Исихазм

Автор Тема: Святоотеческое учение о Премудрости Божией  (Прочитано 11307 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Святоотеческое учение о Премудрости Божией
« Ответ #15 : 22 Август 2006, 04:16:22 »
Естественные и нравственные законы - это «логосы этого мира» (выражение Евагрия).  Они, по слову Максима Исповедника, «делают возможным частичное постижение Премудрости Божией, пребывающей во всех творениях. И до тех пор, пока они используются для такого постижения, им присущи и середина, и частичное восприятие» (Главы о богословии и Домостроительстве, 1, 70).

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Святоотеческое учение о Премудрости Божией
« Ответ #16 : 26 Август 2006, 19:29:48 »
Мне все же думается, что сам св. Максим не пытался конкретно обозначить логосы. Казалось, в одном месте у него мы замечаем выстроенную триаду, но в другом она «рассыпается» в зависимости от контекста. Также и логосы промысла или благо(присно)бытия в другом месте он называет «свойствами» и выделяет четыре божественных idiomaton, прибавляя "благость" и "премудрость".  Взгляните:

 
Цитировать
25) Бог, приводя в бытие разумное и умное существо по высочайшей благости Своей, сообщил сим тварям четыре Божественные свойства, их содержащие, охраняющие и спасающие: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Из них два первые даровал естеству (ousia), а два последние нравственной способности: естеству – бытие и приснобытие, а нравственной способности – благость и премудрость, дабы тварь соделывалась тем по причастию, что Он Сам есть по естеству. (О любви. 3-я сотница)

В ином месте он выделяет «благость», «премудрость» и «силу»:

Цитировать
96) Бога знаем мы не по существу Его, но по великолепию творений Его, и Его о них промыслу. В них, как в зеркале, видим мы беспредельную Его благость, премудрость и силу. (О любви. 1-я сотница).


Наверное, надо разделять Премудрость как свойство (idiomata) Божества (Максим говорит даже о «Самопремудрости» (О любви. 3-я сотница, 27) и Премудрость в проекции в тварный мир, которая в Св. Писании именуется как «дух Премудрости».

«Самопремудрость» для нас «непостижима» и «неисследуема» (Ср.: 4-я сотница, 1, 3).

Антоний (Булатович) называет «дух Премудрости» энергией Божества.  (См. Иеросхимонах Антоний (Булатович). Моя мысль во Христе. О Деятельности (Энергии) Божества. 4-я глава о Премудрости Божией). Это сокровенные в человеке «сокровища премудрости и ведения» ((Колос. 2, 3; Ср. МИ, О любви, 4-я сотница, 70).

Складывается также впечатление, что св. Максим достаточно «произвольно» пользуется понятиями «логос» или «идиомата», или …(?), исходя из контекста.