http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=24.msg142#msg142Вопрос: Здравствуйте!
Расскажите, кто знает, верный ли путь у человека, который молился гласно Иисусовой молитвой и домолился до того, что внимание у него стало понемногу уходить в левую часть груди, выше левого сосца, само собой , без внешних понуждений сойти вниманием в ту область груди, а потом, после почти постоянного пребывания внимания там, в груди, начала появляться боль-жжение…
Ответ: О болезненности при сердечной молитве говорят подвижники. Более того, в одной из книг, недавно изданных (Трезвенное созерцание, слово 5 и 6) говорится об острой боли и о том, что "некоторые харкают кровью, доколе не изгонят из своего сердца сатану со всеми его полчищами". Однако, для нас было бы весьма сомнительным принимать такую рекомендацию близко к сердцу.
Из опыта своего и близких мне по духу людей знаю, что могут наблюдаться различные явления, в т.ч., болезненные при сосредоточении на сердце. Физические боли имеют место быть особенно в начале интенсивной молитвенной практики, и знаменуют они во многом нашу неочищенность. По мере очищения и расширения сердечного пространства боли видоизменяются или уходят.
Основные причины, вызывающие чрезмерные болезненные ощущения:
1) Сосредоточение на сердце как на физическом органе. Если попробовать концентрироваться хотя бы на пальце руки, то спустя совсем небольшое время появится ощущение потепления, пульсация и чувство внутреннего давления из-за притока крови. Дальнейшее сосредоточение может привести к болезненному ощущению. То же и со сердечным собиранием. В действительности, сосредотачиваться надо не на физическом, а на духовном органе. Пока духовное сердце не открыто, имеет смысл ослабить давление на физ.сердце, и тогда боль утихнет;
2) сама сердечная молитва, если она найдена, вызывает напряжение в сердечной области. Это уже не совсем физическое явление, а больше психосоматическое (и душевное). Такую чувственно-душевную боль легко перепутать с физической. Душевное движение вокруг сердца может быть очень интенсивным и будет восприниматься болезненно, вплоть до ощущения прободения и разрыва сердца. Еще раз: это не физическая боль, и перенесение ее на физ.орган ни к чему хорошему не приведет.
Я считаю, что искусственно усиливать и провоцировать физическую или чувственно-душевную боль по типу, предложенному в "Трезвенном созерцании", по крайней мере, для нас, живущих в миру, не полезно. При должном трезвенном отношении к себе можно прервать или ослабить негативные явления, возникающие при умной и сердечной молитве, как впрочем, можно и контролировать т.н. позитивные, чтобы не впасть в эмоциональное возбуждение или экзальтацию.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=24.msg147#msg147Вопрос: человек молился только гласной молитвой, внимание ума он заключал в слова молитвы - и не более. Со временем (через 4 года такой молитвы) внимание ума само стало уходить, без усилий человека, в левую область груди. Человек продолжал молиться далее, при таком новом виде внимания, как обычно, заключая ум в слова молитвы. Внимание в груди усиливалось, потом через месяца 3 началась боль в физическом органе… Так вот вопрос - как молиться то дальше чтобы боль ушла?
Ответ: Четыре года молитвы - это уже достаточный срок при полученном опыте, чтобы перейти с одной ступеньки новоначалия на другую. При рассмотрении той ситуации, которую описывает Гость, видно, что этот переход уже произошел: молитва перестала быть только гласной, но стала отчасти и сердечной. Факт сей нельзя игнорировать, продолжая молиться как бы в неведении.
Общие рекомендации: 1) вдумчивое чтение св.отцов, говорящих о правилах перехода молитвы от гласной к устной, сердечной и т.д., с анализом и собственного состояния и ощущений; 2) в случае внутреннего согласия на дальнейшую практику сознательный переход к других видам молитвы; 3) исследование возникающей боли, которое требует, как минимум, умения внутренне собираться, умения хоть в небольшой степени контролировать мысленную деятельность для ее успокоения, умения не отождествлять себя с физическими процессами, происходящими в теле.
Далее я могу только поделиться опытом снятия болезненных ощущений, ни в коей мере не требуя делать так же.
Возникающая боль притягивает внимание молящегося, усиливая тем самым концентрацию на ней. Повышенное сосредоточение на боли еще больше ее развивает. Необходимо переключить внимание. Это можно сделать в грубой форме, например, прервав молитву, или в более тонкой, переместив часть внимания, например, на духовное чтение или размышление так, чтобы не терялась связь с сердцем. Можно пройти вниманием за боль, оставив ее как бы сзади. И наконец, можно войти в саму боль. Для этого требуется некоторый опыт и решимость, чтобы не быть поглощенным болью и не испугаться. Находясь в боли, взывать к Господу...
Держи свой ум во аде и не отчаивайся, - говорил старец Силуан.