Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Сергей С.

Страницы: 1 [2] 3 4 ... 15
16
Вообще, целью молитвы может быть только покаяние.  Ставить цель "стяжание молитвы" - это почти действовать по образу этого мира, лежащего во зле. Мир желает стать кем-то или что-то иметь и т.д.

Я недавно пришёл на рыбалку, на берег Волги, - так мне один современный человек говорит:
- "Ничего, что рыбы нет, зато удовольствие получишь - ты же за удовольствием на рыбалку пришёл."
Я ему с недоумением ответил, что на рыбалку я пришёл, чтобы поймать рыбу и ничего иного получать не ищу. Я ответил как думал, и затем пришла мысль - надо же, ведь если жить просто, без эгоистических абстракций типа "получать удовольствие" и т.д., заменяющих саму жизнь, то ведь и удовольствия-то больше :-). Это открытие меня позабавило и подумалось, что "современные" люди - это инвалиды в духовном отношении, это нищие, которым "недоступно наслажденье битвой жизни - гром ударов их пугает" (R)М.Горький. И ещё подумалось - какие счастливые люди эти верящие Богу - им приготовлен пир даже и здесь, в этом оскудевшем мире, пир жизни - жизни простой и полной, настоящей, не умной, не абстрактной, а просто жизни :-).

Вот и в молитве также. Что такое сердечный центр? Где внимание, там и ощущение. Сказали св.отцы - на два-три пальца выше левой груди - можно это местечко пальцем зажимать, если не хватает внимания, чтобы помочь немощи души. Однако, это совсем не главное - это, до конца честно говоря, приспособы для тех, кто любит халтурить и достигать мирских целей и ходить более быстрыми путями, чем Бог велит. А если цель у человека - покаяться перед Богом и более не грешить, то и будет он не молитву стяжевать, а каяться - и молитва придёт более истинная, чем искусная. Нужно не об "удовольствии" думать, а о Рыбе и тогда удовольствие обеспечено будет само собой по Евангельскому - "не пецитеся о том, что вам ясти и пити... ищите же прежде Царствия ... и правды", не сердечного центра в рёбрах :-), хотя и это совсем, совсем не лишнее. Это просто второе, помогающее лишь, несоизмеримое по масштабу с покаянием, истиной, смыслом и духом, как несоизмеримо Небо и капуста в огороде. Капуста, она вроде тоже - дар Божий, может кто-то возразить, но ... :-)

17
Если молитву произносить без внимания, т.е. как придётся, когда думаешь о другом, когда сердце тоже в страстных чувствах о другом и т.д., тогда молитва может "сломаться", т.е. при её произнесении, сколько не произноси - ничего чувствовать не будешь или будешь чувствовать обычные сердцу страсти. Так важно сознательное внимание к слову.

Если так к несчастью уже произошло - приходится либо уединяться на длительное время и ломать навык сердца в тех же словах (чего я не испытывал за неимением времени даже на меньшее), или, что более прямой путь, менять саму молитву и связанный с ней ритм дыхания или ещё какой физиологический ритм (для уединенников это может быть ритм сердцебиения, который нам, мирянам днём не слышен), например, произносилось так:

вдох - Господи,
выдох - Иисусе Христе,
вдох - Сыне Божий,
выдох - помилуй мя, грешного.

св.А стало так:

вдох - Господи, Иисусе Христе, // (как бы вдыхая в себя имя Божие)
выдох - Сыне Божий, помилуй мя. // (а здесь уже исповедание и обращение к милости Божией)

Т.е. молитва и укоротилась и совершенно поменялся ритм, она стала напряжённей. Первая же была растянута и была опрелеляема ритмом дыхания, а в новом рождении она сама стала напрягать ритм дыхания и эта трудность (противоречие молитвы и дыхания, и отсюда необходимость вмешательства в физиологический ритм) привлекает сознание к слову (иначе ничего не выходит, молитва просто сбивается). И т.д. - могут быть иные варианты, я привёл один. Это не правило, что молитва ломается, это вообще-то следствие греха гордости, дерзости и т.д., когда всё понемногу оскудевает и незаметно, а потом оказываешься у разбитого корытца своей души. Вообще же св. отцы советуют редко менять слова молитвы, чтобы дерево укоренялось. Но вот бывают же случаи :-(

Вот почему я считаю, что внимание - то, что мы обязательно должны Богу, иначе можно отщетить всё. Лучше 5 слов умом, чем 100 устами. Лучше не молиться, чем молиться абы как. Но ещё лучше всегда внимание напрягать. Это вот опыт.

И ещё, кажется, что не нужно искать что-то в сердце помимо слов молитвы (хотя какой покой и простота нужны порой для того, чтобы это понять и оставить сложности!). Нужно внимать словам молитвы в простоте сердца, с верой, что Бог слышит, а всё остальное - от благодати, в том числе какое-то невысказываемое обращение к Другой Личности и упокоение в Ней. Оно само появляется как-бы (так кажется) в результате духовного усилия, ожидания и поиска, а когда уходит, понимаешь, что это было не от человека, но было усилие обеспеченное благословением Божиим и сама благодать.

18
Alexander, да ладно вам. Я с искренним уважением отношусь к вашей ревности о чистой истине и прямом пути к ней. Это лучше, чем теплопрохладность нашего века. Ревность, конечно, не делает самих вещей истиной, но надлежит и в Церкви быть разномыслию, чтобы выявились искусные.

Иногда смотрю я на мир и вот - он всё отрицает, преодолевает и утверждает своё. Затем другие отрицают и это и т.д. То же и в Церкви сейчас. Когда смотришь на постоянную критику, отрицание всего, даже и, в общем то безразличного, то невольно приходишь к мысли, что желание отрицать и настаивать на своём - одной природы у мира и у людей (особенно молодых) Церкви. Вот я и призываю прекратить диссидентство, этот обычай отрицания всякой данности, тем более вслух, прекратить эти бесплодные попытки умножения отрицания, критики и т.д. - от этого мало кто исцелялся, а повреждались многие (т.к. помысел зла, отрицания, во многих сильнее помысла добра и мы воспринимаем это зло легко и страстно).

Кроме того, что это малоплодно, это ещё и делает наше слово маргинальным, нецерковным, как если бы мы убежали в сторону (на свой сайт, например) и ругали оттуда всё, на чём свет стоит, в тайне сознавая, что мы не призваны к этому. Если разобраться, то мы не призваны не из-за того, что у нас у многих нет церковного сана, должности, благословения иерархии - нет! Если вникнуть в свойства самой истины, то может оказаться, что и малое - ощущение собственной непризванности (к учительному слову, например, и т.д.), и большое - ощущение своей избранности и даже миссии - суть крайности, чуждые равновесной, спокойной и совсем не голодной :D на признание от людей истине. Истине довольно признания от Бога и молчания. А если и слово сказать, то только по необходимости, ради помощи - слово доброе, утверждающее души, не тревожное, не отрицающее более необходимого, слово утверждающее чаще, чем порицающее и т.д.

Alexander, alluz, поймите, если желаете, - я не осуждаю ваши посты и вас, называя либеральными и т.д., я говорю то, что есть, что если душа ещё не угомонилась и не стала великодушной, всё (или некоторое) покрывающей любовью, то не выдавайте своё знание за истину - это всего лишь путь к ней, причём не самый прямой. Прямой путь - исполнение заповедей и очищение души, подвиг в жизни, а не в сети и т.д. Я знаю, что и вы не чужды этого подвига, но и иной подвиг - рассудочного (умного) постижения истины вам ещё ближе - чтоже, дай Бог не заблудиться в собственном уме и сердце. Искренне вам того желаю. Прошу простить меня за б.м. излишнюю прямоту. Бог в помощь.

19
Владимир С,
Цитировать
А так на сколько я знаю, то глоссалаллия всё на ангельских языках. ИМХО несколько сомнительный дар
Согласен с вами. На ангельских языках должны говорить ангелы - на своём сайте я сегодня поместил самый прекрасный рассказ из тех, что я когда либо читал об ангельском языке (пении) - почитайте на Поэтике.ру - Херувимская песнь.

Ioan, если нет истинной Церкви, то нет и истинной веры или она призрачна. Что создавал Христос? Совсем не удивительно, что вам близки мнения alluza и Alexander'a - они либеральные, только в них нет существенного дополнения, которые бы сделали их истиной - не скажу какого.

20
Цитата: alluz
Пока всё о недостатках, но зашла-то речь о ереси. У меня есть возможность тесно общаться с "хариками", учение у них не хуже нашего, а перегибы... легко купируются при правильном подходе.


alluz, блин, не могу смолчать - если вы считаете их учение равночестным нашему, то ... Кто хвалит чужую веру, тот хулит свою.

Моя же мысль по теме, что истинно харизматический дар, например, для священника - это искренне любить свою веру, бороться со страстями, иметь страх Божий, чистоту душевную и телесную, любовь к людям нелицемерную. Это больше других даров и чудес для душ прихожан.

Для лаика, по моему, истинно харизматический дар - среди мира быть сердцем, жизнью его не от мира сего, не сообразовываться ему ни мыслью, ни чувством, ни самоощущением, ни словом, ни делом и т.д. Среди несвободы быть свободным, среди тревоги мира иметь спокойную преданность Богу, в суетном веке помнить о всех веках и всём времени спасения всего Человека и т.д.

Если лаик может хранить эту чистоту душевную, память смерную, решимость, сокрушение, для преуспевших - ликование, а для ещё более чистых - по временам глас "хлада тонка", то он - истинный харизматик. Это так просто.

21
Прошу прощения, что замолчу - уезжаю в командировку в Екатеринбург =). Христос воскресе!

22
Alexander, лучше слово святоотеческое, чем поспешное. "Прежде чем стать мастером, нужно много лет быть в подмастерьях", если это слово (мастер) применимо (будем считать, что мастер - это мудрый, богопросвещённый подвижник). Слово св.отцов проверенное, надежное и, как всякий символ, загадочное - для мудрого оно и действенно, и живо, для других - сухо или ещё к-л.  Кроме того, через него действует Бог, ведь не в слове сила, а в том, чтобы Бог открыл истину.

23
Олег, я не о себе говорил. Конечно, всё, что в отрывке из доклада (я заочник - заканчиваю училище православной педагогики в этом году) помогает мне. Я написал доклад лишь тогда, когда смог коротко и просто объять предмет, и не только на бумаге :-), слава Богу. Но у меня есть и друзья с такой расслабленой волей, что слова почти не помогают (они всё понимают, но...). Как им помочь - не знаю. Пусть будет воля Божия. А здесь часть текста доклада опубликовал просто так - может кому-то поможет, напомнит и т.д. У нас в Училище ценят только тексты по существу и сразу приложимые к собственному деятельному благочестию :-), даже если ты заочник - по слову видно, кто ты :-). Христос воскресе!

24
Ладно. Спасибо. Христос воскресе!

25
alluz, у меня трое детишек :lol и воскресная школа  :lol

26
Alexander, так что делать тому, кто утерял этот первый огонь ревности или не узнал знал его, когда он касался человека? Что делать тому, чей дух перестал гореть?

27
alluz, я не обсуждал, а просто стало жалко, поймите меня, пожалуйста, правильно. Молчать стыдно, когда душе иной плохо. Впрочем, сам понимаю, это бесполезно. Простите меня.

28
alluz, простите меня, но я думаю, что всем нам нужно взращивать добрый помысел. Такие слова - "всё это читано-перечитано" можно услышать от чад мира и любопытных любителей Интернета, которые не понимают о чём говорят (ни чего утверждают :-)) и уж совсем не понимают что такое жизнь верующего человека. Им можно сказать по русски (авось не обидятся): "Повторение - мать учения." Не довольно? Тогда приведём маленький рассказ (первы попавшийся):
Цитировать
Некоторый брат усильно просил авву Сисоя сказать ему назидательное слово, и авва сказал: пребывай трезвенно (бодрствуя над собою) в келлии твоей, и мысленно представь себя Богу (предстань Богу, ощутив Его присутствие) со многими слезами, в сокрушении духа, и найдешь покой
Я не авва, alluz, но сейчас вместо авв для нас единомысленные братья, но суть осталась та же. Жалко, что вы уже этого не хотите или не можете различать.

29
Данный текст - о духовной ревности о Боге. Ревность является основанием деятельного стремления к совершенству жизни по Богу.  Ревность хранится и возраждается следующими действиями:
1)   Постоянным памятованием (хранением разума в духовном области) - это молитва, чтение, размышление (особенно памятование  о смерти и непрестанная молитва)…Эта деятельность, храня и собирая ум на Божественном, умножает желание сердца к Нему,
2)   Воздержанием: только при воздержании от сластолюбия (всех видов) и чревоугодия, возможно хранить духовное желание. Сластолюбие (удовлетворение телесных и душевных желаний) напрямую подавляет духовное желание и рождает помыслы, а чревоугодие рождает леность и оставление духовной деятельности (молитва, чтение, размышление-памятование).
3)   Смирением: ревность хранится только в смиренной душе, которая всегда хочет учиться и никогда не почитает себя чего-либо достигшей. Бог постигается не одними духовными усилиями (ума и сердца), а святостью и совершенством жизни, и этому истинному совершенству, как и совершенству Божественному, нет пределов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   «ЧТО ПОТРЕБНО ПОКАЯВШЕМУСЯ И ВСТУПИВШЕМУ НА ДОБРЫЙ ПУТЬ СПАСЕНИЯ.» Свт.Феофан Затворник, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, М.,1997
2.   « Слова подвижнические », преподобный Исаак Сирин, М, 1998
3.   «О Прелести», свт. Игнатий (Брянчанинов), 1997, INTERNET "Российский православный информационно-издательский Центр".
4.   «Правильное состояние духа (смирение, внимание, молитва) Из творений Святителя Игнатия Брянчанинова»,  М., 1998.
5.    «Моя жизнь во Христе », Том 1, М., 1998.
6.   «О Божественных тайнах и духовной жизни. Новооткрытые тексты », пр. Исаак Сирин, СПб, «Алетейя», 2003
7.   «Лествица », пр. Иоанн Лествичник, М.,Сергиев Посад, 1908
8.   «МОЛДАВСКИЙ СТАРЕЦ ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ. ЕГО ЖИЗНЬ, УЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАШЕСТВО.»  Часть 4, Глава 1. Протоиерей Сергий Четвериков,YMCA-PRESS, Paris
9.   «Святитель Феофан Затворник. НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Богословская симфония по письмам свт. Феофана Затворника, составленная Преосвященнейшим Иоанном, Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским»,1997.
10.   «Мучение любви. Келейные записки», арх.Лазарь (Абашидзе), Издательство Саратовской епархии, Саратов, 2005.

30
Из двух областей духовного жительства – деятельной и созерцательной, ревность, преимущественно служит деятельной (practice). Пр.Исаак говорит, что «деятельность, очищает страстную часть души по силе ревности» ([2], Слово 2) и описывает её так: «ко всякому побуждению к желанию благого в самом начале возникновения его присоединяется некая ревность, напоминающая по теплоте своей раскаленные угли. Она обычно, словно стена, окружает это побуждение желания и отгоняет от него всякое возможное препятствие …; ибо обладает она великой мощью … для всецелого укрепления души, дабы не ослабевала <душа> и не колебалась под воздействием всевозможных неприятностей. И это первое <побуждение> есть сила святого желания, насажденная в естестве души, то есть побуждение, возбуждаемое силой "раздражительной" <способности>, … которую Бог естественным образом поместил в нас, дабы охраняла она пределы естества, посылая мощь стремительности своей для исполнения естественного желания души, то есть добродетели: без этой <мощи> добродетель не взращивается. Она и называется "ревностью"» ([6], Беседа 171).
Свт.Феофан пишет, что ревность – это «сила, делающая <…> сносливым <…> усердие, тщание <…> христианин, – когда имеет ревность, искание, – все одолеет… Искание все доставляет … Искание есть жизненный дух, с погашением которого замирает жизнь. Это огнь, принесенный Спасителем на землю; это Его свет и живот….Много людей есть проходящих подвиги и делание, но без плода: плод от духа, а дух Божий – в ревности.» ([3], глава «О ревности душевной и духовной»), свт.Феофан Затворник ([1])
Есть две причины, из-за которых сила ревности укрепляется, пробуждается и воспламеняется: это страх потерять «благо, которое <человек>… приобрел или имеет в виду приобрести» и воспламенение сердца Божественным желанием добродетели. ([6], Беседа 171). «Любовь - источник огня в сердце» - говорит пр.Иоанн Лествичник ([7], Слово 30).
 «А из причин ослабления … (ревности – С.С.) первая - когда вожделение <добродетели> притупляется и уменьшается в душе; вторая же - когда некий самоуверенный помысел входит в душу и поселяется <в ней>, так что человек уверен <в себе> и весьма часто думает, что ему не нужно бояться ничего, что может повредить ему.» ([6], Беседа 171). Свт.Феофан пишет: «Все строение … ревности можно выразить так: ищи в надежде … и непрестанно начиная.»[6].
Значит, ревность имеет основаниями Божественное вожделение души, забывающее все пожелания ради желания одного Бога, и смиренное мнение о себе подобно апостольскому: «не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед»(Филипп. 3, 13). Но можно ли считать себя «достигшим» перед лицом бесконечно совершенного, недостижимого Бога? Отсюда ясно, что духовное довольство собой – это не столько состояние в отношениях с Богом, сколько признак угасания и прекращения этих отношений. Это состояние, когда душа оборачивается от Бога к миру, чтобы быть с ним, наслаждением от человеческого добра, а далее – и от тщеславия, заменяя оскудение Божиего блага и откровения благодати.
Ревность, как и всё доброе, необходимо искать и хранить усилием, направленным на умножение Божественного желания сердца через поучение и просвещение разума. Жизнеописатель пр.Паисия (Величковского) пишет о святом, что «он читал священные книги с величайшим вниманием, от внимания рождалось разумение, от разумения желание, от желания ревность», а сам старец советовал своим ученикам «читать писания Отцов, от чего просвещается ум человека и возрастает ревность к исполнению заповедей евангельских»[8]. А свт. Феофан пишет: «Память Божия … вводит в созерцание … Божиих дел: благости, правды, творения, Промышления, искупления, Суда и воздаяния … пребывание в этой области поддерживает и живит ревность…» ([9]).
Если же ум не стоит в Божественных истине, то человек своей душе «искапывает ров погибели от лености происходящим парением помыслов, от которых … воцарилась холодность» ([2], Слово 60), т.е. от рассеянных мыслей и сердце забывает Божественное желание, от чего охладевает ревность.
О восставлении кратковременных (периодических) спадов ревности пишет пр.Исаак: «Во время … расслабления и лености … представляй в сердце своем прежнее время рачительности своей, как был ты заботлив о всем даже до малости… Ибо … таковыми воспоминаниями душа … возбуждается как бы из глубины, облекается пламенем ревности» ([2], Слово 2), т.е. делает ударение на созерцательном (духовном) усилии ума и сердца.
А о случае, когда охлаждение произошло в результате длительного ложного направления духовной жизни святитель Феофан пишет, что восстанавливать ревность нужно «всем, чем обычно упражняют себя люди благочестивые: богомыслием, усилением самоумерщвления, или строгостию к себе, к плоти своей, наипаче же молитвою»([9], статья «Путь спасения»), т.е. и деятельным и духовным усилием.
Молитва единит человека с Богом, ходатайствует о помощи, являясь причиной благодати и Божественного желания – источника ревности.
В богомыслии же особое место имеет мысль о смерти. Свт.Феофан говорит, что для восстановления ревности нужно разумом «пройти весь ряд Божественных истин предвечного бытия Бога до конца и остановиться на … своей смерти и последующем затем решении, неизменном на вечные веки … остановиться не голою мыслию, а с полным чувством» ([9]). Жизнеописатель пр.Серафима Саровского говорит, что «польза от размышления о смерти есть та, что размышление о ней удаляет человека от грехов и вселяет в него ревность к добродетели.» [10].
Память о близкой к человеку смерти помогает возжечь Божественное желание, поскольку пресекает дух мира, отделяет душу от «всего, что в мире: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской»(1 Иоанн 2, 16). Она обращает ум (а вслед и сердце) от временного к вечному, от человека к Богу, приводит в сокрушение и страх Божий.

Страницы: 1 [2] 3 4 ... 15