, но увлекающегося силою привычки; г) старающегося отнюдь не произносить зла, но скорбящего о полученной обиде, упрекающего себя и кающегося в этом и д) не скорбящего о полученной обиде, но и не радующегося ей. Эти все суть сопротивляющиеся страсти, так как произволением борются со страстью и не хотят действовать по ней, но и скорбят, и подвизаются. Таковые подобны находящемуся под обстрелом врага, но облеченному в броню и неуязвимому, говорит тот же св. Дорофей. Им во всяком случае можно и должно обучаться умному деланию, потому что они очищаются вседневною благодатию Христовою, чрез умную молитву и ежечасное покаяние, и о них сказал тайновидец: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя... Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1, 8-9).
7. Неведение порождает иллюзию важности для православного человека точного научного знания формулы Иисусовой молитвы, участия дыхания и положения тела, истории возникновения Иисусовой молитвы и ее связи с восточными практиками. Такое мнение есть обычный мрак ума, уповающего на научное богословское знание о Боге и мнящего себя светом среди мрака незнания только потому, что читал о благодати, но не стяжав ее ведения, пребывает во мраке.
8. Иисусова молитва не есть изобретение или искусство человеческое, но есть благодатный дар человеку. И потому Иисусова молитва не может быть описана словами и зафиксирована в текстах, по которым любой человек мог бы научиться молитве и молиться по своему желанию. И потому те, кому дается Иисусова молитва, не задумываются о том, как правильно молиться, какими словами, в каком темпе, как дышать и как стоять или сидеть, но предают свое сердце молитве, творимой Духом Святым. И потому «искусство» Иисусовой молитвы не может быть утрачено или искажено, ибо не владеет человек тем, что дается по благодати и дается тогда и тому, кому это полезно. Иному молитва дается из пяти слов, иному из восьми, иному из двух. Иному дается быстрая молитва, так что ум не успевает повторять слова. А иному дается медленная молитва до истощания каждого слова так что, сердце стонет и плачет от каждого слога. Иному сначала дается быстрая молитва, а потом дается ведение медленной молитвы и ведение бессловесной молитвы. Иной начинает молиться быстро молитвою из 5 слов, как учат афонские наставники, а благодать опускает молитву в сердце и звучит там молитвою из 8 слов, медленно и протяжно и указывает на слово «грешного». А иной молится, как учила благодать, медленно внимая каждому из 8 слов, как, вдруг, молитва ускоряется до предела движений ума и освобождает молящегося от словесного рабства, сокрушая самомнение ума, а затем также неожиданно останавливается и преображается в чистую бессловесную молитву. Одному молитва дается через старца и его советы, а другому приходит в сердце сама собой и молит человека благодатью Духа Свята. Иной начинает молиться устами, а благодать запрещает уста и творит молитву умом на гортани, попирая волевые усилия ума человеческого. Иной упражняется в дыхании и жаждет сердечной молитвы, но не соблюдается благодать человеком. А иной молится в благоговении пред Крестом и неожиданно восхищается его ум благодатью и опускается в сердце огненным шаром, так что подкашиваются ноги и текут слезы умиления.
9. Иной молитвой называет псалмопение и думает, что молится. Иной молитвой называет повторение слов Иисусовой молитвы и думает, что молится. Иной живет в послушании старцу и просит научить его молитве, но не учит старец. А иной приходит издалека и старец учит его молитве и Дух Святой огненным светом свидетельствует об истинности слов старца. Ибо не человек учит молитве, но Дух Святый через просвещенных Духом. Иной различает молитву устную и умную, сердечную и зрительную, деятельную и самодвижную, трудовую и благодатную. Иной изучает различия в текстах о молитве и желает учить других молитве, но не желает молиться. А иной молится в простоте ума по зову благодати, как новобранец на поле брани и постигает Святую силу молитвы. Иной боится прелести и не молится, а иной молится и боится впасть в прелесть самомнения, чтобы не лишиться благодатного дара молитвы. Но кто вкусил благодать Иисусовой молитвы, кто познал сладость и силу Его имени, тот рождается заново от Духа Свята и следует по ступеням уроков приближения и удаления Святой силы, пока не пройдет 12 ступеней Макария Великого, после которых «Святая Сила начинает открывать сердцу Небесное: как следует молиться и петь псалмы». (прп. Макарий Великий. Послание к чадам своим).
10. Так что же? Ждать благодати и не учиться Иисусовой молитве, пока она не будет дана Господом? Мол, "Что от Бога, то приходит само собою, а ты и не почувствуешь". Это правда, но только если место чисто, а не осквернено». (прп. Исаак. Слова подвижнические. Слово 2). Суть умного делания не в словах, а в непрестанной борьбе за очищение сердечной обители для Духа Свята (Ин. 14:23). И кто борется в Страхе Господнем, тот познает свою немощь и просит Сына Божьего Иисуса Христа о помощи, тому Господь протягивает руку, как Петру, и «носит, и водит, и поддерживает, и подъемлет» (прп. Макарий Великий. Духовные беседы. 1.2.) на ладонях благодати. В этом и состоит деятельное проявление православной веры. Не важно, какая будет формула молитвы. Важна борьба с помощью Господа, а не словесная медитация, как сказано: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». По сути непрестанная молитва, о которой говорит апостол Павел, «есть собственно чистота сердца» (прп. Исихий. Слово 1). Потому и ублажает Господь нищих духом и непрестанно молящихся, ибо «чистые сердцем Бога узрят».
Neovit
04.12.2015