Исихазм

Автор Тема: О болезненных явлениях при сосредоточении на сердце  (Прочитано 10158 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=24.msg142#msg142

Вопрос: Здравствуйте!

Расскажите, кто знает, верный ли путь у человека, который молился гласно Иисусовой молитвой и домолился до того, что внимание у него стало понемногу уходить в левую часть груди, выше левого сосца, само собой , без внешних понуждений сойти вниманием в ту область груди, а потом, после почти постоянного пребывания внимания там, в груди, начала появляться боль-жжение…

Ответ: О болезненности при сердечной молитве говорят подвижники. Более того, в одной из книг, недавно изданных (Трезвенное созерцание, слово 5 и 6) говорится об острой боли и о том, что "некоторые харкают кровью, доколе не изгонят из своего сердца сатану со всеми его полчищами". Однако, для нас было бы весьма сомнительным принимать такую рекомендацию близко к сердцу.

Из опыта своего и близких мне по духу людей знаю, что могут наблюдаться различные явления, в т.ч., болезненные при сосредоточении на сердце. Физические боли имеют место быть особенно в начале интенсивной молитвенной практики, и знаменуют они во многом нашу неочищенность. По мере очищения и расширения сердечного пространства боли видоизменяются или уходят.

Основные причины, вызывающие чрезмерные болезненные ощущения:
1) Сосредоточение на сердце как на физическом органе. Если попробовать концентрироваться хотя бы на пальце руки, то спустя совсем небольшое время появится ощущение потепления, пульсация и чувство внутреннего давления из-за притока крови. Дальнейшее сосредоточение может привести к болезненному ощущению. То же и со сердечным собиранием. В действительности, сосредотачиваться надо не на физическом, а на духовном органе. Пока духовное сердце не открыто, имеет смысл ослабить давление на физ.сердце, и тогда боль утихнет;
2) сама сердечная молитва, если она найдена, вызывает напряжение в сердечной области. Это уже не совсем физическое явление, а больше психосоматическое (и душевное). Такую чувственно-душевную боль легко перепутать с физической. Душевное движение вокруг сердца может быть очень интенсивным и будет восприниматься болезненно, вплоть до ощущения прободения и разрыва сердца. Еще раз: это не физическая боль, и перенесение ее на физ.орган ни к чему хорошему не приведет.

Я считаю, что искусственно усиливать и провоцировать физическую или чувственно-душевную боль по типу, предложенному в "Трезвенном созерцании", по крайней мере, для нас, живущих в миру, не полезно. При должном трезвенном отношении к себе можно прервать или ослабить негативные явления, возникающие при умной и сердечной молитве, как впрочем, можно и контролировать т.н. позитивные, чтобы не впасть в эмоциональное возбуждение или экзальтацию.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=24.msg147#msg147

Вопрос: человек молился только гласной молитвой, внимание ума он заключал в слова молитвы - и не более. Со временем (через 4 года такой молитвы) внимание ума само стало уходить, без усилий человека, в левую область груди. Человек продолжал молиться далее, при таком новом виде внимания, как обычно, заключая ум в слова молитвы. Внимание в груди усиливалось, потом через месяца 3 началась боль в физическом органе… Так вот вопрос - как молиться то дальше чтобы боль ушла?

Ответ: Четыре года молитвы - это уже достаточный срок при полученном опыте, чтобы перейти с одной ступеньки новоначалия на другую. При рассмотрении той ситуации, которую описывает Гость, видно, что этот переход уже произошел: молитва перестала быть только гласной, но стала отчасти и сердечной. Факт сей нельзя игнорировать, продолжая молиться как бы в неведении.

Общие рекомендации: 1) вдумчивое чтение св.отцов, говорящих о правилах перехода молитвы от гласной к устной, сердечной и т.д., с анализом и  собственного состояния и ощущений; 2) в случае внутреннего согласия на дальнейшую практику сознательный переход к других видам молитвы; 3) исследование возникающей боли, которое требует, как минимум, умения внутренне собираться, умения хоть в небольшой степени контролировать мысленную деятельность для ее успокоения, умения не отождествлять себя с физическими процессами, происходящими в теле.

Далее я могу только поделиться опытом снятия болезненных ощущений, ни в коей мере не требуя делать так же.

Возникающая боль притягивает внимание молящегося, усиливая тем самым концентрацию на ней. Повышенное сосредоточение на боли еще больше ее развивает. Необходимо переключить внимание. Это можно сделать в грубой форме, например, прервав молитву, или в более тонкой, переместив часть внимания, например, на духовное чтение или размышление так, чтобы не терялась связь с сердцем. Можно пройти вниманием за боль, оставив ее как бы сзади. И наконец, можно войти в саму боль. Для этого требуется некоторый опыт и решимость, чтобы не быть поглощенным болью и не испугаться. Находясь в боли, взывать к Господу... Держи свой ум во аде и не отчаивайся, - говорил старец Силуан.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1286.msg14379#msg14379

Вопрос: Я недавно начала практиковать Иисусову молитву. Совсем немного, потихоньку. У меня появился странный побочный эффект. Боль в сердце, резкая, колющая, незаметить её не возможно. Делаю перерыв на день или на два. Может, у кого то было подобное. Заранее благодарна.

Ответ: Разговор о боли в сердце заводился на форуме не раз, из чего следует, что проблема неожиданных ощущений в сердечной области при молитве является весьма распространенной.

Общий совет: провоцировать и усиливать болезненные ощущения в сердце не надо. Сами ощущения (в сердце) бывают очень разные, и имеют они различную причину, поэтому один совет на все случаи не годится. Разумно сменить (на время) образ молитвы, чтобы отказаться от излишнего (часто несознательного) сосредоточения на физическом сердце. Иногда лучше направить внимание на слова молитвы. Самый лучший вариант - сознательное умение снимать излишнюю напряженность.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2738.msg95332#msg95332

Вопрос: А как вообще понять или представить хоть бы на мысленном уровне- ЧТО ЭТО ТАКОЕ" ПРОБОДЕНИЕ"?
Мне само слово мало что говорит...да ничего не говорит. Я его не понимаю.
Ведь, по всей вероятности, оно далеко стоит от медицинского термина, не так ли?

Ответ: Прободение - пробой душевного околосердечного пространства и раскрытие (сокровенного) сердца. И очень болезненное, и, одновременно, радостно-сострадательное переживание. 

Условно можно выделить два этапа.

Первый подобен нанесению ударов копья по сердцу. Это мощные энергетические толчки как бы извне внутрь. При этом ощущается (переживается, видится) присутствие ангельских сил, которые и наносят эти удары.

Второй подобен разрыву сердца, когда, кажется, весь мир - с его болью и скорбью - входит в сердце. Болезненное ощущение разорванного сердца остается  надолго. И при этом происходит освобождение и расширение сердца, после которого старые переживания жжения, тепла и света в сердце выглядят маленькими.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2030.msg95559#msg95559

Вопрос: А может ли сердечное место быть обретено...БЕЗ прободения?...без боли копья и пр...

Ответ: Да. Вообще лучше не создавать жесткие правила в практике молитвы, а тем более в (около)мистических переживаниях. Чтобы не привязываться к переживаниям. И чтобы они не навязывались... не фантазировались. Намечен общий путь, выявлены схожие моменты, а особенности прохождения у каждого свои.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2533.msg103341#msg103341

Вопрос: Тут Александр писал о прободении...и о том что это болезненно...
Может быть аритмия это вариант прободения...только продлённый...и не такой болезненный...

А может быть прободение ещё предстоит...
Александр ...а вы как думаете?...
 
Ответ: Причин у аритмии множество. Сосредоточенная молитва (в сердечной области) - одна из них. Аритмия принадлежит физической (телесной) природе. И может быть связана с душевным состоянием, его изменением, напряжением... Прободение уже принадлежит к более глубокому душевному состоянию - выходу наружу сокровенного. Это переживание, если угодно, мистическое и субъективное. Его ритмом сердца так просто не измерить. И то, что называю прободением, не обязательно должно произойти в явной форме.

У меня от рождения небольшая дыхательная аритмия сердца. А при молитве длительной аритмии не замечал. Колотьба, затухание, спазмы, иногда боль - и сильная - это было.